ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Занятия с ребенком с дисграфией. Дислексия и дисграфия у младших школьников: причины, проявления и способы коррекции

Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.

Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.

Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.

По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.

Что провоцирует развитие нарушения

Вызвать нарушение могут такие причины:

Механизм развития отклонения

Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.

Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.

При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.

Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Существует пять типов дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая , связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
  • акустическая , вызвана нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза ;
  • аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне ;
  • оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Характерные проявления

В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:

  1. При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
  2. При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
  3. В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
  4. Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
  5. В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове.

Самые распространенные ошибки

Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:

  • недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
  • добавление ненужных элементов;
  • пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
  • зеркальное написание букв.

Сопутствующие отклонения

Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.

Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.

Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.

Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.

В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.

Виды ошибок при дисграфии

Профессиональная диагностика

Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.

Обследование проходит поэтапно и включает в себя:

  • анализ письменных работ;
  • оценка общего развития и речевого развития в частности;
  • анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
  • исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.

Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:

  • переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
  • диктант;
  • описание сюжета по рисунку;
  • чтение вслух.

После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.

В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.

Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?

В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.

Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.

Коррекция нарушения

Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно.

Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.

Цели такой работы заключаются в следующем:

  • устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • улучшение всех познавательных сфер.

Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.

При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.

Упражнения для деток младшего школьного возраста

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом.

Вот некоторые из них:

  1. Корректурная правка . Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
  2. Пишем вслух . Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
  3. Лабиринты . Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.

Шансы на успех — каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома.

Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Также необходимо придерживаться таких правил:

  1. Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически . Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
  2. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома . Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
  3. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью , ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
  4. Оказывать ребёнку психологическую поддержку , т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

В начальной школе многие дети имеют затруднения при грамотном письме. Следует отметить, что некоторые из них не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с грамматикой и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный несформированной высшей психической деятельностью. Конечно, ошибки в тексте встречаются практически у всех учеников начальной школы, но лишь у 12-20% учащихся причина кроется в дисграфии. Дисграфия — это серьезное нарушение в психике детей, которое необходимо устранять на раннем этапе.

Дети, страдающие этим расстройством, во время письма совершают серьезные ошибки: путают слова, повторяют одно и то же слово и путают буквы. Данное заболевание не является признаком задержки интеллектуального развития и поддается коррекции.

На что стоит обратить внимание:

  • Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
  • Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
  • Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.

Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения. Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться. Затруднения возникают именно с визуальной информацией. Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.

Дисграфия и дислексия являются схожими по своей природе недугами, поэтому часто люди страдают от обоих расстройств сразу.

Какие дети попадают в фактор риска:

  • левши;
  • бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
  • дети, начавшие раннее обучение в школе;
  • дети, растущие в мультиязычной семье;
  • дети, страдающие рассеянным вниманием;
  • дети, которые рано начали заниматься с логопедом.

Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению. Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д. В результате появившаяся психологическая травма.

Виды дисграфии

Специалисты разделяют дисграфию на следующие виды:

  • Артикуляторно — акустическая.
  • Акустическая.
  • Проблемы звукового анализа.
  • Аграмматическая.
  • Оптическая.

Коррекция дисграфии – это совместная работа учителей, родителей и логопеда. Для того чтобы в полной мере понять природу данного расстройства, следует разобраться в предмете более углубленно.

  1. Человек, невнятно произносящий отдельные звуки и путающий в речи букву «р» и «л» подвержен артикуляторно — акустической дисграфии. Неспособность правильно произнести какую-либо букву часто приводит к ее умышленному пропуску. К примеру, обследуемый испытывает затруднение при выговоре чередующихся согласных, что приводит к некорректному произношению слов: «приток – питок», «трансформация – тансфомация», «тридцать – тицать», «творог — толог» и т.д.
  2. Если человек путает буквы, то причина этому может заключаться в акустической дисграфии. Звонкие и шипящие звуки в одном слове провоцируют человека некорректно произносить и писать некоторые слова.
  3. Суммирование нескольких слов в одно, является причиной патологии, характерного для неправильного звукового анализа. Например, человек вместо «красивый интерьер» произносит «кратирьер». Часто люди, страдающие от данного расстройства склоны к написанию предлогов отдельно от слов, так как слышат между ними ярко выраженную границу: «извечный – из вечный», «перевал — пере вал» и т.д.
  4. Неспособность согласовывать слова является явным признаком аграмматического расстройства. В качестве примера можно привести следующие словосочетания: непростой решения, сложная задачи и т.д.
  5. Очень часто встречается расстройство, при котором дети пишут некоторые буквы, форма которых ярко выражена наоборот. Буквы словно отзеркаленны (Я, Р, В, Ь и т.д.). Такое расстройство обусловлено оптической дисграфией.

Это основные формы недуга, на практике часто встречаются более сложные варианты, которые суммируют в себе несколько форм. Несмотря на наличие такого количества форм, лечение дисграфии во многом проходит по одной методологии.

Дисграфия у взрослых встречается не менее часто, чем у детей. Причиной возникновения данного расстройства может стать опухоль, черепно-мозговая травма, менингит, асфиксия, родовые травмы и т.д.

Дисграфия у взрослых проявляется, так же как и у детей: ошибки во время письма, которые человек повторяет из раза в раз, при этом хорошо зная грамматику и орфографию. Часто люди, страдающие данным недугом, путают буквы, которые внешне схожи по написанию (ъ-ь, в-ь, ш-щ, г-р и т.д.)

Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма

Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации. Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке. Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.

Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.

Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.

Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.

В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график.
Также обязательно следует определить причины патологии.

Диагностика дисграфии у детей

Диагностика дисграфии подразумевает прохождение обследований у невролога, офтальмолога, отоларинголога и логопеда. Как уже говорилось ранее дисграфия и дислексия имеют схожие характеристики, поэтому помощь квалифицированных специалистов поможет выявить оба расстройства и устранить их.

В первую очередь необходимо точно определить, не является ли неграмотная речь обследуемого следствием патологии, а не банального незнания правил правописания.

Обследование будет проходить в несколько этапов:

  • Вначале будут исследованы письменные работы и проведен их анализ.
  • Далее необходимо послушать устную речь и определить наличие отклонений. Во время исследования ведется наблюдение за жестикуляцией манерой изъясняться, также определяется ведущая рука.
  • Во время всего обследования специалисты исследуют словарный запас, произношение различных звуков, восприятие звуков и слоговую структуру, которую составляет обследуемый во время разговора.
  • После того как исследования речи завершатся, начинается исследование письменной речи. Обследуемый переписывает сначала печатный, рукописный текст, затем выполняет диктант, составляет описания по изображениям, читает слога, слова и тексты.

Когда все процедуры закончены, логопед анализирует результаты и выносит заключение. Дислексия и дисграфия у детей, как правило, ярко выражены и их определение зачастую не составляет особых затруднений у специалиста.

Многим может показаться, что вышеуказанные процедуры можно провести дома, без помощи специалиста, но это абсолютно неверно. Для того чтобы выполнить максимально точное обследование, необходимо обладать опытом и необходимыми знаниями. В противном случае можно совершить ряд ошибок, что приведет к неправильному заключению и неверному пониманию как лечить патологию.

Коррекция дисграфии у детей школьного возраста

Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.

Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.

Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.

Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности.

Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.

Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.

Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.

Существует отличное упражнение, которое необязательно проходить вместе с логопедом. Ребенок пишет какой-либо текст (необязательно под диктовку) и проговаривает каждое слово. Очень важно, чтобы ребенок четко произносил слабые доли.

Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».

Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.

Профилактика дисграфии у ребенка

Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.

Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:

  • Определение предмета по контурному изображению.
  • Поиск одинаковых предметов на картинке.
  • Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
  • Определить предмет по отдельным деталям.
  • Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
  • Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.

Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.

Дислексия и дисграфия ия у младших школьников – это психоневрологические нарушения, выражаемые в нарушении письма (дисграфия) и чтения (дислексия), что выражается в стойких ошибках по определённому типу.

Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.

  1. Фонематическая дислексия может быть связана:
  1. Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
  2. Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
  3. Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
  4. Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».

Симптомы и причины дислексии

Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:

Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.

Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).

Как лечить

Как правило, дислексия не предполагает медикаментозного лечения. Однако, возможно назначение тех препаратов, которые устраняют проблемы конкретного ребёнка. Например, при ярко выраженном дефиците внимания или сильных головных болях. Поэтому помните, что лечение в таких случаях должен назначать исключительно ваш лечащий врач. И то, что будет показано одному малышу, может совсем не подходить другому.

А вот коррекция дислексии часто имеет более универсальные комплексы. Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию произношения звуков, соотнесение буквы и звука с помощью игровых наглядных примеров. Подобным образом при аграмматической дислексии происходят занятия по формированию словообразований. Дополнительно так же развиваются слухоречевое восприятие, анализ и синтез материала.

Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной. Поэтому важно использовать нестандартные визуальные подходы, формирующие специфичекие образы с помощью игровых и демонстрационных методов. Например, метод Рональда и Дейвиса предполагает обучению, при котором печатным символам присваиваются мысленные образы, с помощью которых убираются «белые пятна» восприятия.


Что такое дисграфия?

Дисграфия же является похожей проблемой, но связанной с проблемами написания слов и текстов. Некоторые виды дисграфии принято рассматривать, как возможное продолжение проблемы дислексии. Другие же часто выделяются в отдельный вид проблем. Итак, принято выделять пять видов дисграфии.

Однако, чаще всего проявляются несколько форм дисграфии. Помимо перечисленных, стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • ребёнок часто не может решить какой рукой стоит писать;
  • у ребёнка неимоверно плохой почерк, сложно выделить в нём элементы;
  • малыш может жаловаться на головные боли во время выполнения письменных работ;
  • слова плохо ориентированы относительно клеточек или линий тетради («скачут»);
  • возникает явная проблема с элементарными знаками препинания (точками) и заглавными буквами (после точки, имена).

Причины патологии

Учёные до сих пор не имеют единого мнения на этот счёт. Достоверно известно, что навыки письма хорошо развиваются в случае достаточно развитых составляющих, таких как чёткое произнесение звуков, лексика, грамматика, обобщение. Если что-то из перечисленного, страдает, то может страдать и письмо.

Кроме того, дисграфию часто связывают с тяжёлым течением беременности, родовыми травмами ребёнка, тяжёлыми заболеваниями (менингитом, инсультом, энцефалитом), перенесённой инфекцией и интоксикацией.

Из социальных факторов стоит отметить крайнюю степень социальной запущенности и многоязычные семьи. Кроме того, отмечается наследственная предрасположенность к дисграфии.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

Итак, если ещё у малыша дошкольного возраста вы заподозрили что-то неладное, попробуйте подтвердить или развеять свои опасения путём несложных домашних заданий. Прежде всего, попросите нарисовать что-нибудь карандашом и проанализируйте его рисунок. У дисграфиков контур рисунка будет представлять рваные, дрожащие линии. Они могут быть еле-еле заметны, а могут быть, наоборот, с сильным нажимом. Так же малыш может упорно отказываться рисовать, ссылаясь на то, что у него при этом «болят ручки». Это свидетельствует о физиологической недосформированности данного навыка.

Для школьников же существуют экспресс-тесты, состоящие из нескольких заданий. Задание номер один включает в себя постановку нужных окончаний. Можете сами придумать несколько таких словосочетаний. Например, «вишня спел…», «пруд глубок…», «груши вкусн…» и т.д. Во втором задании нужно подобрать пару по принципу один-много (шар-шары, рот-…., спит-…., читает-….) В третьем задании нужно составить предложение по заданным словам. Например, «повар, готовить, ужин» должно трансформироваться в «повар готовит ужин».

Четвертый шаг предполагает составление слов из разрозненных слогов: «ба со ка» — «собака», «ка лож» — «ложка». Задание № 5 просит составить из букв слово: «о г к а р» — «горка», «е ч в е л к о» — «человек». Шестое задание проверяет возможность ориентировки между приставкой и предлогом. В этом случае необходимо открыть скобки «(по)ехал (по)дороге», «(от)летел (от)окна». Далее даётся небольшие диктанты. Причём в одном из них необходимо употребить собственное имя, чтобы была возможность вставить.

Можно просто дать канву с основным текстом, куда под диктовку стоит вставить несколько слов. В итоге получим оценку на возможное наличие подозрений на аграмматическую, акустическую и дисграфию на фоне анализа и синтеза.

Однако, сами подозрения ещё не являются реальным диагнозом. Поэтому, стоит обязательно обратится к специалисту. Ведь помимо обнаруженных проблем, обязательно нужно убедиться в отсутствии проблем со слухом и зрением, нормальным функционированием конечностей. Возможно для уточнения диагноза нужно будет сделать МРТ или прочие исследования функционирования головного мозга.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Домашние упражнения для устранения дисграфии

Отличный метод называется «корректурная правка»: в объёмном тексте необходимо искать и вычёркивать одну и ту же букву. Так же необходимы задания на развитие моторики. Для этого чертите или распечатывайте побольше лабиринтов, по которым школьник должен вести карандашом, чтобы найти выход.

Однако, помимо специальных заданий, малыша стоит приобщать к спортивным тренировкам, которые способны развивать координацию и движения: настольный теннис, бадминтон и т.д.

Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии

Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.

Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.

Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.

Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком результат будет скорым.

Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий. Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых - найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны. Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.

Скачать и распечатать задания

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

«Пишем вслух»

Пожалуй, это самое важное упражнение.

Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

«Вглядись и разберись»

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот »...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом «и»".

Чтение "Вверх ногами"

Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием - чтение по отражению текста в зеркале.

"Пропущенные буквы"

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты

Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени.

Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.

Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с . Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии. Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга. Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте. Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление. Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений. Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога. Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии. Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.