ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как не волноваться по любому поводу православие. Как избавиться от нервозности, забывчивости и волнения? Почему мы нервничаем

«Душа, познавшая Господа, ничего не боится, кроме греха »
Преподобный Силуан Афонский

На земле нет человека, который бы чего-то не боялся. Для человека страх – это естественное состояние, которое возникает в случае опасности или угрозы его жизни.

Мир предлагает человеку материальное благополучие и наслаждение, а вместо этого именно здесь рождаются человеческие страхи: ведь все может быть отнято в любой момент, и человек окажется неспособным наслаждаться жизнью.

«Страх имеет много оттенков или степеней: опасение, боязнь, испуг, ужас , – рассказывает психотерапевт Дмитрий Авдеев. – Если источник опасности является неопределенным, то в этом случае говорят о тревоге. Неадекватные реакции страха именуются фобиями ».

В своем труде «Точное изложение православной веры» св. Иоанн Дамаскин указывает: «Страх также бывает шести видов: нерешительность, стыдливость, стыд, ужас, изумление, беспокойство. Нерешительность – есть страх пред будущим действием. Стыд – страх пред ожидаемым порицанием. Стыдливость – страх пред совершенным уже постыдным деянием, это чувство не безнадежно в смысле спасения человека. Ужас – страх пред каким-либо великим явлением. Изумление – страх пред каким-либо необычайным явлением. Беспокойство – страх пред неуспехом или неудачею, ибо, опасаясь потерпеть неудачу в каком-либо деле, мы испытываем беспокойство ».

Преподобный Серафим Саровский наставлял, что есть «Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай ».

Так является ли страх естественным для человека? И как преодолеть его, не повредив своей души?

5 советов Отцов Церкви, как преодолеть страх

1.
Иоанн Лествичник

«Страх есть лишение твердой надежды»

«Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований. /.../ Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.

Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностью Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.

Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится» .

2.
Преподобный Исаак Сирин

«Не унывай, когда дело идет о том, что доставит тебе жизнь, и не поленись за это умереть, потому что малодушие - признак уныния, а небрежение - матерь того и другого. Человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, т. е. телолюбием и маловерием».

«Страх за тело бывает в людях столь силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. Но когда на страх за тело приникает страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня» .

3.
Святитель Тихон Задонский

«Там они трепетали от страха, где не было страха»
(Пс.13:5)

«Зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допустить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, «обратит зло на врагов моих» (Пс.53:7). Огонь не сожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога, ибо все, как творение, без повеления Творца своего, ничего не сделает. Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не миновать мне. Зачем же и того бояться, что неминуемо? Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится» .

4.
Преподобный Ефрем Сирин

«Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собой все ужасы века сего. Ни воды, ни огня, ни зверей, ни народов, словом, ничего не страшатся боящиеся Бога. Кто боится Бога, тот не может согрешить; и если соблюдает он заповеди Божии, то далек от всякого нечестия» .

5.
Паисий Величковский

Паисий Величковский писал, что если настигает тебя «сильное вражеское смущение, когда душа страшится» необходимо «псалмы и молитвы произносить вслух, или с молитвою соединять и рукоделие, чтобы ум внимал тому, что исполняете /.../ и не бояться, ибо с нами пребывает Господь и Ангел Господень никогда не уступает от нас» .

* * *

Как видим, в страхах современной жизни, есть «некая печать неблагополучия человеческого общества», как сказал в проповеди Святейший Патриарх Кирилл, и тут же дал действующий евангельский совет в борьбе со страхами – любовь: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). «Через любовь человек одерживает победу над любыми страхами и становится мужественным и непобедимым. Когда живем с Богом, мы ничего не боимся, мы вручаем свою жизнь воле Божией, стараемся слышать Его голос, способны преодолевать любые трудности жизни, потому что Бог через любовь освобождает нас от страха» .

« В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх » (1Ин. 4:18)

Источники:

2. Преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Слова подвижнические .

5. Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания.

6. Святитель Тихон Задонский. Письма.

Все мы с вами понимаем, что такое заразная болезнь. И стараемся не ходить туда, где видим распространение какой-то инфекции. Благоразумие подсказывает: ты заразишься. Однако, поступая благоразумно в области телесной, очень часто мы действуем безрассудно в области духовной.

Человек со злыми помыслами является источником духовной заразы. Он болен неким духовным гриппом и может перезаразить многих. Когда мы общаемся с теми, кто осуждает и злословит кого-то, то очень часто сидим и поддакиваем. В крайнем случае молчим. Но не заграждаем уста другому человеку. Собеседование с людьми, которые в помыслах своих лукавы и злы, неизбежно заканчивается духовным заражением.

Нам надо помнить святоотеческое учение о том, что благодать Божия удаляется от человека, носящего в себе злые мысли и осуждение. Из одного источника не течет горькая и сладкая вода (см. Иак. 3, 11). Мы с вами помним, что худые сообщества развращают нравы, что с преподобным преподобным будеши, со строптивым развратишися (Пс. 17, 26).

Поэтому мы должны сторониться людей, которые имеют ропотные, развращенные, лукавые мысли. Как это сделать? В практическом плане это достаточно несложно.

Первая степень - не участвовать в осуждении и ропоте. Вам невозможно уйти? Перед вами близкий родственник или начальник? Обстоятельства требуют вашего присутствия? Пускай так, но не участвовать в злой беседе вы можете всегда.

Вторая степень - попытаться аккуратно пресечь эту тему: «Давай не будем говорить с тобой на эту тему», «Давай воздержимся от злословия ближнего».

Третья степень, - когда вы чувствуете, что не в состоянии понести то злое, что говорят окружающие, можно незаметно удалиться. Под каким-то предлогом уйти в другую комнату, прервать беседу, сославшись на какие-то дела.

Если вы знаете за человеком, что он постоянно осуждает других, сердится, сплетничает, - сторонитесь его. Потому что как невозможно среди сплошной смолы не испачкаться, так невозможно не перепачкаться духовно среди людей, которые порицают и злословят ближних.

Но как нам исцелиться, если мы уже заразились гневными помыслами? Как учат Святые Отцы, лечением раздражительной части души является любовь. Мы можем все то зло, которое услышали о человеке и приняли в свое сердце, преобразовать в любовь к нему. Спохватившись, мы можем проявить любовь к ближнему, помолиться за него: «Помоги ему,

Господи». Или - вдруг Господь предоставляет случай сделать добро этому человеку.

Итак, первое нам наставление - уклоняться от злословящих. И второе - если мы заразились, врачевать, - преобразовывать свои злые мысли в мысли добрые, молиться за человека, о котором злое распространяется, и оказывать ему всяческое благо.

Уклоняться от ссор с начальником, с подчиненным и равным

Ссоры и раздоры указывают, прежде всего, на безумие человеческое, на помрачение ума у спорящих сторон и на отсутствие мира между участвующими в споре.

Посему споры и раздоры бывают троякого рода. Это споры и прекословие подчиненных по отношению к начальству, раздоры, посеянные со стороны начальства по отношению к своим подчиненным и споры, которые разгораются в коллективах, в семьях и вообще в каких-либо сообществах, между людьми равными.

Когда сотрудник спорит с начальником, это есть неподчинение. Нет власти не от Бога. Господь наш Иисус Христос через этого начальника старается вразумить Своих подчиненных. Что же требуется? Услышать руководителя и постараться поступать так, чтобы не вызывать по отношению к себе нарекания. И каждый начальник - слуга Божий, независимо от того, что он собой представляет. По Сеньке и шапка. Какие подчиненные - такого начальника посылает Господь. Посему, смеясь над начальником, люди смеются сами над собой. Они злословят сами себя, потому что они не понимают того, что Господь ставит перед ними зеркало в лице их руководителя, показывая их пороки и недостатки. От подчиненного всегда требуется только одно - со смирением выполнять на работе то, что ему должно. Сказать: «Господи, воля Твоя, что мне повелели, то я и должен исполнить, принимаю это не как простое указание, а как послушание Тебе». И тогда все становится на свои места.

Другая плоскость - это отношение начальника к своим подчиненным. Бывает, что подчиненный постоянно старается что-то доказать, иметь свое собственное мнение и стать на одну ступеньку со своим начальником. Понятно, что такой сотрудник нарушает иерархию Божию. Как благоразумно поступать руководителю в таком случае? Просто-напросто не навязывать свою точку зрения, а спокойно добиваться исполнения того, что положено по службе. Если требовать, чтобы этот подчиненный выполнил что-либо сверх того, можно посеять или гнев, или ненависть, прежде всего в своей душе, или же вызвать раздор и ссору.

Гораздо более сложная ситуация - когда возникает ссора, скандал, какие-то нестроения между людьми равными. Как равные они могут высказывать всякого рода колкости, обиды; начинается цепная реакция, и дух диавольский сходит в тот или иной коллектив. Кто-то один должен это пресечь. Вспомним, как благоразумно поступал преподобный Силуан Афонский. Он чаще всего молчал и слушал, что говорят. Как правило, мы стараемся участвовать во всех словопрениях, которые возникают вокруг нас. Начинается все обычно достаточно безобидно. Поднятая тема может касаться чего угодно - состояния страны, политических властей, заработной платы, медицины - но наша гордость очень часто приводит к тому, что мы стараемся настоять на своем мнении. Надо запомнить - если в вас живет дух спорливости, это свидетельствует о тайной гордости. Человек смиренный уклонится от всякого спора и предоставит спорящему право первенства, если это не имеет принципиального характера. Скажет: «Пускай будет так, как ты говоришь, как ты считаешь нужным». Если, конечно, дело не касается защиты ближнего или слабого, когда человек может и должен возвысить свой голос в его защиту.

Если мы не будем избегать споров, выяснения отношений, обсуждения спорных тем, то обязательно будем совершать грех, даже несколько грехов. Во-первых, мы будем совершать насилие над другим человеком - своим собеседником. Во-вторых, если мы будем второй и третий раз высказывать свое мнение, то можем в этот момент впасть в раздражение и гнев. Святые Отцы говорят нам следующее: когда ты высказал одно свое мнение дважды и дважды его не приняли, замкни уста свои и больше не высказывайся. Потому что вслед за этим следует гнев, раздражение, досада и твоя, и того, кто хочет опровергнуть сказанное. Победа твоя будет пиррова , она ничего не принесет, кроме разрухи сердца, опустошения души и раздора с тем человеком, перед которым мы добились первенства.

Посему, дорогие, если вы хотите сохранить свою душу, чтобы она не была опустошена, подаю вам этот совет: ни в коем случае не вступайте во всякого рода споры, всеми способами уклоняйтесь и от них, и от тех людей, которые являются источником раздоров. Конечно же, диавол будет недоволен, начнет сразу же как иголочками колоть: «А ты чего молчишь? Почему не высказываешь своего мнения?» - «Не надо, - говори, - я человек маленький, в этих вещах не разбираюсь, вы люди образованные, спорьте без меня, а я как-нибудь потом осознаю и что-нибудь скажу». Но в нас вздымается гордыня, нам хочется показать свой ум, свою образованность, поставить последнюю точку в споре. И мы вступаем в него. А нас выслушивают и говорят: «Ну хорошо, ты оставайся при своем мнении, послушай теперь, что мы тебе скажем». И катится дальше бесовская перепалка. Так разрушается здоровый климат в коллективах, люди становятся из друзей врагами, и возникают всякого рода нестроения.

В духовном плане неподчинение младшего старшему в духовном мире называется непослушанием. Чтобы исцелить эту духовную болезнь, младший должен сказать старшему три слова смирения: «Простите, благословите и помолитесь (обо мне)». В отношении же старшего к младшему необходимо, чтобы старший не глумился над младшим, а молился за него, чтобы Господь подал дух мира, единомыслия, взаимопонимания и покрыл немощи младшего. А между людьми равными должна царить уступчивость.

Один из древних патериков подает нам пример праведной спорливости между духовными людьми. Два брата в монастыре за всю жизнь никак не могли поссориться. И в конце концов решили: мол, что-то мы с тобой мирно живем, давай поругаемся хоть немного, чтобы потом покаяться, попросить прощения друг у друга. Избрали тему: ты будешь говорить, что этот кувшин твой, а я буду говорить, что мой, и через это мы с тобой поссоримся. Вот первый и говорит: «Этот кувшин мой». А второй говорит: «Мой». Первый повторяет: «Этот кувшин все-таки мой». А второй: «Ну ладно, если ты считаешь, что твой, пускай будет твоим». На этом спор закончился, и никакой ссоры не получилось. Когда человек вырабатывает такое устроение духовной уступчивости, все становится на свои места. Человек благоразумный должен всячески от спорливого духа уклоняться: «Пускай будет по-твоему. Я уступлю тебе, но не соблазню тебя. Тем самым я, может быть, унижая себя, погашу начинающуюся ссору. Я приму твое мнение или, может быть, не приму, потому что знаю, как реально обстоит дело, - но не поступлю так, чтобы ты преткнулся о меня».

Я знаю, что многим это трудно, но советую вам поработать над собой, потрудиться, и постараться выработать такое внутреннее устроение. От человека, еще раз повторю, прекословящего, ссорящегося, дух Божий удаляется, не пребывает с ним, и к нему приближается другой дух, дух злобы, который овладевает его сердцем и душой. Уклоняйтесь, дорогие мои, от ссор и раздоров и берегите себя от этой заразы духовной.

Бог хочет, чтобы мы смотрели на свою жизнь так, как смотрит на нее Он. Его не охватывает беспокойство, паника, страх. Ведь Господь – это воплощение Своего Царства, Царства Божия. Он – то Царство Истины, которого мы ждем. Он – рай, а в раю не может быть никаких проблем. И потому нет такой проблемы, которая бы «устояла» перед Богом.

Поэтому, когда мы начинаем молиться по-настоящему, когда перестаем жить в материальном мире, когда меняем свою жизнь и устремляемся к Богу – проблемы перестают существовать, и все наши страхи исчезают.

Один человек заболел раком. Увидев результаты своих анализов, он стал молиться, и молился очень долго. Это было не так, как молимся мы с тобой – по пять минут. Он целиком посвятил себя молитве, чтобы встретиться с Богом. И вот когда он увидел Господа (то есть почувствовал Его), он забыл, о чем хотел Его попросить. Его страх исчез, он забыл о своей болезни, он даже забыл, о чем хотел помолиться. И тогда человек понял, что перед Лицом Бога нет таких проблем, из-за которых стоит переживать. Это понимание приходит к нам тогда, когда Господь постоянно находится в нашем сердце. Поэтому Он и говорит нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение » (Мф 26:41). То есть постоянно бодрствуйте и молитесь, и тогда все, что может смутить вас, исчезнет, и для вас не будет существовать никаких проблем .

Иногда в храме, построенном на большой высоте, в пасмурную погоду можно наблюдать такую картину. Снаружи – облачно, а церковь залита солнечным светом. Как так может быть? Просто облака опускаются очень низко, а купол храма находится высоко. И вот солнце светит на купол, и лучи проникают таким образом в храм.

То же самое может произойти и с нами. Если нам удастся подняться вверх, над тучами нашей земной жизни, полной тревог, и коснуться Бога, то мы почувствуем, что в наше сердце врываются лучи яркого света и теперь уже ничто из того, что нас тревожило когда-то, больше не вызывает беспокойства. Мы будем воспринимать трудности совсем по-другому – гораздо более спокойно. Это будет похоже на легкое головокружение или даже опьянение – но опьянение трезвое. Такое опьянение даст нам Церковь – но не до такой степени, что мы потеряем рассудок или быстроту ума. Нет, мы просто будем способны выдержать любой удар в этой жизни и преодолеть любую боль.

Один наркоман пришел как-то рано утром к старцу Паисию и сказал ему:

– Отче, я пришел так рано, потому что пока моя голова соображает, я могу поговорить с тобой. А потом я приму дозу и уже не могу общаться.

И старец замечательно поговорил с ним. Он глубоко заглянул в его душу – провел там прямо-таки анатомическое исследование, можно сказать – сделал компьютерную томографию сердца. Он говорил этому человеку о Боге, стараясь передать ему любовь Христову.

После этого наркоман сказал старцу:

– Ох, отче, опять со мной одно и то же! Я пришел к тебе, не успев принять дозу, а ухожу, как будто уже принял ее! Странно – ты дал мне почувствовать себя в раю, как бывает, когда я приму наркотик. Ты словно опоил меня!

Старец ответил:

– Неужели ты не видишь никакой разницы? Разве это одно и то же? Разве наркотик, который ты принимаешь, дает тебе почувствовать в душе то, что дал тебе почувствовать я?

Наркоман сказал в ответ:

– Нет, здесь большая разница. Ты, отче, опьянил меня своими словами, но при этом я не потерял рассудок. Я могу после этого общаться, я знаю, кто я, чего хочу, в чем нуждаюсь. Я чувствую, что живу. А после наркотика чувство приятного опьянения проходит очень быстро. Очень скоро я возвращаюсь в реальность и начинаю испытывать такую боль в голове, как будто бьюсь ею о железную стену. Болит голова, болит душа – вся моя жизнь становится сплошной болью. Вот в чем отличие.

В своих трудах Карл Маркс называет религию наркотиком, опиумом для народа.

А Церковь в ответ на это говорит: религия – это лекарство для народа. Вера для души – то же, что лекарство для тела, с одной лишь разницей: это лекарство принимается безболезненно. То, что Маркс называет опиумом, – не наркотик. Вера помогает душе выдержать страдания, причиняемые жизнью.

Но в то же самое время это лекарство поддерживает жизненные силы души, не дает ей заснуть, приближает ее к Богу. Мы словно пребываем в сладком сне, наполненном счастьем, радостью, верой. Верующий человек будто живет в другом мире, но в то же самое время он находится здесь – здесь и сейчас, полностью осознавая, что происходит. А наркоман не понимает, что с ним происходит. Он не может нормально общаться, не может спокойно жить, ему трудно создать семью, родить и вырастить детей.

Церковь не спаивает. Она как бы опьяняет. «Я опьянен , – говорит святой Исаак Сирин, – опьянен Божественной любовью, благодаря которой могу посмотреть на все с другой стороны ».

Вот если подойти к пьяному и сказать ему: «У тебя дом горит!» Что он ответит? Да ничего.

Так же и мы чувствуем себя в Церкви. Мы называем это трезвым опьянением – опьянением, связанным с постоянным бодрствованием, или трезвением. Вроде бы это совершенно противоположные понятия – не могу же я быть одновременно и пьяным, и трезвым. Да, так может быть только в Церкви. В то время как за стенами Церкви – лишь забытье, болезненное и гибельное забытье, которое приводит к смерти. А Церковь опьяняет. Но это не опьянение в общепринятом понимании. Это опьянение от счастья, благодаря которому мы начинаем совсем по-другому смотреть на жизнь. И это не теория. Это реальность.

Одна студентка пришла к старцу Паисию и начала рассказывать ему о своих «ужасных» проблемах. Что же это были за проблемы? Ей предстоял серьезный экзамен по английскому языку, и она так нервничала, что вынуждена была принимать успокоительные таблетки. Она не могла спать, не могла сосредоточиться, у нее началось сердцебиение, стали выпадать волосы… Старец сказал ей:

– Я одновременно завидую тебе и жалею тебя! Сейчас поясню и то, и другое, а ты выбери, что тебе больше нравится. Мне жаль тебя, потому что ничтожная проблема заставляет тебя так волноваться. Ты портишь свои чудесные молодые годы, потому что заболеваешь, мучаясь страхом из-за экзамена. Неужели это следует считать настоящей проблемой?

Давай я отведу тебя к какому-нибудь наркоману, или к раковому больному, к умирающему человеку, в реанимацию – чтобы ты увидела, что такое настоящие проблемы. То, с чем столкнулась сейчас ты, или то, с чем живут эти люди? И ты сразу поймешь, что твоя проблема, которая вызывает у тебя такой страх, совсем не так велика, как кажется. Вот почему мне жаль тебя. Тебе кажется важным то, что на самом деле не является таким уж важным. Принимая незначительное за значимое, ты все сильно преувеличиваешь и от этого начинаешь болеть. Мне жаль тебя, потому что ты тонешь в стакане воды. А ведь ты умная девушка, учишься в университете!

– Да, отче, но Вы еще сказали, что завидуете мне…

– Да, я даже завидую тебе, потому что вся твоя проблема сводится к одному этому экзамену, в то время как у других людей проблем гораздо больше. Если бы у всех были такие проблемы, как у тебя!

В жизни столько всего происходит, что ты должна благодарить Бога, если твой стресс вызван одним лишь экзаменом. Это не проблема. Если ты поймешь это, то перестанешь преувеличивать значение диплома о высшем образовании (и не только его). И успокоишься. Диплом не должен быть преградой к твоему счастью, он не должен заставлять тебя испытывать грусть, тревогу. Ты не должна заболевать от мыслей о том, удастся ли тебе сдать экзамен, закрыть сессию… Да, чтобы сдать этот экзамен, нужно сделать невозможное. И я не призываю тебя сдаваться – нет, нужно сделать все, что в твоих силах, как будто все зависит только от тебя. Но при этом нужно помнить о том, что на самом деле все зависит от Бога. То есть в сердце своем ты надеешься только на Бога, а ум и руки работают так, как будто все зависит от тебя.

При этом проблема не проникает глубоко в твое сердце. Там тебя не интересует ничего, кроме Бога. И тогда, полюбив Бога, ты скажешь: «Господи, в первую очередь я хочу быть с Тобой! Забери у меня все мои страхи и помоги мне! Господи, Ты будь единственной тревогой моей жизни! Стань моей главной мыслью! А все остальные навязчивые идеи забери из моей головы и прилепи меня к Себе. И если уж я не могу жить без волнений, то пусть у меня будет только одна тревога – Ты, Господи, Твое Царство, Твой Рай, а также моя душа, моя связь с Богом, любовь к ближнему и Церкви.

Если моей главной тревогой станет Христос, то все остальное не будет меня беспокоить. Меня перестанет интересовать земное. И именно тогда, когда это произойдет, я начну делать земные дела без страха и беспокойства. И добьюсь успеха. И уже не буду беспокоиться – получится у меня или не получится. Человек, живущий в такой гармонии с самим собой, независимый от обстоятельств, – всегда самый успешный человек на свете, потому что окружен благодатью.

Итак, Господи, стань нашей главной тревогой. И когда это произойдет, то мы увидим, что Ты – не тревога, а наслаждение. А уразумев это наслаждение, мы поймем, что все то, что тревожило нас в этом мире, – это одна большая ложь. И тогда наша душа успокоится – раз и навсегда.

И если мы все-таки продолжаем чего-то бояться, попросим Господа сделать еще один шаг в нашем сердце. Так, потихоньку, приобщаясь к Церкви, приближаясь к Христу, мы перестанем тревожиться. Попросим Господа дать нам Свою любовь и прогнать из нашего сердца любой страх, любое беспокойство, тревогу о настоящем, прошлом или будущем. И будем действовать в этой жизни без страха и с горячей любовью ко Христу!

Перевод Елизаветы Терентьевой

В этой статье я расскажу о том, как перестать нервничать . Объясню, как сохранять спокойствие и хладнокровие в любой жизненной ситуации без помощи успокоительных таблеток, алкоголя и прочего. Я буду говорить не только о том как подавлять состояния нервозности и успокаиваться, но и объясню, как можно перестать нервничать вообще, привести организм в такое состояние, в котором это чувство просто не может возникнуть, в общем о том, как успокоить свой разум и о том, как укрепить нервную систему.

Статья будет построена в виде последовательных уроков и лучше читать их по порядку.

Когда мы нервничаем?

Нервозность и мандраж, это то чувство дискомфорта, которое вы испытываете в преддверии важных, ответственных событий и мероприятий, во время психологических нагрузок и стресса, в проблемных жизненных ситуациях, да и просто волнуетесь по всяким мелочам. Важно понимать, что нервозность имеет, как психологические так и физиологические причины и проявляется соответственно. Физиологически это связано со свойствами нашей нервной системы, а психологически, с характеристиками нашей личности: склонностью к переживаниям, переоценкой значимости определенных событий, чувством неуверенности в себе и происходящем, стеснительностью, волнением за результат.

Мы начинает нервничать в ситуациях, которые считаем либо опасными, угрожающими нашей жизни, либо по тем или иным причинам значимыми, ответственными. Я думаю, что угроза для жизни, не так часто маячит перед нами, обывателями. Поэтому основным поводом для нервозности в повседневном быту я считаю ситуации второго рода. Страх потерпеть неудачу, выглядеть неподобающим образом перед людьми — все это заставляет нас нервничать. В отношении этих страхов имеет место быть определенная психологическая настройка, это имеет мало отношение нашей физиологии. Поэтому для того, чтобы перестать нервничать необходимо не только привести в порядок нервную систему, но понять и осознать определенные вещи, начнем с того чтобы осознать природу нервозности.

Урок 1. Природа нервозности. Нужный защитный механизм или помеха?

У нас начинают потеть ладони, может наблюдаться тремор, учащение сердцебиения, повышение давления в мыслях путаница, сложно собраться, сосредоточиться, тяжело усидеть на месте, хочется занять чем-то руки, курить. Вот таковы симптомы нервозности. А теперь спросите себя, сильно они вас выручают? Помогают ли они справляться со стрессовыми ситуациями? У вас лучше получается вести переговоры, сдавать экзамен или общаться на первом свидании когда вы на взводе? Ответ — конечно же нет, да и более того это может запороть весь результат.

Поэтому необходимо твердо уяснить себе, что склонность нервничать — не является естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию или какой-то неискоренимой особенностью вашей личности. Это скорее просто некий психический механизм, закрепленный в системе привычек и/или следствие проблем с нервной системой. Стресс — это только ваша реакция на происходящее, и что бы ни происходило, реагировать на это можно всегда по-разному! Уверяю вас что влияние стресса можно минимизировать а нервозность устранить. Но зачем же это устранять? А потому что, когда вы нервничаете:

  • У вас снижаются мыслительные способности и вам труднее сосредоточиться, что может усугубить ситуацию, требующую предельного напряжения умственных ресурсов
  • Вы хуже контролируете свою интонацию, мимику, жестикуляцию, что может плохо отразиться на ответственных переговорах или свидании
  • Нервозность способствует более быстрому накоплению усталости и напряжения, что плохо сказывается на вашем здоровье и самочувствии
  • Если часто нервничать, это может привести к различным заболеваниям (между тем очень значительная часть болезней проистекают из проблем нервной системы)
  • Вы волнуетесь по мелочам и поэтому не уделяете внимание самому главному и ценному в вашей жизни
  • Вы подвержены вредным привычкам: , алкоголю, так как вам нужно снимать чем-то напряжение

Вспомните все те ситуации, когда вы сильно нервничали и и это негативно отражалось на результатах ваших действий. Наверняка у всех много примеров того как вы срывались, не выдерживая психологического давления, теряли контроль и лишались . Так что будем с вами над этим работать.

Вот и первый урок, в ходе которого мы уяснили что:

  • Нервозность не приносит никакой пользы, а только мешает
  • От нее можно избавиться посредством работы над собой
  • В повседневной жизни мало действительных поводов для того чтобы нервничать, так как нам или нашим близким редко чего угрожает, в основном волнуемся из-за пустяков

К последнему пункту я еще вернусь в следующем уроке и, более подробно, в конце статьи и расскажу почему это так.

Вы должны настроить себя следующим образом:

Мне не к чему нервничать, это мне мешает и я намерен от этого избавиться и это реально!

Не думайте что я вот просто так рассуждаю о чем сам не имею представления. Я все детство, а затем и юность, до 24 лет испытывал большие . Я не мог взять себя в руки в стрессовых ситуациях, переживал из-за любой мелочи, даже чуть ли не падал в обморок из-за своей чувствительности! Это негативно отражалось на здоровье: стали наблюдаться скачки давления, «панические атаки», головокружения и т.д. Сейчас все это в прошлом.

Конечно нельзя сейчас сказать что у меня лучшее в мире самообладание, но все равно, я перестал нервничать в тех ситуациях, которые повергают в нервозность большинство людей, я стал намного спокойнее, по сравнению с прежним моим состоянием, я вышел на принципиально иной уровень самоконтроля. Конечно мне еще много над чем работать, но я на правильном пути и есть динамика и прогресс, я знаю что делать.

В общем все о чем я тут говорю основано исключительно на моем опыте саморазвития, я ничего не выдумываю и повествую только о том, что помогло мне. Так что если б я не был таким болезненным, ранимым и чувствительном юношей и, затем, в следствие личностным проблем не начал бы себя переделывать — всего этого опыта и сайта, который его суммирует и структурирует не было бы.

Кстати подписывайтесь на мой Инстаграмм по ссылке ниже. Регулярные полезные посты о саморазвитии, медитации, психологии и избавлении тревоги и панических атак.

Урок 2. Как перестать нервничать по любому поводу?

Вспомните о всех тех событиях, которые повергают вас в нервозность: вызывает начальник, сдаете экзамен, ожидаете неприятный разговор. Подумайте о всех этих вещах, оцените степень их важности для вас, но не обособленно, а внутри контекста вашей жизни, ваших глобальных планов и перспектив. Какое значение имеет перепалка в общественном транспорте или на дороге в масштабах всей жизни, и так ли ужасно опаздывать на работу и нервничать по поводу этого?

Разве это то о чем надо думать и о чем волноваться? В такие моменты сосредоточьтесь на цели вашей жизни, подумайте о будущем, отвлекитесь от текущего момента. Уверен, что с такого ракурса многие вещи из-за которых вы нервничаете тут же утратят свою значимость в ваших глазах, превратятся в сущие пустяки, каковыми они безусловно являются и, следовательно, не будут стоить ваших переживаний.

Такая психологическая настройка очень помогает перестать нервничать по любому поводу . Но как бы мы хорошо себя ни настраивали, хоть и это, безусловно окажет позитивный эффект, но все равно этого будет недостаточно, так как организм, несмотря на все доводы разума, может отреагировать по-своему. Поэтому двинемся дальше и я объясню как привести тело в состояние спокойствия и расслабленности непосредственно перед каким-нибудь событием во время и после него.

Урок 3. Подготовка. Как успокоиться перед ответственным событием.

Теперь на нас неумолимо надвигается какое-нибудь важное мероприятие, в ходе которого, проверке подвергнется наша сообразительность, собранность и воля и если мы успешно выдержим это испытание то судьба нас щедро вознаградит, в противном случае мы проиграем. Этим мероприятием может быть итоговое собеседование на работу о которой вы мечтаете, важные переговоры, свидание, экзамен и т.д. В общем вы уже усвоили первые два урока и понимаете, что нервозность можно остановить и это сделать нужно, чтобы это состояние не мешало вам сосредотачиваться на цели и добиваться ее.

И вы осознаете, что впереди вас ждет важное событие, но сколь бы оно не было значимым, все равно даже наихудший исход такого события не будет означать для вас конец всей жизни: не нужно все драматизировать и переоценивать. Как раз таки из самой важности этого события и проистекает необходимость быть спокойным и не волноваться. Это слишком ответственное мероприятие чтобы позволить нервозности его запороть, поэтому я буду собран и сосредоточен и сделаю все для этого!

Теперь приводим мысли в спокойствие, снимаем мандраж. Во-первых сразу выкиньте все мысли о неудаче из головы. Вообще постарайтесь унять суету и не о чем не думать. Освободите голову от мыслей, расслабьте тело глубоко выдохнете и вдохните. Чтобы расслабиться помогут самые бесхитростные дыхательные упражнения.

Простейшие дыхательные упражнения.

Это надо делать так:

  • вдыхаете на 4 счета (или 4 удара пульса, предварительно его надо нащупать, делать это удобнее на шее, а не на запястье)
  • держите воздух в себе 2 счета/удара
  • выдыхаете на 4 счета/удара
  • не дышите 2 счета/удара и затем опять вдыхаете на 4 счета/удара — все с начала

Короче как доктор говорит: дышите — не дышите. 4 секунды вдох — 2 секунды задержка — 4 секунды выдох — 2 секунды задержка.

Если чувствуете что дыхание позволяет делать более глубокие вдохи/выдохи, то делайте цикл не 4/2 секунды а 6/3 или 8/4 и так далее.

Только дышать нужно диафрагмой, то есть животом! Во время стресса мы учащенно дышим грудью, тогда как диафрагмальное дыхание успокаивает сердцебиение, подавляя физиологические признаки нервозности, вводя вас в в спокойствие.

Во время упражнения держим внимание только на дыхании! Не должно быть больше никаких мыслей! Это самое главное. И тогда уже минуты через 3 вы почувствуете что расслабились и успокоились. Упражнение делается не более 5-ти 7-ми минут, по ощущениям. При регулярных занятиях дыхательная практика способствует не только тому, чтобы вы расслабились здесь и сейчас, но и в целом приводит нервную систему в порядок и вы меньше нервничаете уже без всяких упражнений. Так что настоятельно рекомендую.

Мое видео о том, как правильно делать диафрагмальное дыхание, вы сможете увидеть в конце этой статьи. В виде я рассказываю о том, как при помощи дыхания справиться с паникой. Но этот способ также позволит вам избавиться от нервозности, успокоиться и взять себя в руки.

Другие техники релаксации представлены в моей статье .

Хорошо вот мы и подготовились. Но уже настало время самого события. Дальше я буду говорить о том как вести себя во время мероприятия, чтобы не нервничать и быть спокойным и расслабленным.

Урок 4. Как не поддаваться нервозности во время важной встречи.

Изображайте спокойствие: даже если ни эмоциональный настрой, ни дыхательные упражнения не помогли вам снять напряжение, то хотя бы старайтесь всеми силами демонстрировать внешнее спокойствие и невозмутимость. И это нужно не только для того чтобы ввести ваших оппонентов в заблуждение относительно вашего состояния на данный момент. Выражение внешнего покоя помогает достичь покоя внутреннего. Это действует по принципу обратной связи, не только ваше самочувствие определяет вашу мимику но и мимика определяет самочувствие. Этот принцип легко проверить: когда вы улыбаетесь кому-то вам становится лучше и веселее, даже если вы до этого были в плохом настроении. Я активно использую этот принцип в своей повседневной практике и это не моя выдумка, это действительно факт, об этом даже написано в википедии в статье «эмоции». Так что чем спокойнее вы хотите казаться тем более расслабленным вы становитесь на самом деле.

Следите за мимикой, жестами и интонацией: принцип обратной связи обязывает вас постоянно обращать взор внутрь себя и отдавать себе отчет в том как вы выглянете со стороны. Не кажитесь ли вы слишком напряженным? У вас не бегают глаза? Движения плавны и размерены или резки и импульсивны? Что выражает ваше лицо холодную непроницаемость или все ваше волнение можно на нем прочитать? В соответствии с полученной от органов чувств информацией о себе вы корректируете все свои телодвижения, голос, выражение лица. То что вам приходится следить за собой уже само по себе помогает вам собраться и сконцентрироваться. И дело не только в том, что при помощи внутреннего наблюдения вы контролируете себя. Наблюдая за собой, вы фокусируете мысли в одной точке — на себе, не даете им сбиваться и уводить вас не в ту сторону. Так достигается концентрация и спокойствие.

Устраните все маркеры нервозности: что вы обычно делаете когда нервничаете? Теребите в руках шариковую ручку? Грызете карандаш? Завязываете в узел большой палец и мизинец левой ноги? Теперь забудьте об этом, руки держим ровно, не меняет часто их позиции. Не ерзаем на стуле, не переминаемся с ноги на ногу. Продолжаем следить за собой.

Не торопитесь: спешка, суета всегда задает особый нервный тон. Поэтому не торопитесь даже в том случае, если вы опаздываете на встречу. Так как любая спешка очень быстро сбивает собранность и спокойный настрой. Вы начинаете нервно метаться от одного к другому, в итоге только провоцируете волнение. Как бы вас ни торопили, не спешите, опаздывать это не так страшно, лучше поберегите свои нервы. Это относится не только к важным встречам: старайтесь избавляться от спешки в каждом аспекте вашей жизни: когда вы собираетесь на работу, едете в транспорте, делаете работу. Это иллюзия, что когда вы спешите вы достигаете результата быстрее. Да, скорость увеличивается, но незначительно, зато вы сильно проигрываете в собранности и концентрации.

Вот собственно и все. Все эти принципы дополняют друг друга и их можно обобщить в призыве «следите за собой «. Остальное частности и зависит от характера самой встречи. Посоветую лишь думать над каждой вашей фразой, не торопиться с ответом, тщательно все взвешивать и анализировать. Не нужно стараться произвести впечатление всеми доступными способами, вы его итак произведете если сделаете все правильно и не будете волноваться, работайте над качеством вашего выступления. Не нужно мямлить и теряться если вас застали врасплох: спокойно проглотили, забыли и идем дальше.

Урок 5. Успокаиваемся после встречи.

Какой бы ни был исход события. Вы на взводе и до сих пор испытываете напряжение. Лучше его снять и думать о чем-то другом. Здесь работают все те же принципы, которые помогали вам взять себя в руки перед самой встречей. Постарайтесь много не размышлять о прошедшем событии,: я имею ввиду всякие бесплодные мысли, а если б я выступил так а не эдак, ой а как я там наверное глупо выглядел, эх я балда, а если бы…! Просто выкиньте все мысли из головы избавьтесь от сослагательного наклонения(если бы), уже все прошло, приведите дыхание в порядок и расслабьте тело. Вот и все с этим уроком.

Урок 6. Не следует вообще создавать поводов для нервозности.

Это очень важный урок. Обычно весомым фактором нервозности является несоответствие вашей подготовки предстоящему событию. Когда вы все знаете, уверены в себе то к чему вам переживать за результат?

Когда я учился в институте, я много пропускал лекций и семинаров, на экзамены шел совершенно не подготовленным, надеялся что пронесет и как-нибудь сдам. В итоге сдавал, но лишь благодаря феноменальному везению или доброте преподавателей. Часто шел на пересдачи. В итоге во время сессии испытывал такой небывалый психологический прессинг каждый день из-за того что пытался впопыхах подготовиться и сдать каким-то образом экзамен.

Во время сессий было уничтожено нереальное количество нервных клеток. А я еще себя жалел, думал вот сколько всего навалилось, как же тяжело, эх… Хотя виной всему был я сам, если бы я заранее все делал (я не обязан был ходить на лекции, но хотя бы материал для подготовки к экзамену и сдачу всех промежуточных контрольных тестов я мог себе обеспечить — но тогда мной владела лень и я не был хоть как-то организован), то мне бы не пришлось так нервничать во время экзаменов и переживать за результат и за то что меня заберут в армию, если я что-то не сдам, так как я был бы уверен в своих знаниях.

Это не призыв не пропускать лекции и учиться в институтах, я говорю о том что надо стараться самому не создавать для себя стрессовых факторов в будущем! Думать на перед и готовиться к делам и важным встречам, все делать вовремя и не оттягивать на последний момент! Иметь всегда в голове готовый план, а лучше несколько! Это сохранит вам значительную часть нервных клеток, да и вообще поспособствует большим успехам в жизни. Это очень важный и полезный принцип! Используйте его!

Урок 7. Как укрепить нервную систему и как перестать нервничать по пустякам

Для того чтобы перестать нервничать не достаточно только следовать урокам, которые я изложил выше. Нужно также привести организм и ум в состояние покоя. И следующее о чем я расскажу будет те правила, соблюдая которые вы сможете укрепить нервную систему и испытывать меньше нервозности вообще, быть спокойнее и более расслабленным. В результате этого вы поймете как перестать нервничать по пустякам . Эти методы ориентированы на долгосрочный результат они сделают вас менее подверженными стрессу вообще, а не только подготовят к ответственному событию.

  • Во-первых, чтобы исправить физиологический фактор нервозности, и привести нервную систему в состояние покоя, нужно регулярно . Это очень хорошо способствует успокоению нервной системы и успокоению разума. Об этом итак много писал, поэтому не буду на этом останавливаться.
  • Во-вторых занимайтесь спортом () и проводите комплекс поддерживающих оздоровление мер (контрастный душ, здоровое питание, витамины и т.д.). В здоровом теле здоровый дух: ваше моральное самочувствие зависит не только от психических факторов.Спорт укрепляет нервную систему.
  • Больше гуляйте, проводите время на воздухе, старайтесь меньше сидеть перед компьютером.
  • Диафрагмальное дыхание при панической атаке

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Н ервозность и волнение порождают забывчивость и рассеянность. Как избавиться от этих душевредных треволнений? Что является истинной причиной нашей нервозности?

Архимандрит Амросий (Фонтрие) дает понятные ответы на эти и ниже приведенные вопросы:

Что является основанием для душевного покоя и радости?

Как натренировать свою память и избавиться от забывчивости?

От чего бывает сильное волнение?

Возможно ли никогда не волноваться?

Как выйти из депрессии?

Как избавиться от ханжества и раздражительности?

«М ы уже говорили – во время исповеди Господь дает благодатную силу на борьбу с грехами. Почему человек нервничает? Это не на нервной почве, а на греховной почве. Когда человек во всех грехах покается, то он примиряется с Богом, и у него после исповеди бывает душевный мир и покой. И надо стараться молитвами, добрыми делами, чтением святых книг набирать себе благодать. Если кто-то нас оскорбил, обидел, то должны поблагодарить Бога и внутренне думать о людях только хорошее. У нас будет внутренняя сила, уверенность, покой, и мы не будем психовать. Так мы быстро избавимся от этой страсти.

Знаете, когда провода оголенные касаются друг друга под напряжением, тогда бывает замыкание. А после замыкания, учтите, бывает часто и пожар! Искры летят… У нас с вами от постоянных грехов оголены нервы. У одного оголенные нервы, у другого… Мы живем вместе и при нервном разговоре начинаем искрить. Начинается душевный пожар, потому что у одного нет смирения, у другого… От этого мы с вами горим – душу готовим для ада. Надо сделать изоляцию своим нервам – научиться смиряться.

Молитва, покаяние, добрые дела, терпение – вот почва для душевного покоя и радости. Не забывайте прощать ближнего, даже раньше того, как он попросит у вас прощение, прощать его нужно не только для его спокойствия; прощение его прегрешения перед вами нужно вам самим. Кто прощает другим, тому прощает Бог. Вот, таким путем мы и сделаем изоляцию.

Когда будем молиться каждый день, тогда и память натренируем. Надо утром на память поминать всех близких о здравии и упокоении; призывать на помощь Матерь Божию, святых, например: «Моли Бога о мне, святый отче Николае, Иннокентий Иркутский, Иоанн Тобольский, исцелителю Пантелеймоне, Гермоген и Феодосии Черниговские, Серафим Саровский, Иов Почаевский, Иасаф Белгородский, Антоний, Феодосий и прочие чудотворцы Печерские, святитель Василий Кинешемский, святый Алексий– Божий человек, великомученицы Варвара, Екатерина, царица Тамара, Вера, Надежда, Любовь и мать их София…» И можно всех-всех призвать в заступничество. Молиться Архангелам, Ангелам, Херувимам, Серафимам, Престолам, Властям, Господствам, Началам, Силам… И когда мы так молимся, память сразу начинает работать и мы так начинаем тренировать ее. Хорошо, когда спать ложимся, почитать какую-то главу из Евангелия, Посланий… Это надо делать каждый день. А утром, проснувшись, снова прочитать, и у нас в памяти все восстановится.

Обычно волнение бывает от гордыни нашей, от испорченности: «Вдруг мы что-то скажем или сделаем не так, как это нужно, и в глазах других людей мы сами себя унизим». Потому человек и начинает волноваться.

Часто спрашивают: как выйти из депрессии? Как избавиться от ханжества, раздражительности? На все эти вопросы можно ответить одно: поможет только Господь через Таинство Покаяния, когда мы себя заставим увидеть свое нутро, свои недостатки, пороки и страсти. Мы их вскроем в Таинстве Исповеди – скажем о них Господу, тогда Он, прощая их нам, даст благодатную силу на борьбу с грехом.

А чтобы никогда не волноваться… Я приведу маленький пример из жизни, из своего личного опыта.

Когда я жил в Почаевской Лавре и водил экскурсии 5 лет, исповедовал огромный поток народа, то были неизбежные неприятности от злых духов. Однажды наместнику звонят из исполкома, чтобы я пришел туда: приехал полковник КГБ из области и местный «кэгэбист» пришел. Должны со мной провести собеседование.

Ну, естественно, может быть какое-то волнение, если я в монастыре живу, Господу служу и надо будет встречаться с людьми, которые еще не пришли к Богу. Я себя настроил так, чтобы не волноваться: «Мне Господь поможет. Он – мой Создатель, дает мне жизнь и все для нее необходимое. Он знает все мои мысли, тайны сердца. И вдруг – я боюсь кого-то! Ведь все люди находятся в руках Господних! Если Бог не попустит, ничего они мне не сделают. А потом придет такое время, когда я буду должен отойти в Вечность – и вдруг я кого-то боялся. Кого я боялся? Таких же, как и я сам. Но ведь эти люди в руках Господних. Насколько им Господь попустит для моей пользы, настолько они и смогут мне что-то сделать. Так оно и будет». И вот так себя настроил. Помолился, акафист святителю Николаю прочитал и со спокойной душой пошел, нисколько не волнуясь. Хотя они и закрыли на ключ дверь, когда я зашел в кабинет. И даже ни грамма не было у меня волнения, страха какого-то. Наоборот даже – я сам разговор завел и не вдавался в панику, думая: «Какие мне вопросы будут задавать?» Сам завел разговор. Чего мне бояться, если со мной Господь? Пусть они сами боятся – с ними нет Господа! Четыре часа говорили. И с довольной, спокойной душой ушел. Все зависит от нас, от того, как мы себя настроим. И так в любом деле».