ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

К чему приводит отсутствие стандартов в образовании. Унификация современного профессионального экологического образования хворостов а.ю

Система подготовки специалистов сферы туризма находится в стадии становления и предполагает решение очень сложных задач, учитывая многоплановость туристской отрасли и многодисциплинарную структуру туристского образования.

В последних программных документах Министерства образования и науки Украины особое внимание уделяется структурной перестройке образовательной системы. Она направлена на "...совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий".

Данной программой предусмотрена разработка общенационально-региональных компонентов преемственности государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ различных уровней и направлений. "Стандарт - это документ, устанавливающий определенные нормы реализации образовательного процесса".

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о метафоричности использования этого понятия вследствие переноса из технической сферы в социальную. Само создание образовательного стандарта заключает в себе проявление тенденции проникновения проектной культуры в образование. В 1946 г. была создана международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) - ИСО для решения задач разработки, координации и унификации международных стандартов, а также осуществления обмена информацией в этой области.

В начале 80-х годов технические комитеты ИСО приступили к составлению стандартов, предназначенных для обучения персонала, обслуживающего машины и механизмы. Это явилось точкой отсчета в разработке международного стандарта пр«фес-сионального образования. Возрастающий интерес к проблеме образовательных стандартов отражен в докладе ЮНЕСКО "О положении дел в области образования в мире за 1993 г.", в котором выделен раздел "Поиск стандартов".

Важным шагом к углублению процесса стандартизации стало принятие ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО 15 СЕВ) как инструмента, способствующего сбору, компиляции и изложению статистических данных об образовании - по отношению к отдельным странам и в международном масштабе. Интересен опыт стандартизации образования на региональном, субрегиональном и межрегиональном уровнях, осуществляемый различными международными организациями, такими, как "Инициатива центра педагогических исследований (CERL)", "Европейский центр развития профессиональной подготовки {CEDEFOR)", опирающимися в своей деятельности на Римский договор 1957 г. (ст. 128) и Решение Совета Европейского Союза о соответствии квалификационных удостоверений между странами - членами Европейского Совета. К практике образовательной стандартизации разные страны прибегают разными способами, учитывая огромные различия социокультурных условий, традиций, в которые "погружены" их системы образования.

США, защищая интересы потребителей услуг бурно развивающейся системы образования, нашли выход в создании и внедрении процедуры аттестации и аккредитации учебных заведений. Согласно этой процедуре устанавливалось соответствие показателей конкретного учебного заведения образовательным стандартам, которые разрабатывались и принимались профессиональными сообществами и соответственно включали в себя: описание стандартизированных характеристик; миссию и цели вуза; финансы; физические сооружения; материалы; оборудование; библиотеки и обучающие ресурсы; учебные программы и их эффективность; непрерывное образование и специальную учебную деятельность; обучающий персонал; администрацию; контингент студентов; научно-методическую и научно-исследовательскую работу, аспирантские программы . Здесь многие годы действует развитая система тестовых оценок уровня обученности.

Так, более половины четырехгодичных колледжей и университетов США используют трехчасовой тестовый экзамен The Scholastic Aptitude Test (SAT), который впервые был введен в 1926 г. как обязательная часть приемной процедуры. Количество баллов SAT колеблется от 200 до 800 единиц, и чем выше престижность колледжа или университета, тем большее количество баллов SAT требуется для поступления в такой вуз. В 1959 г. Советом колледжей были утверждены "Программа тестов американских колледжей - The American Testing Program" и оценочные экзамены - ACT Assessment. Поступающим в магистратуру предстоит справиться с тестовыми программами The Graduate Record Examinational (RE), The Miller Analogies Test (MAT), The Advanced Test . Претендент на должность в фирме, как правило, подвергается тестированию для оценки подготовленности к конкретной работе. Очевидно, что эти тестовые системы, пусть неявно и неполно, но отражают профессионально сложившиеся и устоявшиеся требования к уровню подготовки выпускника соответствующей образовательной ступени. Они могут рассматриваться и как инструмент оценки этих требований. Однако при этом явное описание требований к подготовленности выпускника отсутствует. Именно поэтому такой путь разработки системы требований нельзя считать оптимальным.

Более разумной стратегией построения согласованного комплекса диагностируемых требований к подготовке выпускника является путь опережающей разработки требований. Этот вариант предполагает разработку средств оценки (процедура и инструментарий оценки). Он включает в себя создание тестов направленной валидности и последующую взаимную коррекцию требований и средств для оценки их достижения на основании результатов экспериментального исследования.

В 1991 г. в США создан Национальный комитет по образовательным стандартам и тестированию. Образование трактуется как "сокрытое сокровище", обладание которым способно "раздвинуть пределы роста цивилизации и культуры". США объявили "...общенациональный крестовый поход за новые стандарты в области образования - стандарты не федерального правительства, а общенациональные, представляющие все, что должны знать наши учащиеся, чтобы добиться успеха в условиях просвещенной экономики XXI века." Для образовательных стандартов США характерны следующие особенности:

Они регулируются такими нормативными документами, как "Акт об образовании в целях укрепления экономической безопасности", "Laws for Education. US Department of Education, Wash., D. С 1990", "Америка в 2000 г.: стратегия образования" (1991), программная концепция приоритетных целей образования Национальной ассоциации губернаторов США "Цели 2000: достижение национальных целей образования" (1991);

Стандарт рассматривается как совокупность конечных и сопутствующих целей (в области реформы образования);

Стандарт предусматривает достижение фиксированных показателей;

Выпускные экзамены проводятся в конце каждого уровня образования;

Имеет место интерпретация учебного плана как общей усредненной картины по стране;

Осуществляется фундаментализация главных академических предметов с установкой на недопустимость их ускоренного изучения;

Устраняются проявления бессистемности, дискретности, случайного подбора предметов, эклектичности;

На элективные курсы отводится 25-30 % объема времени;

Предусматривается обязательность математики и одного из предметов естествознания для будущих гуманитариев, равно как иностранного языка и одного предмета общественных наук для будущего математика/физика;

Предусматривается изменение подхода к дифференциации, на I и II уровнях по 15 СЕВ - единая учебная академическая подготовка .

В Великобритании образовательные стандарты разрабатываются и функционируют на основе правительственного документа "Национальный учебный план" (National Curriculum) - NC, созданного на неконкурсной, неконкурентной основе (1987) и вводившегося поэтапно (1991-1995), и "Закона об образовании" (1988) . Особенности английских образовательных стандартов:

NC включает 10 учебных предметов, в том числе 3 дисциплины, образующие ядро программы - (foundation subjects), и выступает как широкий и сбалансированный единый учебный план;

Стандарт предусматривает наличие продвинутых целей и уровней для поступления в университет;

Распределение времени между предметами осуществляется по усмотрению учебного заведения;

Стандарт предусматривает: объем времени, отводимого на государственный учебный план, должен составлять 70-75 %;

Стандарт обеспечивает непрерывность и преемственность образования посредством поэтапного построения курсов и регулярного контроля уровней обученности;

Стандарт определяет количество разделов и их содержание для каждого этапа;

Стандарт предусматривает возможность вариативности и дифференциации обучения (разным предметам - разные подходы) путем выделения "основных" (Core Study Units) и дополнительных (Supplementary Units) разделов;

Стандарт обеспечивает выбор - в качестве точного адресата стандарта - учащегося;

Стандарт предусматривает обязательное овладение одним из 19-ти иностранных языков, дифференцированным по двум группам: а) языки стран ЕС; б) языки иных государств;

Стандарт вводит оценочные средства и технологии;

Стандарт вводит приоритетность в NC учебных дисциплин гуманитарной направленности (6 из 10).

Объектами стандартизации профессионального образования Великобритании выступают:

Учебные планы (контроль над учебными планами);

Работа образовательного учреждения в рамках государственной программы;

Экзаменационные требования. Уровни квалификации. Профессиональное образование Великобритании находится в ведении Министерства образования и науки, а также Министерства занятости.

Профессиональное образование Федеративной Республики Германии регулируется рядом законов. Объектами стандартизации выступают:

Структура профессионального образования.

Основы профессионального образования.

Классификатор профессий.

Продолжительность подготовки.

Требования к знаниям и умениям.

К особенностям национальных стандартов профессионального образования Германии следует отнести:

Наличие стандартных комплексов учебно-программной документации по отдельным группам профессий (инструкция о структуре профессий, каталог старых и новых профессий, описание профессий, учебные планы, механизм проведения экзаменов);

Контрольные функции за ходом профессионального образования остаются за торгово-промышленными палатам. Стандартизация профессионального образования во Франции регулируется "Законом об ученичестве" и "Законом о децентрализации образования". В качестве объектов стандартизации выступают: учебные программы; сертификаты; квалификации; требования к экзаменам; контрольные задания (600 типовых работ) и межминистерские наблюдения за профессиональным становлением выпускников. Особенностями национальных стандартов профессионального образования Франции являются:

Взаимодействие с промышленными кругами;

Изучение профессиональными консультативными комиссиями эволюции профессий и условий труда;

Контрольные функции департаментских подкомиссий профессиональной подготовки кадров.

Профессиональное образование во Франции находится (с различными уровнями компетенции) в ведении Министерства народного образования, Межправительственного консультативного комитета (CIC), ряда полуправительственных организаций.

Профессиональное образование в Японии регулируется такими нормативными актами, как "Закон о профессиональном образовании" (1969), поправкой к Закону 1985 г., документом Министерства труда "Нормативы образования". В качестве объектов стандартизации профессионального образования выступают в Японии: требования приема; содержание учебного плана; продолжительность обучения; общий объем учебного времени; пособия и обучающие средства. Особенностями национальных стандартов профессионального образования Японии являются:

Унификация учебных программ вне зависимости от ведомственной подчиненности учебного заведения;

Расширение профиля подготовки;

Соответствие профессионального образования установленным нормам;

Введение минимальных типовых требований и типовых программ;

Проведение квалификационных экзаменов специальными ассоциациями;

Курирование в пределах своей компетенции профессионального образования со стороны Министерства образования и Министерства труда;

Введение программы с большой общеобразовательной направленностью Министерством образования . Напряженная динамика генезиса образовательного стандарта как в странах с сильно выраженной централизацией в образовании, так и в государствах с доминированием либерально-рыночных или федеративных форм регулирования образования, свидетельствует о следующем: в западной практике стандарт появляется как способ преодоления чрезмерных (угрожающих) степеней децентрализации, плюрализма и вариативности, равно как и реакция на такие тенденции в образовании, экономике и на рынках труда, как глобализация и интернационализация.

В Российской Федерации рождение законодательной нормы "Государственный образовательный стандарт" означает попытку построить образование в новых условиях, на новых (хотя и противоречивых) основаниях: децентрализации и регионализации; академических свобод и автономности учебных заведений; плюрализма в образовании; приоритета личностной ориентации; сохранения единства образовательного и культурного пространства. Непрерывное образование, трактуемое как средство оптимизации интересов личности, общества и государства в условиях возрастания динамики социально-экономической и политической среды, востребовало обновление правовых, методологических, организационных и институциональных форм и способов своего конструирования. Совершенствование подготовки специалистов - задача, конечно, весьма традиционная. Однако научно-техническая революция создала новые проблемы. Сложившиеся к 50-м годам ХХ века методы обучения стали тормозом, поскольку игнорировали резкое возрастание объема и глубины знаний, которые необходимо преподнести учащимся.

Немалую долю научной литературы в этой области составляют публикации, в которых подходы к решению проблем подготовки обсуждаются в связи с моделью специалиста. Моделированию подвергались почти все элементы системы высшего образования: учебные планы, программы, учебная работа студентов, деятельность преподавателей, личность и психологические качества специалистов, их знания, навыки и умения, трудовая деятельность специалистов вообще. При этом использовался целый спектр методов, включая логико-гносеологический, экспертный, графологический, эмпирический, методы программно-целевого конструирования.

Начиная с 1982 г., Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования России публикует квалификационные характеристики разных специальностей. Это означает переход к массовому, поточному, стандартизированному производству моделей специалистов.

В развитии туристского образования главное место занимает профессиография - технология изучения требований, какие ставит профессия в сфере туризма к личностным качествам, психолого-физическим способностям человека. Эта технология используется с целью обработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций относительно обеспечения взаимоответственности человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практических задач и организацию их решения с целью оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография в туристской деятельности охватывает разные стороны деятельности в сфере туризма - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, педагогические, психологические, психофизические и социально-психологические.

Необходимо обратить внимание на условие обязательной разработки и утверждения одновременно с квалификационными характеристиками средств комплексной диагностики. С одной стороны - позиция А. П. Валицкой и И.А. Колесниковой, воспринимающих государственные образовательные стандарты как порождение господствующей в современном российском обществе технократической парадигмы, как стремление к подавлению, унификации человеческой индивидуальности. Ими подчеркивается, что в гуманитарной образовательной парадигме меняется понимание стандарта как образца, эталона, модели. Оно соотносимо, скорее, с условиями, которые могут быть созданы образовательной системой для обеспечения нормального развития (обучения, воспитания) человека в соответствии с его природой (например, наличие спектра образовательных услуг, финансово-экономической базы, соответствующего кадрового состава, психологически комфортного климата, объема содержания и др.). Поскольку любая педагогическая система состоит из элементов, формулирующих дидактическую задачу, и элементов, описывающих дидактические процессы как средство решения этой задачи, то и суть стандартизации в образовании состоит из двух аспектов.

1. Дидактическая задача. Ее формулировка осуществляется путем раскрытия трех элементов педагогической системы: студенты, цель обучения (образования), структура содержания обучения (образования).

2. Цель обучения (образования).

С этих позиций стандарт понимается не как перечень знаний, навыков и умений, которые обучаемый должен приобрести к определенному моменту времени, а как некий общий ориентир для самооценки возможности войти в ту или иную социально-образовательную нишу. С другой стороны - позиция В. П. Бес-палько, жестко ориентированная на диагностируемый, нормативный подход к роли, структуре и содержанию образовательного стандарта. Он считает, что "под стандартом образования нужно понимать диагностическое описание обязательных минимальных требований к отдельным сторонам образования или образования в целом, удовлетворяющего следующим условиям:

Оно применимо к вполне определенному педагогически обоснованному образовательному феномену (качеству личности, содержанию учебного предмета, качеству усвоения и т. д.), легко вычленяемому из общей структуры образования и обладающему определенной ценностью;

Выполнено в диагностических показателях качества данного феномена, удовлетворяющих требованию полноты описания целей обучения или образования;

Содержит количественные критерии оценки качества проявления образовательного феномена, сопряженные с адекватной шкалой его оценки;

Ориентировано на объективные (воспроизводимые) методом контроля качества по всем выделенным показателям".

При всем многообразии исследовательских позиций в определении государственного образовательного стандарта, его функций и содержания, можно выделить его общую часть. Образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной системы - это совокупность социальных (государственных) норм - требований к уровню образованности, подготовленности выпускника, к самой образовательной системе. Практически все исследователи считают обязательными функциями стандарта:

Часть, утверждаемую Правительством Российской Федерации, в которую вошли общие требования к структуре и образовательным программам профессионального высшего образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки и ее максимальному объему; обеспечение единства образовательного пространства; объективизацию оценки функционирования образовательной системы;

Часть, утверждаемую федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, в которую входили:

Перечень направлений и специальностей профессионального высшего образования;

Государственные требования к минимуму содержания образовательной программы и уровню подготовки выпускников по каждому из определенных перечнем направлению и каждой специальности высшего образования;

Требования к образцам документов о профессиональном высшем образовании; правила контроля соблюдения государственных образовательных стандартов.

В государственных образовательных стандартах профессионального высшего образования для любой специальности предусматривалось два обязательных цикла:

Естественнонаучных дисциплин;

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Цикл естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования включал в качестве инварианта математику, физику, химию, биологию или экологию и информатику (так называемые общие дисциплины цикла). Для различных групп специальностей естественнонаучного и технического профиля этот цикл имел несколько отличающийся объем (от 2 до 2,5 тыс. часов) и дополнительно включал некоторые другие дисциплины. В целом объем фундаментальной естественнонаучной подготовки был для этих специальностей увеличен по сравнению с учебными планами 1987 г. в среднем на 30 %.

Для каждой образовательной программы по направлению, ведущему к степени бакалавра, предусмотрено несколько образовательных программ (ведущих к подготовке дипломированных специалистов), обучение по которым, по существу, является продолжением предыдущей учебы.

Согласно Постановлению Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации от 13.03.92 № 13 студенты, избравшие многоуровневую подготовку вместо одноуровневой, обязательно получают фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе более узкую, специализированную. В соответствии с этой логикой бакалавр в сокращенные (до года) сроки получает квалификацию дипломированного специалиста. В результате перечень направлений и перечень специальностей оказались сопряженными друг с другом.

Различие лишь в том, что совокупность знаний, полученных выпускником, освоившим образовательную программу по специальности, позволяла ему по сравнению с выпускником по направлению иметь более высокую степень готовности к самостоятельной деятельности в одной из специальных областей знаний, входящих своим общим фундаментом в сопряженное с ним направление. В профессиональном высшем образовании Российской Федерации образовательные стандарты введены в 1993-1995 гг.

По направлениям подготовки (бакалаврские программы) - 92 стандарта;

По специальностям - более 400 стандартов;

По магистерским программам - более 20 стандартов.

Это создало благоприятные условия не только для сохранения единого образовательного пространства России и эквивалентности дипломов, но и для учета национальных особенностей в образовательных программах. Как показал анализ, не все требования, относящиеся к учебно-воспитательному процессу, были учтены в нормах государственных образовательных стандартов первого поколения. Основными их недостатками были:

Формирование образовательных стандартов до второй половины 1996 года под эгидой разных образовательных ведомств, что послужило причиной многих осложнений, выявленных впоследствии;

Отсутствие достаточного внимания к воспитательным аспектам образовательных программ, в то время как образовательное законодательство однозначно фиксирует ряд норм в этой сфере (ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании");

Существенное снижение идентичности содержания образовательных программ родственного профиля, определяемое не объективными причинами, а несогласованностью действий различных групп разработчиков стандартов; естественно, такое положение отрицательно сказалось на степени академической мобильности студентов и технологичности учебного процесса;

Невозможность использовать содержащиеся в документах требования к уровню подготовки выпускников в качестве основания для прямой диагностики достижения этого уровня;

Несогласованность государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования со стандартами других уровней образования и между собой.

В профессиональном высшем образовании нет согласованности при разработке государственных образовательных стандартов разных ступеней высшего образования, а также стандартов по разным специальностям одной группы различными учебно-методическими объединениями. Не выработаны основные методологические подходы к реализации многоступенчатой системы подготовки по трем ступеням высшего образования. Озабоченность вызывает ослабление преемственности среднего (полного) общего и профессионального высшего образования. Практически не решен вопрос о концептуальных и методологических основах образовательных стандартов послевузовского профессионального образования. Противоречивым является положение в области разработки основных образовательных программ, и образовательных программ, предусмотренных федеральным законом "Об образовании".

Среди исследователей и разработчиков центрального аппарата соответствующих структурных подразделений пока отсутствует единство в интерпретации ключевых понятий. Нет комплексного, научно обоснованного анализа практики введения образовательных стандартов и их влияния на качество образования. Отсутствует согласованное мнение относительно объемов, направленности и характера национально-регионального компонента как органической составной федерального государственного образовательного стандарта. Не разработаны единые для всей территории Российской Федерации условия реализации государственных образовательных стандартов (временных требований) в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм. Отсутствуют общепринятые подходы к измерениям качества подготовки выпускников. Не сформированы единые (согласованные) базы данных по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Законодательное обеспечение функционирования и развития федеральной и региональных систем образования остается незавершенным. Во многих субъектах РФ отсутствуют законы об образовании, а в уже принятых законах нередко провозглашаются нормы, противоречащие федеральным законам.

К настоящему времени создан пакет нормативных документов в области стандартизации профессионального высшего образования, отражающий новый уровень его развития и не имеющий аналогов в мировой практике. В данный пакет входят:

Основной Закон "Конституция Российской Федерации" (1992);

Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992) с изменениями и дополнениями от 16.11.97;

Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996);

Постановление Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации № 13 от 13.03.92 "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации";

Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 773 от 10.08.93 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования" и № 94 от 12.08.94 "Об утверждении государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования";

Приказ Госкомвуза России № 180 от 05.03.94 "Об утверждении государственного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей профессионального высшего образования";

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 3 от 25.05.94 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации";

Постановление Государственного комитета Российской Федерации № 9 от 30.11.94 "О требованиях к образцам государственных документов о профессиональном высшем образовании".

Перейти от хаотичного к упорядоченному развитию теории и практики стандартизации образования в логике его непрерывности и преемственности - таков социальный заказ очередного этапа развития образования.

Углубленный анализ отечественного и зарубежного опыта стандартизации в образовании, изучение многочисленных публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, общение с ведущими методологами и экспертами позволили дать определение государственного образовательного стандарта профессионального высшего специального образования (элемента системы государственных образовательных стандартов): "совокупность общественно и/или профессионально признанных норм и требований с уровнем подготовленности выпускника, с данной образовательной системой, отражает цели ее функционирования и развития".

Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования, определяя опережающее развитие системы образования, должен быть ответом на глобальные изменения, вызванные научно-технической революцией, но при этом тщательно и объективно учитывать реальное состояние и ресурсы образовательной системы. Опыт внедрения государственных образовательных стандартов профессионального высшего специального образования свидетельствует о том, что назрела необходимость разработки стандартов нового поколения. Целью такой разработки будет:

Углубление методологического и методического взаимодействия всех звеньев системы Непрерывного образования;

Подготовка научно-методических основ для разработки и внедрения системы управления качеством подготовки выпускников;

Развитие информационных технологий в сфере профессионального высшего специального образования;

Расширение академических свобод в диверсификации содержания и способов реализации образовательных программ;

Обеспечение преемственности содержания циклов дисциплин, входящих в государственные образовательные стандарты профессионального высшего образования первого, второго и третьего поколений.

Вместе с тем необходимо:

Продолжить работу по совершенствованию перечня направлений подготовки и специальностей профессионального высшего образования, приблизив его к аналогичным перечням развитых стран с целью создания благоприятных условий для интеграции российской системы образования в международную;

Определить правовой статус бакалавра и магистра по специальности "управление";

Завершить разработку комплекта учебно-методического сопровождения государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования.

Качество подготовки специалистов - совокупность свойств и характеристик, определяющих готовность специалистов к эффективной профессиональной деятельности, включает в себя способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Одним из способов оценки качества подготовки специалистов является так называемый деятельност-ный подход, основанный на анализе профессиональной деятельности. Известен также функционально-объектный подход, на основе которого создавался ныне действующий перечень специальностей и в рамках которого первым условием формирования специалиста является освоение трудовой функции, а вторым - хорошее представление об объекте труда. Деятельностный подход в обучении состоит в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями (практическими и исследовательскими), которые заданы целями обучения. Разработка и внедрение стандарта профессионального высшего образования имеют целью:

Установить базовый уровень, обеспечивающий получение и продолжение профессионального образования, необходимые уровни квалификации, развития личности, ниже которых не может быть аттестация специалиста-профессионала;

Повысить качество профессиональной подготовки путем расширения профессионального профиля, овладения интегрированной группой профессий, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивных систем обучения, автоматизированных систем контроля над эффективностью деятельности учебных заведений и органов управления;

Упорядочить права и ответственность всех форм профессиональной подготовки, всех субъектов системы профессионального высшего образования, установить преемственную связь последней в условиях непрерывного образования;

Обеспечить конвертируемость высшего профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

В зависимости от области применения и уровня утверждения различают следующие виды стандарта профессионального высшего образования:

Международный, разработанный в соответствии с международными нормативами;

Государственный (федеральный, национальный), установленный правительством страны или уполномоченным им органом;

Региональный, разрабатываемый для отдельных регионов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями и устанавливаемый региональными органами власти.

Государственный образовательный стандарт, как существенно новая в отечественной и мировой образовательной практике и социальной политике категория, это:

Средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;

Форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;

Метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;

Путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики;

Ключ к решению проблемы объективизации контроля над результативностью образовательных систем и качеством образования;

Фактор динамичного роста образованности граждан на принятых этапах, ступенях и уровнях образования;

Способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;

Механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;

Фактор демократизации образовательной политики и борьбы против дискриминации в области образования;

Средство поддержания общецивилизованного уровня образованности в мире;

Основа типологизации образовательных учреждений по типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;

Один из путей упорядочения академического профессионального признания документов об образовании.

Приведенная информация относится к системе образования вообще.

Основными объектами стандартизации профессионального высшего образования (ВПО) являются:

Характеристика направления (специальности), включающая описание сферы, объекта и видов профессиональной деятельности, структуру организационных форм подготовки, присуждаемую академическую степень, нормативную длительность обучения данному направлению (специальности), возможности продолжения образования;

Системно сконструированные требования к уровню подготовленности лиц, завершивших профессиональное обучение по программе направления (специальности), включающие общие требования к образованности выпускника, требования к усвоению знания, формированию методов познания и деятельности, а также комплексной подготовки к профессиональной деятельности по циклам дисциплин;

Требования к содержанию и методике проведения государственного контроля над соблюдением как стандартов в целом, так и его составляющих частей.

Главная задача Государственных образовательных стандартов высшей школы - диагностика качеств педагогических технологий, т. е. стандартизация уровня профессиональных и личностных качеств выпускника учебного учреждения.

Все указанные выше проблемы в полной мере относятся к сфере туризма. В качестве новой сферы деятельности сфера туризма начала стремительно развиваться только в последние 20 лет. Стандартами в данной сфере занимается педагогика туристской деятельности, которая включает в себя исследования предпосылок, процесса и результатов актуальной трудовой деятельности в сфере туризма; практику обучения - процесс от обучения квалификации до практического умения на рабочем месте; методологию освоения профессии; концепцию каждой профессиональной специализации.

В сфере туризма очень распространено получение профессии без специального образования. Это происходит в трех направлениях:

1) профессиональное повышение квалификации;

2) переобучение на новую специальность;

3) расширение и углубление профессиональных умений и знаний на конкретном рабочем месте.

Для подобной профессиональной подготовки разрабатываются специальные программы и учебные планы. Проблема создания стандартов и квалификационных характеристик в учебных заведениях туристского профиля стоит на повестки дня в Украине и требует скорейшего своего разрешения, так как с 2002 года уже введены некоторые специализации в сфере туризма в качестве общепризнанных государственных в вузах государственной и негосударственной формы собственности. При разработке стандартов и квалификационных характеристик специалистов в вузах туристского профиля необходимо учитывать всю специфику данной отрасли, перспективы ее стремительного развития, а также проблемы становления личности и проектирования образования на современном этапе развития нового информационного общества, которое движется стремительно вперед под лозунгом "обучение в течение всей жизни".

Известный российский педагог Б.С. Гершунский, определяя приоритеты образовательно-педагогического прогнозирования на XXI век, подчеркнул актуальность перехода к новой образовательной технологии в необходимости исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся - к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса; от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития - к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности обучающихся; от моноидеологизаций всех компонентов образовательного процесса - к идеологическому плюрализму, свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развития; от систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов - к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности педагогов и обучающихся".

Общество ощущает потребность в гибкой образовательной системе, максимально использующей современные достижения педагогики и техники. Такая система должна, с точки зрения общества, удовлетворять нескольким основополагающим принципам:

Позволять обучающемуся начинать, приостанавливать, возобновлять учебный процесс в любое удобное время и осваивать учебный материал в доступном ему темпе;

Легко трансформироваться под влиянием изменяющихся внешних условий, позволяя заменять образовательные модули на более современные, дополнять систему, не уничтожая накопленный ценный опыт удач и ошибок;

Восполнять дефицит политических, экономических, правовых, модально-психологических, экологических знаний и умений у всех, так или иначе вовлеченных в образовательную систему.

В современной системе образования появились такие новые направления, как дистанционное и диалоговое Важно иметь в виду, что именно демократическое дистанционное образование позволяет ускорить интеграцию высшей школы в мировую образовательную систему. Известно, что информационное Агентство США объявило дистанционное обучение одним из приоритетных направлений российско-американского научно-образовательного сотрудничества. Дистанционные технологии рассматриваются как перспективные в проекте Всемирного банка по созданию системы подготовки кадров для рыночной экономики. Комиссия Европейского Сотрудничества выразила заинтересованность в развитии дистанционного обучения и рассматривает его как одно из важных направлений финансирования проектов.

В документе ЮНЕСКО "Открытое и дистанционное обучение: перспективы и вопрос политики", изданному в 1997 году, отмечается, что дистанционное образование широко используется на разных уровнях высшего образования на базе открытых университетов с заочным обучением. В свою очередь такие учебные заведения организуют программы и присуждают научные степени, эквивалентные образованию в колледже и в университете. Это побуждает систему высшего образования использовать современные информационные технологии. Наличие множества компьютеров, других источников информации сильно меняет интеллектуальную сферу.

Дистанционное обучение в отличие от заочного служит целям непрерывного образования, которое изначально выступает проводником идеи "конечного образования", представляя собой надстройку к существующей системе. Дистанционное обучение предполагает, прежде всего, наличие электронной связи, благодаря которой отправитель и получатель сообщения могут общаться в режиме времени, близком к реальному. Далее, отношения обучающегося и обучающего становятся более индивидуальными. В отношении туристского образования идет формирование специфической среды обучения, которая соответствует разноплановой туристской деятельности.

Практически во всех высших учебных заведениях в развитых странах мира, где готовят специалистов сферы туризма, обязательным компонентом образования является дистанционное обучение. Вместе с тем в той мере, в какой такого рода образование получает распространение, оно становится все более массовым. Основными областями его применения являются сферы профессионального дополнительного образования: повышение квалификации и переподготовка, последипломное среднее и высшее, словом, образование образованных взрослых. Такой вид образования особенно распространен в сфере туристского образования на современном этапе развития мирового сообщества. Все современные формы дистанционного и диалогового образования широко представлены в сфере туристского образования, так как без современных технологий невозможна туристская деятельность вообще. Одним из основных элементов компетентности специалиста сферы туризма является умение владеть компьютером.

Мы рассмотрели как общие направления профессиональной подготовки, так и способы перенесения этих общих принципов на систему подготовки специалистов сферы туризма. Новый этап модернизации высшего образования, его обновления в соответствии с требованиями современного развития нашего общества и проблемами в условиях глобализации всех процессов развития человечества, требует совершенно нового подхода к обучению в высшей школе и профессиональной подготовке специалистов современного уровня.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что впервые исследуются именно верхние эшелоны профессиональной подготовки специалистов сферы туризма в мировом контексте, где в основном сосредотачивается профессиональная направленность обучения. В нашем исследовании подробно рассматриваются подходы к определению содержания и структуры обучения на этих этапах; делается попытка разработки общеобразовательного стандарта специалистов сферы туризма.

С помощью особой методологии определяются серьезные пробелы между умениями и навыками работников туристской сферы, их знаниями и их компетентностью и потребностями этой сферы на современном этапе. В результате исследования разработаны принципы отбора и структурирования содержания профессионального подготовки специалистов на завершающем этапе обучения. Таким образом, мы рассмотрели целый ряд теоретических аспектов структуры и содержания профессионального образования в Украине и в развитых странах мира.

В период глобализации всех процессов в обществе, возникла насущная необходимость пересмотреть отношение к профессиональному образованию, так как только отлично подготовленный специалист сможет выдержать жесткую конкуренцию в суровом мире рыночной экономики. В своем исследовании мы наметили ряд возможных решений этой проблемы в наших условиях развивающейся экономики молодого независимого государства, которое не может существовать в изоляции от влияний развитых стран, а также испытывать сильное влияние мировых тенденций в системе профессиональной подготовки специалистов во всех отраслях экономического развития. Одним из приоритетных направлений в развитии экономики нашей страны должен стать туризм, который является самой прибыльной ее отраслью, решающий многие проблемы обеспечения рабочих мест для миллионов людей.

Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

§ владение базовыми понятиями;

§ узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знаний;

§ давать им определение;

§ раскрывать содержание понятия, его объем;

§ устанавливать межпредметные связи с выше/ниже/рядом стоящими понятиями;

§ давать практическую интерпретацию понятиям;

§ знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

§ умение применять научные знания на практике в стабильной и изменяющейся ситуации;

§ иметь собственные суждения в теории и практики данной образовательной области;

§ знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;

§ владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Это общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования, которое конкретизируется по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам.

С одной стороны, образовательные стандарты должны соответствовать мировым традициям, совершенствовать обучение и развитие учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой - не утратить федеративные прогрессивные черты образования.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

§ описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

§ требование к минимуму необходимой подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;

§ максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В настоящее время Конституция Российской Федерации ориентирует как обязательный уровень - минимальный уровень образования 11 ти летняя школа, который не является достаточным основанием достижения международного стандарта.

Государственный стандарт применительно к конкретному предмету включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели образования по конкретней дисциплине, определяется объект изучения.

Требования к содержанию предметного цикла включают три компонента:

· требование к уровню представления учебного материала, которое исходит из единства содержания предмета (уровень программ и учебников), обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников;

· требование к минимально необходимой, обязательной подготовке учащихся выражается формулой "ученик должен", что подразумевает знания: назвать, сравнить, дать оценку, объяснить причины и т.д.

Принята следующая формула требований к предъявлению учебного материала школой - процесс обучения обеспечивает учащимся возможность "знать", "представлять", "понимать".

Речь идет о широком определении знаний, имеющих общее познавательное и мировоззренческое значение.

При этом термин "знать" чаще относится к конкретным датам, фактам, событиям, именам.

Термин "представлять" - к общим характеристикам, понятиям, идеям.

Термин "понимать" предполагает помимо названных, также и оценочные знания.

На основе требований к уровню подготовки учащихся разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки данного уровня.

Следует отметить, что проблема стандартизации содержания образования - динамическая проблема, которая будет изменяться и совершенствоваться по мере овладения его, что сейчас и происходит.

Изменения, происходящие в стране, привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. Произошла смена определенной монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла духовная, социальная и экономическая дифференциация общества.

Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели.

Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы.

Начался переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно ориентированной модели вариативного образования.

Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:

1. От отдельных альтернативных научных педагогических школ, разрабатывающих проблемы школьного образования - к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.

2. От монополии государственного образования - к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного воспитания со спецификой содержания, свойственных каждому из этих видов, но с учетом государственных стандартов образования.

3. От "безнациональной" унитарной школы, работающей по единым нормативным документам - к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства России.

4. От предметоцентризма - к образовательным областям при построении учебных планов общеобразовательных учреждений.

5. От "частных" линий развития типов общеобразовательных учреждений к "смешанным" линиям развития видов общеобразовательных учреждений, (слияние школы - детского сада, школы - вуза).

6. Переход от монопольного учебника к вариативным учебникам.

Таковы те изменения в содержании образования школы, характерные для текущего времени.

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования, вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в различных типах общеобразовательных учреждений, как государственных, муниципальных, так и негосударственных частных, с другой - стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Следовательно, образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы обр-я по достижению этого идеала. В гос. стандарте общего среднего обр-я выделяют 3 уровня: 1)федеральныйй компонент: определяет нормативы, обеспечивающие единство пед пространства россии, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. 2)национально-региональный компонент: содержит нормативы в обл-ти родного языка и лит-ры, истории, географии, искусства, труд-й подготовки и др. 3)школьный компонент: отражает специфику и направленность отдельного обр-го учреждения. Ф-ции стандарта обр-я: 1)ф-ция соц регулирования. переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем. 2)ф-ия гуманизации обр-я. связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. 3)ф-ция управления. Связана с возможностью реорганизации системы контроля и оценивания качества результатов обуч-я. 4)ф-ция повышения качества обр-я. Призвана фиксировать мин. Необх-ый объём содерж-я обр-я и задавать нижнюю допустимую границу уровня обр-я. Вывод: Введение обр-х стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижения каждым уч-ком опр-го, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общ уровня образованности и, след-но, повышению качества обр-я в целом. Характеристика государственных стандартов общего образования I и II поколения. С 2009 г постепенно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения. ФГОС – первые гос обр-ые стандарты, к-ые официально зарегистрированы. До этого школа работала согласно базисному уч плану, стандартов как таковых не было. Сущность стандартов II поколения выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе - процесс развития личности школьника как цель и смысл образования. Стандарт I поколения (федеральный компонент ГОС) представлял собой профессионально подготовленную «суперпрограмму» по всем учебным предметам. Задача стандарта I поколения: обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию. Этим обусловлена его ценность и значимость. ФГОС акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время повышается значимость инновационной активности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу: с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления новой образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она, реализуя деятельностную парадигму образования, должна быть ориентирована на формирование личности обучающихся. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколений.

В федеральном компоненте ГОС были представлены цели изучения предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету (по истории, обществознанию и др.); требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету. Таким образом, ФК ГОС закреплял требования к овладению содержанием учебных предметов. В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» в стандарте II поколения представлены три группы требований: 1)требования к структуре основных общеобразовательных программ включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. 2)требования к результатам освоения основных образовательных программ Если в прежнем стандарте под образовательными результатами имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Формулировка этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта. 3)требования к условиям реализации основных образовательных программ. Отличия стандартов: В целях обучения: 1)поколение-усвоение знаний, умений, навыков 2)поколение-формирование универсальных учебных действий, применение знаний в жизни В содержании образования: 1)ориентация на учебно-предметное содержание 2)включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. В организации учебного процесса: 1)учебная деятельность определялась учителем стихийно. 2)создание индивидуальных образовательных программ. В формах обучения: 1)основная – фронтальная 2)признание решающей роли учебного сотрудничества В требованиях к личности: 1)исполнительность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, образованность, трудолюбие. 2)гибкость; динамичность; адаптивная личность; толерантность (принятие, понимание); креативность; коммуникативность; конкурентноспособность; самостоятельность; способность принимать решения и нести за них ответственность. Если в 1966 году образование определялось как процесс и результат усвоения систематизированных ЗУН (качество связано со сформированностью ЗУН,%), то теперь (с 1999 г) образование определяется как процесс педагогической организованной социализации.

1

В статье определено проблемное поле стандартизации образования. Отмечена диалектическая связь стандартизации и вариативности образования. Особое место уделено вопросу внедрения нового поколения стандартов профессионального образования. Выделены основные проблемы стандартизации профессионального образования в России. Первая связана с вопросами глобализации и ее роли в формировании профессиональных стандартов. Рассматривается проблема стандартизации профессионального образования в контексте личностного развития студентов. Отмечается, что требования к личности выпускника не являются предметом рассмотрения ни в образовательных, ни в профессиональных стандартах. Третьей важной проблемой является расхождение интересов бизнеса и образования. Создаваемые в стране многофункциональные центры развития квалификаций ориентированы на интересы подготовки и переподготовки кадров самих предприятий. Численность обучаемых студентов в таких центрах недостаточна. В результате рассмотрения проблемного поля стандартизации представлены перспективы их решения в процессе модернизации профессионального образования.

образовательные стандарты

профессиональные стандарты

глобализация образования

личность выпускника

модернизация профессионального образования

стандартизация образования

1. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов [Текст]/Л.С. Гребнев //Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 29–41.

2. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования: дисс… докт. пед. наук.– М.,1998. – 504 с.

3. Шаронин Ю.В. Синергетика в управлении учреждениями образования [Текст] / Ю.В. Шаронин //Высшее образование в России. - 1999. - № 4. – С. 14–19.

4. Шаронин Ю.В. Обеспечение качества как системное свойство саморазвивающейся системы профессионального образования [Текст] / Ю.В. Шаронин // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2012. - № 1. - С.44–48.

5. Шаронин Ю.В. Российское образование как саморазвивающаяся система [Текст]/ Ю.В. Шаронин // Известия АСОУ. – 2014. - № 2. - С. 17–25.

Динамика развития социально-экономической ситуации в стране и мире показывает, что качество человеческого капитала в современных условиях играет ключевую роль. Несомненно, что в условиях попыток изоляции России, введения санкций в отношении российской экономики возросло внимание Правительства РФ к структурным изменениям в экономике, позволяющим реализовать инновационные технологии.

Внимание к кадровому потенциалу современного инновационного производства в этой связи усиливается, о чем говорят проводимые заседания Госсовета РФ по тематике подготовки квалифицированных кадров и обсуждение проблем развития системы образования в периодических изданиях . Министерством образования и науки РФ предпринимается ряд мер по изменению всей идеологии высшего и профессионального образования, важнейшим из которых является переход на стандартизацию образования.

В какой степени сложившийся опыт перехода на работу по стандартам российского образования (а сегодня мы можем говорить уже о четвертом поколении ФГОС) отвечает требованиям обеспечения качества и реалиям развития российского общества ? Следует отметить, что стандартизация, конкретизируя требования к подготовке, в некотором смысле их «сужает», должна давать возможность расширения образования через вариативность, в этом кроется их диалектическая связь. Исходя из этого можно обозначить несколько позиций «проблемного поля» стандартизации высшего и профессионального образования, которые содержат важные вопросы, от ответа на которые станет понятно, способна ли современная модернизация образования обеспечить необходимое качество и «доверие» к образованию со стороны личности, общества, государства, бизнеса.

1. Глобализация и стандартизация образования . Стандартизация образования в эпоху глобализации обеспечивает сравнимый уровень образования в разных странах, что позволяет студентам осваивать различные компетенции в образовательных организациях разных стран. Кроме того, происходит передача технологий, как информационных, так и гуманитарных, транслирующих ценности и элементы культуры (возможно, и не самые лучшие ее образцы). Формируется возможность быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса).

Первая позиция относительно сравнимых уровней образования содержит в себе определенные особенности (в частности, ставит всех участников на одинаковые ступени образовательного процесса). Да, это дает возможность для сравнительного анализа уровня образованности студентов, предоставляет возможность для обучения в различных вузах и т.д. Эти положительные стороны обсуждались в печати и не вызывают сомнений. Однако в этой связи российское образование не предполагает инновационного процесса своего развития, поскольку оно не должно отличаться от других стран, и предполагается, что там уже все сделано лучше, чем у нас.

Наряду с этим, говоря о российском образовании, необходимо отметить, что переход на программы бакалавриата окончательно запутал наших работодателей. Если в системе среднего профессионального образования был заложен базовый и повышенный уровень подготовки, то при переходе на бакалавриат в системе высшего образования фактически произошло снижение уровня подготовки от специалиста к компетентностно-ориентированному бакалавру. Огромное число колледжей, переданных Минобрнауки РФ в регионы и в состав вузов, практически исчезло. В чем отличие повышенного уровня подготовки в колледже, прикладного бакалавра, бакалавра (ориентированного по специальности или по академическому направлению)? Ответ на этот вопрос может дать только специалист в области образования, для работодателей это непонятно. Для чего мы понизили уровень подготовки - для того, чтобы соответствовать сопоставимому уровню?

Что происходит в реальности. В настоящее время вузы не готовы осуществлять компететностно-ориентированную подготовку (допустим, как в колледже) в силу отсутствия оборудования, квалифицированных специалистов, отсутствия мотивации, что приводит к сокращению лекционных курсов и передаче всей ответственности за результаты обучения самим студентам через самостоятельную работу. Современный электронный учебно-методический комплекс должен представлять собой самоучитель по профессии или дисциплине? Практически это отказ от сложившейся за многие годы в России инженерной подготовки, где лекционная форма работы со студентами, позволяющая развивать научные школы, зарекомендовала себя еще в советские годы.

Относительно передачи и освоения новых технологий можно отметить много положительного (например, то, что развитие образования возможно только в открытой среде, важна диалогичность взаимодействия участников образовательного процесса и т.д.). Вместе с тем не секрет, что авторы инновационных образовательных технологий не всегда расположены делиться своими находками. С одной стороны, это связано с соблюдением авторских прав на инновационные образовательные технологии, с другой — в ряде ситуаций авторам выгодно не распространять свои наработки, поскольку это может приносить и коммерческий эффект.

Формирование социально-культурных смыслов развития общества реализуется в современном мире различными средствами - интернет-технологиями, СМИ, системой образования. В какой степени социально-культурный смысл развития российского общества, заложенный в процессе стандартизации образования, вступает в противоречия с тем, что происходит в других странах? Не секрет, что развитие региона зачастую определяется уровнем профессиональной и общей культуры населения. Восприятие, в том числе и критическое, социально-культурных смыслов других стран зависит от уровня общей и профессиональной культуры, формируемой прежде всего системой образования. В условиях реализации ФГОС-3 наблюдается снижение роли гуманитарного, общекультурного блока подготовки студентов.

Последний тезис этого проблемного поля связан с возможностью быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса) . Способна ли стандартизация российского высшего и профессионального образования обеспечить приоритет в подготовке кадров для инновационной российской экономики?

Для ответа на этот вопрос необходимо признать следующее: высшее образование в России было и остается ориентированным на подготовку кадров высшей квалификации, следовательно, в рамках уже законодательно принятых решений следует рассмотреть возможность:

1) ввести наряду с магистерской подготовкой, ориентированной на исследовательскую работу, подготовку по специалитету, ориентированному на инновационные технологии и практики с такими же сроками обучения, позволяющую формировать научные технологические, инженерные именные школы;

2) в силу того, что в современной профессиональной подготовке наблюдается смещение границ профессиональных требований, перейти на подготовку по образовательным программам, сформированным по схеме «профессиональное образование (колледж) - высшее образование (бакалавриат) - высшее образование (магистратура, специалитет)» с исключением практики перезачета дисциплин в вузе, изученных в колледже (поскольку они имеют различную направленность и отличаются по своему содержанию и компетенциям);

3) требуется выстроить четкую логику в квалификационных требованиях к выпускникам через профессиональные стандарты в контексте образовательных программ , а не уровней образования;

4) поскольку переход на бакалавриат сегодня законодательно закреплен, а в реальной практике вузов формирование компетенций чрезвычайно затруднено, также практически невозможно оценить объективно уровень сформированных компетенций, возможно рассмотреть вопрос об интеграции статуса профессионального и высшего образования. Это позволит уйти от уровневой дифференциации статусности получаемого студентами образования и ориентировать их на образовательные программы. Однако в составе современного вуза необходим колледж, где реализуется полноценная программа квалифицированной подготовки, есть возможность компетентностной подготовки бакалавра, продолжения образования в исследовательском плане через магистратуру и, как вариант, в подготовке инженеров высшего уровня - специалитет. Но колледжи, активно работающие с вузами по сетевым моделям, находящиеся с ними во взаимодействии по подготовке кадров для конкретных производств, должны получить возможность бакалаврской подготовки с защитой ВКР в вузе.

2. Личность и стандартизация образования. Возможна и нужна ли стандартизация личности через образование?

Современное профессиональное образование перешло на третье поколение, планируется переход на четвертое поколение образовательных стандартов. Можно ли сегодня пытаться подводить некоторые итоги состоявшегося перехода?

С этой целью прежде всего стоит посмотреть на весь процесс формирования нового поколения ФГОСов и их сочетания с создаваемыми профессиональными стандартами. Безусловно, это сложнейший процесс должен быть методологически обоснован, определены основания построения нового поколения образовательных стандартов, обусловленные целью всей профессиональной подготовки. Как следует из публикаций, в основе методологии нового поколения стандартизации лежат Болонский процесс и связанный с этим переход на компетентностный подход, определяющие новый уровень и качество подготовки выпускника.

Таким образом, объективно существует проблема цели профессионального образования. Эта цель определена государством и отражена в содержании ФГОСов как важнейшего нормативного документа. Как соотносятся цель профессионального образования и требования профессионального сообщества и работодателей? Ответ на этот вопрос должны дать профессиональные стандарты. Но ведь есть еще и цель профессионального образования, связанная с интересами самой личности обучаемого. И эти интересы со временем будут проявляться больше и больше. Все определяется степенью активности самого обучаемого, его заинтересованности в собственной профессиональной судьбе, социальной роли, гражданской позиции.

Современный ФГОС ВО дает широкие возможности для учета интересов обучаемых - до 50% учебного времени отводится на дисциплины по выбору. Опрос студентов при выборе дисциплин показывает, что основная категория предпочитает те дисциплины, по которым проще получить зачет (до 60% в зависимости от направления подготовки). Около 20% из них связывают свой выбор с профессиональным интересом. Можно ли сделать вывод о проблеме цели профессионального образования для студентов? Видимо, да, поскольку последующая профессиональная карьера как цель для многих из студентов является «отложенной» до окончания вуза. Определенная часть допускает, что по окончании не будут работать по полученной специальности.

В условиях демографического спада вузы предоставляют широкий спектр подготовки по различным направлениям, и молодежи, казалось бы, не составляет никакого труда выбрать наиболее интересный. Если в условиях главного выбора - выбора направления подготовки — не происходит проявления личностного аспекта проявления профессионального интереса, то и соответственно незаинтересованный выбор дисциплин здесь выступает как следствие.

Цель профессионального образования с позиций личности - обеспечение профессиональной и личностной самореализации . В том, насколько это возможно в рамках того или иного направления подготовки в вузе, зависит от самой личности и профессорского-преподавательского состава. Насколько школе удается пробудить личностный интерес к профессиональному выбору?

Поставленные вопросы требуют ответа, где и каким образом интересы личности и ее выбора отражены в образовании - от школьного до вузовского. Обратим внимание на модель профессионального стандарта в варианте, разработанном НАРК совместно с РСПП. Основное внимание уделено профессиональным знаниям, компетенциям. В них нет требований к личности, хотя каждый вид профессиональной деятельности имеет свои психологические особенности (монотонность, коммуникативность, оперирование знаками и схемами и т.д.).

Федеральные государственные образовательные стандарты также не рассматривают аспектов требований к личности. Таким образом, стандартизация образования, необходимая для формирования содержания и определенных ориентиров оценки уровня подготовки школьников и студентов, вместе с тем направлена на обезличенного обучаемого, для которого предложены варианты выбора. Только выбирать он не стремится.

Это не значит, что стандартизация не нужна, она нужна для учителя и преподавателя в плане ориентировки в формирования содержания и технологии обучения. Для личности и ее формирования необходима своя парадигма, реализованная в условиях профессиональных и образовательных стандартов и ориентированная на формирование способности обучаемого стать тем, кем он может стать в условиях школы, колледжа, вуза.

Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов. Но они, интересы личности, должны быть там отражены. Таким образом, обсуждаемые в настоящее время подходы к формированию четвертого поколения образовательных стандартов должны опираться на тот опыт, который мы получаем в процессе подготовки выпускников - бакалавров. В условиях сокращения времени в вузе на подготовку бакалавров важнейшим становится формирование общей парадигмы взаимодействия школы и профессиональных образовательных организаций по обеспечению личностного развития обучаемых . Независимо от Болонского процесса и его ориентировки на компетентностный подход формирование личности и ее способности к саморазвитию, самореализации есть единственно верный путь к формированию процесса стандартизации образования от школы до вуза, направленного на человека.

Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности опираются на образовательные стандарты и соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов.

В разработке стандартов, по нашему мнению, главная цель профессиональной подготовки — формирование общей и профессиональной культуры выпускника, именно она является основой построения методологии, ориентированной на общее и профессиональное развитие личности студента. И именно культурологический подход, заложенный Л.С. Выготским, должен стать методологической основой стандартизации российского общего и профессионального образования.

3. «Отрыв» от отраслевой структуры. «Отрыв» образовательных организаций профессионального образования из отраслевой структуры сказывается на современном развитии государственно-частного партнерства. Сегодня многие предприятия заинтересованы в создании собственных образовательных структур, ориентированных на корпоративные цели. Формирование многофункциональных центров на площадках предприятий, куда допускаются обучающиеся в ПОО, в большей степени ориентировано на повышение квалификации и переподготовку своих специалистов. Примером является создание и работа многофункциональных центров развития квалификаций. По данным Минобрнауки в настоящее время функционирует более 300 центров. Сравнительный анализ динамики роста подготовки на базе МЦПК показывает, что, например, в течение года за период 2014-2015 года число студентов по программам профессиональных и практикоориентированных модулей возросло с 3,5 тыс. человек до 4,5 тыс. В то же время прирост по программам профессиональной подготовки на базе МЦПК возрос на 8 тыс. человек, а общий прирост по всем программам дополнительного образования (без студентов колледжей) составил с 48 тыс. человек до 61 тыс. человек.

Таким образом, интерес бизнеса в сотрудничестве с образовательными организациями, безусловно, есть, однако масштаб переподготовки, подготовки и повышения квалификации, которые происходят вне образовательных организаций, говорит о том, что профессиональное образование осуществляется в более широких масштабах вне образовательных организаций.

Для подготовки «своих» кадров МЦПК не рассматривает профессиональные стандарты в компетентностном формате, их интересует опыт решения профессиональных задач работниками предприятий. Возможно, что оторванность от отраслей возникла не только из-за ведомственной принадлежности, но и оттого, что профессиональный стандарт должен быть представлен языком, понятным бизнесу, а именно через опыт решения профессиональных задач. Кстати, опыт является важнейшей составляющей профессиональной культуры выпускника.

Безусловно, это не все тезисы «проблемного поля стандартизации» профессионального образования, но одни из самых важных. Перспективы решения проблемы стандартизации профессионального образования должны учитывать:

  • цель профессионального образования с позиций личности - обеспечение профессиональной и личностной самореализации;
  • требуется выстраивание единой отраслевой системы квалификационных требований для всех профессий и специальностей, что позволит выстроить ФГОСы и образовательные программы с понятными требованиями к выпускникам;
  • соотношение цели профессионального образования личности и требований профессионального сообщества - где и как они должны пересекаться;
  • ориентация студентов должна быть на образовательную программу, а не на уровень профессионального образования.

Библиографическая ссылка

Шаронин Ю.В. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25975 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Национальные системы образования
  • Качество образования
  • Преемственность стандартов
  • Проведение ЕГЭ

Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений.

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Преемственность в содержании образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями современной системы образования РФ , и образовательные программы. Федеральный закон "Об образовании" (ст. 7) вводит "…государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты". В соответствии с требованиями общественного развития Российской Федерации "в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования". Новые поколения государственных стандартов фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

Стандартизация со стороны национальных систем образования

В последние годы большое внимание уделяется вопросам стандартизации со стороны национальных систем образования, в том числе вопросам введения стандарта руководителя образовательной организации.

В 1999 г. началась эпоха глубоких и масштабных преобразований национальных систем образования в Европе, что зафиксировано в Болонской декларации, подписанной министрами образования 29 европейских государств. Болонский процесс предусматривает изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях.

Несмотря на то что директивный документ говорит о "минимальном стандарте", Европа пока не пришла к единому мнению по поводу значения самого термина "стандарт" в отношении системы образования. И здесь возникает самое главное замечание, касающееся назначения стандартов, - они не должны становиться ограничителями многообразия и конкурентоспособности. В апреле 2004 г. Берлинское коммюнике Европейской ассоциации университетов зафиксировало ряд понятий, позволяющих выйти на обеспечение качества образования: "Стандарты - это принципы и ценности, которым необходимо следовать"; "Процедуры - это набор действий, используемых внешними органами обеспечения качества и аккредитации"; "Установки - рекомендации, содержащие контрольные точки, которые позволяют оценить соответствие стандартам".

Стандартизация качества образования

Определяют требования не только к выпускнику как результату образования, но и к качеству образования, а также, в отличие от американских или европейских, в какой--то мере к самому образовательному процессу. Болонский процесс направлен на согласование минимальных требований "на выходе" при условии сохранения и развития каждой из национальных образовательных традиций.

Что же представляет собой стандартизация? Очевидно, что это результат взаимодействия различных факторов, к которым можно отнести уровень развития науки, техники, экономики, права, культуры и т. д. Стандарты выступают как активное средство регулирования общественных отношений и организации производственных процессов.

Стандартизация качества образования ориентирована на достижение, наряду с академическими, результатов в приобретении:

  • навыков устной и письменной коммуникации;
  • основ математики и естественных наук;
  • навыков работы с информационными технологиями;
  • развитого креативного мышления;
  • потребности в непрерывном образовании, постоянной работе, требующей личностных усилий;
  • умения работать в группах, способности к интегральному использованию знаний;
  • инициативности, в т. ч. в приобретении знаний и в их продуктивном применении;
  • культурной восприимчивости;
  • способности принимать самостоятельные решения и нести за них социальную и личностную ответственность.

Во многом темпы развития стандартизации зависят не только от специфики различных областей человеческой деятельности, но и от уровня развития, степени применения коллективного труда, его материально-технической базы. Особая роль отводится стандартизации в сохранении традиций и создании систем преемственности. Несмотря на то что стандартизация интернациональна, ее реальное воплощение всегда носит национальный характер.

Российская система стандартизации не успевает за потребностями рынка труда. Обратимся к Закону РФ "Об образовании" (ст. 7): "Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации".

Требования к профессиональным стандартам

Сегодня рынок труда значительно чаще "обновляет" свои требования, т. к. наука, производство не стоят на месте. Рынку труда требуются мобильные специалисты с новыми квалификационными характеристиками. Современная система высшего профессионального образования, довольно консервативная, зависящая от сроков утверждения стандартов, еще не готова в полном объеме удовлетворить актуальные запросы рынка труда. Современный молодой человек должен быть готов к изменениям своей траектории личностного развития в зависимости от условий окружающей действительности.

Пересмотр обязательных требований к содержанию подготовки специалистов связан с новой тенденцией, возникшей в последнее десятилетие ХХ в., - сокращение сроков обучения в высшей школе и введение многоуровневых программ высшего образования для того, чтобы приблизить высшее образование к рынку труда. Но для российского образования эта задача не из простых. Для этого необходимо подготовить прогноз потребности в специалистах, разработать на его основе предложения по формированию заданий по подготовке специалистов. Только в том случае, если станут основой государственных образовательных стандартов для различных уровней профессионального образования, будет возможно выполнить реальные потребности экономики.

Действующие сегодня и предыдущие стандарты (первого и второго поколения) высшего профессионального образования не способны обеспечить подготовку такого выпускника. Эти стандарты подвергались критике за то, что требования к выпускнику были часто слишком обобщенными. Бывает практически невозможно проверить соответствие выпускника ряду требований, изложенных в стандарте. Стандарты нового поколения решают эту задачу. Конечно, очень важно, что сделан переход к компетентностному подходу в измерении качества выпускника. Новые стандарты привязывают компетенции к модулям, дисциплинам, но в них приведены лишь основные требования к уровню подготовки выпускников вузов со стороны государства в компетентностной форме. При этом комплексную норму качества итоговых и поэтапных результатов вузы должны детализировать сами. Факультеты, разрабатывая свои основные образовательные программы, устанавливают полный перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Конечно, очень важно, что факультет и вуз определяют конечные цели обучения и воспитания, опираясь на общефедеральные цели.

При этом возникает проблема, связанная со способом измерения компетенции, не важно, на достижение каких целей она направлена. Как, например, определить сформированность таких социально-личностных и коммуникативных компетенций, как способность к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, знания основ делового общения или способность к критике и самокритике, терпимость, способность работать в коллективе. Другая проблема - готов ли преподаватель высшей школы к формированию у своих студентов компетентностного подхода к освоению выбранной программы высшего профессионального образования, компетентен ли он сам с точки зрения стандарта нового поколения.

Российское образование по-прежнему остается репродуктивным - и в школе, и в вузе. Несмотря на многочисленные попытки педагогов изменить подходы в обучении, внедрить инновационные личностно развивающие модели, мы по-прежнему сталкиваемся с репродуктивными технологиями оценивания выпускников всех уровней образования.

Надо отдать должное начальной школе , здесь действительно решаются многие задачи, опередившие даже всемирные процессы. Но что касается так называемого среднего звена , то можно только разводить руками. Как правило, среднее звено работает в рамках традиционной модели. В старших классах идет профилизация. Но школа, организующая обучение по тому или иному профилю, должна делать опережающий прогноз потребностей рынка труда на 5-7 лет вперед. Между тем нередко сам процесс профилизации школы формализован на уровне учебных планов и программ. Образовательные технологии также остаются в рамках традиционной модели. Даже система дополнительного послевузовского образования грешит этим.

Преемственность стандартов

Образование должно обеспечивать преемственность профессиональных приемов, моделей, алгоритмов. Важнейшая функция образования - развитие личности обучающегося, его творческого потенциала и профессиональных способностей. Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося, не прописанную в стандарте, но просвечивающую сквозь призму компетенций.

Изучение дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования направлено на достижение ряда целей и осуществляется по некоторым дисциплинам в процессе совершенствования компетенций, например таких, как языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая. И здесь можно говорить о преемственности стандартов общего и высшего профессионального образования. Уровень образованности для выпускников средней школы, поднятый до "компетенции", должен способствовать тому, что выпускник школы готов (способен) решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности.

Преемственность стандартов общего и высшего профессионального образования заметна и в их структуре - наличие федерального компонента (определяющего нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры), национально-регионального (определяющего те элементы стандарта, которые относятся к сфере особенностей разных регионов) и школьного/вузовского компонента (соответствующего интересам и жизненным планам учащегося/студента). Правда, обновленный стандарт общего образования делится на инвариантную и вариативную части, которые в стандарте высшего профессионального образования выглядят как дисциплины федерального компонента по всем циклам (инвариант) и национально-региональный и вузовский компоненты (вариатив).

Для достижения поставленных в стандартах целей и формирования компетенций необходимо уйти от традиционной когнитивной модели (ЗУН - знания, умения, навыки), где доминируют репродуктивная деятельность обучаемых и экстенсивный характер образовательного процесса, где результат образования оценивается в основном количественными показателями, а модель более ориентирована на процесс, чем на результат.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы необходимыми и насущными задачами ставит развитие современной системы непрерывного образования, повышения качества профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда; формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Провозглашенный в Болонской декларации лозунг "Образование через всю жизнь" реализуем только при условии, когда учитель (преподаватель) выполняет свою главную в современном мире миссию - научить добывать знания. Неотъемлемые свойства инновационной личностно-развивающей модели - креативная деятельность обучаемых, интенсивный характер образовательного процесса, нацеленность на непрерывное образование, оценивания результата образования качественными показателями (компетенции). Модель, более ориентированная на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого, может гарантировать выполнение требований стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Говоря о стандартизации, нельзя забывать и о том, что содержание программ образования для школы должно быть связано с разными видами текущей и будущей деятельности, что способствует профессиональному и ценностному самоопределению личности. Стандарты всех уровней образования призваны обеспечить общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности. Главная функция стандарта - повышение качества образования.

Таким образом, качество образования - многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов, не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, а также качество студентов, учащихся, абитуриентов, качество управления и исследований. Требования к этим качествам в той или иной степени прописаны в стандартах, поскольку являются обязательным условием достижения результата образования, соответствующего социальным нормам и требованиям, что позволяет рассчитывать на адекватное отношение человека к внешнему миру.

Проведение ЕГЭ

Говоря о последних реформах и стандартизации, нельзя не коснуться вызывающего споры и сомнения, но неминуемого явления - ЕГЭ. Наверное, можно найти положительные моменты в проведении единого государственного экзамена по всей стране. Возможно, ЕГЭ позволяет быстро и качественно проверить не только уровень освоения стандарта выпускниками, но и выявить качество педагогической деятельности (ФЕПО в вузе, в какой-то степени, позволяет решить эти две задачи довольно быстро и без особых хлопот). Однако ядром качества человека является качество его интеллекта, включающее в себя духовно-нравственную, знаниевую и деятельностную составляющие. Используя в качестве инструмента измерения результата образования только такие формы, как ЕГЭ, мы можем получить весьма узко сформированного человека, поскольку подобные инструменты не то чтобы не позволяют измерить духовно-нравственную или деятельностную составляющие качества человека или его образованности, но они дают возможность педагогу (преподавателю) не задумываться об этих составляющих личности обучающегося в своей педагогической деятельности и самим обучающимся во время учебы, поскольку что не востребовано, то не обязательно для развития.

Единый государственный экзамен не измеряет духовно-нравственную и во многом - деятельностную компетенции выпускников школы. Думается, что речь должна идти о комплексной итоговой аттестации в школе и кроме ЕГЭ должны присутствовать и другие способы измерения результата образования как по обязательным, так и по дисциплинам по выбору (в вузе кроме ФЕПО, существуют различные способы и компетенций, более того ФЕПО применяется для контроля остаточного среза знаний, а не для итоговой аттестации выпускников начальной школы и средней). В противном случае, с нашей точки зрения, мы измеряем только достижение базового уровня стандарта, овладение учащимся минимально необходимой совокупностью способов деятельности в базовом информационном поле. Освоение учащимся совокупности других способов деятельности - на повышенном оптимальном или расширенном уровнях стандарта - должно измеряться другими способами.

Преемственность школьных и вузовских стандартов должна быть еще более выраженной, и не только на уровне общего понятия "компетенция". В новых школьных стандартах наконец-то изложены требования к условиям обучения и условиям реализации образовательных программ, и в первую очередь кадровых, описаны обязательства ученика, учителя и учредителя образовательного учреждения, механизм обеспечения стандарта здоровья. Таким образом, средняя и высшая школа становятся еще ближе друг другу в решении задач по повышению качества образования, по развитию в соответствии с требованиями времени, что поможет сделать образование более доступным.

Профильная школа помогает решить задачу преемственности в части содержания (по "специализированной" подготовке), но в этом случае итоговая аттестация не может быть в форме ЕГЭ. Мы идем по замкнутому кругу: улучшая стандарты, ограничиваем инструментарий, а качество выпускника вуза всегда зависело, зависит и будет зависеть от качества абитуриента. И обязательное общее образование не решит этой проблемы, если мы будем игнорировать соотношение достижения уровней стандарта и способы измерения этих достижений. Никакие стандарты не помогут реализовать концепцию модернизации образования, если образование в России не будет обеспечено такими факторами, как мониторинг образовательных достижений обучающихся, заинтересованность в своем образовании, сильная мотивация, повышение усвоения знаний учащимися и студентами.