ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Игровые технологии в спо по фгос. Игровые технологии обучения

Формирование социально активной личности требует использования нестандартных форм педагогического взаимодействия. Одной из таких форм является игра как средство развития творческого потенциала будущего специалиста.

Игровой метод обучения предполагает определение цели, направленной на усвоение содержания образования, выбор вида учебно-познавательной деятельности и формы взаимодействия педагога и студентов. Применение этого метода обучения требует:

Выяснение и осознание его целей, то есть желаемого результата; без этого деятельность субъектов учебного процесса не может быть целенаправленной;

Выбора способа деятельности для достижения цели;

Необходимых средств интеллектуального, практического или предметного характера, поскольку деятельность всегда связана с ними

Наличия определенных знаний об объекте деятельности.

Игровые методы эффективны и характеризуются наличием игровых моделей объекта, процесса или деятельности; активизацией мышления и поведения студента; высокой степенью задействованной в учебном процессе; обязательностью взаимодействия студентов между собой и преподавателем; эмоциональностью и творческим характером занятия; самостоятельностью студентов в принятии решения; их желанию приобрести умений и навыков за относительно короткий срок.

Главной целью учебных игр является формирование у будущих специалистов умения сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми профессиональными умениями и навыками студент сможет только тогда, когда сам в достаточной степени проявлять к ним интерес и прилагать определенные усилия, то есть сочетая теоретические знания, полученные на лекциях, семинарах, самостоятельно, с решением конкретных производственных задач и выяснением производственных ситуаций.

Игровая деятельность выполняет такие функции: побудительную (вызывает интерес у студентов) коммуникабельной (усвоение элементов культуры общения будущих специалистов) самореализации (каждый участник игры реализует свои возможности); развивающую (развитие внимания, воли и других психических качеств) развлекательную (получение удовольствия) диагностическую (выявление отклонений в знаниях, умениях и навыках, поведении) коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личности будущих специалистов).

Игровые методы многоплановые, и каждый из них в той или иной степени способствует выработке определенного навыка. Учитывая это выделяют игры-упражнения, игровые дискуссии, игровые ситуации, ролевые и деловые учебные игры, компьютерные деловые игры.

Игры-упражнения. К ним относятся кроссворды, ребусы, викторины и тому подобное. Применение этого метода способствует активизации определенных психических процессов, закреплению знаний, проверке их качества, приобретению навыков. их проводят на занятиях; игры-упражнения могут быть элементами домашних заданий, внеклассных занятий. Используют их также в свободное от учебы время.

Игровая дискуссия. Она предполагает коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими участниками. Основным назначением этого метода является выявление различий в толковании проблемы и установления истины в процессе дружеской споры. Этот метод обучения позволяет, проанализировав суть явления или процесса, из существующих вариантов решений выбрать оптимальный. Достижение поставленной цели обусловливает развитие познания.

Игровая ситуация. Основой этого метода является проблемная ситуация. Он активизирует познавательный интерес у студентов, направляет их умственную деятельность. Ориентирована игровая ситуация на установление связи теории и практики по теме, изучаемой или изучается: умение анализировать, делать выводы, принимать решения в нестандартных ситуациях. Этот метод побуждает студентов к деятельности на основе определенной ситуации, которая основывается на необходимой совокупности знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты. Игровая ситуация способствует усилению эмоционально-психологического состояния, возбуждает внутренние стимулы к учебной работе, снимает напряжение, усталость.

Ролевая игра. Она позволяет воспроизвести любую ситуацию в "ролях". Ролевая игра побуждает студентов к психологической переориентации. Они осознают себя уже не просто как студентов, воспроизводят перед аудиторией содержание изученного материала, а как лиц, имеющих определенные права и обязанности и несут ответственность за принятое решение. Такой метод интенсифицирует умственный труд, способствует быстрому и глубокому усвоению учебного материала. В процессе ролевой игры раскрывается интеллект студента; под влиянием изменения типа межличностных отношений он преодолевает психологический барьер общения. Отношения "преподаватель - студент" заменяются отношениями "игрок - игрок", при которых участники оказывают друг другу помощь, поддержку, создавая атмосферу, которая способствует усвоению нового материала, овладению студентами определенным видом деятельности.

1) подготовительный, включающий выбор темы и теоретическую подготовку по этой теме, определение цели игры, разработка педагогической задачи, которое решать студенты на практическом занятии, распределение ролей, определение регламента и выработки сценария игры;

2) процьес игры, который является самым тяжелым и длинным и охватывает деятельность педагога, инструктаж, вхождение в роль, решение педагогической задачи, теоретические и практические умения, которые необходимо усвоить игрокам, формирование педагогических предложений;

3) самоанализ деятельности исполнителей ролей, в процессе которого оценивают игру, отмечают положительные и отрицательные моменты, их причины и предпосылки, отношение участников к выполнению ролей, степень удовлетворения, выявления профессиональных качеств во время игры;

4) анализ ролевого решения игры студентами- "экспертами", что требует выявления степени вхождения в имитационную роль, оценка актуальности проблематики, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при определении темы, содержания и ее соответствия дидактической цели, соблюдение педагогического такта и педагогической техники, решения педагогической коллизии, четкого распределения времени, отведенного на игру для профессиональной деятельности;

5) оценка степени активности игроков "арбитрами", которое позволяет стимулировать моделируемый процесс и проследить соответствие выполнения ролей рассматриваемой проблеме, диагностировать активность участников игры, учитывать дисциплину;

6) подведение итогов и анализ игры преподавателем, при котором учитывают реализацию теоретических положений в процессе имитации профессиональных действий, вхождение в роль, эрудицию, междисциплинарный кругозор, степень самостоятельности в принятии решений, анализируют дискуссионные выступления студен- тив- "экспертов", работы "арбитров "дают методические рекомендации по совершенствованию профессиональных умений, ответы на вопросы студентов, которые возникли во время игры, общую оценку взаимодействия.

Преподаватель, который проводит игру, должен объяснить ее главную цель, раскрыть структуру, дать рекомендации каждому исполнителю ролей, предусмотреть ее результат.

Занятия с использованием ролевых игр происходят живо, эмоционально, при высокой активности студентов и благоприятной психологической атмосферы.

Деловая учебная игра. Это учебно-практическое занятие, которое предусматривает моделирование деятельности специалистов и руководителей производства по решению сложной проблемы, принятия определенного решения, связанного с управлением производственным процессом. Деловая учебная игра сочетает в себе признаки учебной и будущей профессиональной деятельности и является деятельностью коллективной. Она позволяет студенту понять и преодолеть противоречия между абстрактным характером предмета учебно-познавательной деятельности (знания, знаковые системы) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, индивидуальным способом обучения студента и коллективным характером профессиональной деятельности, опорой в обучении преимущественно на интеллект студента и вовлечением в процесс личности специалиста.

Деловые игры классифицируют:

1. 3а решаемыми задачами и целями: исследовательские (при решении проблем, связанных с внедрением результатов научных исследований); производственные (при решении проблем, связанных с ликвидацией «узких» мест на производстве); учебные (при решении проблем, связанных с подготовкой к выполнению профессиональных функций на производстве).

2. объектом: межотраслевые (при решении проблем, касающихся связей между различными отраслями в производственном процессе) отраслевые (при решении проблем, касающихся координации производственных процессов между различными звеньями одной отрасли производства); заводские, цеховые (при решении проблем, касающихся производственных процессов в рамках завода или цеха).

3. По характеру предлагаемой ситуации: комплексные (при решении проблем, связанных с развитием всего производства, использованием ресурсов и т.п.); функциональные (при решении кадровых, диспетчерских и других проблем производства); ситуационные (при решении оперативных проблем, экстренных ситуаций).

4. По степени формализации: формализованные (с использованием ЭВМ и математических методов) неформализованные.

5. По количеству игровых периодов: одноэтапные (за существование проблемы, которая решается компактно на одном занятии) многоэтапные (по сложной проблемы, которая требует достижения общей цели на основе постепенного решения нескольких задач может проводиться на нескольких занятиях).

В каждой деловой игре заложено игровые и педагогические цели. Содержанием игровых целей участника является успешное выполнение роли, реализация игровых действий, получения максимально возможного количества баллов, во избежание штрафов, принятие адекватных ("умных") решений и тому подобное. Содержанием педагогических целей является развитие профессионального теоретического и практического мышления, умение выстраивать отношения с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие общих и профессиональных способностей, формирования ответственного отношения к труду и тому подобное.

Деловую игру сопровождают разнообразные мотивы: результативные, процессуальные, коллективные, индивидуальные, социальные, профессиональные, мотивация достижения, познавательная мотивация. В зависимости от того, какие мотивы деятельности преобладают, формируется и соответствующий тип личности. Так, если в деловой игре преобладает мотив достижения, то будет формироваться адаптивный (приспособленческий) тип личности, если же познавательный - производительный (творческий). По мотива достижения усвоения правил игры и вся игровая поведение подчинены достижению конечной игровой цели, когда игроки "замыкаются" на исходе и "живут" его ожиданиям. При доминировании познавательной мотивации участники "живут" игрой, процессом ее развертывания во времени, интересом к тому новому, что они узнают в игре. Одним из важных мотивационных стимулов становится возможность самостоятельного построения игровой деятельности - цилетворення, постановки проблем, выбора способов действий и трактовки роли.

В процессе конструирования и проведения деловых учебных игр следует придерживаться нескольких принципов (А. Вербицкий).

1. Принцип проблемности. Деловая учебная игра служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающееся в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решении, обосновании субъективно новых для студентов профессиональных задач.

Исходя из этого принципа, содержание деловой игры должен не только воспроизводить реальные условия производства, но и имитировать реальные противоречия (проблемы), с которыми сталкивается человек на пути познания и профессиональной деятельности. Это является необходимым условием исследовательского подхода к материалу игры, создание ситуативных познавательных потребностей и мотивов как движущих сил игры на каждом ее этапе.

2. Принцип имитации условий и динамики производства, моделирование содержания профессиональной деятельности людей, занятых на производстве. Этот принцип предусматривает имитацию в обучении конкретных условий и динамики производства, деятельности и отношений занятых в нем людей, то есть моделирование двух реальностей: процессов производства и профессиональной деятельности специалистов.

3. Принцип двоплановости игровой учебной деятельности. Деловая учебная игра по психологической сути является двухплановую деятельностью, побуждается стремлением участников к достижению двух целей: игровых и педагогических (для студентов - учебных) при доминировании учебных.

4. Принцип совместной деятельности участников игры. Речь идет о ролевой взаимодействие, которая разворачивается в соответствии с инструкцией или правилами и нормами, которые возникают в процессе самой игры. Выполнение участниками игровых правил, подчинение "нормам" профессиональных отношений и действий являются необходимыми условиями развертывания полноценной грн.

5. Принцип диалогического взаимодействия партнеров по игре. Основным способом привлечения партнеров к совместной деятельности и одновременно способом овладения и нахождение выхода из проблемных ситуаций является двустороннее общение (диалог) и многостороннее (мультилог), что обеспечивает возможность выработки индивидуальных и совместных решений, достижения промежуточных и конечных результатов игры.

Правильная организация деловой предусматривает: четкую постановку ее цели и течения в условиях непринужденности и творческого подъема; обеспечение оперативной обратной связи между руководителем и его участниками; максимально приближенные к реальным условия и регламентацию во времени; решение актуальных проблем, использование предлагаемых алгоритмов решения, возможность вносить в ГРУ изменения и дополнения в зависимости от интересов участников; обеспечение дидактическим материалом (таблицами, текстами, схемами); стимулирование дискуссий по решению определенного вопроса; возможность свободного высказывания различных мнений, прибегая к методам анализа и доказывания; Во избежание авторитарности: руководитель только направляет участников к принятию возможных решений, его отношение к студентам доброжелательное, основной метод работы - объяснение.

Подготовка и проведение деловой игры осуществляется в несколько этапов (Е. Хруцкий):

1. Выбор темы, которая содержит задания или ситуацию, которая требует выработки и принятия конкретных решений.

2. Определение цели игры, состава и функций ее участников.

3. Разработка модели игры, которая имеет наиболее полно отражать производственный процесс или практическую ситуацию. При этом следует помнить, что игра - это упрощенная реальная действительность, которая предусматривает имитацию влияния на производственный процесс внешней среды и связи с ним.

4. Разработка критериев оценки работы студентов. Главным мотивом учебно-педагогических игр и основным критерием оценки должны быть успешное применение студентами теоретических знаний на практике, а также эффективное взаимодействие с другими участниками игры.

5. Ознакомление студентов с целью игры и производственной ситуацией, распределение ролей и доведение до их сведения критериев оценки. Это следует сделать за неделю до игры. В то же время студенты должны иметь список рекомендуемой литературы. При распределении ролей и "должностей" между участниками необходимо учитывать уровень их знаний, способности и индивидуальные особенности. Важно, чтобы роли не были постоянными во всех играх.

6. Течение игры и анализ ее результатов.

В играх каждый этап нормируется во времени. Конечный результат игры зависит от качества принимаемых решений и соблюдение временного режима игры. Доказано, что участники, которые работают без контроля времени, тратят на выполнение определенного объема работ в игре на 30-40% времени больше, чем участники, которые работают с ограничением времени.

Для обеспечения необходимого качества проведения игры организатор должен руководствоваться определенными документами:

1. Проспект деловой игры, в котором определена целесообразность ее проведения с учетом целей, задач и условий игры; определение исходных данных, объектов игры; обзор возможных методов изучения проблем и тому подобное.

2. Сценарий деловой игры, который предусматривает набор игровых ролей и их описание, распределение обязанностей, правила игры. Правила игры содержат ограничения, касающиеся технологии, регламента игровых элементов или их процедур, ролей и функций "преподавателя - ведущего", системы оценивания; правил должно быть не более 5-10. Они должны обеспечивать воспроизводство реального и делового контекстов игры, а также быть связанными с системой стимулирования.

3. Описание игровой обстановки. Он учитывает способы и формы (устная, письменная, с использованием игровых предметов) информационных связей между участниками.

4. Инструкция для участников. Этот документ содержит игровые задания и способы их решения для каждой конкретной роли, а также особенности взаимосвязей и взаимной участников.

5. Руководство и корректировки деятельности участников игры. В нем предусмотрено все основные мероприятия по качественной подготовке условий проведения игры, ее участников, необходимой документации.

Конструируя содержание деловой игры, важно побуждать студентов к познавательной активности на протяжении всей игровой деятельности. Этого можно достичь путем создания проблемных ситуаций, интеллектуальных трудностей, требующих активного взаимодействия студентов с объектами познания, преодоление противоречий между известными знаниями и необходимостью "открыть" или найти новое знание, систему умений и навыков, которые, в свою очередь, будут способствовать разв Вязание новых для студентов познавательных задач.

Деловые игры можно проводить с тем курсовых и дипломных работ для различных специальностей и всех курсов. Для подготовки деловой игры тема разбивается на отдельные вопросы, разрабатываются проблемные ситуации, которые имеют несколько вариантов решения, и критерии оценки. В процессе игры студент учится анализировать и систематизировать материал, выделять в нем главное, оценивать различные варианты решения проблемы и выбирать лучшие. Часто студенты не умеют применять полученные знания в комплексе. Деловая игра помогает устранить этот недостаток, требуя от участников мобилизування знаний по различным дисциплинам и принятия комплексного решения.

Компьютерные деловые игры. В последние годы использованию деловых игр с применением ЭВМ в учебном процессе уделяется значительное внимание. Внедрение активных методов обучения с применением ЭВМ связано с необходимостью создания качественной имитационной модели процессов и объектов, которые характеризуют сложные системы управления. Такая модель представляет собой совокупность машинных программ, реализация которых на ЭВМ позволяет отразить основные свойства сложной системы. С помощью имитационного моделирования можно относительно легко учитывать разнообразные события в исследуемой системе, то есть возникновения таких состояний элементов системы, обусловливающие необходимость изменения информационной базы системы, моделируется, и требуют реакции моделирующего алгоритма. События (с указанием условий их возникновения) заносят в память ЭВМ и включают в процесс моделирования с использованием исключающих программ.

Оперативно оценивая эффективность решения и его возможные варианты, имитационные модели на сегодня является самым эффективным средством автоматизации процедур принятия решений (Л. Присяжнюк).

Традиционная деловая игра предполагает участие эксперта в имитации реальной деятельности и оценки результатов деятельности. Поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение таких игр в массовом обучении невозможно.

Ситуация меняется, когда роль эксперта выполняет компьютер. Использование компьютерных деловых игр (КДИ) не всегда требует высокой квалификации преподавателя, это зависит от типа и сложности игры. Многие КДИ простые в освоении, а потому пригодны для массового использования.

Выделяют коллективные и индивидуальные КДИ. В коллективных КДИ участвуют несколько игроков или групп. Они выполняют роль лиц, принимающих решения. Эти игры более приближены к реальности, поскольку роль лица, принимающего решение, принадлежит живым людям, а не имитаторам. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. При обмене ролями участники изучают процесс с разных позиций. В условиях грамотного анализа результатов со стороны руководителя и коллективного обсуждения игры процесс обучения проходит эффективно.

В индивидуальных КДИ моделируют не только условное среду, но и действия всех участников игры, кроме одного. Деловая игра продолжает быть коллективной, а отдельные роли исполняют интеллектуальные имитаторы. Преимущество индивидуальной КДИ - невысокие требования к квалификации преподавателя. Игру можно проводить без него. Если есть опытный консультант- преподаватель, то качество и скорость усвоения знаний будут эффективными. Выполнение задач индивидуальной КДИ фиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов преподаватель осуществляет в любое время. В индивидуальной КДИ студент не зависит от уровня подготовки других участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. В обычной деловой игре расчеты одного цикла управления продолжаются 2 4:00, в коллективной КДИ - 1-2 часа, в индивидуальной КДИ анализ и расчеты проводятся через несколько минут.

По назначению КДИ разделяют на учебные, производственные и исследовательские. Учебные КДИ используют для обучения студентов высших учебных заведений, а также для переподготовки кадров. Производственные КДИ применяют для повышения квалификации персонала непосредственно на предприятиях, часто с привлечением реального информационного материала. Исследовательские КДИ предлагают для экспериментирования в области управления и экономики.

На сегодня возникла необходимость повышения эффективности учебного процесса. Этого можно достичь путем сокращения непроизводственных затрат времени занятий, расширение возможностей самостоятельного обучения, повышения качества преподавания. Внедрение компьютерных деловых игр значительно способствует решению задач (Н. Захарченко).

Благодаря игровой деятельности лучше развиваются индивидуальные способности студентов, поскольку они не испытывают психологического давления ответственности, который присущ обычной учебной деятельности. В процессе игры происходит обучение действия с помощью самого действия. Усвоения знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, создает ситуацию необходимости знания. Игра позволяет избавиться шаблонов и стереотипов, способна изменить отношение студентов к любому явлению, факту, проблемы. Она стимулирует интеллектуальную деятельность студентов, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез, воспитывает культуру общения, формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Педагогически и психологически продуманное использование игры стимулирует умственную деятельность. А это повышает интеллектуальную активность, познавательную самостоятельность и инициативность студентов.

Социально-психологическое воздействие игры оказывается в преодолении студентом страха говорения, в формировании культуры общения, особенно культуры ведения диалога. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, способствует активизации знаний.

Игровой подход не является определяющим способом усвоения учебного материала, но он значительно обогащает педагогическую практику и расширяет возможности студентов.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский

На уроках производственного обучения необходимо обучать учащихся умениям практического использования знаний, при этом формировать определенные психологические качества будущих специалистов, развивать творческие способности и навыки учащихся. Игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются инициатива и самостоятельность учащихся. Использование на уроках игровых форм дает возможность:

Использовать коллективные формы взаимодействия учащихся;

Развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы;

Повысить интерес учащихся к профессии.

Игровая технология направлена на развитие поведенческих умений, как профессионального, так и социального характера, учащиеся учатся слушать, анализировать, высказывать свое мнение. К активным методам обучения относятся познавательные игры, которые снимают напряженность, побуждают интерес, вызывают радость, все это смягчает атмосферу умственной напряженности. Чем активнее учащиеся участвуют в учебном процессе, тем они сознательнее, осмысленнее, усваивают изучаемый материал. Как побудить учащихся активно участвовать при закреплении или изучении нового материала? Легко! Играючи!

По технике безопасности я использую систему активно – познавательных игр, которая помогает разнообразить процесс усвоения безопасных приемов труда портных.

1.Графический диктант

На первом уроке после 3 – х часового инструктажа по технике безопасности и охране труда, учащиеся еще не в состоянии запомнить все инструкции и не могут их повторить, но они готовы действовать. Поэтому для зачета я применяю графический диктант, где перевожу их знания в действия, то есть составляю предложения – вопросы от первого лица в виде предлагаемых действий.

Пример:

1 – проверяю машину на холостом ходу (ответ – да);

2 – если нужно, резко заторможу за маховое колесо (ответ – нет).

Диктант составляю из 10 – 12 вопросов – предложений. Учащиеся чертят полосу в тетради в клетку, измеряют равные отрезки по количеству вопросов и ставят на ней знак, ^ если ответ «да» и – если ответ «нет».

Получается график

^ ^ _ ^ _ _ ^ ^ ^ _

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Диктант активизирует психические процессы деятельности (восприятие, память, внимание, мышление) и дает, как правило, хороший итог, который проверяется быстро. Учащиеся получают радость от участия в игре – диктанте и удовлетворение от достигнутого результата. «Вышедшие из графика» вопросы обсуждаются всей группой.

2. Игра «Допуск»

У чащиеся делятся на 2 команды, проходящие контроль безопасности друг против друга. Они оценивают внешний вид друг друга на соответствие требованиям безопасности труда и дают «Допуск» к занятию - цветную фишку. Выигрывает команда, набравшая больше фишек. Не получившие «допуск» - фишку отвечают на дополнительные вопросы по технике безопасности. И исправляет допущенные ошибки. Также включаю в игру «Допуск» проверку готовности к занятиям (наличие личного инструмента, заготовки лекал, крой деталей). Игра включает всю группу в процесс проверки готовности к занятию, учит учащихся деловому, корректному общению в группе, развивает самокритичность, исключает однообразные ситуации между мастером и учащимися, постоянно нарушающими требования техники безопасности. Всегда готовлю сюрприз: прошу дать допуск и мне, как мастеру. Учащиеся во все глаза ищут заготовленное мной «нарушение» - шарф на плечах, туфли на высоком каблуке, длинные бусы и так далее. Под дружное одобрение привожу и свой вид в соответствие с требованиями техники безопасности.

3. Игра «Кто знает больше запрещенных приемов»

Учащиеся делятся на 2 команды. Запрещенные приемы в технике безопасности – это те приемы, которые должны выполняться автоматически и не терпят разночтений. Игра проводится быстро, ответы должны быть четкие, при задержке право ответа передается другой команде. Выигрывает команда знающая больше ответов и собравшая больше фишек. Игра строится на добровольных началах, учащихся не заставляют, но пассивные постепенно сами включаются в игру с большим интересом, так как защищают интерес своей команды.

4. Игра «Сиквейн »

Ассоциативное стихотворение, развивающее критическое мышление. Соревнуются 2 команды. 1 – представляет стихотворение, загадку – другая угадывает, что соответствует ей в инструкции по технике безопасности.

А петельный автомат

Он ни в чем не виноват

Это я, закрыв глаза,

Не найду где тормоза.

Если утюгу не нужно уже больше нагреваться

Ты за шнур его не дергай, «хвостик» может оторваться!

5. Игра «Анализ производственных ситуаций»

Учащимся предлагаются различные производственные ситуации и они должны оценить их с точки зрения соблюдения правил ТБ.

Производственные ситуации № 1

Работница, решив сэкономить время, поменяла иголку при включенном электродвигателе и бросила ее в мусорную корзину.
- Работница за утюжильным рабочим местом работает без диэлектрического коврика.
- Прокладывая строчку, работница придерживает изделие двумя руками по обе стороны от иглы.
- Во время работы работница тормозит рукой за маховое колесо.
- Чтобы не потерять иголки работница заколола их на платье.

Учащимся на интерактивной доске предлагаются фотографии учащихся во время работы. Необходимо оценить их с точки зрения соблюдения правил ТБ.

6. Игра «Да или нет»

Инспектор по ТБ зачитывает правила ТБ, учащиеся должны ответить верно высказывание или нет.

Игра «Да или нет»

п/п

Вопрос

Ответ (да/нет)

Проверяю машину на рабочем ходу

Да

Ножницы и колышек положу вдали от вращающихся деталей машин

Да

Нитки, иглы и шпули буду менять, не выключая машину, чтобы сэкономить время

Нет

Игры делятся на три группы

1. Игры – упражнения

2. Дидактические игры

3. Ролевые или сюжетные игры

Наиболее простыми по подготовке и содержанию являются игры – упражнения , но роль их огромна. Они действуют на отдельные познавательные процессы. Одни развивают память, другие – мышление, третьи – внимание и т.д., то есть помогают решению различных педагогических задач. Методика применения проста – они могут быть использованы на всех этапах урока – при закреплении нового материала, при проверке изученного, время затрачивается от 2 до 10 минут.

1.Игра «Вставь пропущенное слово»

Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла с пропущенными терминами или техническими условиями, необходимо их вставить.

2. Игра «Найди ошибку» Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла с ошибками необходимо их найти и исправить.

3. Игра «Найди лишнюю деталь»

Учащимся предлагается зарисовка деталей кроя любого изделия с лишними деталями, необходимо их найти.

4. Игра «Встречный бой»

Учащиеся дома подготавливают вопросы, которые задают друг другу попарно. Игра требует внимания всей группы, так как вопросы не должны повторяться следующей парой учащихся. С каждой игрой учащиеся придумывают все новые интересные вопросы.

5. Игра «Разложи по полочкам»

На листе заготавливаются 3 кармашка (полочки) с названием швов – соединительные, краевые, отделочные. Учащиеся делятся на 3 ряда и по очереди подходят к столу мастера, берут полоски с названием швов, кладут на полочку и передают эстафету следующему по ряду участнику.

6.Игра «Собери картинку»

Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла в беспорядке, необходимо собрать ее в правильной последовательности. Сначала я делю группу на команды по 4 – 5 человек и даю задание с тем, чтобы они могли вслух проговорить ответ, обсудить друг с другом, то есть повторить тему еще раз, прежде чем выбрать коллективный ответ и в то же время как бы снимаю ответственность за ответ с конкретного учащегося и возлагаю на команду. У учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство товарищества и коллективной ответственности. Затем я использую эти карточки для закрепления материала и делю группу на команды по 2 – 3 человека, проверку знаний провожу индивидуально.

7. Игра «Выбери метод обработки» Учащимся предлагается определенное задание например «Обработка низа рукава манжетами» в изделии из льяной ткани спортивного стиля – необходимо выбрать метод обработки и обосновать его – игра способствует развитию критического мышления.

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких игр, как «Выбери метод обработки», «Выбери необходимое оборудование, материал» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

8. Игра «Лото»

Изготавливаются учащимися карточки – поля с цифрами в клетках и цветные фишки. Заготавливаю вопросы по любым темам. Тот из учащихся кто первый ответит, закрывает фишкой клетку с номерами вопроса. Выигрывает тот, кто больше закроет клеток.

9.Игра «Веревочка»

По двум рядам пускается лист с вопросами. 1 стол – 1 вопрос, 2 стол – 2 вопрос. Чей ряд быстрее и правильно ответит, тот выигрывает. Кто даст неправильный ответ, кто не знает ответ ставит прочерк – веревочка рвется.

10. Игра «ДА или НЕТ»

По любой теме заготавливается 5-10 вопросов. Учащимся раздается карточка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Да

Нет

Правила игры – вопрос читается один раз и каждый учащейся ставит в клетку «Да» или «Нет» крестик. Мастер или сами учащиеся проверяют правильность ответов.

11.Игра «Эстафета»

Учащиеся делятся на несколько команд, выдается задание - написать последовательность обработки узла, участвует вся команда, операции обработки пишутся по очереди. Выигрывает команда быстрее и правильно выполнившая задание.

12. Игра «Байга»

Правила игры – участвует вся группа, вопрос задается один раз, необходимо на него быстро ответить, за правильный ответ выдается фишка, выигрывает учащийся набравший наибольшее количество фишек. Вопросы должны быть четкими, чтобы ответ на них был краткий, однозначный.

Дидактические игры

К ним относятся игры при которых избирается капитан, командир и так далее. Они выполняют организационную роль. К этим играм относятся воображаемые путешествия, КВН, «Что, где, когда», «Своя игра», «Счастливый случай» и т.д.

Игры КВН, «Что, где, когда», «Своя игра», «Счастливый случай» требуют дополнительной подготовки, их провождят с заранее заготовленными вопросами и музыкальными паузами между 2 – 3 командами. Оценки по 5 бальной системе. Чаще всего используются при повторении больших тем программы, при проведении соревнования или конкурса.

Игра «Футбол»

Группа делится на две команды. В командах выбирают вратаря, нападающего, защитника, игроков. Нападающий первой команды задает вопрос и бросает мяч (условно). Отвечают сначало игроки второй команды, если не ответили - защитник, последний – вратарь. Если ответ неправильный или неполный засчитывается гол команде.

Ролевые или сюжетные игры

Игра проводится в несколько этапов

    Подготовка к игре – определение темы, распределение ролей (контролер, технолог и т.д.)

    Ход игры – решение какой либо производственной задачи или выполнение практического задания

    Заключение – обсуждение результата.

Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (технолог, контролер – качества, инспектор по ТБ ). Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

Кроме отдельных игровых моментов на уроках производственного обучения, использую активные формы обучения - нетрадиционные уроки – игры (урок – соревнование, урок конкурс, урок – деловая игра).

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии, помогают достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления, подготовка компетентного выпускника.

Управление образования акимата Западно-Казахстанской области

ГККП «Технологический колледж »

Рассмотрено на заседании

предметно-цикловой комиссии

Руководитель ПЦК

Суюнова Г.С.

Протокол № __от « » 2014г

МАСТЕР – КЛАСС

«Применение игровой технологии на уроках производственного обучения»

Разработала – мастер производственного

обучения высшей категории

Титоренко С.И.

Уральск – 2014 г

  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 190

Глава I. Игровые технологии как педагогическая проблема.

1.1. Сущность и философско-методологическое содержание игровых форм деятельности.

1.2. Генезис развития игровых технологий в образовании.

1.3. Проблема игровых технологий в профессиональном образовании в контексте перспектив профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма.

2.1. Классификация игровых технологий в профессиональном образовании.

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы.ИЗ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

  • Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образовательном процессе туристского вуза 2011 год, кандидат педагогических наук Бокарева, Наталья Владимировна

  • Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном ВУЗе 1999 год, кандидат педагогических наук Устименко, Валентина Тимофеевна

  • Содержание обучения студентов туристского ВУЗа игровым досуговым технологиям 2003 год, кандидат педагогических наук Цыплухин, Сергей Анатольевич

  • Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования 2007 год, кандидат педагогических наук Баранова, Вера Викторовна

  • Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде 2007 год, доктор педагогических наук Горячева, Тамара Константиновна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игровые технологии как средство профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: На примере туристского вуза»

Актуальность исследования:

Современный мир характеризуется высокими темпами социокультурного и социально-экономичесого развития. Это определяет стремительный темп перемен происходящих как в Российском обществе, так и в международном сообществе: поиск новых форм государственных и международных отношений, развитие коммуникативных и информационных инфраструктур, формирования гуманитарных технологий и новых видов деятельности.

Все это определяет направления развития сферы туризма и изменений происходящих в ней: укрепление и развитие международных связей в туриндустрии, формирование стратегии развития рынка внутреннего и социального туризма, развитие исследований гуманитарных и социальных аспектов туризма, формирование системы непрерывного образования в туристской сфере.

В связи с этим, обоснованно растут требования к профессиональной подготовке специалистов в туристском вузе. Актуальными становятся: способность к постоянным изменениям в ответ на вызов изменяющейся среды, психологическая и социальная мобильность, способность в короткий срок обучиться новому виду деятельности, динамическое самоопределение, осмысленный подход к внешней и внутренней реальности, виртуозное владение организационными способностями и самоорганизацией в любых условиях.

Таким образом современное состояние и тенденции развития сферы туризма, поиск эффективных и интенсивных подходов к подготовке специалистов в туристских вузах и требования к ним подтверждают актуальность исследования. Одновременно это позволяет выделить существующие противоречия между:

Необходимостью включения выпускников вузов в высокотехнологичные динамичные процессы современной туриндустрии и теоретическим характером подготовки специалистов в вузах,

Распределенностью и ^организованностью разных типов деятельности и специалистов в сфере туризма, ее коллективностью и индивидуально-личностным характером их усвоения через разрозненные предметы, курсы и дисциплины учебного плана.

С учетом обозначенных противоречий была сформулирована проблема исследования:

Какими должны быть содержание и методики использования игровых технологий в учебном процессе туристского вуза в целях повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов туристской деятельности.

Проблема определила цель исследования, которая состоит в разработке содержания и методики использования игровых технологий в процессе подготовки специалистов туристской сферы деятельности в условиях вуза.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в туристском вузе.

Предмет исследования: содержание и методика использования игровых технологий в профессиональной подготовке студентов туристских вузов.

Цель определила задачи исследования:

1. Определить сущность и понятие игровых технологий в профессиональной подготовке студентов.

2. Разработка содержания игровых технологий для профессиональной подготовки студентов туристских вузов.

3. Разработать и экспериментально проверить методы игровой деятельности в процессе использования игровых технологий.

Гипотеза исследования: внедрение игровых технологий приведет к качественному улучшению и интенсификации образовательного процесса подготовки специалистов в туристском вузе, если будет выполнено следующее:

1) уточнено понятие "игровая технология" с учетом особенностей профессиональной туристской деятельности;

2) разработано содержание игровых технологий, включающих организационно-деятельностные и инновационные игры;

3) выявлены эффективные методы игровой деятельности (такие, как игровое моделирование, ситуационный анализ, анализ ситуации, включенное наблюдение, преобразующий эксперимент и др.), обеспечивающие формирование активной позиции будущих специалистов в сфере туризма.

Методы исследования включают в себя:

Анализ педагогической, социально-психологической, специальной профессиональной литературы по проблеме исследования;

Анализ продуктов деятельности и анализ материалов, содержащих данные о педагогических, методических и психологических основах в процессе подготовки профессиональных и общественных кадров в системе спорта и туризма, количественно-качественная обработка полученных результатов;

Педагогические наблюдения, эксперимент, игровое моделирование, прогнозирование, метод экспертных оценок.

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики; влияние социально-экономических условий на развитие системы подготовки профессиональных кадров в туристской сфере; совокупность естественнонаучных и психолого-педагогических взглядов на исследуемую проблему.

Общая методология исследования базируется на важнейших философских положениях о диалектике социального, культурного и образовательного пространств, системном, синергетическом, личностно-деятельностном и аксиологическом подходах (М. М. Бахтин, JT. С. Выготский, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский, А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий., Н.Г. Алексеев, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретическую основу исследования составляют теоретические положения педагогики и психологии профессиональной деятельности (С. Я. Батышев, С. А. Беличева, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. Г. Кинелев, В. С. Лазарев, М. М. Левина, В. С. Леднев, А. М. Новиков, К. К. Платонов, В. А. Решетова, В. Д. Шадриков и др.); теории профессионализма (А. А. Деркач, А. К. Маркова, А. А. Сербацкий, В. А. Сластенин и др.); идеи формирования содержания профессионального образования (А. А. Андреева, Ю. К. Бабанский, А. С. Батышев, С. Я. Батышев, В. А. Ермоленко, Н. Н. Козлова, Г. К. Кучинская, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, Л. Г. Сему-шина и др.); концепции западных школ социальной антропологии туризма (С. К. Brightbill, Е. Cohen, W. Harper и др.), экономики и менеджмента туризма (R. L. Blomstrom, J. Boyd,

С. Cooper, J. Fletcher, D. Gilbert, S. Wanhill, R. Westfall и др.), гостеприимства и технологии туризма (R. L. Almarode, R. М. Angelo, А. N. Vladimir и др.); российских школ рекреации (Ю. А. Веденин, И. В. Зорин, В. М. Кривошеев, JX И. Мухина, В. С. Преображенский и др.), экскурсоведения и социального туризма (В. П. Голов, И. А. Дрогов, Б. В. Емельянов, В. А. Квартальнов, JI. В. Курило, А. А. Остапец-Свешников и др.); исследования, посвященные педагогике туризма (М. Я. Виленский,В. А. Горский, В. И. Жолдак, В. А. Кальней, В. А. Квартальнов, К. В. Кулаев, А. А. Остапец-Свешников, А. И. Сеселкин, В. Д Чепик, С. Е. Шишов и др.), исследования посвященные методологии педагогического исследования и проектирования в педагогике и образовании (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, С.В. Попов, Г.П. Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий), исследования посвященные применению игровых технологий в педагогике и профессиональном образовании (В. Авксентьев, Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, Ю.Д. Кроссовский, С.Д. Неверкович, АЛ Зинченко, ЮВ. Пахомов, СВ. Попов, АА Тюков, Н Цзен, ГХГЩедровицкий). л

Этапы исследования:

1 этап (1993-1998) - включал в себя анализ научно-методической литературы, формулирование темы исследования, ее научного аппарата и планирование опытно-экспериментальной работы;

2 этап (1998-2000) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций по реализации игровых технологий, проведение осмысления окончательных результатов опытно-экспериментальной работы;

3 этап (2000-2002) - проведение окончательного анализа, обобщения экспериментальных данных и подготовки текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что: уточнено понятие игровых технологий и дано его определение. Под игровой технологией мы понимаем комплекс современных игровых методов, которые базируются на идеях позиционного самоопределения, проблематизации, разработке инновационных методов, учитывающих специфику современных культурно-исторических и социо-культурных ситуаций; определены сущностные (функциональная определенность, процессуальная ориентация, принцип «здесь и теперь», рефлексивность, культивируемость и др.) и содержательные характеристики (системность, универсальность, проектность, перспективность и др) игровых технологий в профессиональной подготовке студентов туристских вузов как комплекс современных игровых методов, базирующихся на идеях позиционного самоопределения, проблематизации, разработке инновационных методов, учитывающих специфику современных культурно-исторических и социокультурных ситуаций; описаны особенности содержания педагогических ситуаций использования игровых технологий, методически обосновано и представлено эффективное решение образовательно-профессиональных проблем и задач с помощью их системного использования; обосновано содержание игровых технологий, которое может выступать модулями содержания образования, предметнодисциплинарных игровых технологий в сфере менеджмента туризма; расширена методическая база профессиональной подготовки специалистов туристских вузов через использование ОДИ и игровых технологий в образовательном процессе; выявлены эффективные методы игровой деятельности студентов (например такие, как анализ ситуаций, новых ситуаций, постоянно меняющихся ситуаций, в которых необходимо вырабатывать новый порядок действия; деятельностное самоопределение, т.е. выработку позиции адекватной ситуации для эффективности и успешности дела; рефлексивное мышление, связывающее уже накопленный опыт с проектными установками на будущее через текущую ситуацию; реализацию результатов анализа ситуации, проектных установок и намерений - намеченных действий - через систему коммуникации и взаимодействия); определено, что создание проблемных ситуаций, последовательностей проблемных ситуаций и определенной логики движения по ним в организационно-деятельностной игре представляет собой эффективный метод представления содержания подготовки управленческих кадров в сфере туризма; внедрение этих методов обучения, построенное таким образом, позволяет проимитировать их будущую деятельность. Очень важно отметить, что эта развернутая форма очень эффективна не только для обучения студенов, но и для переподготовки кадров.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке эффективных методов игровой деятельности студентов, позволяющих имитировать профессиональную деятельность и способствующих их профессиональному становлению через деятельностное самоопределение, развитие рефлексивного мышления и развитие способности к построению деятельности в условиях коммуникации и взаимодействия; в выделении и обосновании совокупности способностей и умений, необходимых современному специалисту туристской сферы и обеспечивающих его мобильность, целенаправленную и творческую активность, прогностичность и методологическую оснащенность для успешного включения в профессиональную деятельность (такая как: оперативно актуализировать волевые, мотивационные и интеллектуальные возможности; проявлять целенаправленную активность в совершенно незнакомой ситуации, в незнакомой деятельности, действовать в заранее неопределенной области; организовать работу людей в таких ситуациях, когда стандартные способы управления не работают; уметь рассчитать меняющуюся ситуацию таким образом, чтобы за счет его действий она пришла не туда, куда она придет естественным путем, а туда, куда ему нужно; делать невозможным осуществление старого рутинного способа действий для людей и демонстрировать им образец совершенно другого действия; уметь создавать проблемную ситуацию для демонстрации нового способа деятельности и др.); в разработке и проверке в опытно-экспериментальной работе личностно-ориентированной модели профессиональной подготовки студентов туристской сферы, основанной на модульном использовании игровых технологий (организационно-деятельностные, инновационные, деловые, ролевые игры) в образовательном пространстве туристского вуза, в разработкеы соответствующих методических рекомендаций; в практических рекомендациях по использованию организационно-деятельностных игр (ОДИ) в вузах, готовящих специалистов гуманитарного профиля, в первую очередь в области туризма.

На защиту выносятся:

Совокупность методов игровой деятельности, формирующих активную позицию в профессиональной сфере будущих специалистов туризма.

Экспериментальная база исследования:

Опытно-экспериментальная работа, разработка и внедрение игровых технологий в практику профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма проводилась в Сергиево-Посадском филиале Российской Международной Академии Туризма. В ней приняли участие более 200 студентов 1-4 курсов и 10 преподавателей гуманитарных и специальных дисциплин.

Апробация работы:

Игровые технологии и практика ОДИ прошли апробации: на региональном уровне - в практике разработки стратегии развития образования в Сергиево-Посадском районе муниципальными структурами, в работе отдела народного образования с директорами школ по вопросам развития образования и повышения квалификации административно-управленческого персонала системы образования. В результате в практику управления образованием в районе внедрены как результаты, полученные с помощью игровых технологий, так и некоторые модули организационно-деятельностных игр; на уровне образовательных учреждений

Игровые технологии применялись на этапе создания Сергиево-Посадской гимназии, в проектировании условий для развития образовательного пространства;

Некоторые модули организационно-деятельностных игр применяются в управлении гимназией и в образовательном процессе (в и проведении конференций, конкурсов выпускных и научных работ, проведении педсоветов и совещаний и т.п.); на уровне преподавания образовательных дисциплин

Элементы игровых технологий внедрены в практику преподавания учебных курсов и дисциплин вузов, что, несомненно, способствует самоопределению и росту самосознания студентов, развитию творческого мышления и поисковой активности, самостоятельной постановке учебных и игровых целей и задач; в работе Сергиево-Посадского филиала Российской международной академии туризма

Игровые технологии эффективно применяются и внедрены в практику студенческих конференций, преподавания ряда курсов гуманитарных дисциплин;

В рамках организационно-деятельностных игр организуется работа Учебно-Методического Совета, проводятся сессии развития для руководства и педагогического состава, реализуются задачи формирования корпоративной культуры.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методического совета Сергиево-Посадского филиала РМАТ, в практике подготовки научно-практических и студенческих конференций по актуальным проблемам туризма (Сергиев Посад - 1995-2002), на семинарах руководителей образовательных учреждений Сергиево-Посадского района, на семинарах музейных работников Сергиево-Посадского района, в процессе работы и подготовки отчетных документов по стратегии хозяйствования на территориях памятников истории и культуры, при разработке программы и стратегии развития образования в Сергиево-Посадском районе, при разработке программы формирования культурно-образовательной среды в Сергиеово-Посадской гимназии. Игровые техники и модули использовались также в практике преподавания курсов логики, политологии, социологии в СПФ МГИУ, курса философии в СПФ РМАТ, курсов из цикла «Производственный менеджмент», курсов "Стратегический менеджмент", "Управленческие решения", "Информационный менеджмент", "Бюджетная система РФ2006 год, кандидат педагогических наук Колесникова, Наталья Анатольевна

  • Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма 2007 год, кандидат педагогических наук Бочкарева, Маргарита Михайловна

  • Диверсификация профессионального туристского образования 2004 год, доктор педагогических наук Сесёлкин, Алексей Иванович

  • Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ляменков, Виктор Николаевич

    Базовыми для профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и туристики являются игровые технологии разработанные на основе организационно- деятельностных игр, деловых игр и ролевых игр:

    Оргдеятельностные игры - ориентированы на разраболтку и освоение принципиально новых направлений и специальностей, на решение проблем, а также на разработку программ развития;

    Деловые игры - ориентированные на освоение норм и правил, на решение задач в штатных ситуациях;

    Ролевые игры - игры, ориентированные на освоение ролевых и позиционных особенностей оргуправленческой деятельности и развитие коммуникативности в различных ситуациях.

    Заключение

    Проведенное диссертационное исследование показало, что современное состояние и тенденции развития сферы туризма, поиск эффективных и интенсивных подходов к подготовке специалистов в туристских вузах и требования к ним подтверждают актуальность исследования.

    Оно посвящено разрешению противоречия между: необходимостью включения выпускников вузов в высокотехнологичные динамичные процессы^ современной туриндустрии и теоретическим характером подготовки специалистов в вузах с одной стороны, и распределенностью и соорганизованностью разных типов деятельности и специалистов в сфере туризма, ее коллективностью и индивидуально-личностным характером их усвоения через разрозненные предметы, курсы и дисциплины учебного плана с другой стороны, через анализ условий и разработку содержания и методики использования игровых технологий в учебном процессе туристского вуза в целях повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов туристской деятельности.

    В соответствии с поставленными задачами выполнено следующее:

    1. Определены сущность и понятие игровых технологий в профессиональной подготовке студентов.

    2. Разработано содержание игровых технологий для профессиональной подготовки студентов туристских вузов.

    3. Разработаны и экспериментально проверены методы игровой деятельности в процессе использования игровых технологий.

    Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы, которые представляют итог нашей работы:

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    « Игра есть специфический фактор всего, что окружает нас в мире.

    Игра старше культуры…Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.»

    (Йохан Хёйзинга - нидерландский философ,

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и условие общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    1) эмоциональная - это основная функция игры - доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес, активизировать к участию в познании;

    2) диагностическая - самопознание и самооценка в процессе игры;

    3) релаксационная - снятие психического напряжения, средство борьбы со стрессом;

    4) коммуникативная - освоение правил общения.

    5) самореализация - утверждение личностных качеств в конкретном виде деятельности.

    6) социокультурная - усвоение единых социально - культурных отношений, норм человеческого общежития.

    В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, желание действовать самостоятельно.

    Особенностями игры в этом возрасте является нацеленность на утверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

    Переход на обучение по ФГОС и новые учебники особенно сильно высветил одно из противоречий между фактическим характером учебного материала, его огромным объёмом и нежеланием, а чаще невозможностью усвоить этот материал.

    Трудности педагогической практики

    Значительные учебные нагрузки

    Репродуктивные методы обучения

    Трудности самореализации обучающихся

    Перенасыщенность современного обучающегося информацией

    Современные педагогические технологии направлены на главный объект обучения - студента. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности преподавателя.

    Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности студентов, на развитие через эту деятельность их умений, личных качеств, общих и профессиональных компетенций.

    В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые.

    Имитационные деловые игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения (комитета, совета, отдела и т.д.). Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы, диспута) и обстановка, условия, в которых происходит событие (кабинет начальника, производственный цех, лаборатория, зал заседаний). В определённом смысле они отражают репетицию элементов профессиональной деятельности по конкретной специальности.

    Операционные - когда работают в игре с определённым оборудованием, конкретным объектом, проводят эксперименты и опыты.

    Ролевые - через распределение ролей в мини - спектаклях, изображение персонажей (декорации, костюмы).

    В учебной игре обучающийся выполняет деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а накладываясь на канву профессионального труда. Обучающийся приобретает общие компетенции: навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Игра позволяет студентам раскрепоститься интеллектуально и эмоционально, проявить творческую инициативу.

    Таким образом, развиваются личностные качества и общие компетенции ОК 1-ОК7.

    Очень важным этапом игры является подведением итогов. Он представляет собой анализ результатов, достижение которых было целью игры.

    Анализ игры. 1. Что нового узнали (термины, действия); 2. Чему научились (навыки, компетенции); 3. Полезность в будущей профессиональной деятельности.

    «Будущее среднего образования лежит в играх - компьютерных, спортивных, интеллектуальных.»

    (Павел Дуров, российский предприниматель, программист.)

    Вывод: деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления изученного, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций.

    1

    В статье раскрываются теоретические и практические основы использования игровых технологий в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального общего образования, профессионального стандарта педагога. Данные основы акцентируют внимание на компетентностный и понятийно-деятельностный подходы в развивающем образовании. Рассматривается роль использования игры в развитии дошкольников и в профессиональном становлении будущих педагогов. Статья представляет алгоритм подготовки дидактической игры для будущих специалистов. Примером практического применения игровых технологий в профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования служит дисциплина «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании». Значительное место в реализации данной дисциплины отводится интерактивным формам работы студентов, ориентирующим на исследовательскую деятельность: творческие задания, упражнения, проблемные ситуации.

    игровые технологии

    развивающее образование

    профессиональная подготовка

    профессиональная компетентность педагогов

    дошкольное образование

    1. Rashchikulina E.N., Stepanova N.A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V. Students" training for the realization of the principle of continuity in the development of children"s cognitive abilities // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9. - № 37. - P. 102-174.

    2. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 94-103.

    3. Ращикулина Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей: дис. ... док. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. – 332 с.

    4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - С. 19.

    5. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Профессиональная подготовка студентов к развитию познавательных способностей детей // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции / под ред. А.В. Петрова, Н.С. Часовских. - 2016. - С. 141-144.

    6. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - Т. 1. Античность. Средневековье. - 464 с.

    7. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 122-124.

    Современная модель развивающего образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога нацеливают на соответствующее совершенствование подготовки педагогических кадров. Именно педагогам предстоит закладывать фундамент личности ребенка с учетом особенностей детского мышления и детской субкультуры.

    К сожалению, распространенным явлением в субкультуре современных дошкольников стало сокращение игровой деятельности у детей, замена у них сюжетно-ролевых, подвижных игр компьютерными играми, копирование в дошкольной образовательной организации технологий школьного обучения .

    Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как ведущую деятельность и значимую форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра используется педагогами как способ социализации и взаимодействия ребенка с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей .

    Многие исследователи указывают на важность игры в воспитании ребенка, считая, что «…детская склонность нигде более не обнаруживается как в игре, поэтому следует с малых лет воспитывать детей играть мирно, без своенравия, обмана и гнева, что порождает обиды и ссоры». Любая игра должна начинаться по «собственной охоте», что допускает самостоятельность, проявление детской инициативы, свободы выбора.

    Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

    Вместе с тем содержание данной статьи выдвигает на первый план профессиональную компетентность педагогов в аспекте дошкольного образования. Поэтому особую значимость для нашей работы имеют исследования, раскрывающие сущность профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов: Э.Ф. Зеер, Н.И. Левшиной, Е.Н. Ращикулиной, Г.И. Щукиной и др.

    В исследованиях Г.И. Щукиной доказано, что развитие познавательной активности обучающихся связано с проявлением их инициативы, творчества в процессе деятельности. Особую роль здесь играют активные методы в том случае, если они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов .

    Принимая во внимание выше перечисленные подходы к подготовке будущего педагога, на наш взгляд, в основе использования развивающих технологий профессионального образования лежит осмысление положений понятийно-деятельностного подхода . Рассмотрим некоторые из них.

    1. Субъектная позиция обучающегося в деятельности, требующая внимания преподавателя не только к содержанию материала, но и к формам организации познавательной деятельности студентов.
    2. Учет положительно-эмоционального отношения обучающихся к изучаемому материалу, поддерживающего интерес к будущей профессиональной деятельности.
    3. Способы активизации познавательной деятельности студентов должны учитывать единство образа, слова, действия с опорой на творчество будущих педагогов.

    В исследованиях Е.Н. Ращикулиной учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности - это познание и реальное освоение обучающимися социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным правилам и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях . Автор полагает, что в процессе данной деятельности перед студентами ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого они будут выполнять. В деловой игре обучающийся учится преодолевать трудности вербального и невербального общения .

    Примером использования выше описанных игровых технологий в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования служит курс «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании» в непрерывной подготовке бакалавров. Целью данного курса является формирование готовности обучающихся к осознанному применению игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

    Педагогическая технология игры - последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

    Значительное место в реализации данной дисциплины отводится интерактивным формам работы студентов, ориентирующим, по мнению Ращикулиной Е.Н. , на исследовательскую деятельность: творческим заданиям, проблемным ситуациям. Рассмотрим некоторые из авторских форм, применяемые в курсе «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании».

    Задание 1. Написать мини-сочинение по плану:

    В каком возрасте для Вас закончилось время игры?

    В какие игры Вы играли в детстве?

    Были ли у Вас особо памятные игрушки? Какие?

    Какие чувства Вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

    Назовите Ваши любимые игры с современными дошкольниками (на практике).

    Задание 2. Определите этап (возраст) развития игры:

    Дети играют в одиночку или рядом с другими.

    Дошкольники любят организовывать игру, придумывать что-то интересное.

    Дети варят пищу, подражая маме; водят машину, подражая папе.

    Задание 3. Как Вы оцениваете предметно-игровую среду дошкольной группы, в которой Вы проходили практику? (Наличие полифункциональных игрушек, нетрадиционного игрового материала, пособия и атрибутов для всех видов игр.)

    Задание 4. Усложните правила одной дидактической, одной подвижной и одной народной игры для дошкольников, проявив творчество.

    Задание 5. Дайте оценку игровому празднику (определите место этого праздника в образовательном процессе дошкольной образовательной организации):

    - «Жизнь домашних животных». Утро начинается с того, что дети и взрослые надевают уши и хвосты домашних животных и половину дня проводят в образе этих животных. Сочините несколько праздников сами. Разыграйте их.

    Задание 6. Разработать шпаргалку для родителей по алгоритму, представленному в таблице 1.

    Таблица 1

    Шпаргалка для родителей по организации игровой деятельности дошкольников

    Задание 7. Инсценировать следующую педагогическую ситуацию: пятилетний мальчик построил машину, вертит руль, гудит. Педагог обращается к мальчику: «Ты водитель автобуса или такси? Довезешь меня домой». С какой целью Вы в качестве педагога включитесь в игру? Предложите свои варианты вхождения в игру? Обыграйте их.

    Задание 8. Проведите диагностику уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников и на основе полученных результатов разработайте свой проект сюжетно-ролевой игры (тема и возраст дошкольников на выбор), используя этапы технологии комплексного руководства игрой Зворыгиной Е. .

    Задание 10. Составить в таблице 2 возрастную классификацию игр на основе ФГОС ДО.

    Таблица 2

    Возрастная классификация игр в ФГОС ДО

    Задание 11. Выделить в психолого-педагогической литературе 5-7 классификаций игр, наиболее популярных в практике дошкольного образования. Подобрать к одной из выделенных классификаций примеры с названиями игр для дошкольников.

    Задание 12. Разработайте план на одну неделю (в таблице 3) с ориентиром на тему «Весна пришла» (возраст дошкольников на выбор студентов) с учетом следующих рекомендаций по планированию игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации:

    2-3 раза в неделю руководство сюжетно-ролевыми играми в форме приемов на обогащение содержания, формирования взаимоотношений, развитие игрового творчества;

    Строительные игры - 2 раза в неделю;

    Театрализованные игры - 2 раза в неделю;

    Народные игры - 1 раз в неделю.

    Таблица 3

    Планирование игровых технологий в образовательном процессе ДОО на тему «Весна пришла»

    Дни недели

    Дидакт. игры

    Подвиж. игры

    Сюжетно-ролевые

    Игры-забавы

    Понедельник

    1. «Чудесный мешочек».

    Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста сенсорных представлений о предметах, развитие словарного запаса.

    Таким образом, профессиональная подготовка педагогов посредством использования игровых технологий и развитие ими дошкольников в игровой деятельности особенно эффективны в условиях развивающего личностно ориентированного образования.

    Библиографическая ссылка

    Степанова Н.А. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27077 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»