ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Методика Дж. Г

Американский психолог Дж. Холланд предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности:

  • реалистический
  • артистический
  • интеллектуальный
  • конвенциальный
  • предприимчивый
  • социальный.

В реальной жизни люди, которых можно было бы отнести строго к определённому типу, встречаются крайне редко. Чаще всего в человеке присутствуют черты двух, а то и трёх типов. Тогда говорят о преобладающем типе или нескольких типах. Опросник Дж. Холланда как раз и позволяет человеку определить преобладающий тип личности, а следовательно, понять, какие направления деятельности для него более эффективны.

Реалистический тип

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Социальный тип

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Артистический тип

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Конвенциальный тип

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Предприимчивый тип

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Интеллектуальный тип

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

3.Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

5. Предприимчивый тип - избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Инструкция.

Цель данного теста - определить тип социально-профессиональной направленности личности.

Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий.

Любая профессия предполагает, что человек, занимающейся ею, обладает определённым набором способностей и качеств. Они могут быть проявлены в большей или в меньшей степени. Это – профессиональная направленность личности.

Профессиональная направленность личности – это целая система движущих человеком мотивов. Она определяет его тип мышления, склонности, потребности и желания, интересы.

Американский психолог Дж. Голланд, изучая индивидуальные особенности людей, предложил классификацию, исходя из того какая личность в какой сфере скорее добьется успехов и благодаря каким качествам. Всего им было выделено шесть основных типов личности.

  • реалистический тип (Р)
  • интеллектуальный тип (И)
  • социальный тип (С)
  • конвенциальный тип (К)
  • предприимчивый тип (П)
  • артистический тип (А)

Реалистический тип. Такие люди характеризуются общей эмоциональной стабильностью, они ориентированы на настоящее. Отдают предпочтение профессиям, связанным с конкретными объектами (техника, машины, инструментами) и их практическим применением. Профессии: механики, техники, конструкторы, инженеры, моряки и пр.

Конвенциальный тип. Эти люди хорошие исполнители. Они придерживаются стереотипного, консервативного подхода. Есть способности к обработке числовой информации, легко справляются с монотонной, рутинной работой, работой по инструкции. Успеха такие люди добиваются в работе, где необходима точность, собранность, чёткость и внимательность. Профессии: машинист, бухгалтер, товаровед, экономист, финансовый служащий и т.п.

Интеллектуальный тип. Люди этого типа склонны к умственной деятельности. У них хорошо развиты аналитические способности и теоретическое мышление. Предпочитают решать сложные интеллектуальные задачи, чем решать конкретные практические вопросы. Профессии: обычно математики, физики, астрономы, программисты и т.п.

Предприимчивый тип. Такие личности стремятся к сферам деятельности, где можно проявить свою изобретательность. Они полны энтузиазмы, инициативны и импульсивны. Выбирают обычно руководящие роли – это позволяет им проявить се6я, удовлетворить потребность в доминировании и признании. Активны и предприимчивы. Профессии: директор, предприниматель, администратор, журналист, юрист, дипломат и т.п.

Социальный тип. Цели и задачи этих людей направлены на сближение с людьми, максимальное взаимодействие с обществом. Стремятся учить, воспитывать. Нуждаются в контактах, могут быть зависимы от мнения окружающих. Хорошо умеют общаться, сопереживать. При решении проблем опираются, в основном на эмоции, чувства и ощущения. Профессии: педагог, воспитатель, психолог, врач, социальный работник и т.п.

Артистический тип. Эти люди далеки от статичного графика работы и деятельности, где необходимо применение физической силы. Им трудно следовать правилам, они живут, опираясь на свои ощущения и эмоции, интуицию. Обладают хорошо развитым воображением. Профессии: музыкант, художник, дизайнер, литературный деятель, фотограф, артист и пр.

Для определения вашего типа можно пройти несложный тест профессиональной направленности личности Голланда.

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".
а б
1 инженер-техник инженер-контролер
2 вязальщик санитарный врач
3 повар наборщик
4 фотограф зав. магазином
5 чертежник дизайнер
6 философ психиатр
7 ученый-химик бухгалтер
8 редактор научного журнала адвокат
9 лингвист переводчик художественной литературы
10 педиатр статистик
11 организатор воспитательной работы председатель профсоюза
12 спортивный врач фельетонист
13 нотариус снабженец
14 перфоратор карикатурист
15 политический деятель писатель
16 садовник метеоролог
17 водитель медсестра
18 инженер-электрик секретарь-машинистка
19 маляр художник по металлу
20 биолог главный врач
21 телеоператор режиссер
22 гидролог ревизор
23 зоолог зоотехник
24 математик архитектор
25 работник ИДН счетовод
26 учитель милиционер
27 воспитатель художник по керамике
28 экономист заведующий отделом
29 корректор критик
30 завхоз директор
31 радиоинженер специалист по ядерной физике
32 водопроводчик наборщик
33 агроном председатель сельхозкооператива
34 закройщик-модельер декоратор
35 археолог эксперт
36 работник музея консультант
37 ученый актер
38 логопед стенографист
39 врач дипломат
40 главный бухгалтер директор
41 поэт психолог
42 архивариус скульптор

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Современный мир предлагает массу возможностей для реализации и успеха. Появляются новые профессии, требуются все новые навыки, искусство коммуникации становится все более и более важным. Подобное разнообразие может как помочь человеку устроиться в жизни, так и парализовать его способность действовать. В идеальном мире наши интересы соответствуют профессии. Но какая ситуация в реальности? Сложно провести исследования на эту тему, но вполне возможно, что большая часть населения земного шара чувствуют, что находятся не на своем месте.

В 1970 году американский ученый, профессор психологии Джон Холланд разработал теорию о шести типах личности, которая до сих пор не утратила своей популярности. Рассмотрим эти типы личности.

Реалисты

Эти люди любят хорошо упорядоченную деятельность, наслаждаются работой с объектами, инструментами и машинами.

Реалисты:

  • Хороши в обращении с техникой, но испытывают проблемы с .
  • Ценят конкретные и ощутимые вещи - деньги, власть, статус.
  • Избегают социальных ролей, которые требуют общения с людьми.

Распространенные черты: практичность, непреклонность, настойчивость, материалистичность.

Исследователи

Такие люди любят творчески исследовать мир или природу.

Исследователи:

  • Являются людьми с высоким интеллектом, однако им не хватает .
  • Ценят научный подход.
  • Избегают деятельность, которую считают светской, коммерческой и предприимчивой.

Распространенные черты: аналитичность, любопытство, пессимизм, интеллектуальность, точность, сдержанность.

Артисты

Артистические люди любят неструктурированную деятельность и используют самые разные материалы (реальные или нет) для создания произведений искусства.

  • Считают себя одаренными людьми.
  • Ценят эстетику.
  • Избегают традиционные виды деятельности и ситуации.

Распространенные черты: идеализм, запутанность, интроспекция, чувственность, непрактичность, инакомыслие.

Социальные люди

Такие люди любят саморазвитие, постоянную работу над собой, а также хотят просвещать других.

Социальные люди:

  • Воспринимают себя как полезных, понимающих и способных и помочь другим людям.
  • Ценят социальную деятельность.
  • Избегают деятельность, которая требует реалистических взглядов.

Распространенные черты: щедрость, терпеливость, тактичность, убедительность, желание сотрудничать с другими людьми.

Предприимчивые люди

Такие люди любят ставить перед собой организационные цели или получать экономическую выгоду.

Предприимчивые люди:

  • Рассматривают себя как энергичных, популярных и великих лидеров и ораторов, однако им недостает научных знаний и подхода.
  • Ценят политические и экономические цели.
  • Избегают деятельности, которая требует исследовательского подхода.

Распространенные черты: экстраверсия, авантюрность, оптимизм, амбициозность, коммуникабельность, экстравагантность.

Традиционалисты

Такие люди любят вести записи, систематизировать, организовывать и анализировать информацию.

Традиционалисты:

  • Рассматривают себя как людей, имеющих канцелярские и математические способности.
  • Ценят достижения в бизнесе и экономике.
  • Избегают неструктурированную и артистическую деятельность.

Распространенные черты: эффективность, практичность, сознательность, негибкость, оборонительность, систематичность.

Холланд расположил эти шесть типов в шестиугольник в зависимости от предпочтений в работе: люди, информация, объекты и идеи. Например, артисты и исследователи являются полными противоположностями предприимчивым людям и традиционалистам. Также он сделал вывод о том, что человеку будет гораздо проще найти себя в жизни и достичь успеха, если подобрать профессию по нраву.

Как использовать модель Холланда

Есть два пути правильного использования этой модели - найти профессию, соответствующую вашим предпочтениям как личности, или же изменить подход к нынешней работе для того, чтобы она полностью отвечала вашим желаниям и возможностям.

Определите свой тип личности

Пожалуй, в мире не существует людей с четким определением типа личности, однако вы можете выбрать один, к которому тяготеете больше всего. Определите, взаимодействие с кем или чем вызывает у вас неподдельную радость: с людьми, объектами, идеями или информацией.

Также можете спросить мнение близких людей: как они характеризуют вас? Иногда мнение со стороны может сильно помочь в объективной оценке.

Проанализируйте свою работу с точки зрения ваших интересов

  1. Запишите на лист бумаги, какие задания и обязанности лежат на вас в работе. Они подходят вашим интересам?
  2. В одну колонку поместите задания и обязанности, которые подходят, а в другую те, которые вам не нравятся и вызывают неудобство. Определите, подходит ли вам эта работа.
  3. Составьте список профессий, которые максимально соответствуют вашим интересам.

Установите цели для того, чтобы «выровнять» ваши интересы и обязанности

Установите временные рамки, во время которых вы либо переработаете свой подход к нынешней работе, либо разовьете навыки для будущей.

Помните, что это всего лишь модель и она не может охватить всю сложность вашей психики и . Развивайте новые навыки и занимайтесь саморазвитием, потому что лишь так вы сможете понять, каким потенциалом на самом деле обладаете. Желаем вам удачи!

тип. Реалистический.

Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности. Ориентированы на практический труд, быстрый результат деятельности.

механические (управление механизмами, ювелирные инструменты, использование инструментов, требующих точности, ловкости. тонкой моторной координации); строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкеторские работы; предпочитает деятельность, которая дает конкретный результат (садоводство, управление моторными видами транспорта, строительные и восстановительные работы, сборка различных устройств). Общение не является ведущим видом деятельности.

Профессии: фермер, инженер, лесничий, ветеринар, водитель, сварщик, агроном, кондитер, повар, милиционер и др.

тип. Исследовательский (интеллектуальный).

Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Общение не является ведущим видом деятельности.

Предпочитаемые виды деятельности: сбор информации, ее систематизация, выполнение сложных или абстрактных заданий, решение проблем через размышления, самостоятельная работа с опорой на самого себя, выполнение научной, лабораторной работы. Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: физика, философия, математика, программирование, в которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление.

Профессии: социолог, кинолог, программист, биолог-исследователь, геолог, генетик, историк, библиограф и др..

тип. Социальный.

Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия - обучение и лечение, профессии - врач, психолог. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными. Математические способности развиты слабее. Ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей.

Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, оказание помощи, консультирование, организация групповых мероприятий.

Профессии: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, страховой агент, юрисконсульт, продавец, преподаватель вуза, экскурсовод, официант,судья и др.

тип. Конвенциальный.

Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит, когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Предпочитают четко определенную деятельность. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием, ведение карточек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг, написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диграмм.

Профессии: бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь, нотариус, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов и др.

тип. Артистический.

Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».

Предпочитаемые виды деятельности : художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция), игра на музыкальных инструментах, исполнительская актерская деятельность.

Профессии: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, дизайнер, художник по дереву, режиссер, музыкант-исполнитель, художник-модельер, хореограф, актер, парикмахер-модельер и др.

тип. Предприимчивый (предпринимательский).

Избирает цели и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, т. е. любит давать генеральную линию, предприимчив. Обладают развитыми коммуникативными способностями.