ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Консультация «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой. Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника ачкасова галина леонтьевна Комплекс экскурсионных форм в процессе изучения литературной те

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий - это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая, психические процессы и обогащает речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115

г.о. Самара

Доклад подготовлен и заслушан

на региональной научно-практической

Конференции 13.12.2013г.

Буянкиной Валентиной Юрьевной

Самара, 2013г.

Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий - это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая, психические процессы и обогащает речь.

Экскурсия - это один из видов занятий по ознакомлению учащихся с окружающим миром. Во время экскурсии ребёнок с нарушением интеллекта может в естественной обстановке наблюдать и понимать явления природы, сезонные изменения, увидеть и проанализировать, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром? По мнению И.П. Павлова, чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление.

Учащимся важно иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности. Это вызывает у учеников глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется материалистическое понимание мира.

Особенности проведения экскурсий с детьми

Чтобы природоведческие экскурсии имели коррекционную направленность и действенный характер, важно проводить их по определённой системе. Организовываю на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Например, в весенний сезон провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий - знакомить детей с весенними изменениями (набухли почки, лопнули, появились зелёные клейкие листочки, вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе, а также обогащаю словарь. Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда, профессиями (озеленитель, цветовод), орудиями труда (инструментами). Экскурсии в музей, по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.

Отличительные особенности

Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе. Успешной она будет только при условии тщательной подготовки. В моём случае это делается совместно с учителями начальных классов.

Планируя экскурсию, точно определяем тему и цель экскурсии, конкретизируя задачи, намечаем объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей с интеллектуальной недостаточностью от намеченной цели. Определяя место экскурсии, учитываем физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута, договаривались с людьми, которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. После этого намечали последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливали, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, заранее подбирались стихи, загадки, пословицы. За несколько дней до экскурсии проводили с учащимися небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщали её цель. Детям важно знать, куда пойдут, зачем, что нужно собрать. Например, экскурсия «Осень – живая природа». Для получения знаний провела экскурсии в наш парк, Ботанический сад, Струковский сад. Приведя ребят к месту экскурсии, в краткой беседе уточняла цель занятия и задачи. Затем давала им возможность осмотреться. После чего приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Например, задавала вопросы:

  1. Какие деревья растут в парке?
  2. Как можно узнать осенью березу, тополь, яблоню, сирень? И т.д.

Давала детям задания:

  1. Поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Подтвердить правильные ответы.
  2. Положить две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы: как узнали, что это ветки березы, тополя? Какая поверхность коры на ощупь?
  3. Предложить осторожно согнуть ветки: узнать, гибкие они или хрупкие. И т.п.

В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. С помощью дидактических играх («Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя ветка?», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги!») закрепляла знания о характерных особенностях предметов.

Провела ряд сельскохозяйственных экскурсий на станцию юннатов: в сад, на огород, в парники, птичник и другие. Эти экскурсии наглядно показали и дали понять ребятам с нарушением интеллекта, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, животных. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, некоторые выполняли сами.

Педагогическая работа после проведения экскурсий

Знания, полученные на экскурсиях, расширяла и закрепляла на занятиях и в играх. Через 1-2 дня после экскурсии проводила занятия. Здесь мы с детьми делали поделки из природного материала, читали художественную литературу, слушали рассказы детей о том, где были и что видели, рисовали их впечатления. В заключении проводила обобщающую беседу. Планируя беседу, формировала вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить, активизировать полученные знания во время экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении моменты, помочь им самостоятельно установить причинно-следственные вязи между явлениями. Например:

  1. Почему летом нет почек на деревьях, а осенью есть?
  2. Какие краски использует осень?
  3. Чтобы было с деревьями зимой, если осенью они не сбросили листья?

Также проводила экскурсии по проекту «Профелизация». Ходили с детьми в пожарную часть. Здесь мы познакомились с орудиями труда профессии пожарника. Нам очень интересно рассказали о работе пожарных. На ребят экскурсия произвела большое впечатление. Они с удовольствием делились впечатлениями о своём путешествии, называли, какие орудия труда используют для тушения пожаров и оказания помощи. И твёрдо запомнили 01. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения ребят и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности учащихся, формирует коммуникативные и информационные компетентности учащихся с ОВЗ.

Результат мониторинга воспитательной работы показал, что у учащихся увеличился объём кругозора, словаря и умение устанавливать причинно-следственные связи. Положительную динамику показали 8 учащихся из 12, т.е. 66,4% воспитанников группы. Продолжительность занятий выросла, ребята стали менее истощаемы, у всех учеников внимание стало более устойчивым, улучшилась память. У тяжёлых детей Дима С. и Намик Ф. появилась положительная динамика. Если Дима раньше не понимал установку к занятию, то теперь занимается в течение 35-40 минут. У Намика появилась ярко-выраженная попытка к речевой активности. Он может самостоятельно формировать фразы, вести диалог. У него сформирована потребность к словесному общению.

Вследствие этого у ребят развиваются умственные процессы: умение наблюдать, обобщать, сравнивать.


Л.А. Жибарева

Зав. отделом эстетического воспитания,

методист МОУ ДО ДЦ «Восхождение»

Экскурсия как средство формирования экологической культуры

Анализ программного обеспечения по формированию экологической культуры школьников показал, что наиболее часто рекомендуемым авторами средством развития наблюдательности у детей, приучения их к систематическим наблюдениям за природными объектами и явлениями является экскурсия (от лат. excursio - поездка). В соответствии с современными представлениями, «экскурсия - коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени».

В рассмотренных нами образовательных программах экскурсия представлена как одно из основных педагогических средств формирования экологической культуры в системе школьного и дополнительного образования.

Существуют различные классификации экскурсий. Практическое значение и необходимость классификации экскурсий заключается в разделении их на группы и выделении в них черт, определяющих специфику подготовки и проведения различных экскурсионных занятий.

В зависимости от целей, экскурсии подразделяются на учебные, производственные, краеведческие, экологические, культурологические, и др.

В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга содержанием и организацией: краеведческие экскурсии по местному краю и дальние (экспедиции); музейные; комплексные.

В основу данной классификации положены место нахождения и условия изучения объектов экскурсии. Все перечисленные типы экскурсий находят отражение в содержании образовательных программ по формированию экологической культуры школьников, но наиболее часто авторы программ предлагают использовать краеведческие и музейные экскурсии.

Краеведческие экскурсии являются одним из средств реализации краеведческого принципа в экологическом образовании, способом изучения детьми своего края, его природы, истории, экономики и культуры. При этом достигается оптимальное соотношение между расширением знаний и их конкретизацией на региональном материале.

Существует несколько видов краеведческих экскурсий: экологические, эколого-биологические, топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.

Целью этих экскурсий является изучение определенного края (памятного места и памятников, объектов природы) в определенном, указанном выше направлении. Экскурсия в природу совмещает в себе черты учебной деятельности и туристического похода, являясь действенным педагогическим средством образования и воспитания.

В ходе производственных экскурсий экологической направленности школьники знакомятся не только с историей создания промышленных или сельскохозяйственных предприятий и их основными технологическими процессами, но и с уровнем износа оборудования, с экономическим и экологическим значением предприятия, с его экологической инфраструктурой, экологическими службами.

Экскурсии также могут быть организованы на базе музеев. Следует отметить, что в последние десятилетия активно развиваются музеи, созданные при образовательных учреждениях. При этом в процессе экскурсий явное предпочтение отдаётся интерактивным формам.

В последние десятилетия появился новый подход к музейной и экскурсионной деятельности. С формированием коммуникативной модели музея экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения.

Экскурсионными объектами могут быть не только памятники природы, истории или культуры, музейные экспозиции, но и близлежащие от школы лес, парк, улица, пустырь, промышленное предприятие. Если экскурсия имеет экологическую направленность, значимыми объектами становятся отвалы промышленных предприятий, загрязнённые стоки, свалки бытовых и промышленных отходов.

Экскурсия может строиться на показе и исследовании одного или нескольких объектов. Это находится в прямой зависимости от предмета, темы, состава и возраста обучающихся, маршрута и продолжительности во времени.

Н.А. Пугал ввёл в классификацию комплексные (интегративные) экскурсии, в ходе которых, по мнению автора, у учащихся формируется представление о природе как о едином целом. Школьники получают комплексные экологические представления: о влиянии деятельности человека на биосферу, рациональном использовании природных ресурсов, об охране окружающей среды.

Ряд авторов (С.Д. Дерябо, Т.А. Куликова, С.Н. Николаева, В.А. Ясвин) отдельно выделяют экологические экскурсии, рассматривая их как форму экологического образования, представляющую собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

Существуют и другие подходы к классификации экскурсий. В.А. Сичинава классифицирует экскурсии по содержанию, составу участников, месту проведения, способу проведения. К.П. Ягодовский все экскурсии делит на две группы: обзорные (многоплановые) и тематические.

В научной литературе указывается на несколько характерных признаков экскурсии. Главный признак - это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Следующий характерный признак экскурсии - это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создается особая психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсия строится с учетом психологических особенностей общения с группой, которая является коллективным партнером по общению. Эти особенности помогают экскурсоводу управлять зрительной, вербальной и моторной активностью экскурсантов. Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).

И.М. Гревс и Н.П. Анциферов главными признаками экскурсии называли содержательность, эмоциональную настроенность и «путешественность» .

В.А. Герд в экскурсии выделял элементы социального воспитания: создание социальных эмоций, определяющих взаимное поведение; формирование организационных навыков; выработку умений коллективной работы с природным материалом.

В общем виде учебная экскурсия может быть охарактеризована как педагогическое средство, применяемое вне класса школы с образовательной целью при передвижении в пространстве от одного объекта к другому в их естественной среде или искусственно созданной человеком.

Включённые в программный материал экскурсии можно разделить на три группы: вводные, текущие и обобщающие. Вводные экскурсии предваряют изучение новой темы или раздела программы. Текущие экскурсии позволяют более широко изучить материал, который сложно воспринимается младшими школьниками без демонстрации образов природы. Обобщающие экскурсии подводят итог всей изученной теме, разделу программы, способствуют закреплению и углублению полученных учащимися знаний.

Как показали наблюдения, в настоящее время педагогами широко практикуются экскурсии, не включённые в учебные программы и планы. Они проводятся в рамках внеурочной и внеклассной работы и имеют разнообразные образовательные цели и задачи.

Экскурсии располагают огромными воспитательными возможностями и позволяют детям расширить и углубить знания, полученные в школе. В условиях экскурсий можно достичь такого уровня наглядности и системности, который труднодостижим на обычных занятиях.

В процессе реализации большого количества рассмотренных нами образовательных программ предполагается широкое использование экскурсий как средства формирования экологической культуры школьников. В экологическом образовании используются экскурсии с привлечением учебного материала из различных образовательных областей.

Ведущая роль при этом принадлежит экскурсиям экологической направленности. Спецификой экологической экскурсии, её основным содержанием является рассмотрение учащимися живого вещества во всех его проявлениях, уровнях, функциях и связях. По В.И. Вернадскому, «живое вещество – это совокупность существующих или существовавших в определённый промежуток времени живых организмов, являющихся мощным геологическим фактором» .

Первые методические разработки экскурсий для школьников появились в работах методистов биологического образования (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова), их содержание строилось в основном на изучении школьниками средообразующих факторов – среды и условий обитания растений и животных.

В настоящее время экологические экскурсии вышли за рамки биологического образования, носят всеобъемлющий и комплексный характер, входят в содержание большинства основных учебных курсов и дополнительных образовательных программ, ставящих целью формирование экологической культуры школьников.

Так же большим потенциалом в формировании экологической культуры школьников, с нашей точки зрения, обладают краеведческие экскурсии. Это согласуется с концепцией «Экологии культуры» академика Д.С. Лихачёва, указывающего на теснейшую взаимосвязь изучения природной и культурной среды родного края, утверждавшего: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» .

Проблема современного и традиционного в образовании активно обсуждалась в научной литературе в различные периоды развития общества. Советская идеология неоднозначно и настороженно относилась к духовному наследию прошлого. Анализ современных образовательных программ показал, что в последнее время всё большее распространение получает формирование экологической культуры школьников средствами народной педагогики, и прежде всего, на основе народных традиций.

Традиции (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. . В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Постепенно сложилась система народных традиций, обеспечивающих преемственность духовно-нравственных норм и представлений, передающихся от одного поколения к другому.

Жизнь русских людей издавна была связана с круговоротом явлений в природе, со сменой времен года. На этой основе возник народный календарь и сопровождающие его обряды, обычаи, празднества. На Руси время сельских праздников зависело от наступления летнего или зимнего солнцестояния, от таких явлений, как замерзание или вскрытие рек, отлет или прилет птиц.

Календарные праздники являются важной частью народной культуры, в них воплощены тесные связи человека с природой. Народные праздники отмечают важнейшие переходные рубежи от одного состояния природы к другому. Поскольку календарные праздники сложились в процессе трудовой деятельности людей, то в их основе заложен богатый опыт, связанный с освоением природы и окружающей среды.

Знакомясь с праздниками, обрядами, народным искусством в течение учебного года, школьники узнают много нового об истории своего народа, его быте, обычаях и поверьях из народного календаря.

Приобщение школьников к народным традициям является эффективным средством формирования экологической культуры, является основой для формирования экологических представлений, даёт возможность детям почувствовать себя сопричастными к истории своего народа, помогает обогатить и разнообразить детское творчество.

Являясь одной из форм познания окружающего мира, традиционно образовательная экскурсия представляет собой синтез нескольких основных элементов: показа заранее подобранных объектов восприятия в природном или социальном окружении и рассказа о них, а так же самостоятельной работы детей.

При наличии только показа, экскурсия становится механическим созерцанием объектов, а при отсутствии показа - превращается в лекцию или беседу. Соотношение показа и рассказа во время экскурсии может варьироваться в зависимости от образовательных задач, от возраста учащихся, тематики и характеристики объектов.

Следует отметить, что такие традиционные формы подачи учебного материала во время экскурсии, как показ и рассказ, предполагают пассивное восприятие учащимися учебного материала и нередко такое же пассивное воспроизведение пройденного материала - пересказ, ответ на вопросы.

С нашей точки зрения, экскурсия не должна ограничиваться выше перечисленными основными элементами, её следует рассматривать гораздо шире. Как показывает практика, проведение экскурсий однообразно, с применением лишь показа, рассказа и самостоятельной работы нецелесообразно для младших школьников, так как в этом возрасте велика потребность детей в постоянной смене впечатлений.

Методы проведения экскурсии отличаются от методов преподавания на занятиях, так как они обеспечивают приоритет зрительного восприятия и активного диалога между участниками экскурсии. В тех случаях, когда экскурсия строится и проводится в основном на принципах, применяющихся в системе вузовского и школьного образования, экскурсант теряет интерес, а экскурсовод забывает о том, что экскурсия - это ещё и интересная форма досуга.

Для нашего исследования важно видение экскурсии как комплексного педагогического средства. Комплексность в данном контексте заключается в многообразии возможных сочетаний форм и методов работы в ходе экскурсии (в различных комбинациях, в соответствии с ожидаемыми результатами и выбором педагога, интересами детей).

Мы предлагаем использовать для формирования экологической культуры младших школьников в ходе экскурсии достаточно широкий диапазон методов, в том числе перцептивные (передача и восприятие информации посредством органов чувств), словесные, иллюстративно-демонстрационные, практические, логические, гностические, методы исследования и др.

В целом данным методам свойственна научность, в том числе рациональность, объективность, воспроизводимость результатов, работа по алгоритму. Это же свойственно и традиционным школьным методам обучения. Однако, как показывает практика, часто научность подменяется «наукообразием» (то есть внешней серьезностью, не сопровождаемой пониманием). Излишняя сухость изложения приводит к тому, что дети начинают скучать, теряют мотивацию к учебе.

Активная переработка материала ребенком надолго оставляет след в его памяти, пробуждает интерес и формирует осознанное и эмоциональное отношение к предмету. Поэтому в практике проведения экскурсий мы сочетаем традиционные научные методы изучения природных объектов с различными интерактивными и игровыми методиками обучения.

Многие приемы активизации интереса во время экскурсии носят игровой характер. Для разных возрастных групп будет разным баланс серьезных и игровых элементов при их использовании. Младшие школьники «играют всерьез», и методичную спокойную работу способны воспринимать как необходимую подготовку к игре.

Экскурсия в природу может включать в себя использование таких форм подачи материала, как обработка и определение собранного в природе материала, маршрутные описания и учеты, небольшие исследовательские работы, а из форм контроля полученных знаний - интеллектуальные игры, теоретические и практические зачеты, полевые конференции.

Выбор форм и методов работы в рамках экскурсии обусловлен теми результатами, которые мы ожидаем получить в итоге.

Так, в целях формирования экологических знаний в ходе экскурсии, мы рекомендуем целенаправленные наблюдения в природе, изучение особенностей природных объектов, детальное изучение музейных экспонатов, беседу, лекцию, иллюстрации.

В целях формирования экологического сознания мы предлагаем проведение экскурсий с опорой на даты «народного календаря», придерживаясь календарного цикла, продолжая тем самым преемственность традиций.

Разнообразные творческие задания в ходе экскурсии, такие как коллективное сочинение экологической сказки, стихотворения, эссе, выполнение художественных фотографий и рисунков активизируют внимание и творческую фантазию, дают возможности для выражения собственного эмоционально-ценностного отношения к увиденному и услышанному, так же создавая предпосылки для формирования экологического сознания школьников.

Как показывает практика, яркие эмоциональные впечатления оставляет демонстрация коллекций изделий из экологически чистых материалов. Это могут быть современные модные изделия из натуральных тканей, предметы, изготовленные из различных пород древесины, шпона, соломки, и др.

Экскурсия как педагогическое средство обладает широкими возможностями для организации экологической деятельности учащихся. В рамках экскурсии можно запланировать проведение разнообразных мастер-классов по работе с природным материалом, акции по благоустройству территории.

В рамках экскурсий может быть применён метод учебных проектов, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.

Благодаря тому, что проблема проекта личностно важна для учащихся, этот метод обучения способствует установлению живой связи академических знаний с реальной жизнью, способствует социализации учащихся, развивает навыки общения, работы в команде, толерантности.

Также в процессе проведения экскурсии можно эффективно использовать методы исследования. Исследовательская работа в рамках экскурсии способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, предполагает использование уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на школьных уроках, а также в процессе жизни стихийным путём. Дети учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. В исследовательскую работу могут активно включаться и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Экскурсия может быть не только частью образовательного процесса в ходе реализации образовательной программы, она может стать мероприятием в рамках различных образовательных и социально-значимых проектов районного, городского, областного масштаба (экологический марафон, экологическая тропа, интерактивный музей и др.) Учащиеся начальных классов так же способны успешно принимать в них посильное участие.

Зрительной основой экскурсии являются экскурсионные объекты. Сознание и мировоззрение детей формируется частично на основе чувственного восприятия этих объектов, на что настоятельно обращал внимание Л.Н. Толстой, активно проводивший экскурсии и прогулки со школьниками. Вопросы отбора объектов, их значения для раскрытия темы и достижения образовательных задач экскурсии требуют особого внимания педагога.

Каждая экскурсия требует тщательной предварительной подготовки, которая осуществляется последовательно по определённым этапам. Подготовку к экскурсии, по нашему мнению, целесообразно начать с определения темы, целей и образовательных задач. Целям и задачам, в конечном итоге, будет подчинено всё содержание экскурсии, весь объём знаний, умений и навыков, который должны получить учащиеся.

Правильное определение темы экскурсии является основой для разработки основного содержания показа и рассказа, оказывает непосредственное влияние на методику проведения. Тема экскурсии находит отражение в её названии, поэтому для педагога является важным, чтобы название экскурсии было сформулировано чётко и выразительно. При правильном выборе актуальной тематики и грамотном методическом обеспечении экскурсий учащиеся получают возможность увидеть в природе единое целое, где все отдельные части взаимосвязаны.

Следующим этапом подготовки экскурсии для педагога может стать отбор экскурсионных объектов, которые классифицируются по содержанию, функциональному назначению, научной и культурно-просветительской значимости, степени сохранности. Количество отобранных для показа и исследования объектов должно быть достаточно широким, иначе экскурсия может стать усечённой, неполноценной. При этом важно не перегрузить детей чрезмерным изобилием экскурсионных объектов.

При выборе объектов для образовательных экскурсий необходимо руководствоваться определёнными критериями, такими как соответствие содержания экскурсии программе, доступность для понимания учащимися, экологическая безопасность самих объектов.

После определения круга экскурсионных объектов, мы считаем целесообразным их внимательное изучение, включающее в себя знакомство с научными источниками и справочным материалом, обследование объектов на месте их расположения. Следует определить основные объекты для наблюдения, тщательно продумать экскурсионный маршрут, выбрать места для проведения самостоятельных работ школьников.

К экскурсионному маршруту предъявляются определённые требования: безопасность при проведении, обеспечение целостности и логической последовательности изложения материала, наличие зрительной основы. При составлении хронометража необходимо учитывать время, затрачиваемое на передвижение от образовательного учреждения до непосредственного места экскурсии, время на выполнение самостоятельных работ, резервное время для возможных непредвиденных ситуаций.

Экскурсия требует серьёзной предварительной подготовки не только педагога, но и школьников. Педагог заблаговременно сообщает детям тему предстоящей экскурсии, фиксируя их внимание на учебном материале, непосредственно связанном с ней. Согласовывается маршрут и время проведения экскурсии, проводится инструктаж по технике безопасности. Учащиеся могут при необходимости быть разделены на группы, каждая из которых получает определённые задания.

Перед проведением экскурсии желательно оснащение школьников специальным оборудованием, которое может быть предназначено для учителя, для группы учащихся или для индивидуального пользования. При этом часть оборудования может быть выдана педагогом, другая часть может быть принесена учащимися самостоятельно (например, фотоаппараты и др.).

Отдельного рассмотрения требуют музейные экскурсии. В целях формирования экологической культуры широко используются как экскурсии в разнообразных по тематике национальных, областных, городских музеях, так и экскурсии в специально созданных силами педагогических работников музеях при образовательных учреждениях, которые не теряют своей актуальности в настоящее время. В рамках музейных экскурсий возможно использование разнообразных видов деятельности.

Важное значение имеет подготовка экскурсоводов. Для подготовки экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать на проверку организаторам музейной работы. Полезно взаимное прослушивание экскурсий и их обсуждение.

Практика показывает, что при создании музея необходимо многоуровневое распределение информации. Это позволяет создать на сравнительно небольшой площади комфортное и информационно-насыщенное пространство. При этом информационные уровни самой экскурсии определяются типом экскурсии, особенностями аудитории, методами подачи и обсуждения экскурсионного материала.

Опыт показал, что комплексное и творческое использование в практике проведения экскурсий различных форм и методов позволяет содействовать обогащению методики экологического просвещения и, как результат, формированию экологической культуры школьников.

Библиографический список

  1. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.В. Буковская. – М., 1997.
  1. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 345 с.
  1. Гревс И.М. Экскурсионное дело и нужды русской культуры / И.М. Гревс // Наука и её работники. – 1924 - № 3-4.
  1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 1233 с.
  1. Кривошеева М.А. Экологические экскурсии в школе: пособие для учителей общеобразоват. Шк. / М.А. Кривошеева, М.В. Кислицкая. – М.; Ростов н/д: МарТ, 2005. – 253 с. – (Школьный корабль). – с. 246
  1. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под. ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. – М.: МИРОС, 1995. – 176 с.
  1. Лихачёв Д.С. Экология культуры // «Прайм-Сфера». Авторский проект «Экология культуры», сентябрь 2006. – с.
  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка (20-е издание, стереотипное). М., 1998.
  1. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – СПб., 2001. – 144 с

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Экскурсоведение»

для студентов 3 курса специальности «Менеджмент организации».

    Сущность экскурсии.

    Экскурсия как вид деятельности и форма общения.

    Признаки экскурсии.

    Функции экскурсии.

    Классификация экскурсий.

    Тематика и содержание экскурсий.

    Показ в экскурсии.

    Рассказ в экскурсии.

    Технология подготовки новой экскурсии.

    Методика проведения экскурсии. Классификация методических приёмов.

    Методические приёмы показа.

    Методические приёмы рассказа.

    Особые методические приёмы. Приём демонстрации наглядных пособий. Усвоение методических приёмов экскурсоводом.

    Техника ведения экскурсии.

    Обязательная документация по теме.

    Мастерство экскурсовода. Пути повышения экскурсоводческого мастерства.

    Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения.

Вопрос 1. Сущность экскурсии.

СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскры­вается тема (первая задача) , услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача) , ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача) , овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача) . В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых , надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых , надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих , надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.

Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубли­кования определений: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает

В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия » поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллектив­но под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда - различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложне­ние задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогиче­ском словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице.

п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории,

архитектуре, литературе идругим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая

экскурсия

Итак , экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны -- начиная от предметов естественно--математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и экскурсия.

Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор младших школьников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге.

Экскурсия -- методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия "экскурсия" сводить было бы неправильно.

Рассмотрим несколько формулировок термина "экскурсия", которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: "Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию" (М.П. Анциферов, 1923 г.)/ Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия -- это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)/

Приведем также одно из последних по времени опубликованных определений: "Экскурсия -- особая форма учебной и вне учебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)". Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина "экскурсия", данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: "Экскурсия -- прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и др." В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: "Экскурсия -- коллективное посещение какой--либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью".

Подробное пояснение термину "экскурсия" дает Большая советская энциклопедия "один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...".

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово "экскурсия" поясняется как "коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью".

В Малой советской энциклопедии сказано, что "экскурсия -- коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью".

В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: "Экскурсия -- посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста--экскурсовода". Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда -- различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно--воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность детям получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, ребенок при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых. Знание основ психологии и педагогики помогает педагогу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности педагога. Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент -- важная часть профессионального мастерства педагога. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями педагога по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с детьми младшего школьного возраста, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея. Важную роль в общении с детьми играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

В последнее десятилетие эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности. Сущность определяется как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию эмоционально отзывчивой и творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, окружающей жизни, поведении людей и стремящийся к посильной эстетико-предметной деятельности.

Сущность эстетического воспитания учащихся заключается в совершенствовании эстетической культуры личности. «Задача современного образования и воспитания, по мнению Е.В. Петушковой, - сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом в какой бы сфере деятельности воспитанники ни реализовывали себя».

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому воспитанию.

Разделы: История и обществознание

Перед современным образованием стоят важные задачи формирования у обучающихся значимых социокультурных компетенций. В настоящее время принципиально изменились подходы к учебно-воспитательному процессу. Приоритетным стал компетентностный подход, предполагающий, помимо прочего, формирование способности и готовности обучающихся анализировать события прошлого и настоящего, выявлять причинно-следственные связи, рассматривать альтернативные варианты хода исторического процесса, на основе изучения исторических источников делать собственные выводы и умозаключения.

Задача современного образования – утвердить в сознании каждого воспитанника патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для студентов, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, формировать стремление вести самостоятельную научно-исследовательскую работу. Компетентность включает в себя способность изучать, анализировать, делать выводы и т.д.

Важно научить прослеживать связь между историей всей страны и ее местными особенностями, выявлять взаимовлияние событий и процессов, происходящих в масштабах всего государства и совершающихся на территории конкретного региона. В ходе освоения историко-краеведческого материала происходит формирование гражданской позиции, чувства ответственности и сопричастности к судьбам своей страны, края, города. Достижению этих целей и задач служит реализация дисциплины ««История и культура сочинского региона» в Сочинском колледже поликультурного образования, готовящего специалистов педагогических и сервисных специальностей.

Помимо аудиторных занятий, учебная программа дисциплины предусматривает объемный экскурсионный блок, включающий следующие экскурсии:

  • Прошлое нашего города (Приложение 1).
  • По историческим местам Лазаревского района (Приложение 2).
  • Раннехристианский храм в пос. Лоо.
  • Мацеста – сердце курорта.
  • Экскурсия к дольмену-монолиту в Волконском ущелье.
  • Экскурсия к кудепстинскому («черкесскому») культовому камню.
  • Тисо-самшитовая роща.

Экскурсии являются преимущественно комбинированными (автобусно-пешеходными) либо пешеходными. Протяженность во времени составляет от двух до восьми часов. Каждая экскурсия включает знакомство с историко-культурными и природными объектами с обязательным выходом к ним для непосредственного осмотра и изучения.

Цель и задачи экскурсии определяются содержанием учебного материала, по которому она проводится, например: дольменная культура Кавказа, распространение христианства на Черноморском побережье, Черноморская береговая линия, возникновение курорта Сочи, Сочи в период Великой Отечественной войны.

Критериями успешной экскурсии является ее познавательная ценность и направленность на формирование историко-краеведческих компетенций.

  1. Раскрывается основная тема и подтемы.
  2. Любая экскурсия имеет воспитательную цель – формирование патриотизма, любви к «малой Родине», толерантности.

В ходе подготовки и непосредственного проведения экскурсий применяются особые приемы – предварительных заданий, исследования, ритуала.

При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или иному экскурсионному объекту. Например, познакомиться с историей изучения дольмена-монолита на р. Годлик, историей возникновения того или иного населенного пункта, куда будет совершена экскурсия (Лазаревское, Лоо, Нор-Луйс), архитектурными особенностями объекта (раннехристианского храма в Лоо, византийского укрепления на территории тисо-самшитовой рощи, Зимнего театра, морского вокзала и др.). Выполняя предварительное задание, студенты привлекают различные источники информации – научные публикации, архивные материалы, свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием сопоставительного анализа материалов, полученного их различных источников.

Непосредственно перед началом экскурсии перед студентами ставятся задания исследовательского характера: произвести замеры; определить ориентацию объекта (либо его фрагментов) по сторонам света, выполнить фотосъемку.

К числу ритуальных приемов относится минута молчания на месте захоронения; возложение цветов к памятникам. Использование данного приема имеет непосредственное воспитательное значение.

Завершающая часть любой экскурсии включает обработку собранного материала, подготовку отчета в той или иной форме, проведение итогового занятия или конференции, на которой будут заслушаны результаты.

По каждой из экскурсий подготовлены электронные презентации. На их основе в случае невозможности по тем или иным причинам организовать реальную экскурсию проводится заочная экскурсия. Презентации используются как преподавателем дисциплины «История и культура сочинского региона», так и самими студентами в ходе педагогических практик в сочинских школах при проведении уроков по краеведению и классных часов.

Практикой работы стало не только создание студентами электронных презентаций на основе собранных во время экскурсий фотоматериалов, но и их обязательная защита на заседаниях Студенческого научного общества и студенческих конференциях. Применение таких форм работы позволяет познакомить с историко-краеведческим материалом широкую аудиторию - учащихся школ и студентов всех специальностей колледжа, повышает их мотивацию на изучение региональной истории.

В ходе подготовки и проведения экскурсий создаются условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих содержание образования.

Применение экскурсии как формы обучения позволяет формировать не только историко-краеведческие, но и более широкие информационные компетенции:

  1. Запрашивать различные базы данных.
  2. Опрашивать окружение.
  3. Консультироваться у экспертов.
  4. Работать с документами, классифицировать их.
  5. Критически осмысливать полученную информацию.

Таким образом, экскурсия является средствам формирования историко-краеведческих компетенций, вносит существенный вклад в формирование личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста.