ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Автодорога определение. Автотранспортная сеть классификация автомобильных дорог

ПДД, как и любая область знаний, имеет свою систему терминов. В Правилах все формализовано, упорядочено и доступно. Но из-за «сухости» и четкости иногда бывает нелегко разобраться в том, чем, например, отличаются «стоянка» и «остановка». Поэтому нужно анализировать основные термины, чтобы рядовой ученик автошколы мог все понять с самого начала. В частности, нужно разобраться в том, что есть дорога и из чего она состоит.

Понятие «дорога»

Правила дорожного движения Украины гласят, что автомобильной дорогой (дорогой) называется часть территории, созданная для движения разного рода транспортных средств, а также пешеходов, вместе со всеми дислоцируемыми на ней сооружениями (путепроводами, мостами, пешеходными переходами, эстакадами) и средствами организации и упорядочивания дорожного движения, одновременно с этим ограниченная по ширине тротуарами или краем полосы отвода.


Из первой части определения следует, что дорогой будет считаться территория, которую специально обустроили, то есть создали необходимую инфраструктуру и организовали движение по этой поверхности. Дорога может быть городской, загородной, искусственной, а именно искусственно созданной поверхностью – путепроводом, эстакадой, мостом. Дорога может быть временной, созданной для сезонной езды. Такой дорогой называется проделанная грейдером или бульдозером траншея в снегу. Из второй части определения следует, что нужно дать определения таких понятий: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса, трамвайные пути. Именно эти термины определяют элементы дороги.

Это интересно! Первые дороги появились еще в 4 тысячелетии до н.э. Самая древняя дорога Европы находится в Великобритании и называется Свит-Трек. В Швейцарии обнаружили часть дороги, которая вымощена колодами в 1700 г до н.э. Подобным образом начали оформлять дороги в Голландии, но на 200 лет позже. «Матерью» современных дорог считается дорога из камня толщиной почти 1 м, созданная в 312 г до н.э. древними римлянами.

Определение в Правилах: проезжая часть – это составляющая часть дороги, которая предназначена для передвижения нерельсовых транспортных средств. На дороге может быть несколько проезжих частей, причем между собой они разделены полосами (разделительными).


Новички, которые только сели за руль, ошибочно думают, что дорога – это часть заасфальтированной земли, по которой ездит транспорт. Но тогда что такое проезжая часть? Под этим термином подразумевается заасфальтированный участок, то есть участок дороги, отведенный под безрельсовый транспорт.

Автомобили передвигаются по проезжей части, она, в свою очередь, делится на полосы движения. Согласно ПДД, полосой для движения называется продольная полоса шириной не меньше 2,75 м на проезжей части, выделенная или не выделенная дорожной разметкой и отведенная под нерельсовый транспорт. То есть, на одной полосе движения может ездить только одна машина.

Зачастую для обозначения полос движения используют но могут использоваться и специальные дорожные знаки. В комплексе эти методы выделения используются на перекрестках для выделения количества полос движения на проезжей части.


Если разметка и знаки отсутствуют, то водителю придется самостоятельно определять число полос движения. В Разделе 11 Правил дорожного движения написано, что водитель должен вычислить количество полос для движения, ссылаясь на габариты транспортных средств, ширину проезжей части, безопасное расстояние между машинами. То есть определение делается приблизительно, несмотря на то, что так требует ПДД.

Согласно ПДД, разделительная полоса – это выделенная конструктивно или с помощью узкой и широкой сплошных линий часть автодороги, разделяющая соседние проезжие части. Разделительная полоса нужна для разграничения транспортных потоков (с противоположными направлениями) для безопасной езды. Этот элемент является обязательным для автомагистрали, так как вероятность наезда на встречную полосу – минимальна.

Что касается выделения, то оно может быть конструктивным, то есть разделительная полоса оформляется в виде железобетонной, металлической и другого рода конструкцией. Кроме того, выделение может быть логистическим, то есть с помощью сплошных полос.

Нельзя путать разделительную линию с двойной сплошной разметкой. Если интервал между сплошными линиями совпадает с шириной любой из них, то это – двойная сплошная. Если расстояние больше, то это разделительная линия.

В ПДД сказано, что на разделительной полосе нельзя останавливаться и по ней нельзя передвигаться. Ели на полосе есть тротуар, то по нему могут передвигаться пешеходы.

Обочина – это выделенный конструктивно или с помощью сплошной линии разметки элемент автодороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, находящийся с ней на одном уровне и не предусмотренный как место для движения автомобилей и другого транспорта, кроме случаев, которые предусматривают ПДД.

Также в Правилах указано, что на обочине можно делать стоянки и остановки, по ней можно ходить пешеходам, по ней могут ездить велосипеды, мопеды, если нет специальных дорожек, а также сани. Зачастую обочину выделяют таким образом, чтобы она не сливалась с проезжей частью, то есть покрывают гравием, щебнем, песком и т.д. На больших трассах есть разметка по краю проезжей части для отметки обочины. Обочина есть не на всех автодорогах.

В ПДД сказано, что пешеходный переход является инженерным сооружением или участком проезжей части, которое предназначено для пешеходов, чтобы они могли переходить через дорогу. Для выделения и обозначения пешеходных переходов используют разметку, специальные дорожные знаки и пешеходные светофоры.

Если пешеходный переход не выделен, то его вычисляют по интервалам между знаками или светофорами. На перекрестках в случае отсутствия каких-либо знаков, светофоров и разметки используется ширина тротуара или обочины.

Пешеходный переход называется регулируемым, если движение по нему регулируется с помощью светофора или регулировщиком. В противном случае переход называется нерегулируемым. Если светофоры работают на желтом сигнале или выключены, то переход также нерегулируемый.

В ПДД дано следующее определение тротуара: тротуар - это составная часть дороги, которая выделена под движение пешеходов. Тротуар примыкает к проезжей части или отделяется от нее с помощью газона. По тротуарам в некоторых случаях разрешено движение и стоянка.

Трамвайный путь является элементом дороги для передвижения рельсового транспорта. Он ограничен по ширине и выделяется или посредством дорожной разметки, или отмосткой трамвайной линии. Движение рельсового транспорта регламентируется Разделом 11 ПДД.

Что же такое дорога? Дорога – это совокупность ряда элементов или терминов, каждый из которых имеет четкие границы, четкое определение и предназначение. Любой уважающий себя водитель должен знать и помнить о составляющих частях автомобильной дороги для обеспечения максимально безопасной езды и для себя, и для других водителей, и для пешеходов.

Изучив данную главу, студент должен:

знать

  • положения и теоретические основы проектирования автомобильных дорог;
  • нормативные правовые и нормативно-технические документы в области проектирования автомобильных дорог;
  • правила проектирования автомобильных дорог и их обустройства;

уметь

  • обобщать и систематизировать основные документы, регламентирующие проектирование и функционирование автомобильных дорог;
  • решать задачи, связанные с определением параметров автомобильных дорог;
  • выбирать наиболее рациональные проектные решения на основе технико-экономического сравнения вариантов;

владеть

  • навыками работы с нормативной и научной литературой в области проектирования и функционирования автомобильных дорог;
  • навыками решения практических задач по расчету параметров автомобильных дорог.

Классификация автомобильных дорог. Основные элементы автомобильных дорог

Автомобильный транспорт занимает все более значимое место в перевозках грузов и пассажиров. Наблюдается постоянный рост объемов и дальности автомобильных перевозок.

Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются следующие:

  • – высокая подвижность (маневренность, позволяющая быстро сосредоточивать транспортные средства в требуемом количестве, а при необходимости быстро перебрасывать их в другое место);
  • – способность принимать грузы и пассажиров непосредственно на месте их формирования без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров и доставлять их к месту назначения "от двери к двери", а значит, и без дополнительных затрат на эти операции;
  • – возможность обслуживания отдельных и мелких грузообразующих точек;
  • – достаточно высокие скорости.

Автомобилем к дороге предъявляются следующие требования:

  • – возможность безопасного движения автомобилей с расчетными скоростями;
  • – обеспечение пропуска заданной перспективной интенсивности движения;
  • – обеспечение пропуска автомобилей заданной грузоподъемности без накопления пластических деформаций и разрушения дорожной одежды в пределах срока службы покрытия;
  • – комфорт движения для водителей и пассажиров;
  • – дорога должна гармонично вписываться в пейзаж, просматриваться по ходу движения, не имея провалов, на расстояние не менее расстояния видимости автомобиля;
  • – окружающая дорожная обстановка должна нести оптимум информации, не перегружая сознания водителей, но и не давая ему возможности впасть в заторможенное состояние.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от решаемых задач автомобильные дороги классифицируются:

  • – по административному значению;
  • – условиям проезда по ним и доступа на них;
  • – функциональному назначению;
  • – категориям в зависимости от транспортно-эксплуатационных и потребительских характеристик.

В соответствии с Федеральными законами № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и Кв 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в зависимости от их значения автомобильные дороги разделяются на три группы:

  • – федерального значения;
  • – регионального или межмуниципального значения;
  • – местного значения (автомобильные дороги муниципальных образований), которые, в свою очередь, подразделяются на дороги сельского поселения; дороги городского поселения, в том числе дороги городского округа и дороги внутригородского района.

В зависимости от вида разрешенного использования они делятся на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, т.е. по ним могут передвигаться все участники движения.

Автомобильные дороги необщего пользования находятся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используются ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

  • – соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
  • – включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

К автомобильным дорогам общего пользования федерального значения могут относиться автомобильные дороги:

  • 1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
  • 2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
  • 3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения и перечень этих автомобильных дорог. К автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся автомобильные дороги общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень данных дорог может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Автомобильные дороги местного значения муниципального района – автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района. Их перечень может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа. Перечень этих дорог может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. Автомагистрали имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения, не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки. Доступ на автомагистрали возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые 5 км. На проезжей части или проезжих частях автомагистралей запрещены остановки и стоянки транспортных средств. Автомагистрали оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

Скоростные автомобильные дороги – это дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой и не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками. Доступ на скоростные дороги возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенные не чаще чем через 3 км друг от друга. На проезжей части или проезжих частях скоростных дорог запрещены остановки и стоянки транспортных средств.

Дороги обычного типа – это автомобильные дороги, не отнесенные к автомагистралям и скоростным дорогам. Они могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения в общей транспортной сети РФ и размеров расчетной интенсивности движения подразделяются на следующие категории (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация автомобильных дорог

Дороги I категории с многоголосной проезжей частью предназначены для скоростных перевозок грузов и пассажиров, связывают основные экономические районы страны и крупнейшие города. Они составляют основу дорожной сети страны – 1,4% от общего протяжения дорог.

Дороги II–III категорий служат для дальних автомобильных сообщений между отдельными субъектами РФ и наиболее загруженных направлений внутри субъектов РФ, составляют 27,6% от общего протяжения дорог.

Категория дороги назначается в зависимости от перспективной (на 20 лет) расчетной интенсивности движения, за которую принимают полученную на основе данных экономических обследований среднегодовую суточную интенсивность движения, суммарную в обоих направлениях, приведенную к легковому автомобилю по формуле

где – интенсивность по видам транспорта; – коэффициенты приведения, определяемые по табл. 3.2.

Таблица 3 .2

Коэффициенты приведения к легковому автомобилю K i

Примечание. Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

За начальный год расчетного периода принимают год завершения разработки проекта дороги.

При определении категории дороги в случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает среднегодовую суточную интенсивность, последнюю при определении категории дороги увеличивают в 1,5 раза.

Число полос движения на дорогах I категории устанавливают в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 3.3 .

Таблица 3.3

Количество полос движения на дорогах I категории

Вся территория РФ по климатическим характеристикам разделена на пять дорожно-климатических зон (ДКЗ). Границы дорожно-климатических зон приведены в прил. Б "Дорожно-климатическое районирование" СП 34.13330.2012.

Автомобильная дорога представляет комплекс сооружений, включающий собственно автомобильную дорогу, транспортные развязки в одном и разных уровнях, автобусные остановки, площадки для отдыха и стоянки автомобилей, кемпинги и станции технического обслуживания автомобилей. В местах пересечения постоянно или временно действующих водотоков устраивают водопропускные сооружения: трубы, мосты, акведуки. В пересеченной и горной местности устраивают виадуки и тоннели.

Все элементы дороги размещают в пределах полосы местности, которую называют полосой отвода. На поперечном профиле дороги (рис 3 1) могут быть выделены определенные элементы. Полосу поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называют проезжей частью.

Рис. 3.1.

1 – земляное полотно; 2 – обочина; 3 – краевая полоса; 4 – проезжая часть; 5 – разделительная полоса; 6 – укрепленная полоса на разделительной полосе

Для обеспечения круглосуточного движения автомобилей в пределах проезжей части устраивают дорожную одежду из материалов повышенной прочности.

Дороги I и при четырех полосах движения II категорий имеют самостоятельные проезжие части для движения в каждом направлении, между которыми для безопасности движения устраивается разделительная полоса.

По обе стороны от проезжей части располагаются обочины , обеспечивающие безопасность движения автомобилей. Обочина состоит из трех участков. 1) непосредственно у проезжей части – укрепленная краевая полоса, на которую возможен наезд автомобилей, имеющая такую же конструкцию дорожной одежды, как и в пределах проезжей части; 2) далее – укрепленная стояночная полоса, предназначенная для кратковременной остановки и стоянки автомобилей; 3) еще далее – неукрепленная часть обочины.

Линии, разделяющие проезжую часть и краевые полосы, называют кромками проезжей части.

Для сглаживания рельефа дорогу сооружают на земляном полотне – насыпи или выемке.

Земляное полотно ограничивают с обеих сторон откосами. Линии, отделяющие обочины от откосов, называют бровками земляного полотна. Расстояния между бровками условно называют шириной земляного полотна.

Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения откосов, определяемым как отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции.

Для обеспечения поверхностного водоотвода дороги, расположенной в невысокой насыпи или выемке, по обе стороны от дороги располагают боковые канавы (кюветы).

В комплекс дороги также входят различные перехватывающие и водоотводящие сооружения: нагорные и водоотводящие канавы.

Зарубежный опыт

В большинстве развитых стран используется несколько видов классификации. Таких классификаций, как правило, четыре: административная, по видам собственности, функциональная и техническая. Каждая из них решает определенные задачи. Административная и по видам собственности применяются для обозначения уровней государственной ответственности, а также способа финансирования дорожных объектов. Для целей проектирования дорог необходимы функциональная и техническая классификации.

В отличие от зарубежных в отечественных нормах проектирования понятие функциональной классификации дорог отсутствует.

Функциональная классификация используется прежде всего для целей транспортного планирования. В основу функциональной классификации положено определение роли (функции), выполняемой дорогой в процессе передвижения по сети. Выделяют четыре основные группы дорог: автомагистрали {freeway ), магистральные (arterial), распределительные (collector ) и местные (local) дороги. Такой подход позволяет создать иерархически построенную дорожную сеть, в которой в зависимости от выполняемой функции определяются и класс, и технические параметры дороги.

Функциональная классификация дорог группирует дороги по характеру предоставляемого обслуживания транспортных связей. В соответствии с функциональной классификацией стандарты и уровни обслуживания варьируются исходя из функции дорог, а интенсивность и состав движения служат для уточнения стандартов для каждого класса. Процесс проектирования при наличии функциональной классификации строится по следующей схеме: определяется функция дороги и соответствующий ей уровень обслуживания: затем для ожидаемой интенсивности движения и состава транспортного потока выбирается наиболее рациональная категория дороги, экономически выгодная расчетная скорость и геометрические параметры, обеспечивающие заданный уровень обслуживания. При этом решаются две задачи – формируется структура дорожной сети и обеспечивается требуемая транспортная связь. Такая схема планирования развития сети и проектирования дорог принята в странах ЕС, США, Канаде.

В странах Западной Европы техническая классификация имеется, но существует не сама по себе, а является частью функциональной классификации. Например, в ФРГ, Италии, Франции одна и та же категория дороги может иметь разные технические параметры в зависимости от ее функции в национальной дорожной сети.

Необходимость применения функциональной классификации отмечается в Сводной резолюции о дорожном движении Европейской экономической комиссии ООН от 14 августа 2009 г. В частности, рекомендуется "на уровне проектирования инфраструктуры установить иерархию дорожной сети с учетом функций, выполняемых каждой дорогой (транзитные перевозки, местные перевозки и т.д,)".

В настоящее время в России ведутся работы по введению функциональной классификации автомобильных дорог.

  • СП 34.13330.2012 "Автомобильные дорога". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02–85* (утв. приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 266).
  • СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.

Основные элементы автомобильной дороги представляют собой совокупность прямых, кривых участков и уклонов, характеризующих дорогу в продольном и поперечном профиле.

Рис. 1.

а -- схема участка дороги, б -- кювет треугольного сечения, в -- поперечное сечение откоса, г -- сооружение из боковых резервов, д -- поперечное сечение дороги в выемке, е -- отсыпка грунта в кавальер, ж -- поперечное сечение дороги на косогоре; 1 -- откос насыпи, 2, 12, 17 -- насыпи, 3 --дорожное покрытие, 4 -- поверхность материкового грунта, 5 -- обочина, 6 -- дно кювета, 7 -- внешний откос кювета, 8 -- бровка кювета, 9 -- бровка насыпи, 10 -- резерв, // -- берма, 13 -- поверхность косогора до разработки, 14 -- напорная канава, 15 -- кавальер, 16,18 -- подпорные стенки; Н: L -- заложение откоса.

Трассой дороги называют ее ось на земной поверхности. Трасса имеет повороты, подъемы и спуски, включает в себя прямые и кривые участки. Выбирают трассу, учитывая требования удобного и безопасного движения автомобилей с заданными скоростями. Естественные преграды (овраги, горы, реки) заставляют увеличивать длину дороги, прокладывая ее в доступном для строительства месте. Трасса дороги рассматривается в двух проекциях. Проекция на вертикальную плоскость представляет продольный профиль, а проекция на горизонтальную плоскость -- план трассы.

Продольный профиль характеризует крутизну дороги на каждом участке. Естественные уклоны местности могут превышать допускаемые для дорог. В этом случае часть грунта срезается.

Выбор продольного профиля дороги оказывает большое влияние на безопасность движения, скорость и производительность автомобиля. Поэтому при строительстве дорог необходимо соблюдать технические нормы, которые устанавливают величины наибольших уклонов и определяют условия сопряжения профиля на переломах. Кроме того, учитывают все условия для создания плавного и безопасного движения при минимальной стоимости строительства. Трассу дороги для лучшей ориентации делят на километры и стометровые участки, называемые пикетами.

План дороги представляет собой проекцию дороги со всеми сооружениями, расположенными на дорожной полосе, на горизонтальную плоскость.

План дороги определяет ширину ее конструктивных элементов, длину прямых и скругленных участков, радиусы кривых, углы между прямыми участками.

Поперечный профиль дороги--разрез дороги в направлении, перпендикулярном ее оси, представляет собой линии, ограничивающие земляное полотно и дорожную одежду. Элементы конструкции автомобильной дороги показывают на ее поперечном профиле.

В выемках земляное полотно располагается ниже поверхности земли. Грунт из выемки укладывают в соседнюю насыпь или перемещают в боковые отвалы, называемые кавальерами. При малых поперечных уклонах местности кавальеры расположены с обеих сторон полотна дороги.

Проезжая часть дороги предназначена для движения транспортных средств. Ширина проезжей части зависит от количества полос движения и ширины каждой полосы, а количество полос в свою очередь определяется расчетной интенсивностью и составом транспорта. Потребность в нескольких полосах движения в одну сторону может возникнуть также независимо от интенсивности движения, например, когда в общем потоке перемещаются машины, значительно отличающиеся по скорости от основного транспорта.

На первой стадии строительства или при малой интенсивности движения ограничиваются одной полосой движения для двух направлений. В этом случае разъезд и обгон транспорта осуществляются путем выезда на обочину. Скорости движения в этом случае уменьшаются. При узком полотне в горных условиях разъезд и обгон происходят на специально устраиваемых разъездах. Разъезды представляют собой уширения дорожного полотна и проезжей части.

Рис. 2. Типовые поперечные профили автомобильных дорог: а -- I категории на раздельном земляном полотне, 6 -- 1 категории на одном земляном полотне, в --II категории, г--III категории, д -- IV категории, е -- V категории; А -- ширина земляного полотна, Б -- ширина дорожной одежды проезжей части, В -- ширина полосы отвода; 1 -- обочина, 2 -- кювет, 3 -- дорога для гужевого и гусеничного транспорта, 4 -- велосипедная дорожка, 5 -- тротуар, 6 -- снегозащитные лесонасаждения, 7 -- линия связи и место для прокладки кабелей и линий электропередач.

При интенсивном движении и потоке, в котором транспортные средства движутся с различными скоростями, строят дороги с двумя и тремя полосами движения в каждом направлении. Для безопасности соседние полосы со встречным движением отделяются для устранения выезда машин на другую полосу.

Проезжую часть уширяют при радиусах кривых в плане 1000 м и менее за счет внутренней обочины. Однако ширина обочины не должна быть менее 1,5 м для дорог I, II и III категорий и 1 м -- для дорог остальных категорий. При меньшей ширине обочин уширяют земляное полотно.

На кривых участках видимость в плане дороги ограничена. Препятствиями в данном случае могут быть лес, кустарник, сады, непосредственно прилегающие к полотну дороги с внутренней стороны кривой; здания и сооружения; откосы выемки; крутой косогор с внутренней стороны кривой.

Видимость улучшают сносом строений, рубкой деревьев или разработкой откосов, близко подступающих к дорожному полотну.

Обочины примыкают к проезжей части. Их используют для временной стоянки транспорта. В случае отсутствия покрытия на дороге проезжая часть и обочины составляют одно целое.

Дорожное полото -- это проезжая часть плюс обочины. Оно ограничено с обеих сторон откосами земляного полотна. Бровкой дорожного полотна называют линии пересечения поверхности обочины с поверхностью откоса. При наличии обочин из грунта бровка дорожного полотна является бровкой земляного полотна. Расстояние между бровками называют шириной земляного полотна.

Водоотводные канавы расположены за пределами дорожного полотна. В боковых канавах, а также в выемках различают внешний и внутренний откосы. Внутренний откос прилегает к обочине.

На дорогах с интенсивным движением устраивают несколько проезжих частей с разделительной полосой между ними.

Пешеходные дорожки (тротуары) расположены за пределами земляного полотна или на обочине.

Вблизи городов и промышленных центров развито велосипедное движение. Для повышения его безопасности выделяются велосипедные дорожки. При интенсивном велосипедном движении велодорожки располагают независимо от автомобильной дороги.

За пределами земляного полотна расположены дороги для гусеничного и гужевого транспорта, велосипедная дорожка, тротуар, древонасаждения и др.

Перелом образуется пересечением двух соседних прямых участков продольного профиля, имеющих разные уклоны. Переломы делятся на выпуклые и вогнутые. Они препятствуют движению автомобиля и поэтому их смягчают. Резкое изменение траектории движения автомобиля на переломе нарушает плавность движения.

Продольный уклон дороги может совпадать с кривой в плане, имеющей малый радиус. В этом случае условия движения автомобиля усложняются. Уклон проезжей части на кривых зависит от продольного и поперечного уклонов. Уклон на виражах способствует скольжению остановившегося, медленно движущегося или тормозимого транспорта на скользком покрытии. Исходя из этого, норму наибольшего допускаемого продольного уклона на кривых, указанную в табл. 1, уменьшают согласно табл. 3.

Вертикальные кривые на переломах продольного профиля устраивают в том случае, если разность продольного уклона сопрягаемых прямых 0,5% и более на дорогах I и II категорий, 1% и более -- III категории, 2% и более -- IV и V категорий.

Искусственные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дорогой рек, оврагов, балок, других дорог, чтобы предотвратить переувлажнение земляного полотна и обеспечить прокладку трассы дороги в труднодоступном для строительства месте. При увеличении влажности свойства грунта резко изменяются, уменьшается его способность сопротивляться нагрузкам.

Поверхностную воду отводят, устраивая канавы. В них собирается вода с покрытия дороги и прилегающей местности и отводится в пониженные места.

Земляное полотно увлажняется также подземными грунтовыми водами. Для понижения и отвода грунтовых вод применяют дренаж, который представляет собой сеть уложенных под землей труб или каменных набросок с крупными пустотами.

При значительных уклонах земной поверхности быстро текущий поток легко размывает поверхностные слои грунтов. В этих условиях делают короткие канавы с перепадами между ними. На каждом уступе предусматривают водобойный колодец, который при интенсивном поверхностном стоке быстро заполняется водой.

Система закрытых водоотводов для пропуска поверхностных вод на городских улицах называется ливнесточной канализацией. В канализацию вода поступает через решетчатую крышку на покрытии дороги.

Большую часть водопропускных сооружений на дорогах (до 96%) составляют трубы, которые укладывают поперек дороги в нижней части насыпи. При укладке труб насыпь делают непрерывной.

При пересечении дорогой рек и других дорог устраивают пропускные сооружения -- мосты значительной длины и высоты.

Дорога должна обеспечивать удобное и безопасное движение с расчетной скоростью автомобилей заданной грузоподъемности в течение круглого года или расчетного сезона при необходимой пропускной способности с минимальными затратами. Расчетная скорость ибезопасность движения обеспечиваются правильным выбором параметров плана и продольного профиля дороги: минимальными радиусами го­ризонтальных и вертикальных кривых, максимальными укло­нами, переходными кривыми, расширением проезжей части, уклонами виражей, учетом эмоционального восприятия води­телем дороги.

Автомобильная дорога представляет собой большой комплекс инженерных сооружений. Основными из них являются:

· земляное полотно;

· дорожная одежда;

· водоотводные сооружения;

· путепроводы и мосты;

· тоннели и подпорные стены.

Важным элементом дороги является ее обустройство, т. е. расстановка дорожных знаков, нанесение разметки, установка ограждения, освещения и т.д.

Полосу местности, на которой размещаются автодороги, называют полосой отвода или дорожной полосой. Ширина полосы отвода регламентируется в зависимости от числа полос движения дороги, высоты насыпи, глубины выемки, характера местности и ее уклона.

По назначению автомобильные дороги подразделяются:

· дороги общего пользования;

· промысловые дороги;

· дороги местного значения (подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, строительных объектов, колхозов и фермерских хозяйств, служебные, патрульные и дороги полигонов).

К дорогам общего пользования относятся дороги, которые в процессе формирования произ­водственной, социальной и транспортной инфраструктур связывают города и поселки между собой, а также с желез­нодорожными станциями, речными и аэропортами.

К промысловым от­носятся дороги, обеспе­чивающие транспортной связью нефтегазопромысловые объекты – месторождения, производственные базы, вахтовые поселки с городами, железнодорожными станциями, речными и аэропортами (чаще вертолетное сообщение).

Промысловые автомобильные дороги подразделяются на межпромысловые и внутрипромысловые. К межпромысловым относятся дороги, соединяющие месторождения с поселками, городами, промбазами и т.д., а внутрипромысловые – связывают нефтепромысловые объекты одного месторождения.

Пропуск автомобилей заданного веса обеспечивается дос­таточно прочной дорожной одеждой, устройством надежного основания, конструкцией путепроводов и мостов. Пропускная способность обеспечивается необходимым числом полос движения. Круглогодичная эксплуатация дороги обеспечивается правильным расчетом и устройством надежной системы по­верхностного и грунтового водоотвода, защитой дороги от пу­чин, наледей, снежных заносов.



Дорога может иметь разный технический уровень, кото­рый зависит от ее значения в народном хозяйстве, сложности природных условий, состава движения. По классификации СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяются на категории см. табл. 1.

Таблица 1

Назначение автомобильной дороги Категория дороги Расчетная интенсивность движения, ед./сут
Магистральные федеральные дороги (для связи столицы Российской Федерации со столицами независимых государств, столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей, а также обеспечивающие международные автотранспортные связи) I-а (автомагистраль) Св. 14000
I-б (скоростная дорога) Св. 14000
II Св. 6000
Прочие федеральные дороги (для связи между собой столиц республик в составе Российской Федерации, административных центров краев и областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований) I-б (скоростная дорога) Св. 14000
II Св. 6000
III Св. 2000 до 6000
Республиканские, краевые, областные дороги и дороги автономных образований II III IV Св. 6000 до 14000 Св. 2000 до 6000 Св. 200 до 2000
Дороги местного значения IV V Св. 200 до 2000 До 200

Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по табл. 2

Таблица 2

Типы транспортных средств Коэффициент приведения
Легковые автомобили
Мотоциклы с коляской 0,75
Мотоциклы и мопеды 0,5
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
1,5
2,5
св. 14 3,5
Автопоезда грузоподъемностью, т:
3,5
св. 30
Примечания: 1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией. 2. Коэффициенты приведения для автобусов и специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. 3. Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует увеличивать в 1,2 раза при пересеченной и горной местности.

Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м, по ширине до 2,5 м, по высоте до 4 м для дорог I-IV категорий и до 3,8 м для дорог V категории. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда: ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м; длина автопоезда более 24 м; а патрульным автомобилем ГАИ, если: ширина транспортного средства превышает 4,0 м; длина автопоезда превышает 30,0 м.

При проектировании внутрипромысловых дорог, габаритов мостов и конструкций до­рожных одежд за расчетные следует принимать автомобили и автопоезда с осевыми нагрузками до 120 кН шириной не менее 2,75 м и длиной до 30 м (ВСН 26-90).

Промысловые дороги тоже подразделяются на категории по СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт».

Таблица 3

Вид и общее назначение внутриплощадочных и межплощадочных дорог Расчетный объем перевозок, млн. т нетто/год, в обоих направлениях Категория дороги
Производственные, обеспечивающие производственные связи предприятий и их отдельных объектов (цехов, разрабатываемых торфяных полей и лесных массивов, складов и др.) между собой Св. 0,7 « 0,35 до 0,7 « 0,35 I-в II-в III-в
Служебные и патрульные, обеспечивающие перевозку вспомогательных и хозяйственных грузов, проезд пожарных машин, подъезды к гаражам, автоцехам, отдельным нефтяным и газовым скважинам, а также проезд автотранспортных средств вдоль линий специализированных видов промышленного транспорта, линий электроснабжения и других коммуникаций, обслуживающих эти линии: - IV-в

Расчетные скорости движения транспортных средств для проектирования внутрипромысловых дорог принимаются по табл. 4

Таблица 4

Примечания: 1. Перед чертой приведены значения расчетных скоростей движения для внутриплощадочных и карьерных автомобильных дорог, после черты - для межплощадочных дорог промышленных предприятий.

2. Расчетные скорости движения на пересечениях и промышленных внутриплощадочных автомобильных дорогах, а также на серпантинах надлежит уменьшать в два раза, но принимать не менее 15 км/ч.

При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, к заповедникам, к зонам отдыха и местам расположения лечебно-профилактических учреждений.

Следует учитывать воздействие движения транспортных средств (шум, вибрацию, загазованность, ослепляющее действие фар) на окружающую природную среду. Выбор трассы автомобильной дороги должен основываться на сопоставлении вариантов с рассмотрением широкого круга взаимосвязанных технических, экономических, эргономических, эстетических, экологических и других факторов.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о важных изменениях, внесенных в Федеральный закон " " с 4 июля 2016 года.

В указанный нормативный документ добавлено новое понятие "аварийно-опасный участок дороги". Сразу же хочу отметить, что данное понятие напрямую водителей транспортных средств не затрагивает. Тем не менее изменения закона должны оказать значительное влияние на снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

Рассмотрим нововведения подробнее.

Аварийно-опасный участок дороги

аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) - участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Итак, под аварийно опасным участком понимается участок дороги, на котором произошло большое количество ДТП в течение года. При этом возможны следующие варианты:

1. Три и более ДТП одного вида. Например, ДТП на неравнозначном перекрестке, где один из автомобилей выезжает со второстепенной дороги.

2. Пять и более ДТП, в результате которых погибли или ранены люди. В данном случае ДТП могут быть самыми разными.

При этом длина аварийно-опасного участка в населенном пункте не превышает 200 метров, вне населенного пункта - 1000 метров. Т.е. речь идет о довольно небольших участках, где часто происходят аварии.

Для чего введено понятие аварийно-опасного участка дороги?

Кроме введения самого понятия, представленного выше, в закон "О безопасности дорожного движения" добавлены еще несколько изменений. Все они похожи друг на друга с той лишь разницей, что относятся к органам власти разного уровня. Дополнения имеют следующий вид:

К полномочиям органов... относятся:
...
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, теперь органы власти различных уровней должны ежегодно заниматься выявлением аварийно-опасных участков дорог и разрабатывать меры устранения аварийности. На практике это означает, что улучшения будут затрагивать именно те участки дорог, где это требуется в наибольшей степени.

Отмечу, что аварийно-опасных мест, где сконцентрировано большое количество ДТП, в каждом регионе предостаточно. Например, довольно часто ДТП, связанные с выездом на встречную полосу, происходят в одних и тех же местах. Причем устранить такие ДТП достаточно просто. Нужно выявить аварийно-опасный участок и установить на нем рельс безопасности, разделяющий потоки противоположных направлений.

Остается надеяться, что если органы власти вплотную займутся аварийно-опасными участками, то количество ДТП с жертвами удастся сократить.

Удачи на дорогах!