ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Виды и формы коммуникативной деятельности. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности

Коммуникационная деятельность -- это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс, с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.

Возможны три формы коммуникационного действия:

· подражание;

Подражание Ї одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным).

· диалог;

Диалог -- форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект -- субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом "мы ".

· управление.

Управление -- такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

В процедуре коммуникации выделяют следующие этапы.

  • 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) -- побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  • 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  • 3. Ориентировка в личности собеседника.
  • 4. Планирование содержания своего общения -- человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникация может быть:

  • 1. устная и письменная
  • 2. вербальная и визуальная
  • 3. коммуникативная и метакоммуникативная
  • 4. иерархической (с приоритетом прямой связи) и демократической (с приоритетом обратной связи).
  • 5. агрессивная и благоприятная

Модели коммуникации

· двухступенчатая модель (СМИ - лидеры мнения - получатели)

Одним из важнейших этапов изучения воздействия СМИ на аудиторию стало открытие американцем П. Лазарсфельдом в конце 40-х годов прошлого века двухступенчатой модели коммуникации.

Толчком к этому послужили результаты опросов, показавших, что охват населения при знакомстве с сообщением через две недели после его передачи оказался выше, чем непосредственно после самой передачи.

Дальнейший анализ показал, что возрастание охвата явилось следствием обсуждения этих сообщений с теми, кто получил наименование «лидеров мнения». Более того, увеличился не только охват, но и степень влияния сообщения на аудиторию.

  • · спираль молчания (Э. Ноэль-Нойман) - немецкая исследовательница общественного мнения; Суть модели состоит в том, что средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счёт предоставления слова меньшинству вместо большинства.
  • · модель привратника (Курт Левин)

"Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Известно, что из сотен или тысяч сообщений редакторы отбирают лишь 10% для публикации в своем издании. Социологов заинтересовали принципы, по которым происходит отбор. При отборе редакторы ориентируются на свои ценностные установки и свои представления о том, что может быть интересно слушателю. Второй ориентир основан на рейтинговых таблицах.

· модель Якобсона (представляет речевую коммуникацию в виде шести факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка: эмотивная, конативная, фатическая, метаязыковая, поэтическая, рефернтивная).

Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка , посредством которой осуществляется речевое общение. Такой единицей является текст , который мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации.

Для речевой организации текста определяющими оказываются внешние, коммуникативные факторы. И потому порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях .

Коммуникативные условия , или конкретные речевые ситуации, поддаются типологизации, таким образом, и тексты, ориентированные на определенные коммуникативные условия, также должны обладать типологическими признаками . Установлением этих признаков и занимается, прежде всего, теория текста - научная дисциплина, получившая выход в социолингвистику, психолингвистику и мн.др.

Формы коммуникационной деятельности

коммуникационный аудитория сотрудничество

Микрокоммуникации - это участие массовых аудиторий (общество, народ, население в целом), которые выступают в качестве создателей и потребителей массовой информации.

Мидикоммуникация - это специальная коммуникация, где в роли отправителей и потребителей информации выступают целевые, как правило, профессиональные социальные группы, а сообщения представляют собой специальную информацию, непонятную неспециалистам.

Микрокоммуникации - это информационное взаимодействие, где к роли отправителя и потребителя информации выступают отдельные личности, а информационные сообщения сводятся к живой речи (канал устной коммуникации) или личной переписке (документарный капал).

Формы коммуникационной деятельности в зависимости от участвующих субъектов и их коммуникационных ролей. Эти формы могут иметь разное содержательное наполнение: они могут служить укреплению сотрудничества и консенсуса между участниками коммуникации, а могут выражать конфликтные отношения, борьбу взглядов, недоверие. В таблице 2 приведены примеры сотрудничества и конфликтов в различных формах коммуникационной деятельности.

Как показывает таблица, наиболее «миролюбивой» формой является подражание: здесь нет почвы для конфликтов во всех видах коммуникации (микро-, миди-, макро-). Наиболее «воинственной» формой следует признать управление, где представлены такие способы императивного принуждения, как приказ, цензура, информационная война, контрпропаганда, культурный империализм и другие отвратительные явления коммуникационного насилия. Правда, все большее распространение в современных демократических обществах получает манипулятивное управление, подменяющее конфликтогенное командное принуждение мягкими психологическими технологиями, создающими у реципиента иллюзию свободы выбора и сотрудничества с коммуникантом (реклама, паблик рилешенз, имиджмейкерство).

Диалоговая коммуникация в наибольшей степени соответствует социально-психологической природе людей и поэтому она приносит наибольшее удовлетворение участникам. Именно диалог, образуя общность «МЫ», создает почву для совместной творческой деятельности, для дружеского общения, для раскрытия и развития личностного потенциала партнеров. Диалог на уровне микрокоммуникации становится формой душевной дружбы и эффективного делового сотрудничества, что не отрицает принципиальных споров и расхождения во мнениях. На уровне мидикоммуникации возможно диалогическое сотрудничество между различными социальными группами, в том числе - диалог с властью, что опять-таки не отменяет соперничества и полемических дискуссий между оппонентами. Для достижения национального согласия и международного сотрудничества решающее значение имеет макрокоммуникационный диалог, участниками которого становятся народы, государства, цивилизации.

Христианская проповедь любви к ближнему, по сути дела, ратует за «диффузное» дружеское слияние. П.А. Флоренский пояснял: «Всякий внешний ищет моего, а не меня. Друг же хочет не моего, а меня. И апостол пишет: «Ищу не вашего, а вас» (2. Кор. 12,14). Внешний домогается «дела», а друг «самого» меня. Внешний желает твоего, а получает из тебя, от полноты, т.е. часть, и часть эта тает в руках, как пена. Только друг, желая тебя, каков бы ты ни был, получает в тебе все, полноту и богатеет ею». Израильский философ Мартин Бубер (1878-1965), акцентируя различия между диалогом (субъект-субъектное отношение) и управлением (субъект-объектное отношение), постулирует два типа отношения человека к окружающей действительности: а) отношение «Я-ТЫ», предполагающее «перетекание из Я в ТЫ», подлинное понимание и взаимность общающихся людей; б) отношение «Я-ОНО», когда человек, будучи субъектом сознания и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объектов, служащих для утилитарного использования, эксплуатации, манипулирования. Бытие людей делится таким образом на диалогическое существование, когда развертывается диалог между личностью и окружающим миром, между личностью и Богом, и монологическое (эгоцентрическое) существование. Полноценная реализация личности, - утверждает М. Бубер в своем учении, именуемом «диалогическим персонализмом», - возможна лишь в первом случае. Таким образом, формы коммуникационной деятельности приобретает мировоззренческое звучание.

Небезынтересно обратить внимание на то, что разные литературные стили занимают разные места, переходя от подражания к управлению и далее к диалогу. Древнерусские житийные писания (жития святых отцов), так же как романтические (Дж. Байрон, А. Бестужев-Марлинский, М. Лермонтов) и утопическо-публицистические произведения (Н. Чернышевский, П. Лавров, Н. Островский) предлагали своим читателям образцы для подражания, референтную группу, тем самым управляя их поведением посредством формулы И п Г.

Просветительская и критико-реалистическая литература, начиная с Н.М. Карамзина и заканчивая М. Горьким, культивировала субъект-объектные отношения с «другом-читателем», что соответствует формуле сотрудничество Г у М или Г у Г. В модернизме, эпатирующем читающую публику (вспомним «Пощечину общественному вкусу») и исповедующим самоочарованный эгоцентризм, действует схема управления Г у Г, но с конфликтующим содержанием. Социалистический реализм, пропагандировавший партийные доктрины, относится к формуле Г у М, как и все средства пропаганды, стремящиеся наладить сотрудничество с реципиентами.

В отличие от предыдущих эстетических стилей, где автор неизменно считал себя пророком, учителем жизни, «гением» (модернизм), в современном русском постмодернизме автор воздерживается от управленческого монолога и приглашает читателя участвовать в интеллектуальной игре с текстами. При этом в качестве обязательного условия подразумевается знание читателями тех «первичных текстов», тех «цитат», из которых постмодернист конструирует свое «вторичное» произведение. Например, обращаются к классической литературе XIX века («Пушкинский дом» А. Битова, «Душа патриота или различные послания к Ферфичкину» Евг. Попова) или к советской культуре (направление соц-арт-искусство, работающее с образами, символами, идеологемами советского времени, - «Полисандрия» Саши Соколова, «Кенгуру» Юза Алешковского). Постмодернизм оказывается в классе Г д Г, где реализуется диалоговое сотрудничество элитарных писателей и элитарных читателей.

Надо признать, что проблемы сотрудничества и конфликтности до последнего времени не были предметом пристального внимания наших ученых. Правда, нельзя не вспомнить этические идеи замечательного теоретика анархизма Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). В противовес социал-дарвинизму, сводившему закон борьбы за существование к безнравственной войне «всех против всех», Кропоткин отстаивал принцип универсальной кооперации в природе и обществе, взаимопомощь как фактор эволюции. Ссылаясь на институт общительности, т.е. врожденную потребность в общении, Кропоткин объяснял происхождение родовых общин, трудовой кооперации, культурного прогресса и будущее коммунистическое общество.

В первые годы Советской власти Алексей Капитонович Гастев (1882-1941), русский ученый и поэт, выступил в качестве основателя Центрального института труда (1920 г.), где развивалась методология научной организации и культуры труда, уделявшая немалое внимание коммуникации между сотрудниками. Идеи этой методологии получили развитие в эргономике - науке, изучающей взаимоотношение «человек - орудие труда», и в современной теории менеджмента.

В 90-е годы приобрели актуальность не проблемы творческой кооперации, а проблемы урегулирования конфликтов. Оказалось, что конфликты - неизбежный спутник общественной жизни, представленный на всех уровнях социальной коммуникации - межличностном, групповом, массовом. Сформировалась конфликтология, представляющая собой одну из прикладных социально-коммуникационных дисциплин. Предметом конфликтологии являются супружеские конфликты, трудовые конфликты, межэтнические и политические конфликты и другие конфликтные ситуации, упомянутые в табл. 2. Теоретическим и методологическим фундаментом при изучении как сотрудничества, так и конфликтности является социальная психология, где проблема общения всегда занимала центральное место.

Микрокоммуникация

В таблице 2.1 представлены 7 форм микрокоммуни­кации, где индивидуальная личность выступает в каче­стве активного реципиента (подражание) или активно­го коммуниканта (диалог, управление); в качестве же коммуникационных партнеров могут быть либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая сово­купность (общество в целом). Содержание микрокомму­никации достаточно очевидно; на межличностном уров­не - это либо усвоение форм поведения, умений, внеш­них атрибутов выбранного образца для подражания - копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками - дружеская или деловая беседа, либо указания для исполнения их под­чиненному - команда. На групповом уровне возможны референция (то же подражание, но не отдельному чело­веку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать, например подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристокра­там духа; отметим, что встречается отрицательная рефе­ренция, когда человек сознательно избегает признаков от­вергаемой им группы) или руководство коллективом - менеджмент, организация, лидерство в группе; наконец на массовом уровне коммуникационные действия служат для социализации - освоения человеком общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все», и авторитаризма, т. е. деспотического управле­ния массами подвластных людей (абсолютизм, тирания, самодержавие - политические формы авторитаризма). Заметим, что диалогические отношения индивида с груп­пой или массой исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми партнерами. Имитация дружеской беседы генерала с солдатами не в счет, ибо это «квазидиалог».

Возникает практически важный вопрос: можно ли на­учиться микрокоммуникации ?Этот вопрос чрезвычайно значим для педагогов, деловых, людей (бизнесменов), ме­неджеров, политиков, которые по сути дела являются про­фессионалами микрокоммуникациоиного общения. Интере­сует этот вопрос и людей, желающих иметь успех в обще­стве, достигать эффектного самовыражения и одобрения публики. Существует множество остроумных и занудных советов, рекомендаций, правил, например: молчи или го­вори что-нибудь получше молчания; употребляй расчет­ливо слова, не даром рот один, а уха два; сила речи состо­ит в умении выразить многое в немногих словах; люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто всех гром­че говорит и т. п.

Со времен античности развивается риторика - уче­ние о красноречии, освещенное авторитетом Платона и Аристотеля, в XX веке в качестве научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы и области их применения, в учебных заведениях стали пре­подавать культуру речи, а менеджеров и политиков нача­ли обучать правилам делового общения, социальной конфликтологии и искусству ведения споров. Нет недостат­ка в методических рекомендациях. Приведем некоторые из них.

Не совершай непонятных речевых актов; смысл речи должен быть ясным для слушающих.

Не совершай неискренних речевых актов; речь долж­на соответствовать реальным мыслям, намерениям, переживаниям говорящего.

Будь последователен и следи, чтобы последующие речевые акты были логически связаны с предыду­щими.

Речь должна быть целенаправленной, у оратора дол­жен быть замысел, реализуемый в речи и т. д.

Особенно много полезных советов касается невербаль­ных средств микрокоммуникации: жесты, мимика, позы, расстояние между собеседниками, громкость и интонация произнесения речи. Однако знакомство с потоками учеб­ной, научной и практической литературы приводит к од­нозначному выводу: микрокоммуникационную деятель­ность нельзя «выучить» по книжкам, здесь нет готовых рецептов, потому что она представляет собой искусство, т. е. творчески-продуктивную, игровую, а не репродуктивно-ритуальную деятельность. Успех всякого устного выступления или письменного сообщения зависит прежде всего от способностей и талантов их авторов. Допустим, можно вызубрить «Письма к сыну» английского аристок­рата Филиппа Честерфилда (1694-1773) или проштуди­ровать бестселлеры удачливого бизнесмена Дейла Карнеги (1888-1955), но это не гарантирует духовной свободы, умения «завоевывать друзей и оказывать влияние на лю­дей» или уверенности в публичных выступлениях. Тем не менее очень полезно познакомиться с этими классичес­кими произведениями.

Мидикоммуникация

Пять форм мидикоммуникации включают такие соци­ально-коммуникационные явления, как мода - основан­ная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоцио­нально привлекательных для социальных групп (отметим, что мода - продукт неокультуры, палеокультура моды не знала); переговоры - обычный способ разрешения кон­фликтов и достижения соглашений между социальными группами; групповая иерархия складывается в крупных учреждениях (управленцы - рабочие), в армейских под­разделениях, в сословно-кастовых обществах, где контак­ты между группами четко регламентированы; адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев, например, мусульман среди христиан; для революционеров-подпольщиков и т.п.; руководство обще­ством осуществляется со стороны творческих групп, ге­нерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества. Остано­вимся подробнее на этой форме мидикоммуникации.

Мировоззренческие смыслы - это знания, объясняю­щие наблюдаемые явления, происхождение человека и Вселенной, смысл человеческой жизни, идеалы, нормы и стимулы социальной деятельности. Социальные группы, вырабатывающие эти смыслы и коммуникационные со­общения, в которых они запечатлены, оказываются в цент­ре духовной жизни общества. Эти центры смещаются по ходу социально-культурной эволюции.

Археокультуре свойственен мифоцентризм, храните­лем которого была каста жрецов, владевшая священным эзотерическим знанием. Для палеокультуры характерен религиоцептпризм, в русле которого находились литерату­ра, искусство, образование, философия. Западноевропей­ская неокультура с XVII века (век гениев-универсалов) развивалась под эгидой светского знания во главе с фило­софией и в XIX веке постепенно перешла к наукоцентризму. Ученые-физики, экономисты, политологи определя­ли духовный климат в демократических западных стра­нах. Иначе дело было в России.

Неокультурная модернизация началась, как известно, с бурной реформаторской деятельности Петра I, которая в более мягкой манере была продолжена Екатериной I I . Главной военно-политической и экономической силой российского общества XVIII века было дворянство. По­сле 1761 г., когда согласно указу Петра III «О вольности дворянства», подтвержденному Екатериной, это сословие было освобождено от обязательной государственной службы и получило свободу рук для культурного творчества, была создана роскошная, блестящая, хотя и поверх­ностная дворянская культура, золотой век которой начал Н. М. Карамзин, а закончил М. Ю. Лермонтов. В духов­ной жизни России XVIII - первой половины XIX века сложилось характерное «двоецентрие»: один идеологичес­кий центр - православная церковь (вспомним уваровскую триаду «православие, самодержавие, народность»), а другой центр находился в Западной Европе, откуда рус­ские дворяне черпали то идеи Вольтера и Руссо, то либе­рализм мадам де Сталь и Бенжамена Констана, то утопи­ческий социализм А. Сен-Симона и Ш. Фурье.

Однако с пушкинских времен в духовной жизни Рос­сии стало происходить явление, неведомое Западной Ев­ропе - центром духовной жизни сделалась художествен­ная литература, а талантливые литераторы - писатели, поэты, критики стали «властителями мировоззренческих дум» русского общества, учителями и пророками. Вто­рая половина XIX века - эпоха русского литературо-центризма. К этому времени относятся хорошо извест­ные слова А. И. Герцена: «У народа, лишенного обще­ственной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в по­добном обществе приобретает размеры, давно утрачен­ные другими странами Европы». Общеизвестная роль литературы в подготовке общественного мнения к отме­не крепостного права (Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов), в зарождении и развертывании нигилиз­ма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, ге­роизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. Складывается характерная для критического ре­ализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства. Литературоцентризм стал школой воспитания разночинной интеллигенции, расшатавшей колосс русско­го самодержавия.

Явление литературоцентризма в русской истории ин­тересно и поучительно в связи с тем, что оно показывает революционный потенциал, скрытый в недрах казалось бы самого мирного и безобидного социально-коммуника­ционного института - художественной литературы.

Советское время - господство политикоцентризма, содержание которого определялось группой руководящих коммунистических идеологов согласно формуле Г у М . На основе ленинского принципа партийности была создана гигантская пропагандистская система. Эта система обла­дала следующими чертами:

Допускался только управленческий монолог, изла­гающий идеологически выдержанные истины; со­мнения, возражения, инакомыслие, плюрализм бе­зоговорочно исключались, поэтому поля для диалога не было;

Централизованное управление, обеспечивающее со­гласованность и координированность всех воздей­ствий на массовое сознание;

Мобилизация всех коммуникационных ресурсов: средств массовой коммуникации, художественной литературы, кино, изобразительного искусства, театра;

В результате обеспечивалась высокая эффективность коммунистического воспитания человека новой форма­ции - хомо советикус. Хомо советикус - продукт совет­ской коммуникационной системы, ее родное детище, вы­ращенное на плодородной почве социальной мифологии. Дело Ленина-Сталина, коммунистическое будущее человечества, партия - ум, честь и совесть эпохи, враждебное окружение и шпиономания, - это были сильные мифы, идеологически обеспечивающие и культ личности Стали­на, и сплоченность народа в годы предвоенных, военных и послевоенных испытаний.

Макрокоммуникация

Макрокоммуникационные формы коммуникационно­го взаимодействия, которые в табл. 2.1 названы заимство­вание достижений пМ), взаимодействие культур д М) и информационная агрессия уМ) , хорошо просматриваются в тысячелетней истории взаимодей­ствия государства Российского и Европы. Причем легко замечаются колебания от подражания к диалогу и обрат­но. Информационная агрессия - явление относительно новое, появившееся лишь в XX веке.

Крещение Руси в конце X века - бесспорный акт макрокоммуникационного подражания. Время Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, удельных междоусобиц и татаро-монгольского ига - это период «смиренномудного ученичества» у болгар и греков, когда русский книжник был «нищим духом, побиравшимся под окнами европейских храмов мудрости плодами чужого груда, крупицами с духовной трапезы, на которой ему не было места» (В.О.Ключевский). Но постепенно русская церковь обрела свои права духовного палеокультурного центра и высвободилась из-под опеки константинополь­ских патриархов. В 1346 г. московским митрополитом стал не грек, присланный из Царьграда, а русский человек Алексий. В 1380 г. Сергий Радонежский благословил Великого князя Московского Дмитрия на битву с Мамаем. XV век - время обретения Московским государством политической самостоятельности и самостоятельности идеологической, ибо константинопольская церковь, оказавшись с 1453 г. на территории Османской империи, ка­питулировала перед папством. Фаза М п М закончилась.

Русские «смиренномудрые ученики», ободренные не­давними победами над татарами, отказались от унии с латинянами и решили служить православию по-своему. В начале XVI века возникает идея русского мессианства - «Москва - третий Рим», зреет национальная гордыня. Русские «книжные мужи», по словам того же Ключевско­го, начали поучать: «Братия! не высокоумствуйте; если кто тебя спросит, знаешь ли философию, ты отвечай: ни еллинских борзостей не знах, ни ритарских астрономов не читах, ни с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех». Прежде русский книжник любил пе­реведенные с греческого статьи по разным отраслям зна­ния: по минералогии, логике, медицине, риторике, теперь он неистово кричал: «Богомерзостен перед Богом всяк любяй геометрию; не учен я словом, не обучался диалекти­ке, риторике и философии, но разум Христов в себе имею». Иван IV, затеявший Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю и собравшийся жениться на Елиза­вете Английской, конечно, считал себя не учеником евро­пейской премудрости, а равноценным партнером всякого монарха. Московия была готова к диалогу культур по формуле М д М.

XVII век - время постепенного сближения с Европой. В Москве появляется Немецкая слобода, полки иностран­ного строя, вольнодумные русские вельможи типа А. Л. Ордин-Нащокина одевают дома европейское платье, царских детей обучает выпускник Киевской академии, бывший иезуит Симеон Полоцкий. Однако национального досто­инства русские люди не теряют. Петровские преобразова­ния - безусловное ученичество, новое «побирание под ок­нами европейских храмов мудрости», новая фаза М п М.

Немецкое засилье приняло такие размеры, что русские гвардейцы охотно отдали корону очаровательной Елиза­вете главным образом за то, что она «дщерь Петрова». Но малограмотных русских дворян неодолимо влекли преле­сти европейской цивилизации, и не случайно Д. И. Фонвизин вложил в уста Иванушки (комедия «Бригадир») признание: «тело мое родилось в России, но дух мой при­надлежит короне французской». Европа XVIII века пода­рила культурной элите русского дворянства, во-первых, атеистическое просвещение в духе Вольтера и Дидро и, во-вторых, масонство, ориентированное на духовно-мис­тические поиски.

Кровавая французская революция вызвала отрица­тельную реакцию в русском обществе и привела к разоча­рованию в идеалах Просвещения. Макрокоммуникационное подражание стало затухать. В 1795 г. Н. М. Карамзин с горечью писал в «Переписке Мелидора к Филарету»: «Где люди, которых мы любили? Где плод наук и мудрос­ти? Век просвещения, я не узнаю тебя; в крови и пламени, среди убийств и разрушений я не узнаю тебя... Я закрываю лицо свое». Павел I, борясь с революционной заразой, запретил ввозить иностранные книги в империю Российскую. Агрессивные наполеоновские войны и Отечественная вой­на 1812 г., казалось бы, должны окончательно отдалить Россию от безумной Европы, но русское офицерство воз­вратилось из заграничных походов с критикой не Европы, а своего Отечества. Декабристы были русскими патриота­ми, но мыслили они по западным образцам.

В 40-е годы сложились и начали открыто соперничать два течения русской мысли: западничество и славянофиль­ство. Спор между западниками и славянофилами - это борьба двух макрокоммуникационных идеологий. Славя­нофилы утверждали право России на равноправный диалог с Западом и видели миссию России не в том, чтобы за­воевывать Европу грубой жандармской силой, а в том, что­бы сообщить ей новые смыслы (православная этика, соборность, альтруизм), которые излечат дряхлеющую и загнивающую Европу от немощи (коммуникационная формула М у М ). Западники подчеркивали принадлежность России к западной культуре и призывали воздерживаться от высокомерного духовного сепаратизма и по-прежнему охотно воспринимать достижения европейского прогрес­са, особенно в части науки, техники, демократии, эстети­ки (коммуникационная формула М п М ).

Николаевская официальная идеология, усвоившая роль «жандарма Европы», видела в западной культуре рассадник крамолы, который следует беспощадно пресе­кать. Порочность этой идеологии показала Крымская война. Реформы Александра II - модернизация по западному образцу (М п М) ; контрреформы Александра III - попыт­ка «подморозить» Россию в духе православия, самодер­жавия, народности, но было уже поздно. Маятник русской истории стремительно двигался на Запад.

Либерализм, конституционная демократия, социал-демократия, марксизм - все это не российские, а импорт­ные плоды. Пожалуй, только анархизм, украшенный име­нами М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, - отечественное произведение. Большевики начали строительство коммунизма по марксистскому сценарию, разработанному не для России, а для индустриально развитой Европы. Сценарий пришлось капитально переработать, и вот маятник исто­рии уносит Советский Союз в неизведанные дали. Мы не можем копировать ни буржуазную демократию, ни бур­жуазную культуру, ни буржуазную науку, мы пойдем сво­им путем, мы догоним и перегоним Америку и Европу. Военная победа, а затем - железный занавес, борьба с кос­мополитизмом и низкопоклонством перед Западом, иде­ологически выдержанный национализм по-советски. Здесь уже нет коммуникационного диалога; это, согласно формуле М у М, информационная агрессия (табл. 2.1).

Советский Союз всегда вел активную наступательную идеологическую борьбу с любыми некоммунистически­ми доктринами. Роль коммуникантов на международной арене играли Коминтерн (III-й Коммунистический Интернационал, созданный в 1919 г., распущенный в 1943 г.) и «братские коммунистические партии», существовавшие в большинстве стран мира. Убедительным доводом в пользу «преимуществ социализма» стала победа СССР в Великой Отечественной войне. Этот довод был в полной мере использован коммунистической пропагандой; в пос­левоенные годы треть мира имела советскую ориентацию.

Но не дремали и идеологические противники страны Советов. С 1946 г. началась холодная война, которая была подлинной информационной войной, войной за доверие и симпатии мирового сообщества. Это был конфронтационный диалог по формуле М д М. Одна за другой следо­вали умело спланированные пропагандистские кампании, где использовались венгерские события 1956 г. и «праж­ская весна» 1968 г., космические полеты и спортивные до­стижения, олимпийские игры и молодежные фестивали, война во Вьетнаме и война в Афганистане. Борьба шла на равных, но в 70-е годы США удалось переиграть совет­ских стратегов. Советский Союз был втянут в изнуритель­ную гонку вооружений, в провокационную программу «звездных войн». Экономическое истощение, усугублен­ное бездарностью стареющего политбюро, привело к па­дению авторитета страны, к утрате завоеванных позиций. Холодная война закончилась поражением СССР, пораже­нием не на полях сражений, а в виртуальном простран­стве информационных войн. Конфронтация СССР-За­пад завершилась. На смену формуле М д М вновь, как во времена Петровы, пришла ученическая формула М п М.

Следует обратить внимание, что понятия микро-, миди-, макрокоммуникация не совпадают с понятиями межличностная, групповая, массовая коммуникация, хотя и пересекаются с ними. Если обратиться к табл. 2.1, то видно, что из 7 видов микрокоммуникации только 3 от­носятся к межличностному уровню, а макрокоммуника­ция представлена только в трех случаях из семи на уров­не массовой коммуникации. В связи с этим уточним пред­мет теории массовой коммуникации.

Л. В. Петров предлагает следующее определение: «мас­совая коммуникация - это создание единого социального поля на основе процесса, включающего в себя, с одной стороны, извлечение, переработку и передачу с помощью относительно быстродействующих технических устройств социально-значимой информации, осуществляе­мого специализированными институтами; и, с другой сто­роны, прием и усвоение этой информации численно боль­шими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями». Таким образом, в случае массовой коммуникации в роли коммуникантов выступают технически оснащенные «специализированные институты» в виде прессы, кино, радио, телевидения, а в роли реципиентов - массовые аудитории. Подобное коммуникационное вза­имодействие характеризуется формулой Г у М (руковод­ство обществом), и именно проблемы социального уп­равления, как пишет Л.В. Петров, «создания единого со­циального поля» являются главным предметом теории массовой коммуникации. Таким образом, эта теория изу­чает не все формы массовой коммуникации, а только одну ее форму - Г у М, которую можно назвать миди-массовой коммуникацией. Поэтому ее нельзя считать ни теорией макрокоммуникации, ни даже общей теорией массовой коммуникации.

Социологические науки

Научный руководитель: Янковская О.В., доцент, канд. филол. наук, ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Ключевые слова: КОММУНИКАЦИЯ; ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ; ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ; УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ; COMMUNICATION; TYPES OF COMMUNICATION; FORMS OF COMMUNICATION; LEVELS OF COMMUNICATION.

Аннотация: В статье раскрываются основные структурные компоненты коммуникации, дается классификация видам коммуникации, рассматриваются ее уровни и формы.

В коммуникативной деятельности выделяют четыре базовых компонента: 1) поведенческий, 2) эмоциональный, 3) познавательный (когнитивный) и 4) личностный.

1) Говоря о поведенческом компоненте коммуникативной деятельности, мы имеем в виду, прежде всего, речь; такие невербальные поведенческие элементы, как жесты, мимика, пантомимика; а также тактику поведения во всевозможных коммуникативных ситуациях.

2) Эмоциональный компонент определяется наличием у человека эмпатии и способности к сопереживанию, особенностями его эмоциональной сферы и характером самооценки.

3) Когнитивный компонент – это взаимосвязь процессов восприятия и осмысления. Его выраженность зависит от наличия (либо отсутствия) у человека стереотипов, развития рефлексивных способностей, наличия нравственного ценза в общении, особенности перцептивной стороны общения, знание его закономерностей и т.д.

4) Личностный компонент признан исследователями наиболее сложным, поскольку его составляющими являются такие образования личности, как потребности, мотивация, ценностно-смысловые и нравственные установки в отношении общения.

Выявлены также основные структурные компоненты коммуникативной деятельности. Это:
1) предмет общения, в качестве которого может выступать любой человек как партнер по общению (субъект общения);
2) коммуникативные мотивы – то, ради чего возникает общение;
3) потребность в общении – влечение индивида к постижению других людей, их оценке, а впоследствии – к самооценке и самопознанию;
4) задача общения – цель, поставленная для достижения в процессе общения, результат конкретной коммуникативной ситуации, на который направлены многообразные действия субъектов общения;
5) средства общения – операции, содействующие осуществлению действий общения;
6) продукт общения – феномены духовного и материального характера, формирующиеся в результате общения;
7) коммуникационное действие – простейшая завершенная часть коммуникационной деятельности, для которой характерно неизменное и постоянное число участников.

Возможно наличие у субъектов коммуникации трех различных целей:
1) желание реципиента получить от коммуниканта необходимую информацию;
2) желание коммуниканта сообщить реципиенту некоторую информацию, призванную повлиять на последнего;
3) обе стороны коммуникации заинтересованы в общении, имея целью обмен информацией.

Трем указанным целям соответствуют три формы коммуникационного действия:

1) подражание является наиболее древней формой передачи смыслов и используется не только людьми, но и животными, и птицами. Подражание – повторение, воссоздание реципиентом действий (движений, манер и т. д.) коммуниканта. Различают произвольное и непроизвольное подражание, причем произвольное подражание (имитация) применяется при обучении каким-либо технологиям, в школе, детском саду и пр.

Велика роль подражания в социальной жизни – оно позволяет распространяться, с одной стороны, модным новинкам, а, с другой – передавать из поколения в поколение традиции, стереотипы поведения, обычаи.

2) диалог – форма взаимодействия, основанная на речи и равноправии субъектов, участвующих в ней. Как правило, диалогическая форма коммуникации носит творческий характер и складывается как последовательная цепь высказываний ее участников, периодически меняющих роли реципиента и коммуниканта, и создающих относительно завершенный драматургический текст.

3) управление – форма коммуникационного действия, при которой реципиент рассматривается коммуникантом в качестве средства достижения определенных целей, т.е. объекта управления.

Разница между диалогом и управлением заключается в том, что реципиент не имеет возможности дискутировать с коммуникантом, а может только транслировать свою реакцию.

Следует помнить о том, что очень часто границы между разными коммуникационными формами бывают размыты – управление, подражание и диалог могут сосуществовать, дополняя друг друга.

Виды коммуникативной деятельности подразделяются на микрокоммуникацию, мидикоммуникацию и макрокоммуникацию.

Рассмотрим каждый из перечисленных видов более подробно.

1) Микрокоммуникация существует в виде нескольких форм, в которых личность может выступать в роли реципиента (подражание) либо коммуниканта (управление, диалог). Коммуникационными партнерами в данном случае могут быть другой индивид, социальная группа или общество. Отметим также невозможность отношений между разноуровневыми партнерами.

Важность микрокоммуникации не вызывает сомнений, поскольку она чрезвычайно значима как для представителей многих профессий (политиков, менеджеров, учителей и мн. др.), так и для «обычных» людей, жаждущих иметь успех в обществе.

2) Мидикоммуникация охватывает такие явления как мода (в основе лежит подражание вещественным формам и идеям, привлекательным для данной социальной группы), переговоры (один из способов разрешения конфликтов и достижения договоренностей), групповая иерархия (четкая регламентация контактов между группами), адаптация к среде (сложная коммуникационная проблема для национальных диаспор-эмигрантов, иноверцев и т.д.) и руководство обществом, осуществляющееся «со стороны творческих групп, генерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества» .

3) Макрокоммуникация также существует в виде нескольких форм, среди которых выделим заимствование достижений, взаимодействие культур и информационную агрессию. Причем, если две первые формы можно проследить на протяжении всей истории, то последняя – феномен новейшей истории, точнее XX века.

Список литературы

  1. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 611 с.
1

1 ГАУ «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты города Москвы»

Автор в данной статье, опираясь на труды отечественных и зарубежных ученых, а также на данные своего исследования, раскрывает актуальную тему, посвященную коммуникативной деятельности. В работе рассматриваются типы коммуникативной деятельности, систематизируется данная область знаний в аспектах межкультурной коммуникации. Автор представляет итог теоретического осмысления сущности, структуры, видов, культур, личностно и социально ориентированного типов коммуникативной деятельности, в моно- и поликультурной среде, уровни и формы коммуникативной деятельности, раскрывает содержание микро-, миди- и макрокоммуникации. А также характерные для их применения ситуации, системообразующую роль коммуникации в современном обществе.

социальное взаимодействие.

личность

социально-ориентированный тип коммуникативной деятельности

личностно-ориентированный тип коммуникативной деятельности

межкультурная коммуникативная деятельность

коммуникативная деятельность

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991. – С. 34.

2. Грушевитская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М. : Юнити-Дана, 2002. – С. 143-14.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. - М. : Прогресс, 1989. - 544 с.

4. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. Предварительный эскиз. – М., 1991. - С. 67.

5. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Смысл, 2005. - 352 с.

6. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М. : МПСИ, 2011. – 424 с.

7. Национальная психологическая энциклопедия. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/852/word/dejatelnost-komunikativnaja (дата обращения: 11.11.29013).

8. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. - СПб. : Питер, 2006. - С. 103-117; Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникации. - СПб. : Авлон, Азбука-классика, 2006. - С. 94 – 97.

9. Статьи по социологии [Электронный ресурс] РОДЖЕРС КАРЛ. - URL: http://er-team.moy.su/publ/nauka/sociologija/rodzhers_karl/10-1-0-183 (дата обращения: 12.11.29013).

10. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П. Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. – С. 49-53.

11. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005. - 800 с.

В современном постиндустриальном обществе, где информация и скорость ее получения представляют высокую ценность, сложно переоценить роль коммуникации. Энциклопедический словарь под редакцией М.Ю. Кондратьева определяет коммуникативную деятельность (лат. communicatio — связь, сообщение) как деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению . Коммуникативная деятельность является предметом исследования многих отраслей знания, в том числе и психологии, где раскрывается психологизм природы общения. Коммуникативная деятельность непосредственно направлена на другого человека как на свой предмет, и имеет двустороннюю связь, - это сложная многоканальная система взаимодействия людей и социальных общностей, и существует в различных видах. Выделяют межкультурную коммуникативную деятельность - как системный, последовательно развертывающийся в конкретном социальном пространстве-времени процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей различных этнолингвистических сред. Она формируется и развивается на основе существующих в социуме личностных потребностей и мотивов. Кроме того, в социально-философской литературе последних лет выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно ориентированный и социально ориентированный . Коммуникативная деятельность имеет сложную структуру.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева , можно определить следующие основные структурные компоненты личностно ориентированной коммуникативной деятельности: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукт общения.

Многие исследователи выделяют также процесс коммуникативной деятельности. Так, с точки зрения российского ученого Б.Ф. Ломова , процесс межличностной коммуникативной деятельности являет собой «систему сопряженных актов», т.е. взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей. Диалог - это реальная единица межличностной коммуникативной деятельности, состоящая из действий, высказываний и слушаний.

Что касается уровня коммуникативной деятельности, то в исследованиях выделяются межличностный, групповой, массовый. В прикладном аспекте три этих уровня и составляют коммуникативную деятельность личности. Фундаментом этого процесса является системно-мыследеятельностный подход (СМД-подход) , предполагающий полисубъектное взаимодействие, реализуемое посредством деятельности.

С позиций СМД-методологии коммуникативная деятельность может быть определена как движение смыслов в социальном пространстве-времени. Минимальной реализационной единицей исследования в данном контексте выступает коммуникационный акт деятельности.

Коммуникационный акт деятельности - локализованный в пространстве и времени, организованный и структурный процесс, происходящий без смены участников коммуникации. Выделяются и акцентируются его различные структурные компоненты: актор, предмет, цель, средства, культурные и социальные нормы, действия, процедуры, операции.

Коммуникативный аспект СМД-подхода предполагает три основные формы взаимодействия: монологическая, диалогическая, полилогическая.

Вне зависимости от формы каждый акт определяется: инициатором коммуникации, инициированным в коммуникацию (субъект-партнер), коммуникативными нормами-регуляторами, целями акторов, и пространственно-временной ориентацией.

Следует отметить, что исходным и конечным пунктом любой межличностной коммуникативной деятельности является самосознание, которое предопределяет содержание, функции, манеру и стиль акта коммуникации.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана первостепенно с наличием необходимого уровня коммуникативной компетентности, что представляет собой квинтэссенцию способностей к социально-психологическому прогнозированию и программированию коммуникативной ситуации.

Коммуникативный прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок акторов (т.е. типа темперамента, предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения акторов).

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассматривать общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие: коммуникативно-диагностическую, коммуникативно-прогностическую, коммуникативно-программирующую, коммуникативно-организационную.

Важным навыком в коммуникации является эмоционально-психологическая саморегуляция, проявляющаяся в перцептивных и экспрессивных способностях субъекта коммуникации. Особое место в структуре коммуникативной компетентности личности занимает опыт общения.

Детерминированность выразительности общения от эмоционально-психологической саморегуляции была отмечена еще Л.С. Выготским: «стремление всякого чувства воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству» .

Характеристику возможностей человека, которые и определяют качество его общения в целом, называют коммуникативным потенциалом, состоящим из коммуникативных свойств личности, коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности. Основой когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения выступает соционормативный опыт.

Американский психолог, теоретик черт личности Гордон Уиллард Олпорт выделил восемь личностных качеств, расширяющих диапазон коммуникативных способностей. Они являют собой: опыт, сходство (акторы коммуникации наблюдают друг в друге те же черты, что присущи им самим), интеллект (прямо пропорциональная связь развития интеллекта и способности давать точную оценку субъекта, объекта, дела-события), глубокое понимание себя, отстраненность (актор, искушенный в искусстве коммуникации, хорошо разбирающийся в людях, часто более склонен ограничивать свой круг общения), эстетические склонности (часто коррелируют с отстраненностью), социальный интеллект и сложность (актору менее интеллектуализированному и коммуникативно компетентному сложнее понять собеседника, который сложнее и тоньше развит, чем он сам). Кроме того, Олпорт выделил девять наиболее распространённых психологических коммуникативных типов (позитивный человек, вздорный человек, всезнайка, болтун, трусишка, хладнокровный неприступный собеседник, незаинтересованный собеседник, важная птица, почемучка) и целесообразные формы общения с ними .

Личностно ориентированный тип коммуникативной деятельности предполагает следующие принципы: целевая обусловленность, индивидуализация, функциональность, ситуативность и актуальность.

Цели, преследуемые акторами коммуникации, сводятся к получению и передаче смыслов. Это предполагает несколько форм коммуникационного действия: подражание, диалог/монолог, управление. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а объект не может дискутировать с субъектом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи. Управленческий монолог выражает себя в форме приказа, внушения и убеждения.

Карл Роджерс говорил, что цель коммуникации - адекватное понимание себя и других, а понимание возможно только в честной коммуникации . Это поднимает вопрос о самораскрытии, о взаимосвязи открытости и взаимопонимании в процессе коммуникативного акта. Нечестность, расхождение в речах и поступках, застенчивость, слабость обратной связи почти всегда ведет к непониманию и неудовлетворенности. Парадокс в том, что чем сильнее открытость, тем сильнее развивается личность.

Следует обратить внимание, что формы коммуникационных действий включают разное содержание, и вместе с тем один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем монологического объяснения. Формы общения перекликаются и взаимодополняют друг друга. В целом можно заявить, что всякий содержательный диалог - есть управленческо-мотивационное действие на инициируемого в коммуникативный акт.

Субъектами и объектами коммуникации выступают: личность, группа или масса людей. Акторы взаимодействуют между собой непосредственно и друг с другом. Таким образом, образуется девять видов социальных коммуникаций, осуществляемых в трех формах. Следует отметить, что диалог, как форма взаимодействия, характерен для равноправных субъектов коммуникативного акта. Между разноуровневыми субъектами порождаются отношения формы подражания и управления.

Любопытна также так называемая квазикоммуникация, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации, который Н.Д. Кондратьев описывал следующим образом: «Людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т.п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам» . Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т.д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего «квазикоммуникационного» партнера.

Более подробное исследование видов социальной коммуникации: микро-, миди-, макрокоммуникации - показывает, что содержание микрокоммуникации на межличностном уровне это либо усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания - копирование образца; либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками - дружеская или деловая беседа; либо указания для исполнения их подчиненному - команда. На групповом уровне возможны референция (то же подражание, но не отдельному человеку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать). На массовом уровне коммуникационные действия служат для социализации.

Можно ли научиться микрокоммуникации? Со времен античности развивается риторика - учение о красноречии, освященное авторитетами Платона и Аристотеля. В XX веке в качестве научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы и области их применения, в учебных заведениях стали преподавать культуру речи. Нет недостатка в методических рекомендациях и практических руководствах по микрокоммуникации.

Следует отметить, что особенно много полезных советов касается невербальных средств микрокоммуникации: жестов, мимики, поз, расстояния между собеседниками, громкости и интонации произнесения речи (3). Однако знакомство с потоками учебной, научной и практической литературы приводит к однозначному выводу: микрокоммуникационную деятельность нельзя «выучить» только по одним книжкам, здесь нет готовых рецептов, потому что она представляет собой искусство, т.е. творчески-продуктивную, игровую, а не репродуктивно-ритуальную деятельность.

Миди-коммуникации - это такие формы социально-коммуникационных явлений, как мода - основанная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для социальных групп; переговоры; групповая иерархия; адаптация (наиболее актуальная в изучении вопросов межкультурной коммуникации); руководство.

Макрокоммуникация рассматривается как заимствование достижений, взаимодействие культур и информационная агрессия. Примеры этих форм взаимодействия всегда просматриваются во внешней политике всякого государства в исторической ретроспективе. Информационная агрессия представляет собой относительно новое явление макрокоммуникации, оформившееся в XX веке.

Наиболее «миролюбивой» формой макрокоммуникации является подражание, а наиболее «воинственной» формой признаются приказ, цензура, информационная война, контрпропаганда, культурный империализм.

Для достижения национального согласия и международного сотрудничества решающее значение имеет макрокоммуникационный диалог, участниками которого становятся народы, государства, цивилизации.

Если акторы представляют разные культуры - речь всегда идет о межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация предполагает разные уровни взаимодействия. Общепринято рассматривать межкультурную коммуникацию как общение между различными этническими группами и их субкультурами. В исследованиях также выделяется общение между представителями различных религиозных конфессий, где каждая является целостной и самодостаточной культурой. Общение между людьми разного возраста и пола, общение между жителями разных местностей также определяется межкультурной коммуникацией. В деловой сфере общение тоже подчас являет собой акт межкультурной коммуникации.

Следует отметить, что как в личностно, так и в социально ориентированных коммуникативных практиках межкультурная коммуникация занимает отдельную роль. Неосознанность культурных различий ее участниками часто ведет к применению неверной стратегии общения и ошибочной тактики, что существенно снижает коммуникативную эффективность. Сталкиваясь с представителями других культур, становится ясно, что привычные бихевиористские модели перестают работать .

Таким образом, вышеизложенное показывает, что коммуникативная деятельность представляет собой сложноорганизованную систему множества видов деятельности различных типов коммуникантов, состоящую в свою очередь из значительного количества подсистем.

В заключение следует отметить, что коммуникативная деятельность оказывает значительное влияние на процессы социально-экономического и политического развития общества, но не может быть эффективным средством регулирования межнациональной напряженности.

Так, например, под влиянием СМИ и некоторых лидеров общественного мнения в России широко распространены стереотипы о «миграционном давлении», о «замене на новое население», причем якобы именно за счет приезжих из-за рубежа. В действительности весь поток приезжих, включая внутрироссийскую и международную миграцию, составляет всего лишь 1,5% от общей численности населения (соответственно, миграционное сальдо имеет еще меньшее значение). Этот показатель закономерно несколько выше в малонаселенных восточных и северных регионах, но и там доля мигрантов среди населения не превышает 1,7-1,9% жителей соответствующих федеральных округов. Еще более мала доля приезжих из-за рубежа среди населения России - всего 0,14%.

Приезжих из-за рубежа мало и среди самих мигрантов. В целом по России за последнее десятилетие доля приезжих из других государств среди всех мигрантов составила только 15,5% (без учета временной миграции). В течение 2001-2010 годов эта доля даже снижалась в первой половине десятилетия, затем росла, достигнув наибольших значений в 2009 и 2010 годах . При этом в Центральном ФО удельный вес мигрантов из других государств вырос к концу десятилетия до 18%. В других федеральных округах увеличение доли было незначительным, а в Дальневосточном эта доля даже сокращалась.

Итак, значительного обновления населения за счет миграции в России не происходит, а среди всех мигрантов те, кто прибыл из других государств, составляют небольшую долю.

В то же время сегодня в России, прежде всего в крупных городских центрах, отмечаются проявления экстремизма, наличие расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан.

Очевидно, что универсальных принципов формирования этнической толерантности ни в Москве, ни в государстве в целом пока нет, но очевидно и другое, что в результате расширившегося взаимодействия национальных и региональных культур возникла качественно новая ситуация. Вряд ли можно однозначно оценивать сближение культур как процесс сугубо интеграционный. Наиболее продуктивной представляется идея «единства в многообразии». Эта формула предполагает наличие регулятивной функции не только у государства, но и у общества. Обеспечение ее на практике является главной задачей национальной политики Российского государства, власти Москвы, органов местного самоуправления и общества в целом. И эффективным инструментом ее реализации может стать межкультурная коммуникация.

Важным элементом ее формирования могли бы стать специальные учебные центры для потенциальных мигрантов в странах - донорах мигрантов. Их финансирование могло бы осуществляться на паритетных началах страной-донором и Российской Федерацией, имея в виду экономическую значимость мигрантов для этих стран. В учебных центрах необходимо не только преподавание русского языка, но и российской истории, культуры, географии, экономики, литературы, религиоведения и, конечно же, основ межкультурной коммуникации. В России целесообразно было бы продолжать обучение этого контингента, причем финансируя его за счет предпринимателей отраслей, использующих труд мигрантов.

Эти предложения вписываются в положения фундаментальной статьи Президента Российской Федерации В.В. Путина «Россия. Национальный вопрос», в которой проанализированы накопившиеся за многие десятилетия проблемы, связанные с межнациональными отношениями. Положения этой статьи могут быть использованы при определении приоритетов государственной национальной политики и выработке эффективной стратегии и тактики практической работы.

Рецензенты:

Кононова Л.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы Государственного автономного учреждения города Москвы «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы», г. Москва.

Черняк Е.М., д.филос.н., профессор кафедры социального управления и социальной политики Государственного автономного учреждения города Москвы «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы», г. Москва.

С учетом временных мигрантов доля международной миграции относительно внутрироссийской еще меньше, а не больше, как обычно пишут СМИ.

Библиографическая ссылка

Гончаренко Л.В. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12540 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»