ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Какие направления современного технического творчества представляются вам наиболее важными? Почему? Основные направление программы студии технического творчества Научные проблемы и техническое творчество.

В процессе творчества зарождается нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Техническое творчество как одна из важнейших составляющих человеческой культуры направлено на создание новых, более эффективных средств производства. Разновидностями технического творчества являются изобретательство, рационализаторство, проектирование, конструирование, дизайн.

Если конечным продуктом, венцом творческой деятельности в науке является открытие, то в технике - изобретение. Открытие касается явления, закона, живого существа, которое уже существовало, но которое раньше не было известно. Колумб открыл Америку, но она существовала и до него. Франклин изобрел громоотвод, который ранее не существовал. В настоящее время открытие редко не сопровождается изобретениями, и наоборот, поскольку всякое продвижение в глубь вещества, расширение сферы познания требует все новых и новых технических средств, а создание таковых имеет свой предел при использовании лишь старых запасов знаний. Поэтому научные исследования неразрывно связаны с инженерной деятельностью.

Изобретением признается техническое решение задачи, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью. Объектами изобретений могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способы лечения, диагностики и профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма по новому назначению. Не признаются изобретениями научные теории, методы организации и управления хозяйством, условные обозначения, расписания, правила, схемы и методы выполнения умственных действий, алгоритмы и программы для вычислительных машин, проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий, предложения, касающиеся лишь внешнего вида зданий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Особой разновидностью технического творчества является рационализаторская деятельность. Рационализация не претендует на принципиальную новизну, когда созданный объект не известен на предшествующем уровне науки и техники, или на неочевидность, связанную с коренной перестройкой объекта, вследствие чего его описание не следует из описания предыдущего уровня науки и техники. Смысл рационализации - в усовершенствовании, введении более целесообразной организации производственного процесса в соответствии с общественными запросами. Потребность в рационализации возникает, как правило, при недостаточном использовании возможностей технического объекта.

Проектирование - инженерная деятельность по созданию проекта, т.е. прообраза предполагаемого технического объекта (системы). В процессе проектирования происходит предварительное исследование и разработка будущего технического объекта на уровне чертежа и других проектных знаковых средств без непосредственного обращения к изготовлению изделия в материале и испытания его опытных образцов.

Конструирование - инженерная деятельность, заключающаяся в создании, испытании и отработке опытных образцов различных вариантов будущего технического объекта (системы). Оно сопровождается расчетами, операциями анализа и синтеза, учетом таких требований, как простота и экономичность изготовления, удобство использования, соблюдение определенных габаритов, имеющихся конструктивных элементов. На основе опытного образца конструктор, подключающийся к проектированию на его заключительной стадии, рассчитывает конкретные характеристики, учитывающие специфику изготовления объекта на данном производстве.

Дизайн - проектно-художественная деятельность по созданию технических объектов, обладающих эстетическими свойствами. В дизайне интегрируются художественное конструирование промышленных изделий, моделирование жизнедеятельности пользователя этими изделиями и моделирование связей "человек - культура" (мода, стиль, потребительские ценности и пр.). В силу этого деятельность дизайнера непосредственно связана с широким использовании достижений технических, естественных и гуманитарных наук.

Каждый инженер должен владеть методами технического творчества. Разумеется, было бы наивным надеяться на отыскание надежного и универсального способа решения технических задач, конструирование некоего алгоритма, который позволил бы без особого труда делать открытия, изобретения. Вместе с тем разрабатываются методы поискового проектирования и конструирования. Возникает новая научная дисциплина - техническая эврилогия. Она убедительно иллюстрирует тот факт, что техническое творчество - диалектический процесс, описание которого требует овладения такими понятиями, как диалектическое противоречие, мысленный эксперимент, идеализированный объект и т.д.

Методы

Метод как совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности служит прежде всего получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы - мерило ее зрелости и совершенства, показатель сложившихся в ней отношений. История ее развития, психология творчества свидетельствуют о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования надежных методов работы. "При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать многое. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных", - писал И.П. Павлов (36. С. 16). По справедливому замечанию Леонардо да Винчи, методы предостерегают изобретателей и исследователей от обещания себе и другим вещей, которые невозможны.

Характер методов существенно определяется предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом и другими факторами. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в областях. В то же время мы являемся свидетелями многих выдающихся достижений как следствий переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки для решения их специфических задач. Наблюдаются, таким образом, противоположные тенденции дифференциации и интеграции наук на основе применяемых методов.

Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и в конечном счете получить новое объективно-истинное и обоснованное знание.

В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели. Согласно Гегелю, правило состоит в подведении особенного под общее. Правило является таким положением, в котором отражена закономерность в некоторой предметной области. Эта закономерность образует базовое знание правила. Кроме того, правило включает некоторую систему операциональных норм, обеспечивающих "подведение", т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретно-научное содержание научного метода. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание составляют положения логики (диалектической и формальной), этики, эстетики. Все они за исключением, пожалуй, законов формальной логики не существуют в форме жёсткой системы норм, рецептов или технических инструкций и фиксируются в самых общих ориентирах научного познания. Образно говоря, философия - это компас, помогающий определить правильное направление, но не карта, на которой заранее расчерчен путь до конечной цели. Методологическая ценность философии находится в прямой зависимости от того, в какой мере она опирается на познание всеобщих существенных связей в объективном мире.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание общенаучного характера. Таковы положения математики, теоретической кибернетики, семиотики, теории систем, синергетики и других наук, оперирующих понятиями информации, сложности, системы, структуры, самоорганизации, модели, управления, элемента, знака, алгоритма, вероятности, разнообразия, гомоморфизма и т.д. Методы этих наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания.

Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро конкретно-научной методологии. Специфический набор методологических средств имеют, например, исследования в биологии, физике, химии и т.д. В то же время результаты этих наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Например, для техникознания огромное регулирующее значение имеют закон сохранения и превращения энергии, второе начало термодинамики, запрещающие работы по изобретению "вечного двигателя". Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстро изменяющихся регулятивов социально-экономического характера.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской работы - экспериментально-производственную деятельность. Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь её предписания относятся к деятельности с объектами, выраженными в знаковой форме. Например, существуют методики различного рода вычислений, расшифровки Ростов, проведения мысленных экспериментов и т.д. На временном этапе развития науки как на ее эмпирическом, так и на теоретическом уровне исключительно важная роль принадлежит компьютерной технике. Без нее немыслимы современный эксперимент, моделирование различные вычислительные процедуры.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения - инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь практика исследования невозможна без управления со стороны идеальных установок. Хорошее владение методикой - показатель высокого профессионализма.

Научные методы можно разделить по разным основаниям - в зависимости от стоящих при их использовании задач. Позволительно, в частности, говорить о методах общих и специфических, практических и логических, эмпирических и теоретических, употребляемых при открытии и обосновании. Общими мы называем методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими - те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.; ко вторым - научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания, в то время как логические методы - это логические "фигуры", которые являются результатом обобщения миллиарды раз повторяющихся практических действий. К числу первых относятся наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование, к числу вторых - доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный эксперимент, знаковое моделирование и др. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их и с ними "слитые" доказательство или выведение следствий. Такие же методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими. Существуют методы, приспособленные преимущественно к обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие же "работают" больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия).

Особого разговора заслуживают методы научно-технического творчества, в процессе которого научное исследование, открытие нового соединяется с его созиданием, изобретением. Субъект научно-технического творчества синтезирует в себе качества ученого и инженера. Его важнейшая задача состоит в том, чтобы знания, фиксирующие действия фундаментальных природных сил, подвергнуть жесткой целевой обработке и создать искусственное техническое устройство (артефакт), способное выполнять некоторые операционные обязанности человека.

Если при открытии решающее значение имеют такие методы, как анализ, абстрагирование, объяснение, эксперимент, то при изобретении на первый план выходят наблюдение, измерение, моделирование, синтез(конструирование). Конкретизация идет на смену абстрагированию, ограничение - обобщению. Процесс идеализации сменяется обратным процессом - устранением идеализированных объектов, заменой их абстракциями, имеющими предметно-наглядное наполнение. На этом уровне не остается места для приблизительности, блужданий ума и спекуляций, ибо мысль проверяется практикой. непосредственно подтверждаясь или опровергаясь самым очевидным образом.

Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Определение

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

Классификация

Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:

  1. Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
  2. Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
  3. Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
  4. Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.

Особое место при этом отводится под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.

Детское техническое творчество

Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

Решаемые задачи

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого:

  • происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
  • развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
  • формируется интерес к изобретательству;
  • усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
  • воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
  • формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
  • растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Возникающие проблемы

Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

Формы организации

Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

  • Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
  • Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
  • Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
  • Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.

Дидактические требования к кружкам и секциям

Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

  • Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
  • Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
  • Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
  • Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
  • Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
  • Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.

Этапы технического творчества

В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

  1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
  2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
  3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
  4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

Выбор методов обучения

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

Развитие технического мышления

Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

  • Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
  • Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
  • Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
  • Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).

Техническое творчество - это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.

Ильницкий К.М. 1

Вараксин В.Н. 1

1 Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр технического творчества г. Таганрога

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашего исследования - «Техническое творчество детей и подростков как метод интерактивного развития формирующейся личности» определялась не случайно, а с помощью собственного выбора и технического творчества.

Впервые мы познакомились с моим научным руководителем на классном часе, где было объявлено о начале работы в области судомоделизма в школьных мастерских. Чертежи, которые были предъявлены к нашему обозрению, сначала испугали множеством линий и были непонятны, но в дальнейшем, когда мы начали строительство простых моделей, нам стало приходить понятие и связь чертежей с изготовленной деталью (см. Фото 1).

Рассматривая противоречие , которое мы вложили в нашу тему исследования, как стремление к движению вперёд говорит, что техническое творчество при создании определённых условий будет способствовать формированию развивающейся личности.

Проблема нашего исследования, заключается в том, что обществу нужны инженерные кадры, но при этом идёт уничтожение технических детских объединений, следовательно, необходимо определить, как активизировать поведение детей и подростков направленное на увеличение их любознательности в процессе погружения в техническое творчество.

Актуальность исследования обосновывается тем, что современному обществу необходимы инженерные кадры, а интерес к технике необходимо развивать с раннего возраста в объединениях, имеющих техническую направленность.

Цель исследования направлена на изучение метода интерактивного развития формирующейся личности в специально, созданных условиях для детей и подростков.

Объект нашего исследования заключается в том, что он направлен на процесс интерактивного развития формирующейся личности в рамках технического творчества детей и подростков.

Предмет нашего исследования направлен на непосредственное изучение основных частей объекта исследования, на социальные взаимоотношения, на процесс развития, познания детей и подростков, который обозначен в содержательной части технического творчества.

Гипотеза исследования сформулирована так, что если в процессе технического творчества детей и подростков будет использован метод интерактивного развития личности, то результат такого развития будет более эффективен в специально созданных условиях.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели, разрешения проблемы и подтверждения сформулированной гипотезы исследования:

Изучить проблему снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству;

Разработать социально-педагогическую систему, раскрывающую содержание технического творчества детей и подростков;

Разработать условия интерактивного развития детей и подростков;

Сформулировать тип совместной деятельности, являющийся важным условием формирования личности;

Представить результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве.

Методика исследования будет способствовать созданию целостной системы развития личности детей и подростков в рамках технического творчества.

Таким образом, мы рассмотрим внутреннее содержание технического творчества и его влияние на формирование интерактивной личности при моделировании и конструировании моделей, привлечении семьи и школы к процессу познания детского технического творчества.

Глава 1 .

Техническое творчество детей и подростков на современном этапе

1.1.Проблема снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству

Техническое творчество это вид деятельности, с помощью которой человек приобретает умения преодолевать существующие шаблоны и стандарты в инженерно-техническом направлении, развивать творческое мышление и заниматься самореализацией.

Завершение двадцатого столетия обозначилось в отечественном образовании отказом от трудового обучения, занятиями в технических кружках и секциях. Им на смену пришли компьютерные игры, которые притормозили развитие личности и отбросили её назад. Маленькие дети, с азартом занимаются творчеством при этом, испытывают безграничную радость и удовлетворение от созданного объекта своими руками.

Рассматривая современное техническое творчество, можно отметить следующее:

Педагогический состав учреждений, занятых техническим творчеством в основном держится на возрастных педагогах;

Существующая недостаточность материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования;

Сокращение, объединение, слияние учреждений дополнительного образования и превращение их в Центры технического творчества;

Недостаточное финансирование учреждений дополнительного образования;

Уничтожение школьных мастерских и уроков трудового обучения.

Техническое творчество, являясь особым видом, служит начальной ступенью развития изобретательской, новаторской, инженерно-конструкторской деятельности. Способность к техническому творчеству является врождённой способностью, но она хорошо поддаётся развитию при эффективном процессе обучения и специально созданных условиях, способствующих активизации творчества, технических способностей личности, формированию технических решений.

Реализации обозначенных направлений по изучению способов формирования профессиональных и трудовых навыков в процессе занятий техническим творчеством детей и подростков будут способствовать сформулированные выше аспекты.

Делая ударения на них, дети и подростки приобретают профессиональные и трудовые навыки, параллельно, изучая окружающий мир и развивая творческое мышление.

Сейчас российское общество начинает задумываться о привлечении детей и подростков к техническим видам деятельности, но делает это неразумно, то есть увеличивает бюджетные места в технические вузы страны, но при этом уничтожает учреждения дополнительного образования, выживающие в настоящее время только на энтузиазме руководителей предметных объединений.

А.Б. Абдулаев - исследователь технического творчества, говорит: «Техническое изобретательство - сложная сфера творческого отношения личности к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности…» .

Можно с уверенностью сказать, что интерес к любому творчеству проявляется в раннем детстве и его необходимо поддерживать и развивать, чтобы потом получить грамотного и увлечённого моделиста, инженера, конструктора. Для этого нужны материалы, оборудование, достойная зарплата, стимулирующая поиск научно-конструкторских решений, помещения и бесплатная доступность к таким занятиям, всех категорий детей. Если бы вы видели, какая очередь в объединении стоит за лобзиком, чтобы попилить и увидеть, как из обычного куска фанеры появляется деталь, так необходимая для создаваемого объекта. Почему очередь? Да потому что лобзик многие не могут купить, в семье не хватает финансов для такого приобретения, а школьные мастерские уничтожили за их ненадобностью.

В.Н. Вараксин, анализирует, происходящее в техническом творчестве, следующим образом: «Печально смотреть на происходящие перемены в XXI веке, проводя параллель с историческими хрониками, когда создавали клубы и комнаты по месту жительства…» .

Следовательно, решая поэтапно сформулированные задачи, мы конкретизируем свою деятельность, наполняя её новыми навыками и приближаем эффект результативности в виде изготовленной модели. При этом получается следующее:

Первое абстрактное объяснение изготовления объекта, реализуется в процессе моделирования с помощью конкретизации технических задач в реальный объект технического решения;

Второе - технические решения, использованные при проектировании, преобразуются в профессиональные и трудовые навыки, которые затем можно применять при изготовлении других технических конструкций;

Третье - развиваются технические способности личности и, формируются навыки технических решений инженерного творчества.

Таким образом, трудовая деятельность в процессе занятий техническим творчеством постепенно приобретает профессиональные черты и расширяет кругозор учащихся, а результаты технического творчества проявляются в итоговой выставке, где происходит коллективная оценка того, что изготовили юные моделисты-конструкторы.

1.2.Социально-педагогическая система, раскрывающая техническое творчество

Отсутствие целостности образовательного пространства в техническом творчестве детей и подростков даёт возможность посмотреть на него со стороны детей, родителей и специалистов, которые не могут конкретизировать воспитательное воздействие учреждений дополнительного образования, семьи и школы в процессе формирования личности ребенка. Это происходит от того, что идёт целенаправленное уничтожение учреждений дополнительного образования, ориентированных на развитии технического творчества детей и подростков. Слияние или соединение нескольких станций юных техников, клубов юных техников в так называемые Центры технического творчества ведут к падению интереса увлечённых техническим творчеством, во-первых, из-за плохого финансирования, низких зарплат педагогов, плохим материальным снабжением, недофинансированием выставок, соревнований и другой деятельности в разных видах и направлениях технического творчества.

Сложившаяся ситуация нуждается в разработке социально-педагогической системы, раскрывающей и развивающей техническое творчество детей и подростков. Например, наибольшим интересом по популярности является обучение техническому творчеству, однако удовлетворенность такой услуги недостаточна.

Наблюдение можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка (см. Табл.1).

«Бланк наблюдения степени творческой выраженности ребёнка» .

Таблица 1

ребёнка

Творческое

объединение

Степень творческой выраженности

Признак

Часто

Иногда

Никогда

Дата наблюдения Время Педагог

Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных признаков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые обнаружили следующие социальные проблемы присущие творчески одарённым детям.

Лета Холлингуорт - американская психолог, акцентирует внимание исследователей на следующих «личностных проблемах одаренных детей: - неприязнь к школе; конформность (приспособленчество); погружение в философские проблемы» .

Дж. Уитмор в своих исследованиях одарённых детей отмечал такие «качества личности, как: - перфекционизм это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь; ощущение собственной неполноценности; нереалистические цели; сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых; нетерпимость» .

Педагог же, работающий с творческими детьми должен уделять пристальное внимание к развитию личностных качеств ребёнка, таких как: «Я - концепции», самооценке, мотивации деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.

Выявляя эти качества, мы встретились с родителями, обучающихся в объединении «Судомоделирования» от Центра технического Творчества, занимающего площадки в школах №22 и №26 г. Таганрога. Педагог, занимающийся с этими моделистами, опирается на разработанную им «Программу проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению «Судомоделирование» ЦТТ г. Таганрога. С этой целью мы провели следующий тест среди родителей (см. Табл. 2).

Тест «Любите ли вы своих детей?»

Таблица 2

«Да»

«Нет»

Итого

Вы любите своего ребёнка?

Во время общения в семье вы часто употребляете нецензурную речь?

Когда у вашего ребёнка, что-то не получилось, вы его бьёте?

Вы знаете, какие сайты в ИНТЕРНЕТЕ наиболее предпочтительны для вашего ребёнка?

Вы знаете, чем ваш ребёнок занимается в свободное от занятий время?

Часто ли проводите время со своим ребёнком?

Часто ли рассказываете своему ребёнку историю вашей семьи?

Когда у вас, что-то не получается вы пытаетесь свои неудачи свалить на своих домочадцев?

Часто ли вы применяете физическое насилие над своими домочадцами?

Вы задумывались о том, как ваше отношение к своему ребёнку обернётся к вам через несколько лет?

Вам хотелось бы, чтобы ваш ребёнок был неудачником?

Вы пытались изменить своё отношение к семейной жизни после бытовых неурядиц?

Вы знакомы с педагогикой?

Вы знакомы с психологией детства?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным в своей взрослой жизни?

Полученные данные говорят о том, что в настоящее время необходимо развивать услуги дополнительного образования расширяя их, а не сокращения технического творчества, а также развития модельных видов спорта (см. Фото 2).

Исходя из вышеизложенных фактов, нами было выявлено противоречие между потребностью региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества и инертностью образовательной системы с другой стороны.

Социально-педагогическая система, раскрывающая техническоетворчествокаксредство социальной адаптации и развития личности, разработана В.Н. Вараксиным имеет свои акценты в творческой деятельности - «Программа проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению моделирование кораблей». Развитие личности происходит в процессе совместной деятельности в условиях, способствующих такому эффективному движению вперёд.

Глава 2 Интерактивное развитие формирующейся личности

2.1.Создание условий интерактивного развития

Создавая условия для интерактивного развития, мы разработали концептуальный блок, в котором попытались провести осмысление сформулированных задач развития технического творчества в современной системе дополнительного образования.

В контексте такого направления миссия учреждения дополнительного образования заключается в создании условий для представления результатов своей работы, подготовке методического материала для всех участников технического моделирования на местах. Одним из важнейших направлений в создании условий интерактивного развития является организация площадок технического творчества в школах, по месту жительства, совершенствованию работы по программно-методическому обеспечению и укреплению связей между вновь созданными площадками. Чтобы достичь эффективного результата в создании таких условий Центр Технического Творчества должен быть достаточно открытой социально-педагогической системой, поддерживаемой всеми партнёрами, от которых зависит жизнедеятельность учреждений дополнительного образования. Привлечение к деятельности творческих площадок общественных, коммерческих, государственных и других типов организаций, а также родителей участников технического творчества.

Мы предполагаем, что проведение исследовательской и изобретательской работы должно осуществляться под руководством представителей высших учебных заведений, организующих работу с детьми и подростками уже с первых дней занятий техническим творчеством. Для этого необходима помощь головного учреждения, авторитет которого должен оказывать прямое влияние на всех участников развития технического направления, эффективно влияющих на социальный заказ общества по подготовке их к самостоятельным и технически-обоснованным действиям по приобретению трудовых навыков.

В качестве основных направлений реализации создания условий для интерактивного развития личности мы предположили, что:

Широкое вовлечение детей и подростков в сферу информационных технологий;

Специальная подготовка педагогов к современным требованиям по развитию технического творчества;

Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения;

Обеспечение социального партнёрства в развитии научно-инновационной сферы технического творчества;

Создание сети творческих площадок и обеспечение их материально-техническим оснащением.

Такой комплекс мер увеличит интеллектуальный потенциал детей и подростков в сфере технического творчества, расширит дополнительное образование и изменит к нему общественное мнение, увеличит связи с научными центрами высших технических учреждений.

Таким образом, интерактивное развитие личности достойно впишется в масштабный проект современной России, получившего название «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Необходимо понять, что в техническом творчестве умение не может прийти к детям и подросткам без помощи специально подготовленного педагога. Совместная деятельность участника технического творчества и педагога в конечном итоге приведёт к автономизации познавательной деятельности, а также личного становления и развития детей и подростков.

2.2.Совместная деятельность как условие формирования личности

Сотрудничество педагога с детьми предполагает умение педагога направлять и умело дозировать самостоятельность, приводящую к качественному познанию новых технологических идей. Следовательно, создание мотивации и комплекса умений в обучении, является основным направлением в создании условий для совместной деятельности. При интерактивном развитии личности основой деятельности педагога является лично-ориентированный подход.

Групповое взаимодействие многие исследователи называют интерактивным, поскольку непосредственная межличностная коммуникация обеспечивает педагогически эффективное познавательное общение. В качестве приобретения компетенции в области судостроения мы ознакомились с проектированием и постройкой моделей судов. Мы начинали с простейшего, то есть с помощью шаблонов переносили части моделей на картон, вырезали ножницами и склеивали полученные детали. Затем мы постепенно перешли к более сложным конструкциям из древесины, фанеры, жести, ткани и различных материалов (см. Фото 3).

Мы стараемся в процессе обучения судомоделизму использовать все его компоненты для формирования совместных действий: в первую очередь мы определяем цель, которая является конкретно заданным результатом, затем планируем и организуем деятельность моделиста до проведения рефлексии.

Проанализировав совместную деятельность, мы выделили следующие критерии оценки деятельности творца:

Участник, выбирая ту или иную модель, ставит перед собой цель,

Выполняя запланированную деятельность, начинающий моделист старается работать самостоятельно,

Участник проекта пытается определить способ личностных действий направленных на решение практических задач, сформулированных конкретным заданием,

Участник межличностного взаимодействия производит рефлексию с помощью, которой шаг за шагом анализирует свои действия и понимает причины своих затруднений,

Результатом преобразования становится активность и творчество.

Таким образом, метод проектов способствует формированию у юных моделистов-конструкторов ключевых компетенций, которые базируются на приобретённых навыках, умениях и жизненном опыте.

Основным тезисом при изготовлении модели у нас выступал следующий девиз: «Все мои познания, которые я получаю в процессе проектной деятельности, я смогу впоследствии применить в своём жизненном росте».

При выполнении совместной деятельности в проективном направлении осуществляются требования, которые заранее обговариваются:

1.Знакомимся с чертежами и моделью для изготовления.

2.Выстраиваем в логической последовательности этапы и сроки для изготовления деталей конструкции.

3.Знакомство с материалами и способами изготовления.

4.Конечным результатом проекта является собранная, окрашенная модель.

Каждый личностный проект, выполняемый в объединении, имеет свою продолжительность изготовления. Первая модель изготавливается за одно занятие. Вторая, третья модели выполняются за 5-7 занятий. Первые модели принимают участие в школьной выставке, организованной объединением, победители и призёры принимают участие в городских выставках.

Более сложные модели, изготавливаемые в течение 6-7 месяцев, готовятся для серьёзных выставок (см. Фото 4).

Рефлексия происходит при оформлении результатов проекта, представляемых остальным участникам объединения в виде выставки и дискуссии о достоинствах собранных конструкций.

2.3.Результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве

При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Дети делают модель по чертежам, сделанными другим человеком, но при этом они вносят в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают более оригинальный вид, изготовленной модели.

Л.С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, - «Которая создает нечто новое…» .

Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего, необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия.

И.В Хромова, М.С. Коган, говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой» .

Эксперимент - метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. В качестве примера можно воспользоваться диагностикой предлагаемой И.В. Хромовой, М.С. Коганом и др. (см. табл. 3).

«Как развита фантазия у вашего ребёнка»

Таблица 3

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Баллы за ответ

Примечание

Увлекается ли ваш ребенок рисованием?

Часто ли он грустит?

Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

Проявляет ли он инициативу в учебе?

Размашистый ли у него почерк?

Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи?

Он пишет длинные сочинения по литературе?

Ему снятся необыкновенные сны?

Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию?

Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?

Полученная сумма баллов укажет следующее:

14-16 очков: У ребёнка буйная фантазия.

9-12 очков: Фантазия ребёнка не самая слабая, однако, нуждается в тренировке и дополнительном развитии.

5-8 очков: Скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках .

В.Н. Вараксин говорит, что: «Современная социально-психологическая диагностика ориентирована на исследование личности…» .

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии.

Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях.

Задание 1. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?

Задание 2. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.

Задание 3. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни?

Мы рассмотрели методы и способы творческой направленности ребёнка, используемые в повседневной работе педагога, некоторые направления диагностирующего аппарата, помогающего своевременно выявить наличие творческой активности детей и подростков. Упражнения и практические задания, способствующие развитию творческих способностей в процессе игровой и экспериментальной деятельности.

Заключение

В нашем исследовании рассматривается техническое творчество детей и подростков, которое оказывает эффективное влияние на формирование у них трудовых, профессиональных навыков и умений. Мы раскрываем и даём пояснения некоторым способам, приёмам, технологиям и методам, способствующих развитию инженерно-конструкторской, новаторской и изобретательской деятельности, возникающих в процессе систематических занятий техническим творчеством, моделированием и участием в выставках различного уровня, диспутах и обсуждениях по поводу выполненных работ по моделированию и конструированию различных моделей.

Таким образом, мы создаём уникальную возможность продвижения детей и подростков от простейшего знакомства с техническими устройствами к высокому уровню развития технического творчества.

Список литературы:

1.Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003. - 270с.

2.Вараксин В.Н. «Роль «оптимизации» дополнительного образования в развитии профессиональных навыков у детей и подростков». // Материалы Международной научно-практической конференции в Праге 16 мая 2017 года.

3.Вараксин В.Н. Социально-психологическая диагностика. Таганрог. Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. - 160с.

4.Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. - 1997.

5.Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. / Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. 2005.

6. Холлингуорт Л.С. Особые таланты и дефекты. 1926.

7.Хромова И.В, Коган М.С. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие:- Новосибирск, 2003. - 44с.

Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.

Творчествоведение в наше время, в условиях непростой экономической и социальной обстановки, особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути экономического, социального и духовного развития.

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (например, творчество изобретателя и рационализатора, организатора, научное и художественное творчество).

Творчество изобретателя и рационализатора, научное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений НТР особенно востребовано в наступивший сейчас период экономических кризисов и социальных потрясений. Но не менее важна в современной жизни и роль художественного творчества в качестве источника для духовного подъема, гармонизации и совершенствования личности и общества в целом.

Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Например, изобретателю и рационализатору, ученому необходимо иметь также и способности к организаторскому творчеству для успешной организации проведения исследований в своей области.

Будущее – несомненно за интеграцией различных видов творческой деятельности. Во все времена особенно ценились индивидуумы, талантливые в различных областях знаний (многогранность отличала Леонардо да Винчи, М.Ломоносова и многих других великих людей успешно творивших и в науке, и в технике, и в сфере художественного творчества).

Творчество есть деятельность человека, направленная на создание качественно нового, новых материальных, духовных ценностей. Творчеству противостоит деятельность репродуктивная, воспроизводящая существующие образцы по известным алгоритмам действий. Способность к творчеству является одной из самых главных и ярких особенностей человека как существа разумного и духовного. Человек – творец. Творческое мышление требует свободы от стереотипов, раскрепощенности, умения освободиться от любых привычных шаблонов и стандартов. В творчестве больше чем в других видах деятельности важны эмоции, важна страстная увлеченность и способность испытывать радость удовлетворения созданным. Для этого творчество должно быть не самоотчуждением и не результатом принуждения, а самореализацией человека.

Инженерное (техническое) творчество – это особый вид творчества. Инженер – значит новатор, изобретатель. Техническая деятельность также может быть как продуктивной, так и репродуктивной. Как и в научно-исследовательской деятельности, в инженерно-конструкторской деятельности переплетены шаблонное, алгоритмичное, логическое мышление и эвристическое, творческое воображение, интуитивность, озарение, иррациональная способность находить нестандартные решения. Наряду с решением типовых теоретических и практических задач, когда заранее известен алгоритм решения, приходится сталкиваться и с неординарными проблемами, требующими творческого подхода и выработки принципиально новых решений. Наиболее творческий характер носит деятельность изобретателя. К сожалению, процесс обучения инженеров не всегда реализует задачу формирования таких способностей, как правило, ориентируясь на выработку навыков алгоритмичных действий. Зачастую в наиболее сложных инновационных изобретениях, как и в научном открытии, главную роль играет интуиция, прорыв в неизвестное. Дальше – дело техники, методическая и планомерная проработка идеи, набор логических процедур.

В изобретении, проектировании, творчестве всегда происходит борьба нового со старым, будущего с прошлым, преодоление догматизма и инертности, консерватизма и традиционности. Создатели парохода (Фултон, 1803) и паровоза (Стефенсон, 1814) пробивались через насмешки, непонимание, косность и невежество. Наименьшие интеллектуальные усилия требует экстенсивный путь развития (путь наименьшего сопротивления). Он содержит меньше рисков, неизвестности.

Создание любого принципиально нового технического объекта – результат творчества. Человек живет в искусственно созданном мире техники, где миллионы видов изделий были когда-то кем-то впервые изобретены. Имена изобретателей древности история не сохранила, хорошо известны имена создателей наиболее значимых изобретений XVII – начала XX вв. Есть миллионы инженеров, выполняющих рутинную, однообразную, повторяющуюся работу. Но есть гении-одиночки, совершающие прорыв к новому. Великие изобретения также уникальны, несут печать авторства, как и произведения искусства. Даже в их названиях увековечены имена авторов: Эйфелева башня, автомат Калашникова, Дизель, Мартен и т.д. В ХХ веке имена изобретателей также мало известны обществу: усилилась тенденция изменения характера изобретательской и конструкторской деятельности: от индивидуального и авторского к коллективному и обезличенному. Но в любом случае, за каждым новым техническим решением скрыт творческий труд конкретных людей.

Востребованность инженерного творчества постоянно растет: все быстрее растут потребности в новых технологиях, все быстрее устаревают имеющиеся технологии, увеличивается сложность новой техники, усиливается требование к сокращению времени разработки инноваций. Возрастающая сложность технических устройств определяется увеличением количества деталей, используемых материалов и физических процессов.

Способность к творчеству, в том числе к техническому, во многом является врожденной, относится к задаткам. Но она также поддается развитию, зависит от грамотно организованного процесса обучения, от условий, стимулирующих или подавляющих творческую активность. Специалистами выработано множество методов инженерного творчества. Каждый метод представляет собой набор правил, позволяющих отыскать новое решение. На первый взгляд, это кажется несовместимым. Как эвристическую деятельность можно уместить в алгоритм? Как можно найти шаблонные правила поиска нешаблонных решений? Тем не менее, такие правила специалистами формулируются и среди инженеров понятие «алгоритм изобретения» не вызывает удивления.

Выделяют несколько этапов создания технического объекта, каждый из которых сопровождается соответствующим способом описания. Переход от одного способа описания объекта к другому выполняется на основе процедур абстрагирования и конкретизации.

1) Формулируется и описывается потребность, для удовлетворения которой создается изделие (определяется его функция).

2) Определяется и описывается техническая функция – физическая операция (преобразование вещества, энергии, информации), с помощью которой удовлетворяется потребность.

3) Формируется и описывается функциональная структура изделия. При этом для каждого элемента системы определяется его функция, его физическая операция с указанием входящего и исходящего потоков вещества энергии и информации.

4) Формулируется и описывается физический принцип действия, составляется принципиальная схема изделия, в которой место каждого элемента занимает конкретный физический объект.

5) Изделие конструируется, возникает техническое решение. Оно уже более конкретно, т.к. добавляются следующие признаки: форма и материал элементов, взаимное расположение элементов в пространстве, способы соединения элементов, последовательность взаимодействия элементов во времени, принципиально важные соотношения параметров.

6) Создается проект изделия. В нем уже указываются все параметры, необходимые для создания изделия, включая конкретные размеры и другие количественные показатели.

Таким образом, при движении от первого этапа к шестому происходит конкретизация, создаются все более подробные описания будущего изделия. Самое абстрактное первое описание может реализоваться множеством конкретных технических решений, каждое техническое решение может быть реализовано в нескольких проектах, но каждый проект ведет к изготовлению только одного конкретного вида изделий. Это наглядно проявляется в истории техники. Если возникала объективная потребность в определенном техническом изделии, а объективной в данном случае надо считать такую потребность, которая не зависит от отдельных людей, то многими изобретателями могли предприниматься попытки создать такое изделие. Одна и та же потребность у них могла привести к созданию принципиально разных технических решений. Испытания и практическое применение в итоге приводили к тому, что оставалось одно или несколько самых эффективных решений. А конкретные проекты уже были незначительными модификациями одного и того же удачного решения. 1

Современная сложная техника уже не допускает возможность изобретательской деятельности, основанной только на эмпирических знаниях, как это было во времена гениев-самоучек, требует глубоких и разнообразных теоретических знаний, исследований. И если раньше один человек мог совмещать функции изобретателя, конструктора, проектировщика, технолога, то в настоящее время углубляется дифференциация этих видов деятельности, специализация инженерной профессии. Выделяются ис­сле­до­ва­тель­ская, про­ект­ная, кон­ст­рук­тор­ская, тех­но­ло­ги­че­ская ин­же­нер­ная дея­тель­ность.

Какую роль играет эстетика в инженерном творчестве? Эстетика – наука о прекрасном. Прекрасное ощущается безотносительно возможности его утилитарного использования. Иными словами, прекрасным для человека может быть и то, что практически бесполезно. Даже в прикладном искусстве надо различать утилитарное назначение предмета и его художественное оформление. Часто при выборе товара потребитель жертвует функциональностью, практичностью в пользу эстетического критерия. Для людей не знакомых с задачами инженерного творчества может казаться, что эстетический критерий при создании техники принимается в расчет только во внешнем дизайне потребительских товаров. На самом деле эстетический критерий играет немаловажную роль и на этапе изобретения и конструирования изделия. Функциональная красота изделия может говорить о совершенном техническом решении, оптимальном, простом и одновременно эффективном. Наблюдение такого результата у самого изобретателя может вызывать эстетическое удовольствие подобное тому, какое испытывает человек обладающий вкусом от созерцания произведения искусства или картин природы. По аналогии следует заметить, что и при выборе той или иной теории в науке эстетический критерий также может приниматься в расчет. Красота теории может свидетельствовать о ее истинности. Хотя этот критерий не может быть основным в силу его субъективности. Понимание красоты у разных людей слишком различается.