ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Теоретические основы развития познавательной активности. Проблема познавательной активности личности в психологических исследованиях Проблема познавательной активности


В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательная активность является важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обусловливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности.


Активность - общая характеристика живых существ. Для человека активность всегда есть форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности, источник непрерывного развития в процессе онтогенеза.


Взгляды на природу активности изменялись в процессе развития самой психологической науки. Активность в своем становлении и развитии проходит ряд уровней, а познавательная активность относится к самому высокому, четвертому уровню (П.Я. Гальперин).


Проблему познавательной, или умственной, активности рассматривали в исследованиях Д. Б. Богоявленская, Д. Годовикова, Н. С. Лейтес, М. И. Лисина.


Понятие умственной активности используется Н. С. Лейтесом при раскрытии понятия одаренности. Н. С. Лейтес в своих работах делает вывод о качественном преобразовании умственной активности с возрастом.


В работах М. И. Лисиной познавательная активность рассматривается в контексте познавательной деятельности. Познавательную активность автор определяет как состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.


Большое значение и важное место среди исследований познавательной активности личности имеют работы Д. Б. Богоявленской. Результатом этих исследований стало раскрытие специфики познавательной активности обучаемых и ее содержательная характеристика.


Таким образом, все вышеупомянутые, а также некоторые другие авторы, занимавшиеся исследованием вопроса познавательной активности личности (Б. Г. Ананьев, Т. М. Землянухина, Т.А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие человека.


Целенаправленное развитие познавательной активности будущих специалистов - один из путей повышения уровня их подготовки. Познавательная активность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и важное условие его самореализации.


В современных условиях основная цель образования состоит в формировании компетентной, социально активной творческой личности. Поэтому возникает необходимость в создании такой воспитательно-образовательной среды вуза, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, а внедряемые в вузе методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции студента.


Федорович Наталья Яковлевна

дипломная работа

1.1 Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Главная функция учения для подрастающего поколения состоит в гностическом характере («гнозис» - знания), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками.

В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в учебной деятельности, где познание занимает центральное место, и от построения учебно-познавательной деятельности, от того, какое место занимает, в ней ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и интенсивность развития его личности. Формирование и развитие личности человека неотделимо от деятельности - формы его существования, в которой он создает себя.

Ещё К.Д. Ушинский, стремясь раскрыть движущие силы процесса обучения, считал, что «деятельность по своей сущности этого понятия... есть непременно борьба и преодоление препятствий... Никакая деятельность немыслима: а) без препятствия б) без стремления преодолеть эти препятствия, и в) без действительного преодоления их». Пассивная же деятельность, по его выражению, «не есть деятельность, а претерпевание деятельности другого».

Существуют разные подходы к определению понятия познавательная деятельность учащихся. Б.П. Есипов считает, что «познавательная деятельность - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками». Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».

Таким образом, деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование, есть познавательная деятельность.

Формирование познавательной деятельности школьников невозможно без развития такого качества личности, как познавательная активность.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что проблема развития познавательной активности школьников находилась в центре внимания педагогов и психологов достаточно давно. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятий «активность» и «познавательная активность».

В педагогике активность - это не просто действие, развитие, энергичность, это результат заинтересованности учащегося в познании, приобретении новых знаний, умений. Активность учащихся на уроке должна быть направлена в нужное русло, не просто, что бы ребенок быстро, энергично отвечал на вопросы учителя, а осознанно мог дать конкретную, интересующую информацию учителя по теме. Чтобы этого добиться, нужно заинтересовать ученика предметом, сформировать в нем потребность проявления познавательной активности.

Понятие «познавательная активность» в педагогике и психологии рассматривается рядом ученых. В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений.

Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Некоторые ученые, понимают познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, «познавательная активность» становится, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения». Именно на этом определении мы и будем опираться в нашей работе.

Анализ литературы показал, что можно выделить следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.

Таблица 1 Компоненты познавательной активности

компоненты

критерии

характеристики проявления

Эмоциональный

особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания

сила проявления

Нейтральное состояние Умеренное проявление Высокое проявление Очень высокое проявление

волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий

стремление, настойчивость, устойчивость (преодоление трудностей)

мобилизация сил концентрация внимания

Мотивационный

мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результат

отношение к заданию

скорость усвоения умственных действий (кол-во операций) Активно - творческая Активно - заинтересованная Нейтрально - активная Пассивно - негативная Активно - негативная

объем знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить

оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий)

включенность в деятельность позиция школьника 1. Самостоятельное включение 2. Включение при дополнительном внешнем стимулировании 3. Отказ от включения

Социальной ориентации

общественная направленность познавательной деятельности

социальная ответственность, осознанность смысла самообразования и самосовер- шенствования

направленность личности 1. Созидательная (на дело) 2.Потребительская (на получение общественного признания, оценки) 3.Утилитарно-прагматическая (на себя)

Так, например, положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности стимулирует развитие содержательно-операционного компонента и наоборот, значительный объем знаний умений и навыков создает позитивный настрой по отношению к учебной деятельности.

Фундаментальные исследования в области обучения школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.

В наше исследовании мы будем придерживаться точки зрения Т.И. Шамовой и рассматривать познавательную активность школьников как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.

Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников различных возрастных групп.

В настоящее время школа сталкивается с нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания, интеллектуальной пассивностью учащихся. Как пишет профессор Скороумова Е.А., данная проблема может быть решена путем оптимальной организации учебной деятельности, так как в учебной деятельности происходит становление и познавательной активности ученика.

Познавательной активностью психологи называют стремление человека к новым знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность заставляет искать и находить решение таких проблем, которые на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Зачастую она вызывает у человека новый интерес к тому, что уже вроде бы хорошо известно и кажется вполне понятным. Человек с более развитой познавательной активностью может увидеть что-то новое, интересное и непонятное там, где вроде бы все уже давно понятно и хорошо изучено.

Старший школьный возраст относят к числу переходных и критических периодов в развитии. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремление приобщиться к миру взрослых. Развитие познавательных интересов у старшеклассников имеет две стороны - количественную и качественную.

Количественные изменения проявляются в том, что старшеклассник решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменение, прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

По исследованиям В.А. Попова и О.Ю. Кондратьева среди российских старшеклассников наблюдается количественное и качественное снижение интереса к чтению. Только 7% старшеклассников читают художественную литературу. Это говорит о том что нужно разрабатывать новые методики направленные на развитие познавательной активности старшеклассников. Школа осуществляет важную функцию - подготовку ребенка к дальнейшей жизни, его социализации, воспитание нравственных и эстетических ориентиров. Перед учителем стоит сейчас важная задача - заинтересовать учащихся своим предметом, активизировать его познавательный интерес. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

рецензировать ответы товарищей;

оценивать ответы и письменные работы товарищей;

заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Также, при выборе тех или иных методов и форм обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Развитие познавательной активности невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как «потребность, побуждение, влечение…» При этом отмечает, важный показатель - «быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач». Мотив определяет направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.

Так, в старшем школьном возрасте преобладают:

1. Широкие познавательные мотивы - интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательный мотив - интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1-го класса во внеклассной работе

Исследование педагогических условий повышения спортивной мотивации

Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес...

Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку

Развитие познавательного интереса учащихся на уроке математики начальной школы с помощью сюжетных задач

сюжетный познавательный учащийся математика Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания...

Понятие познавательной активности Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов...

Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме "Основы компьютерной графики" на примере использования графического редактора GIMP

Понятие познавательной активности. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов...

Роль коммуникативно-прагматических аспектов в формировании межкультурной компетенции учащихся средствами английского языка

В основе богатства человеческой цивилизации лежит многообразие культур и языков, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. В современном мире проблема взаимопонимания становится очень важной с развитием политических...

Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

В данной главе проводится анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, уточняется сущность понятия «познавательная активность», обсуждается ее содержание, анализируется влияние некоторых психических процессов...

Ситуативные задачи как средства формирования личностных качеств младшего школьника

Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно...

Условия формирования спортивной мотивации спортсменов 15-16 лет

Формирование компонентов трудовой деятельности у детей 4-5 лет

Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью...

Формирование основ исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии

За последние годы в общеобразовательной школе наметились новые педагогические тенденции...

Формирование профессионально-познавательной активности студентов

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема познавательной активности студентов становится особенно актуальной. Чтобы определить, как формируется это качество в юношеском (студенческом) возрасте...

1

В статье рассматривается влияние педагогических подходов на формирование познавательной активности учащихся. Использование на уроках активных методов и приемов являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Дан обзор положительных сторон активных методов в современном учебном процессе. Реализация принципов активного обучения имеет большое значение так как в связи со стратегией развития образования,обучение носит деятельностный характер. Проблема познавательной активности рассматривается нами в контексте коммуникативного, исследовательского подхода. Совокупность данных подходов дает возможность в сотрудничестве учителя и ученика творить, искать, работать на высокие результаты и позволит уйти от репродуктивного способа информации и перейти на новый уровень взаимодействия в образовательном пространстве. Анализ и обобщение опыта педагогов позволяет сделать вывод, что описанные подходы обогащают знания и побуждают желание созидать и являются основой современного образования.

активная позиция

коммуникативная деятельность

взаимодействие межличностное

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан: введ. 2012. – 45 с.

2. Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования Республики Казахстан: введ. 2016 // Педагогические подходы и технологии к организации учебного процесса. – 2016. – 50 с.

3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. – URL: http://www.kipk.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).

4. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С. 2.

5. Штуканова Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // Начальная школа. – 2014. - № 11. - С. 2.

6. Жилина Л.И. Лото для устного счета // Математика в школе. – 2000. - № 5. - С. 3.

7. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 296 с.

8. Уровни познавательной активности: учебное пособие / Т.И. Шамова. – М.: Просвещение, 2005. - 286 с.

Все изменения в сфере образованияи науки в настоящее время направлены на достижение главной цели --- качественного обучения для каждого. Новый взгляд в образовании признан обеспечить возможности выбора программ обучения в соответствии с необходимостью обновления знаний и умений в любой области и максимальной адаптации к любым изменениям. Обучающиеся в двадцать первом веке требуют других навыков для того, чтобы взаимодействовать с миром завтрашнего дня. Образование является долгосрочной стратегией для успешного участия в современной конкуренции. Учителю необходимо перестроить обучающихся - перейти от запоминания информации к ее осознанию и, что немаловажно, к применению этих знаний в различных аспектах. Знание современных методик - необходимое условие учебного процесса. В связи со всеми изменениями в образовании наиболее актуальными являются коммуникативная, деятельностная, исследовательская методики. Главные черты данных методик включают в себя не только учебный, но и познавательный, развивающий, воспитательный аспект. Данные методики применяются в различных способах обучения, но имеют много сходного, так как строятся на идентичных принципах. Особенностью коммуникативного метода является организация обучающегося общения. Навыки аудирования, говорения, чтения и письма являются основными в коммуникативной деятельности. Отработка данных навыков особенно продуктивна при организации группового взаимодействия, где весь материал используется в ситуативных диалогах. При такой организации обучающиеся понимают основное содержание беседы, текста, представляют точку зрения, участвуют в обсуждении, соблюдая речевые нормы . В соответствии с коммуникативным подходом процесс обучения должен включать задания, способствующие формированию умений общения и режимов работы, адекватных условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа) . Так, например, на уроках естествознания проявление навыков взаимодействия можно проследить через организацию исследовательской деятельности.

Приведем пример. В разделе об изучении животных предложить задание развивающего характера на тему: «Сколько весит слон?». Исследование проводится на этапе закрепления нового материала. Цель исследования: «Какой предмет движется быстрее (который полегче или потяжелее?». Ресурсами могут выступать: весы - безмен, баскетбольный и футбольный мячи, пакет. Ставим перед учащимися задачи исследования:

1) произвести взвешивание мячей;

2) одновременно привести их в движение;

3) сделать вывод, какой мяч движется быстрее.

Учащиеся должны выдвинуть гипотезу, выбрать ресурсы, составить план исследования. И сам ход исследования основывается на практическом взаимодействии всех участников группы. Дети при помощи безмена и пакета взвешивают волейбольный и баскетбольный мячи. Результаты записывают. Затем на полу приводят толчком их в движение. И наблюдают, какой мяч быстрее движется. При этом учителю важно научить детей правилам групповой работы: каждый член группы знает и исполняет роли спикера тайм-менеджера, эксперта и т.д. В результате дети придут к выводу, что из двух предметов, разных по массе, если их толкнуть с одинаковой скоростью, быстрее будет двигаться мяч, который полегче. В данном случае прослеживается деятельностный подход. Деятельностный подход заключается в том, что учащийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков, и навыков широкого спектра. Деятельность учащихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать» .

Необходимо сохранить параметры процесса коммуникации - это деятельностный характер поведения на всех уроках, поведения учителя, ученика, как субъекта общения и учения, ситуации общения с учетом речевых навыках. Это основные качества взаимодействия, носящие деятельностный характер, мотивированность обучающихся, содержательность, целенаправленность. Если эти параметры методически интерпретировать, процесс развития навыков речевой деятельности достигнет наивысших процентов в качестве обучения. Очевидно, что процесс обучения, обладающий указанными характеристиками, будет существенно отличаться от традиционного. Он будет коммуникативным.

Тесно перекликающийся с коммуникативным, исследовательский подход ассоциируется с самостоятельной деятельностью детей. Следовательно, запускается процесс любознательности, самообучения и саморазвития.

Главной отличительной особенностью данных методов является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а функциональных, творческих знаний. На уроках важно включать задания, направленные на овладение умениями анализа, обобщения, сравнения, поиск проблем. Свойство, которое характеризует мышление человека - это умение видеть проблему. Способ организации поисковой деятельности с элементами творчества есть сущность исследовательского метода, который тесно перекликается с коммуникативным. Учащихся необходимо учить решать проблемы при организации постепенного возрастания сложности заданий, проектов. Функция исследовательского метода обеспечивает овладение научным познанием, чертами творческой деятельности, формированием интереса. Считаем, что образовательные задачи данных подходов осуществляются путем создания развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимул для саморазвития.

Основные требования:

Опираться на собственный опыт ребенка, т.е. аутентичный характер обучения;

Обучение в действии;

Побуждение к экспериментированию.

Предлагая различные области для изучения, мы расширяем круг заинтересованности и глубокого изучения темы любой направленности.

Таким образом, мы запускаем процессы развития мышления: навыки высокого порядка - анализа, синтеза, оценки исследования.

Данная деятельность ориентирует школьника на творческую деятельность. И невольно происходит отказ от традиционных знаний и умений, поскольку исследование всегда выступает как поиск, анализ оптимальных вариантов. И весь процесс происходит в групповом обсуждении. Так как межличностное познавательное общение и взаимодействие в группах - это качественное восприятие любого материала, на любом уроке.

Особенность данного метода - активизировать обучение, передавая инициативу ребенку к самостоятельной организации учебной деятельности.

Для этого ученика необходимо познакомить со схемой исследования. Учащиеся многократно повторяют действия: выдвигают гипотезы, планируют наблюдение или эксперимент, анализируют результаты, делают выводы, классифицируют, создавая графики, и получают информацию. Ну а задача учителя - сформулировать цель исследования через постановку проблемной ситуации.

В данных подходах ключевое место занимает категория «деятельности», а деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Реализовать данные подходы возможно при любой программе. Главный принцип - добывать знания самостоятельно. Деятельностный подход - подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе .

Учащимся предлагается тема и цель исследования. Содержание остальных этапов исследования дети продумывают самостоятельно, работая индивидуально, в парах, в группах.

Ниже предлагается примерный вариант ведения исследования. Например:

Цель: узнать, как получается улыбка?

Гипотеза: допустим, что в улыбке участвуют не только губы, но и другие части лица. Проверим. Учащиеся проводят сбор информации с помощью эксперимента и наблюдения. Затем учащиеся указывают в таблице источники информации. Оборудованием могут служить простые материалы - зеркальца.

Важный процесс исследования это обработка данных: обсуждение информации, полученной при проведении эксперимента. Затем этап предоставления информации. Это могут быть таблицы, схемы, пиктограммы, кластеры, сообщения, электронная презентация, реферат, стенгазета, статья.

Делают вывод, что в улыбке участвуют не только губы, но и глаза, брови, лоб, нос, щёки, подбородок.

Здесь можно предложить учащимся провести ещё один эксперимент и улыбнуться только глазами, только губами. Получится ли полноценная улыбка? Ведь улыбка - это не только мимика лица, губ или глаз, но и отражение душевного состояния человека. Поэтому улыбка может быть разной. Например, радостной, скептической, унылой, печальной, скорбной, ехидной, снисходительной и т.д. Здесь можно продолжить эксперимент с зеркалом.

На этапе рефлексии дети обсуждают, что получилось, не получилось; степень удовлетворения проделанной работой; в таблице обводят соответствующий смайлик.

После проведения исследования учитель может предложить детям караоке «Улыбка».

Карта исследования

Известно, что в памяти человека запечатлевается 90 процентов того, что он делает, до 50 процентов того, что видит, и только 10 процентов того, что слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в действие. Это показывает целесообразность активных методов .

Данная деятельность связана с поиском познавательной задачи с неизвестным решением. Эта деятельность не регламентирована какими-либо установками. Она должна быть свободна, с долей импровизации. Применение таких заданий в исследовательской деятельности развивает стремление наблюдать, ведь поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка. Конечно, на первых порах от детей требуется наименьшая самостоятельность. По мере накопления знаний степень самостоятельности должна возрастать. Говоря о плюсах самостоятельной исследовательской деятельности, необходимо помнить, что в образовательных программах есть информация, которая носит репродуктивный характер. А самостоятельное исследование требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений. Оптимальным вариантом будет сочетание традиционного изложения материала с включением проблемных ситуаций, элементов эксперимента и так далее. Залог ее успеха - в наличии устойчивой учебной мотивации. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь большое значение. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самостоятельной работе.

В ходе учебного процесса важно создавать условия для возникновения ситуации успеха: знакомство с новой информацией через познавательные противоречия, творческие задания, замысловатые головоломки, проблемные ситуации.

Другим элементом работы является использование нетрадиционных форм проведения занятий с детьми, среди которых особое место занимают нетрадиционные уроки, в том числе с использованием информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), интегрированные уроки, предметные недели и олимпиады, смотры знаний. Обучение протекает более успешно, если школьники вовлечены в активную самостоятельную творческую деятельность.

Поэтому в учебном процессе важно использовать проектную технологию .

Сущность метода проектов состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сами определяют конкретную интересующую их практическую цель, составляют, проектируют план достижения, самостоятельно осуществляют деятельность, а затем представляют ее результаты. Проектная деятельность - одна из ведущих в современной действительности. Это некое отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Проектирование - серия алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Проект связан с прогнозированием, а поэтому может служить эффективным инструментом развития интеллекта, творческих способностей и познавательных интересов детей, создания атмосферы сотрудничества и сотворчества. Данный метод в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи: организовать деятельность, воспитывать терпимость, развивать воображение, расширить кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемных задач проекта предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

«Человек рожден для мысли и действий», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой .

Школа должна предложить школьникам возможность освоения знаний на максимальном уровне. Школа создает атмосферу доброжелательности, ориентированную на реализацию идей сотрудничества, развитие форм общения. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности и может играть значительную роль в структуре личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обусловлено рядом условий: уровнем развития интереса, характером, местом познавательного интереса, среди других мотивов и их взаимодействие, связь с жизненными планами и перспективами . Характер общения - поисковый. Для того чтобы знания были результатом поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную активность, координируя учебный процесс. Мы приходим к выводу, что наиболее актуальными становятся педагогические подходы, основными чертами которых выступают:

Активная позиция обучающихся;

Ориентация обучающихся на самостоятельное освоение опыта;

Развитие познавательных возможностей;

Познавательная рефлексия;

Самостоятельный выбор принятия решений;

Оценочная деятельность;

Процесс обучения носит творческий характер;

Позиция педагога как «равноправного партнера».

Совокупность данных черт дает возможность в сотрудничестве учителя и ученика творить, искать, работать на высокие результаты и позволит уйти от репродуктивного способа обучения, ненужной информации и перейти на новый уровень взаимодействия в образовательном пространстве. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы . В познавательной деятельности мы исходим из того, что она представляет сложную систему в качестве структурной единицы, в которой можно выделить познавательное действие. Мы имеем в виду осознанный целенаправленный результативно завершенный познавательный акт, связанный с решением задачи. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего и осознается само действие, ведущее к достижению цели . Обобщение опыта педагогов, анализ методики и приемов позволяют сделать вывод, что исследовательская деятельность, коммуникативный подход несут в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивают мышление, обогащают знания и словарный запас, побуждают желание созидать. Активность детей так или иначе зависит от активности педагога. И в процессе такой активности формируются различные интеллектуальные способности, важные в учебном процессе: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

В конечном итоге результатом должно стать воспитание конкурентоспособного выпускника. Такой выпускник ставит перед собой цели, решает жизненные задачи и отвечает за свои поступки. Чтобы достичь этой цели, учителя должны понимать, что педагогический процесс является совместной деятельностью в условиях глобальных изменений, происходящих в современном мире, а человек с такими качествами всегда востребован. Именно поэтому описанные подходы являются основой современного образования.

Библиографическая ссылка

Климбей Л.В., Ядрова Н.В., Нуржанова Р.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27253 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Учителя-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, их последователи и другие опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.

Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.. Вся трудность противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение И. Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели».

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие -> запоминание -> сохранение -> воспроизведение -> интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую и т.д.

Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия, разность отражается в уровнях {степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поиско-исполнительскую и творческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают - думая, наблюдают - думая, читают - думая, выполняют практические задания - думая.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения, создавать на уроке проблемную ситуацию.

Вообще методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, грани между ними относительны. Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методой выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы (два варианта) методов: проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно - иллюстративные). Зверев И.Д. и А.Н. Мягкова, характеризуя школьную лекцию, рассказ учителя, работу с экранными пособиями и раздаточным материалом по биологии, пишут, что эти методы «используются как в объяснительно - иллюстративном, так и в проблемном плане»

ТИ. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов.

Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предмета и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ. И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника. Таким образом, познавательную активность можно охарактеризовать как личностное свойство , которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом, в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенности учащихся, развивающееся по определенным уровням (таблица 1.)

познавательный активность педагогический технология

Таблица 1 - Уровни познавательной активности учащихся

Основание для классификации

Методический подход (по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Нулевая активность. Пассивность ученика, предпочитает режим давления со стороны педагога

Репродуктивно-подражательная активность. Опыт учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Поисково-исполнительная деятельность. Ученик не просто принимает задачу, а сам отыскивает средства её выполнения

Интерпретирующая активность. Выявление смысла, стремление познать связь меду явлениями

Исполнительская активность. Наработки привычными приемами учебных действий обеспечивают быстрое восприятие уч. задачи и самостоятельность в ходе решения.

Творческая активность

Творческая активность

Творческая активность

Задачи м.б. поставлена самим школьником, избираются нестандартные пути решения

Попытка найти новый способ решения

Готовность ученика включится в нестандартную уч. ситуацию, поиск новых средств для решения задач.

Познавательная активность младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни (ФГОС, 2009).

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета; способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности (Демидова, 2009).

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведённые физиологами и психологами исследования доказывают, что ребёнок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Д. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания (Дьюи, 1980).

Исследованию познавательной деятельности учащихся посвящены труды многих ученых, среди которых Л.И. Божович, В.А. Крутецеий, А.Н. Леонтьев, А.К. Марков, Г.И.Щукина, П.М. Якобсон, Н.Ф Виноградова и др.

Виноградова Н.Ф. дает такое определение познавательной деятельности – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность необходима человеку, чтобы он смог раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни ( Виноградова 2007 ).

Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность. В своих исследованиях Г.И. Щукина, указывает на то, что основная активность младших школьников проявляется в познавательной деятельности в школе, которая является необходимым этапом подготовки молодых поколений к жизни. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Исходя из мнения Г.И. Щукиной, активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Педагог указывает на тот факт, что активность не спонтанное проявление личности. Это целеустремленное социальное образование, в деятельности и в общении черпающее свои ресурсы. (Щукина, 1979).

Само слово «активность» в словаре русского языка С.И. Ожегова даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность» (Ожегов, 1984).

Основы современного понимания природы активности человека заложены в работах Л.С. Выготского, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, и др.

По мнению А.Н. Леонтьева и П.А. Лебедева активность личности характеризуется стремлением субъекта выходить за собственные пределы, способностью расширять сферу своей деятельности, действуя за границами требований ситуаций и ролевых предписаний, при этом он подчеркивал, что активность обусловлена наличной целью субъекта.

Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Развитие познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Поэтому своими корнями история развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Активность учащегося проявляется в волевых действиях, деятельном состоянии, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы (Абасов, 1989).

Для развития познавательной активности на внеурочных занятиях в работу учителя необходимо включать: игры, игровые упражнения, разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, информационное лото, прохождение лабиринтов, виртуальные экскурсии, путешествие в страну сказок, тренинги для развития интеллектуально – творческих способностей детей. Чрезвычайно важно добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта (Громцева, 1983).

Познавательная активность по К.Д.Ушинскому - это организация учителем последовательных умственных действий учащихся, направленных на формирование осознанной потребности в получении знаний и устойчивого мировоззрения.

Ушинский К.Д. впервые дал целостную картину развития познавательной активности школьников. Он считал, что в процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, которые выражаются в сознательной целеустремленности. Именно активная деятельность ребенка в процессе учения, по мнению К.Д. Ушинского, становится решающим фактором его эстетического, интеллектуального и этического воспитания и развития. Ушинский К.Д. указывал на то, что процесс получения знаний должен стать потребностью ученика (Ушинский, 1968).

Коменский Я.А говорил, что всеми возможными способами воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению означает пробуждение у обучающихся познавательного интереса, который является основным мотивом познавательной деятельности. При этом через всю работу великого дидакта проходит мысль о том, что «нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу, как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более в будущей жизни». Отсюда следует, что процесс обучения по Я.А. Коменскому должен опираться на потребности общества и быть ориентирован на применение в конкретной жизнедеятельности. Именно это побуждает ученика овладевать знаниями, способствуя развитию его познавательной активности (Коменский, 1982).

В России взгляды Я.А. Коменского, Д. Локка и И.Г. Песталоцци нашли поддержку в лице многих педагогов, отождествляющих познавательную активность с потребностью к обогащению ума и сердца. Такая серьезная попытка осмыслить проблему была предпринята К.В. Ельницким, К.Д. Ушинским, П.Ф.Каптеровым.

Красновский Э.А. даёт познавательной активности совершенно особое определение. Он считает, что проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения (Красновский, 1989).

Так, М.А. Данилов утверждал, что познавательная активность - это живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания (Данилов, 1971).

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора (Щукина, 1988).

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Если ребенок не проявляет познавательной активности, то мы не сможем развивать познавательный интерес, значит ему не интересно.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили.

Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» или «неинтересно» – основные критерии оценки урока. На вопрос "Что тебе нравится в школе?" значительная часть школьников любого возраста отвечает: «Интересно учиться», «интересно каждый день узнавать новое...».

В начальной школе мотив познавательного интереса является главным по отношению к другим мотивам: социальным (хочу быть полезным), образованным, умным, хочу все знать (Маркова, 1983).

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

Развивать познавательный интерес необходимо и в учебной и во внеурочной деятельности. Очень важна система интеграции содержания учебных дисциплин в более свободную практику их применения (Дорофеенко, 1961).

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения (Ушаков,1940)

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поиском интересующей его информации (Прыгунова, 2003).

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. А.В. Сластенин отмечает, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью (Сластенин, 2004).

Познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника.

Если мы признаем, что познавательный интерес - значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению (Савина, 1989).

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного активности и познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникативные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для младшего школьника (Барсуков, 1978).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной активности. Основываясь на выше изложенных определениях, мы можем констатировать, что познавательная активность это деятельность ученика, в стремлении к эффективному овладению знаниями, проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. В результате исследования понятия познавательная активность мы сделали вывод, что познавательная активность учащихся младших классов это непрерывный процесс получения новых знаний, формирование интереса к учению, самостоятельную целенаправленную познавательную деятельность с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения. Развитие познавательной активности школьников одно из основных направлений совершенствования воспитательного процесса в школе.