ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Использование технологии симуляционного обучения на занятиях в медицинском колледже. Секция C

на занятиях в медицинском колледже

Акцентируя внимания на профессионализме будущего медицинского работника возникает необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Учитывая определенные проблемы при подготовке среднего медицинского персонала, в частности, медицинских сестер. Среди них: страх выпускников перед пациентами, недовольство пациентов приобщении с неопытным персоналом, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры. Нельзя не обратить на внимание на недостаток времени для отработки каждого практического навыка, что ведет к высокому риску для здоровья пациента.

Выходом из сложившейся ситуации является создание современных кабинетов практических кабинетов с необходимым комплектом оборудования для выполнения сестринских манипуляций. Важно совершенствовать педагогические технологии обучения, применяя такие, как игровые технологии, контекстное обучение, метод решения ситуационных задач.

Наиболее современным методом обучения студентов практическим навыкам деятельности является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала.

В переводе с латинского термин симуля́ция (simulatio - видимость, притворство) - создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы. То есть это понятие изначально уже использовалось в медицине. Но если есть пациент, симулирующий болезнь, то может быть и медицинский работник, симулирующий лечение. Хотя симуляционное обучение активно начало использоваться еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могли привести к трагическим последствиям. Это авиация, атомная энергетика, железнодорожный транспорт. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развиваться в 70 – е годы и на сегодняшний день является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования.

Переход от знаний к умениям, а затем навыкам подразумевает обучение специалистов среднего медицинского звена с внедрением в обучающий процесс системы симуляции или моделирования определенных ситуаций.

Большую роль в достижении поставленной цели может сыграть применение на практических занятиях медицинских фантомов. Одно из объяснений понятия фант о м (франц. fantome, от греч. phantasma – видение, призрак) дает Большая советская энциклопедия: модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием.

Основная задача медицинских фантомов - создание клинических ситуаций, максимально приближённых к реальным, происходящим в жизни ситуациям. В Московском областном медицинском колледже № 1 на практических занятиях по профессиональным модулям студенты до начала производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях должны овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовыми манипуляциями в соответствии с программой практических занятий. Преподавателями осознаётся острая необходимость в правильности выстраивания учебного процесса в колледже с учётом освоения студентом в полном объеме теории и отработки на манекенах и тренажёрах-фантомах манипуляций и клинических приемов.

Занятия в колледже выстраиваются по определенному алгоритму. На первом этапе студенты получают теоретические знания. На втором овладевают практическими навыками. Третий же этап посвящен отработке практических манипуляций в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на вмешательства студента). Обучающиеся под руководством преподавателя путем многократного повторения и разбора ошибок добиваются совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом, работы в команде, освоения общих и профессиональных компетенций.

Приведем примеры учебных ситуаций, поставленных перед студентами и нацеленной на отработку манипуляций, применяемых в нашем колледже.

Учебная дисциплина: «Основы реаниматологии» (итоговое практическое занятие).

Учебная ситуация: Пациент А. поперхнулся оливкой. Человек хрипит, не может сделать вдох, кожные покровы начинают синеть.

Задача: Оказать неотложную помощь пострадавшему.

Условия проведения манипуляции: Один студент выполняет манипуляцию, остальные наблюдают за его действием и по окончании комментируют допущенные ошибки. Данную манипуляцию выполняет каждый студент по очереди.

Этап №1.

Для оказания помощи человеку, используя соответствующий тренажёр-фантом, студент должен выбрать способ извлечения инородного тела, применить этот способ на практике.

В данной ситуации студенты закрепляют приём Геймлиха.

А) Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся, если он еще на ногах и не потерял сознания:
1. Студенту необходимо встать за спиной пострадавшего, обхватив его руками.
2. Сжать одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положить ее на живот пострадавшего на уровне между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота).
3. Ладонь другой руки положить поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак вдавливать в живот.

Руки при этом нужно резко согнуть в локтях, но грудную клетку пострадавшего не сдавливать.

4. При необходимости прием повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Б) Пострадавший без сознания, или к нему нельзя подойти сзади:
1. Положить пострадавшего на спину.

2.Сесть верхом на бедра пострадавшего, лицом к голове.

Положить одну руку на другую, поместить основание ладони нижней руки между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота).

3. Энергично надавить на живот пострадавшего в направлении вверх к диафрагме, используя вес своего тела. Голова пострадавшего не должна быть повернута в сторону.

4. Повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Этап №2.

В случае неудачи извлечения инородного тела, у пострадавшего

происходит остановка сердца и дыхания. Студенты (I способ – 1 человек, II способ - 2 человека), используя соответствующий тренажёр-фантом должны провести сердечно-лёгочную реанимацию. Тренажёр-фантом последнего поколения показывает правильность выполнения данной манипуляции при помощи соответствующей индикации, что позволяет студенту своевременно исправить неверные действия.

1. Студент должен проверить признаки клинической смерти у пострадавшего:

Пульс;

Дыхание;

Реакцию зрачка на свет;

Реакцию «кошачий глаз».

2. Выдвинуть нижнюю челюсть пострадавшего.

3. Очистить ротовую полость пострадавшего.

5. Сделать 2 выдоха в рот пострадавшему.

6. Найти правильное положение для рук (на 2 пальца выше мечевидного отростка, уложить основание ладони на грудину пострадавшего). Сделать 30 резких надавливаний.

7. Через 5 циклов: проверить наличие пульса. При отсутствии пульса продолжать делать надавливания.

Этап №3.

При восстановлении сердечной деятельности и дыхания пострадавшего, необходимо ввести венозный катетер и при помощи него ввести лекарственные препараты для поддержания сердечной деятельности, используя соответствующий тренажёр-фантом.

Студент самостоятельно выбирает необходимые оснащение (представленное на манипуляционном столике).

1. Студент должен проверить целостность упаковки и сроки хранения катетера.

2. Наложить жгут пострадавшему на 10-15 см выше предполагаемой зоны катетеризации.

3. Обработать пострадавшему место катетеризации кожным антисептиком в течение 30-60 секунд и дать высохнуть самостоятельно.

4. Зафиксировать вену, прижав ее пальцем ниже предполагаемого места введения катетера.

5. Взять катетер и снять защитный чехол.

6. Ввести катетер на игле под углом к коже 15 градусов, наблюдая за появлением крови в индикаторной камере.

7. Уменьшить угол наклона иглы-стилета при появлении крови в индикаторной камере и ввести иглу в вену на несколько миллиметров.

8. Зафиксировать иглу-стилет, а канюлю медленно до конца сдвинуть с иглы в вену (иглу-стилет полностью из катетера пока не удалять).

9. Снять жгут.

10. Пережать вену на протяжении для снижения кровотечения и окончательно удалить иглу из катетера.

11. Снять заглушку с защитного чехла и закрыть катетер.

12. Зафиксировать катетер на конечности.

13. Ввести 1 мл 0,1% адреналина.

Данная ситуация направлена на закрепление у обучающихся профессиональных умений:

    Выработка правильного алгоритма действий для оказания помощи пострадавшему.

    Выбор необходимой манипуляции в зависимости от результата предыдущей манипуляции.

    Выбор необходимого медицинского оснащения в зависимости от манипуляции.

    Выполнение манипуляций в одиночку или с напарником.

    Формирование уверенности в своих действиях при оказании помощи пострадавшему.

    Анализ действий других студентов и взаимопомощь.

Комплексное использование тренажёров-фантомов позволяет объединить в единое целое медицинских вмешательств теоретические и практические знания, разрозненные манипуляции, способствует выработке уверенности в своих действиях, повышению интереса и мотивации студентов к обучающему процессу.

Список использованной литературы


1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ – ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ // Фундаментальные исследования. – 2015.

2. Журнал Виртуальные технологии в медицине, №2, 2015


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.medsim.ru/
2. http://www.ugrasu.ru/
3. http://www.medsim.ru4.

4. http://стенды-плакаты.рф/Fantom.htm

Данная статья посвящена симуляционным технологиям в обучении будущих медицинских работников среднего звена. Применение симуляционных технологий призвано повысить эффективность учебного процесса, уровень профессионального мастерства и практических навыков медицинских работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симуляция как безопасное и эффективное обучение медицинских работников

г.Москва

ГБПОУ ДЗМ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования перед всеми российскими средними учебными заведениями стоит задача освоения научно-методических подходов в области образования и воспитания студентов в соответствии с требованиями нормативных документов. В целях реализации компетентностного подхода, преподаватели медицинских колледжей должны использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Для специалистов среднего звена в сфере здравоохранения, ключевую роль играет использование студентами знаний в практической деятельности. Клиническая симуляция, как метод активного обучения, может быть отличной образовательной тактикой для достижения результата, как если бы обучающийся был у постели пациента, и она широко применяется при обучении медицинских сестер.

По требованиям, предъявляемым к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, будущие медицинские работники должны обладать профессиональными компетенциями: квалифицированно оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах и оказать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях, поэтому симуляция, как метод обучения позволяет приобрести студентам бесценный опыт.

Обучение медицинских работников становится все более и более сложной задачей, так как медицинской сестре приходится вести тяжелых и инкурабельных пациентов в очень сложных условиях. Преподавателям становится все сложнее находить подходящие условия для имитации профессиональных ситуаций, чтобы подготовить медицинских сестер к практике, требующей профессиональных знаний и умений. Существует явный провал между клинической практикой и теоретическими знаниями, которые даются в процессе первичной подготовки медицинских сестер, но его можно заполнить с помощью симуляции.

Симуляция - это рекомендованная тактика безопасного обучения клинической практике, так как первичное обучение с участием реальных пациентов ограничено такими факторами, как короткая госпитализация, тяжелое состояние пациента, недостаток сестринского персонала и особый акцент на предупреждение медицинских ошибок и предотвращение развития внутрибольничных инфекций. Тем более что приобретение профессионального мастерства студентами путем проб и ошибок у постели пациента, неизбежно подвергает риску его жизнь и здоровье. Поэтому в настоящее время все меньше пациентов, готовых принимать пассивное участие в учебном процессе, а на передний план выходят симуляционные технологии.

Цель симуляции – это дальнейшее совершенствование мастерства студентов, закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе профессионального обучения, стимулирование творческого роста студентов.

Задачи симуляции:

1. Повышение интереса студентов к своей специальности и ее социальной значимости.

2. Развитие способностей самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

3. Проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Симуляция позволяет студентам получить тот опыт, который пригодится в очень редких случаях, но при этом навык нужен обязательно. В отличие от обычных условий учебной комнаты, симулятор позволяет студенту думать в экстремальных ситуациях, спонтанно и активно, а не пассивно запоминать информацию. В процессе симуляции можно создавать предсказуемую учебную среду, которая позволяет проводить обучение в «реалистичных» условиях, в режиме реального времени, используя настоящие клинические приборы и расходные материалы.

Можно сочетать симуляцию с обучением работы в команде, сестринскому уходу и оказанию доврачебной помощи, как с участием актеров, так и с использованием симуляторов. В процессе симуляции, обучающиеся могут продемонстрировать свои навыки и порефлексировать о своих недостатках, ошибках и способах их разрешения. Обсуждая свои сильные стороны и сформированность профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, они приобретают практический опыт.

1

Проведен анализ проблемы симуляционного обучения в медицинском образовании на современном этапе. Представлена схема интеграции системы симуляционного обучения в учебный процесс у студентов I–VI курсов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия», которая применяется в созданном Центре практических навыков СтГМА. Обосновывается необходимость создания крупных многопрофильных учебно-методических подразделений в формате учебно-симуляционных центров клинической подготовки студентов и молодых специалистов в медицинских вузах, с реализацией в учебном процессе четко определенных кластеров практического тренинга на всех этапах обучения, в том числе и довузовского. Особо подчеркивается важность применения симуляционных технологий в обучении крупных контингентов студентов.

симуляционное обучение

центр практических навыков

1. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad Med J. - 2008. - №84 (997). - Р. 563-570.

2. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission / P.E. Ogden, L.S. Cobbs, M.R. Howell, S.J. Sibbitt, D.J. Di-Pette // Am J Med. - 2007. - № 120 (9). - Р. 820-824.

3. National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs / Y. Okuda et. al. // Acad. Em. Med. - 2008. - №15. - Р. 1-4.

4. Pratt D.D. Five Perspectives on Teaching in Audit and Higher Education // Melbourne, FL Krieger Publishing Co. - 1998. - №83. - Р. 103.

5. The effect of hi-fisimulation on educational outcomes / D.L. Rodgers et. at. // Simulation in Healthcare. - 2009. - №4. - Р. 200-206.

6. Med Teach London / S. Barry Issenberg et. al. - 2005. - Vol. 27, lss. 1. - Р. 10.

Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отрасли выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников.

Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой, нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, ‒ во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения.

При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. В последние годы ситуация усугубляется повсеместным внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе.

В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. Это мы хотим подчеркнуть именно для студентов, начиная с I курса, а не только для отдельных групп врачей-ординаторов и интернов.

В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.

Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов XX века. Использование симуляторов,манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы .

Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

Однако в доступной нам литературе мы нашли мало убедительных данных об использовании симуляторов в линейных программах обучения студентов . Новые государственные образовательные стандарты, «подзаконные» акты совершенно не определяют роль и место симуляционного обу-чения в учебном процессе, не определена методика и дидактика обучения.

Каждый вуз, двигающийся в этом направлении на свой «страх и риск» решает сейчас вопросы комплектования и организации работы симуляционного обучения, нередко испытывая сопротивление даже в своих коллективах - недостаточно развита еще доказательная база эффективности применения симуляторов, высока их стоимость, значительны временные затраты и сопротивление переменам, но процесс создания центров симуляционного обучения осуществляется, в том числе и в медицинских вузах .

Первые скромные шаги в работе центра практических навыков Ставропольской государственной медицинской академии показали целесообразность инвестирования материальных средств в воплощение идеи создания центра и получили положительный отклик у многих представителей профессорско-преподавательского состава нашей академии.

Теперь ясно, что роль центра не будет сведена лишь к помещению, оборудованному специальными фантомами. Центр - это учебно-методическое подразделение, где будут отрабатываться не только отдельные практические навыки и манипуляции, но и будут осуществляться учебно-методическая работа, научный поиск, экспериментирование в технологиях преподавания с выходом на клинические базы и параклинические кафедры. Таким образом, в идеале, это путь к созданию единого учебно-симуляционного центра клинической подготовки студентов и молодых специалистов, где будут реализовываться четко определенные кластеры практического тренинга на всех этапах обучения, в том числе и довузовского.

Эти основные кластеры видятся нам следующим образом: «экстренная медицина», «уход за больными», «педиатрия - неотложная помощь, уход за детьми», «анестезиология и реанимация», «хирургия и лапароскопия», «акушерство и гинекология». В настоящее время центр начал полноценную работу с нового учебного года по установленному регламенту.

Первым этапом, через который будут проходить студенты в учебном центре, является теоретическая подготовка - это специально разработанный специальный курс по одному из разделов медицины. Например, это рекомендации по базовой или расширенной реанимации - Guidelines ERC или AHA 2005.

После этого студенты переходят в учебные залы для освоения практических навыков, где по темам собраны тренажеры для отработки отдельных медицинских манипуляций: сосудистый доступ, восстановление проходимости ВДП, сердечно-легочная реанимация, пункция пневмоторакса, иммобилизация и транспортировка, катетеризация мочевого пузыря, промывание желудка, уход за стомами и катетерами, аускультация, гинекологические и акушерские манипуляции.

Затем следует этап компьютерной имитации, когда в условиях класса студент должен пройти определенные модули интерактивной учебной программы (остановка сердца, нарушения дыхания, аритмии, отравления и передозировки, метаболические нарушения и терморегуляция).

А затем, имея теоретическую подготовку (первый этап), владея практическими навыками (второй этап) и отработав виртуальный алгоритм лечения неотложных состояний, студент попадает в симуляционную часть центра (имитация палаты), где в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на его вмешательства), он путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства своих психомоторных навыков, навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде.

Студенты младших курсов, которые готовятся к сестринской практике, до работы в стационаре должны овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовым реанимационным комплексом и основами оказания неотложной помощи при основных критических состояниях (удушье, гипертонический криз, обморок и т.д.) Это необходимо для того, чтобы студент чувствовал себя увереннее при работе с пациентами, т.е. учебный процесс в центре будет построен так, чтобы студент к моменту перехода на клинические кафедры в полном объеме освоил в теории и отработал на манекенах и симуляторах манипуляции и клинические приемы согласно требованиям государственных образовательных стандартов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия». Например: в настоящее время преподавание дисциплины «Реанимация и интенсивная терапия» на педиатрическом факультете проводится на 3-й курсе (2 часа - обучение СЛР), на 5-м курсе в 10 семестре (догоспитальный этап оказания неотложной помощи при наиболее частой патологии в объеме 24 часов) и 6-м курсе в 11-12 семестрах (госпитальный этап оказания неотложной помощи в объеме 36 часов). Имеется и лекционный курс. Согласно решению Ученого Совета Ставропольской государственной медицинской академии для улучшения овладения практическими навыками у постели больного одобрена практика по скорой и неотложной помощи у студентов 6-го курса педиатрического факультета (одно ночное дежурство).

Согласно требованиям ФГОС 3 для обу-чения педиатров еще большее внимание следует уделять овладению студентами практических навыков.

Также, согласно программе обучения, преподавание у педиатров следует производить по дисциплине «Анестезиология и реаниматология» в 11-12 семестре обучения в объеме 2 зачетных единиц + 1 единица на самостоятельную работу.

Учитывая сложность изучаемой дисциплины, вместить два больших раздела преподавания в указанный объем часовой нагрузки с сохранением качества преподавания практических навыков не представляется возможным.

Кроме того, экзамен по разделу реанимации и интенсивной терапии сдают именно студенты 5-го курса педиатрического факультета в ходе комплексного экзамена по детской хирургии в 10-м семестре, то есть до прохождения курса практических занятий по новому образовательному стандарту.

Учитывая вышесказанное, с сентября 2011 г. принято решение о выделении 1,5 зачетных единиц для обучения студентов 5-го курса педиатрического факультета практическим навыкам на базе Центра практических навыков по разделу «анестезиология». На 6-м курсе педиатрического факультета вопросы оказания реанимации и неотложной помощи на госпитальном и догоспитальном этапах решаются уже у постели больного на учебных базах курса. Преподавание навыков проводится силами преподавателей курса ввиду их большого практического опыта работы.

Предлагаем схему работы и перечень практических навыков, изучаемых в Центре.

3 курс всех факультетов - объем занятий 2 часа

    Проведение первичной сердечно-легочной реанимации на манекенах на догоспитальном этапе с обязательным контролем качества овладения навыком;

    Сдача зачета перед прохождением сестринской практики с целью допуска к ее прохождению.

5 курс педиатрического факультета - объем занятий 24 часа на группу (одна неделя занятий в 10-м семестре)

Правила работы с дефибриллятором. Подготовка дефибриллятора к работе, расчет необходимой дозы разряда дефибрилляции;

Анализ нарушений сердечного ритма по данным ЭКГ-мониторинга или снятия ЭКГ (работа на манекене, симулирующем нарушения сердечного ритма);

Проведение начального этапа интенсивной терапии нарушений сердечного ритма;

Оценка показателей мониторинга СО 2 в выдыхаемом воздухе. Принятие тактического решения по результатам полученных данных;

Правила общения с родителями ребенка, находящегося в критическом состоянии. Пути и способы устранения конфликтных ситуаций.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии в обучении рядовых студентов не только как составную часть клинической подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне. Следовательно, эти формы обучения нуждаются в детерминированной методологической поддержке и контроле со стороны ведущих учебно-методических объединений, научной оценке и дальнейшем исследовании и совершенствовании.

Рецензенты:

    Айдемиров А.Н., д.м.н., профессор, зав. хирургическим торакальным отделением, ГУЗ «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи», главный торакальный хирург Ставропольского края, Ставрополь;

    Караков К.Г., д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапевтической стоматологии, руководитель центра практических навыков стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ, г. Ставрополь

Работа поступила в редакцию 23.09.2011.

Библиографическая ссылка

Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ – ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10-3. – С. 534-537;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28909 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

К вершинам мудрости ведут нас три пути:
путь размышленья - самый благородный,
путь имитации - доступней всех других
и горький путь - на собственных ошибках.
Конфуций, V век д.н.э.

В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и лечебных учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.

Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки медицинского работника. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между обучающимся и педагогом.

Поэтому ключевой задачей современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.

Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений медицинским работником и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях.

Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров, медицинских сестёр, акушерок, медицинских лабораторных техников является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании - современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.

ФГОС СПО по специальности выделяет лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) для выработки практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, как этап подготовки к учебной (УП) и производственной практике (ПП).

В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения медицине. Преимущества симуляционного тренинга на современном этапе развития медицины не вызывают сомнений.

  1. Визуальный: классические учебные пособия, электронные учебники, обучающие компьютерные игры.
  2. Тактильный: тренажеры для отработки практических навыков, реалистичные фантомы органов, манекены сердечно-лёгочной реанимации (СЛР), например, фантом для отработки интубации трахеи.
  3. Реактивный: манекены низшего класса реалистичности (Low-Fidelity).
  4. Автоматизированный: манекены среднего класса реалистичности, видеооборудование.
  5. Аппаратный: симулятор среднего класса в палате, оснащенной медицинской мебелью и аппаратурой, тренажер, укомплектованный реальным медицинским оборудованием
  6. Интерактивный: роботы-симуляторы пациента высшего класса реалистичности (High Fidelity) и виртуальные симуляторы с обратной тактильной связью.
  7. Интегрированный: комплексные интегрированные симуляционные системы - взаимодействующие виртуальные симуляторы.

При обмене опытом с коллегами из Казанского и Табольского медицинских колледжей мы увидели, что данные учебные заведения имеют многопрофильный симуляционный центр, который создан как модель мини-клиники и включает в себя: кабинет приема больных, процедурную, перевязочную, палату интенсивной терапии, кабинет женской консультации, родовой зал, кабинет здорового ребенка, клизменную, кабинет забора анализов.

В нашем учебном заведении преподаватели мечтают о создании полноценного, оснащенного виртуальными симуляторами симуляционного центра. В медицинском колледже применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.

Для более эффективного применения симуляционных технологий организован «интегрированный» кабинет на базе ГАУЗ «Брянская городская больница №1», где собран комплект для отработки практических навыков по ПМ. 01 «Диагностическая деятельность», ПМ. 02 «Лечебная деятельность», который используется при обучении студентов по специальности «Лечебное дело».

Один из самых богатых опытов использования симуляционных технологий накоплен преподавателями ПМ. 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», которые на ЛПЗ используют для отработки манипуляций следующие уровни симуляционного оборудования:

1. Визуальный - знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу - к собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить электронное пособие и видеофильмы.

2. Тактильный - на данном уровне происходит

воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат - приобретение практического навыка. Пример - отработка манипуляций на фантоме, муляже и стандартизированном пациенте, роль которого выполняет студент.

3. Реактивный - воспроизводятся простейшие активные реакции

фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца - загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.

Итоговое выполнение манипуляций с применением вышеперечисленного симуляционного оборудования возможно с использованием системы объективной оценки в баллах.

Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее, «программа максимум» - это разработка «сквозной» обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.), стандартизованных пациентов с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на УП, ПП или при проведении аттестация по итогам ПП.

Но мы можем с уверенностью подчеркнуть в заключении, что симуляционное обучение - это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.

Симуляционное обучение – эффективный метод приобретения практических навыков.

Н.М.Манелис, преподаватель высшей категории,

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной», г. Самара.

Появление высоких технологий в медицине, ускорение темпа жизни, нарастающий объем знаний, внедрение новых лечебно-диагностических методик – все это ставит перед современной системой медицинского образования задачи по разработке качественно новых подходов в подготовке кадров для здравоохранения.

Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере среднего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки медицинских сестер при сохранении должного уровня теоретических знаний.

При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценная отработка практических манипуляций и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом практических манипуляций. В последние годы ситуация усугубилась повсеместным внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе.

В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе.

Кроме того, принцип практического обучения « Смотри и повторяй» перестал отвечать современным требованиям, так как предполагает выработку репродуктивных знаний и умений, а ФГОС делает акцент на продуктивный уровень усвоения. Поэтому на передний план выходит симуляционное обучение - один из наиболее эффективных методов приобретения практических навыков, дополняющих традиционное обучение.

Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов 20-ого века.

В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.

Симуляционный тренинг имеет целый ряд преимуществ перед традиционной системой подготовки: пациент не страдает от действий медсестры; тренинг проводится вне зависимости от наличия в клинике соответствующих пациентов и графика работы ЛПУ; за счет объективизации оценки повышается конечный результат практикума. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

Главным и самым важным преимуществом имитации является возможность объективной регистрации параметров выполняемой профессиональной деятельности с целью достижения высокого уровня подготовки каждого специалиста.

Основным недостатком симуляционного обучения является его высокая стоимость.

Мы начали оснащать центр отработки практических навыков, кабинеты клинических дисциплин, основ сестринского дела многофункциональными фантомами нового поколения, что, при имеющихся базовых фантомах, дает возможность оттачивать умения в ситуации приближенной к реальной жизни. Систематизация процессов формирования знаний, умений, практического опыта, осуществляется в несколько этапов.

Первым этапом является теоретическая подготовка. В любом цивилизованном обществе велика ценность знаний - фундаментальных, глубоких, осмысленных.

Преподаватели колледжа наряду с традиционными методами преподавания широко используют инновационные подходы в создании понятийного аппарата, теоретических основ медицины, в закладывании основ профессионального мышления.

Фундаментальные знания закладываются на лекциях, которые проводятся в форме объяснительно-иллюстрированной, в виде проблемных лекций, дискуссий, с использованием интерактивной доски, интегрированных лекций, позволяющих обобщить знания анатомии, микробиологии, фармакологии, хирургии, терапии, педиатрии. Современным методом обучения, используемым для освоения знаний, является позиционная методика обучения.

Однако применение знаний в практической деятельности обеспечивается с помощью умений, а умения тесно связаны с навыками. Поэтому следующим уровнем подготовки обучающегося, при освоении практических умений и навыков являются центры отработки практических навыков, кабинеты клинических дисциплин, оснащенные современным оборудованием, фантомами для отработки таких манипуляций как: восстановление проходимости верхних дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации, сосудистый доступ, интубация трахеи, трахеостомия, снятие ЭКГ, использование пульсоксиметра, небулайзера; программно-методической документацией. В этих центрах, во время самостоятельной внеаудиторной подготовки, обучающийся имеет возможность довести практические умения до автоматизма. На практических занятиях в кабинетах клинических дисциплин используются функциональные зоны для отработки манипуляций, организуются статические или динамические пары, которые используют экспертные карты для проверки правильности действий. Формирование умений начинается с формирования личностного смысла предстоящей деятельности. Для этого на практических занятиях разбираются и анализируются различные проблемные ситуации, позволяющие обучающимся осознать всю важность и необходимость владения данным умением.

А затем, имея теоретическую подготовку, владея практическими навыками и отработав алгоритм оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, обучающийся попадает в симуляционный центр, где в условиях, приближенных к настоящим, путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом. А затруднения при выполнении поставленных преподавателем задач, указывают на тот дефицит знаний и умений, который необходимо восполнить. Сама ситуация мотивирует обучающегося к пополнению знаний, отработки манипуляций, к самообразованию. Рефлексия помогает ему оценить собственный уровень подготовки, что особенно важно при оказании неотложной медицинской помощи в условиях Скорой медицинской помощи, когда от скорости и качества выполнения медицинской помощи зависит жизнь пациента.

Благодаря данной системе подготовки специалиста повысился процент выживания пациентов, находящихся в критическом состоянии, которым своевременно и правильно проведена расширенная сердечно-легочная реанимация (более 50% по данным кафедры реаниматологии САМГМУ).

Литература:

    Усова Н.Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания.// Сибирский медицинский журнал 2010г. №2.

    Сидорова В.В. Психолого-педагогические аспекты современных технологий обучения. //Инновации в образовании 2008г.№7.

    Емелина Л.П.Воронцова С.А. Мультимедийные презентации-одна из форм инновационных технологий. //Сибирский медицинский журнал 2010г №7.