ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Статьи по самостоятельной работе студентов. Теоретические предпосылки изучения проблемы организации самостоятельной работы студентов нпо

Бессонова Ю.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы" Орловский филиал

Основные проблемы организации самостоятельной работы студентов-заочников и возможности их решения

Заочное обучение – одна из форм организации учебного процесса, предназначенная для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Такое обучение предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом.
Специфика заочного обучения изначально предполагала возможность для студентов получить высококачественное высшее образование. Для этого при обучении без отрыва от производства использовался метод избирательного, углубленного изучения основных учебных дисциплин, связанных с их будущей практической деятельностью. Заочное обучение первоначально вводилось только для тех, кто не мог регулярно посещать обычные учебные заведения. В последние годы в связи с все усиливающимися социальными, экономическими и политическими проблемами в российском обществе, с одной стороны, а с другой, в связи со стремлением молодых и среднего возраста людей к материальной независимости, заочное получение высшего профессионального образования стало рассматриваться самим студентом-заочником как достижение некоего социального и личностного статуса, показатель профессионализма, конкурентноспособности, самостоятельности, возможности карьерного роста.
Однако наличие диплома о высшем профессиональном образовании по заочной форме обучения - далеко не всегда свидетельство состоятельности выпускника вуза. Такая форма обучения, несмотря на наличие многих привлекательных черт (достаточной дешевизны, возможности постоянного заработка, периодического обучения, учебной подготовки в удобном для студента режиме и пр.), обладает рядом проблемных черт, безусловно, влияющих на ухудшение его качества.
Остановимся на наиболее значимых проблемах заочного обучения на примере специальностей "Технолог СКД. Преподаватель" и "Руководитель этнокультурного центра, преподаватель". Думается, что к ним можно отнести следующие:
Слабая посещаемость аудиторных занятий. Занятость студентов-заочников по основной работе, порой нежелание или непонимание работодателя их проблем, связанных с обучением, подготовкой письменных работ, обязательным присутствием на лекционных и семинарских занятиях (работодатель не отпускает на сессию), приводят к их пропуску, неподготовкам и вследствие этого несдаче экзаменов и зачетов.
Слабая подготовленность студентов-заочников к аудиторным сессионным занятиям (семинарам и практикумам). Эта проблема, на наш взгляд, коррелирует с проблемой обеспеченности учебного процесса методическими средствами обучения (учебной, учебно-методической литературой, пакетом заданий для самостоятельной подготовки т.д.).
Слабая обеспеченность учебной литературой (о чем было сказано ранее), особенно по дисциплинам блока СД.
Отсутствие целенаправленной систематической организации самостоятельной работы во внесессионный период со стороны самого студента-заочника. Профессиональная деятельность студента по основному месту работы зачастую затрудняет или препятствует планированию и осуществлению самостоятельной учебной работы, подготовке к зачетам и экзаменам.
Отсутствие целенаправленного систематического управления самостоятельной работой студентов-заочников со стороны администрации вуза и кафедры.

Отметим возможности решения обозначенных проблем в вузе.
Так, слабая посещаемость студентов, обусловленная объективной невозможностью попасть на занятия и связанная впоследствии с этим неподготовленность может быть решена путем внедрения специализированными подразделениями вуза в учебный процесс интернет-технологий. Думается, можно предложить следующее:
Предоставление возможности студентам-заочникам общения с преподавателем в режимах видеоконференций (их график должен заранее быть спланирован и сообщен);
Организация на сайте вуза раздела "Заочное обучение", где возможно разместить странички преподавателей, читающих курсы на заочном отделении с предоставлением возможности общения по принципу "вопрос-ответ" в режиме чата и т.д.
Организация промежуточных контрольных форм аттестации по предметам студентов-заочников в режимах он-лайн и оф-лайн в тестовой или иной форме.
Проблемы слабой подготовленности студентов и слабой обеспеченности учебного процесса методическими средствами возможно решить путем разработки по читаемым курсам полных учебно-методических комплексов и их наличия в библиотеке вуза, на кафедрах, распространения среди студентов. Для полной ориентации студентов в объеме учебного предмета, его глубине, сложности и т.д., думается, такие комплексы дисциплин должны включать в себя следующие структурные элементы:
Методические указания по изучению курса
Лекции по курсу;
Практикум;
Задания для самостоятельной подготовки во внесессионный период;
Учебно-методическое пособие, содержащее материалы для работы в период сессии;
Тестовые материалы и ключи к ним;
Контрольные работы и их нормы оценки;
Список вопросов к экзамену или зачету;
Список тем курсовых работ;
Список литературы к курсу;
Электронные материалы (лекции, учебники, презентации).

Проблема отсутствия целенаправленной систематической организации самостоятельной работы во внесессионный период студентов-заочников может быть решена путем разработки четких методических рекомендаций по подготовке учебного материала, в которых должно быть прописано следующее:
разработан график ежедневных занятий (в нем указывается очередность дисциплин, количество недель, отводимое на их изучение, и часов по каждой из них);
2) определена возможность одновременно изучать не более 2-3 дисциплин, при этом необходимо придерживаться типового учебного графика, разработанного деканатом, представления контрольных и курсовых работ.
Контроль за выполнением индивидуальных графиков осуществляется методистами деканата по журналу регистрации контрольных и курсовых работ;
3) рекомендовано по каждой дисциплине ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями, изучить материал по учебникам и учебным пособиям, составить конспект изучаемой литературы, проверить свои знания по вопросам для самопроверки, необходимо также пользоваться дополнительной литературой;
4) определена возможность оказания помощи студентам в выполнении учебного плана и программ; с этой целью кафедры вуза должны проводить групповые консультации, расписание которых своевременно доводятся до сведения каждого студента через деканат посредством обычной или электронной почты и других телекоммуникационных средств. Для этой цели возможно один раз в месяц организовывать "День заочника" (возможно, по субботам). При проведении консультаций преподаватели должны рассказывать о типичных ошибках, которые допускают студенты при решении некоторых задач, разъяснять все вопросы, вызвавшие затруднения из-за сложности материала, методических недостатков учебника или слабого усвоения предшествующего материала.
Для решения проблемы отсутствия целенаправленного систематического управления самостоятельной работой студентов-заочников со стороны администрации вуза и кафедры, думается, также необходимо разработать ряд рекомендаций, в которых были бы прописаны следующие положения:
1. Проведение квалифицированного инструктажа, который бы включал конкретное определение объема выполнения работы и ориентировка студентов на ее выполнение;
2. Выдача студентам графика выполнения заданий;
3. Создание условий для успешной работы студентов (наличие необходимой литературы в библиотеке, дежурство консультантов - преподавателей и лаборантов).
Вероятно, что вышеперечисленные проблемы свойственны всему заочному обучению в целом вузов разной направленности, в том числе вузу искусств и культуры и его названным специальностям. К специфическим же его проблемам можно было бы отнести непрозрачность технологических и педагогических практик студентов, невозможность объективно контролировать их ход вследствие разобщенности баз практик, их большой удаленности от вуза. В этом смысле в качестве одного из вариантов решения проблемы можно было бы предложить предоставление в отчете (как его обязательной части) видеоматериалов практик, их дальнейший разбор и анализ с руководителем практики от вуза.
Безусловно, от того насколько ясны были цели и задачи для студента, насколько верно спланирована самостоятельная работа в период сессии и особенно во внесессионный период, насколько она грамотно управлялась преподавателем и администрацией вуза и кафедры, зависит качество подготовки студента-заочника и эффективность учебного процесса в целом.

Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие идея о самостоятельности в обучения получает в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.

В 20-х годах ХХ века определенную роль в развития теория самостоятельности учащихся сыграли комплексное обучение и другие формы индивидуализации обучения.

Один из ведущих педагогов Пидкасистый П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» .

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа студентов есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у обучающихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость учащихся по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа - это высшая форма учебной деятельности обучающихся, форма самообразования, связанная с его работой в классе .

Такие различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б.П. Есиповым, М.А. Даниловым, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, Н.А. Полоеноковой, А.В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов учения.

Так, самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом студенты, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Некоторые же ученые рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А. Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.).

По нашему мнению, наиболее полное определение самостоятельной работы дается В.И. Андреевым. Его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы студентов могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство» является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может быть взято за родовое понятие.

Таким образом, самостоятельная работа студентов - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств

Ссылка на источник: Кудрявцева, Т.А. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения/ Т.А. Кудрявцева, Т.И. Пуртова, М.Г. Соколова/ Инновационное развитие ПО, 2015.- № 2. –С.39-43.

Т.А.Кудрявцева , методист Чебаркульского

г. Чебаркуль, e - mail :

Т.И. Пуртова , преп. Чебаркульского профессионального

техникума, Челябинская область,

г. Чебаркуль, e - mail : Chptt 2012@ gmail.com

М.Г. Соколова , зам. директора Чебаркульского

профессионального техникума, Челябинская область,

г. Чебаркуль, e - mail : Sokolovamargen 1@ rambler . ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье показаны проблемы организации самостоятельной работы студентов в ПОО СПО, возникающие в условиях реализации ФГОС СПО – 3, предложены пути их решения на примере Чебаркульского профессионального техникума.

Ключевые слова : самостоятельная работа студентов , проблемы, этапы, условия организации самостоятельной работы студентов.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения (далее ФГОС СПО -3) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента. Таким образом, в концепции ФГОС СПО - 3 самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса , в которой более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества . Мы согласны с мнением И.А. Зимней, что самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе .

Для рассмотрения процесса организации самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования (далее - ПОО СПО) необходимо определить содержание понятия «самостоятельная работа». Исследователи, занимающиеся данной проблемой в профессиональном образовании (С.И. Архангельский, М.Г. Гарунов, И.И. Ильясов, Б.Г. Иоганзен, В.Я. Ляудис, А.Г. Молибог, П.И. Пидкасистый и др.), вкладывают различное содержание в термин "самостоятельная работа", определяя его как :

Поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач ;

Многоаспектную деятельность, складывающуюся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых, дипломных работ и т.д. ;

- "выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства";

Систему организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя ;

Работу, организуемую самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемую им в наиболее удобное время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, которая осуществляется на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера” .

Многообразие подходов к определению самостоятельной работы говорит не только об ее многоаспектности, но и о возрастающей роли такого вида работы в обучении.

Вместе с тем множественность толкований данного понятия и наличие разных подходов к выбору базовых критериев оценки эффективности ее организации вызывают трудности в проведении как со стороны преподавателей, так и студентов. Анализ научно-методической литературы и наш педагогический опыт позволили выделить ряд общих проблем и некоторые причины неэффективности существующих технологий организации и контроля самостоятельной работы студентов, с которыми столкнулись преподаватели Чебаркульского профессионального техникума при реализации ФГОС СПО 3. Это такие, как:

1. неразработанность подходящих форм и методов организации индивидуальной работы студентов для достижения оптимального результата;

2. отсутствие прямой связи содержания самостоятельной работы, реализуемой разными преподавателями в рамках читаемых курсов, с новыми целями - формированием компетенций ;

3. недостаточное количество учебных и методических пособий для организации самостоятельной работы;

4. недостаток заданий, которые были бы интересны по содержанию и одновременно позволяли бы студентам работать самостоятельно.

В свою очередь студенты испытали трудности, к которым можно отнести:

1. неумение планировать самостоятельную работу;

2. несформированность них психологической готовности к выполнению самостоятельной работы;

3. низкую сознательность, самостоятельность и активность в процессе решения поставленных задач, отсутствие личностного смысла;

4. отсутствие сформированных навыков самостоятельной работы: они не умеют (а часто и не хотят) работать самостоятельно, потому что их не научили этому в школе;

5. неспособность самостоятельно организовывать распределение учебных действий во времени и контролировать их выполнение;

6. недостаточный уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, в том числе физике, химии, математике и т.д.;

7. слабые навыки в оформлении самостоятельной работы (обучающиеся не умеют кратко и рационально оформить выписки, тезисы, план, конспект, аннотация, рецензия, реферат и т.д. ) и поиске информации (работа с каталогами, словарями, энциклопедиями, сетевыми ресурсами).

Кроме того, в организации самостоятельной работ студентов, как достаточно сложной и трудоемкой работы, выявились проблемы, связанные с недостаточной подготовленностью к ее проведению самими педагогическими работниками, а именно:

1. недостаточное знание технологий, способствующих развитию самостоятельности студентов, активизирующих саморазвитие личности ;

2. использование видов самостоятельных работ, которые сформулированы не диагностично, не связаны с каким-либо образовательным результатом, которые можно оценить, когда виды этих работ указывают на процессы, а не на результаты, например: подготовка к лабораторным и практическим работам, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы и т.д.;

4. неумение четко конструировать учебно-познавательные и практические задания для организации самостоятельной работы, когда задания не носят деятельностного характера и обучающимся в качестве заданий предлагается просто прочитать и пересказать учебный материал;

5. поверхностное знание инструментов оценивания, учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся, сроков ее предоставления.

Главный путь преодоления этих трудностей - грамотная организация самостоятельной работы студентов, создание условий для успешной организации самостоятельной работы в ПОО СПО.

Для реализации нормативных требований выстраивания аудиторной и внеаудиторной работы в Чебаркульском техникуме введена система эффективной организации самостоятельной работы студентов техникума, которую мы разделили на этапы:

1. подготовительный - составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы, определение уровня подготовки студентов и разработка учебно-методических материалов;

2. организационный - определение целей индивидуально-групповой работы обучающихся, проведение индивидуальных и групповых установочных консультаций, установление сроков и форм представления промежуточных результатов;

3. мотивационно-деятельностный – создание преподавателем положительной мотивации деятельности студентов, контроль промежуточных результатов, организация самоконтроля и самокоррекции, взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью;

4. контрольно-оценочный - отчеты обучающихся в индивидуальной или групповой формах и их оценка, письменные контрольные работы, коллоквиумы, промежуточные и итоговые тестирования, проводимые в аудитории, и др.

Разработанная нами система по организации самостоятельной работы студентов техникума в условиях внедрения ФГОС СПО – 3 позволяет повысить успешность обучения студентов и их мотивацию.

Анализ научной литературы и педагогический опыт позволили нам также определить условия, способствующие более рациональной организации самостоятельной работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности техникума, к которым мы отнесли : нормативные, организационные , материально–технические, учебно-методические и информационные, кадровые, содержательные , технологические .

1. Нормативные, регламентирующие самостоятельную работу студентов. Для реализации этих условий наряду с использованием документов федерального уровня в техникуме разработаны локальные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы реализации самостоятельной работы студентов а именно: «Положение о самостоятельной работе студентов», определяющее сущность их самостоятельной работы, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; «Положение о журнале учета самостоятельной работы студентов», определяющее порядок оформления и ведения журналов учета данной работы.

2. Организационные - все те педагогические условия, которые способствует саморазвитию, самообразованию, самоопределению студентов . Это институты тьюторов, кураторов, службы психологической поддержки студентов техникума. Задача педагогов-тьюторов – создание условий для построения и реализации индивидуальных студентов, осуществления их психолого-педагогической поддержки и сопровождения по формированию субъектной позиции. С первого дня учебы в техникуме деятельность каждого студента находится под контролем преподавателя: совместно они составляют индивидуальный план аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, подготавливают и реализуют учебные и социальные проекты, решают учебные и социально-бытовые проблемы, занимаются учебно-исследовательской работой. Тьютор помогает начинающему студенту адаптироваться в условиях техникума, объясняет особенности самостоятельной работы в открытой образовательной среде образовательной организации, раскрывает возможности получения дополнительного и т. п.

Первостепенная цель службы психологов техникума - психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содействие их личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию, а также создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья всех участников образовательного процесса.

3. Материально–технические, предполагающие наличие необходимого аудиторного фонда, включая профильные кабинеты, читальные залы, высокий уровень оснащенности аудиторий мультимедийным оборудованием, организацию свободного дня для работы в библиотеке . Для самостоятельной работы студентов техникума имеется необходимая материальная база: кабинет дипломного и курсового проектирования, библиотека с читальным залом, в котором есть возможность воспользоваться электронными ресурсами в сети Интернет , кабинет социально-экономических дисциплин. Студентам техникума разрешается в рабочее время использовать свободные от аудиторных занятий помещения для самостоятельной работы. Компьютерные классы для самоподготовки выделяются в соответствии с отдельным расписанием .

4. Учебно-методические и информационные, включающие необходимое количество учебной литературы, учебно-методических комплексов, учебных материалов на электронных носителях, большой набор вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению в режиме индивидуальной самостоятельной работы, наличие периодических изданий.

Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой техникум располагает необходимыми учебно-методическими материалами и литературой, в полной мере отражающими содержание программ по дисциплинам, а также учебными пособиями по изучаемым дисциплинам, методическими указаниями по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (семинарские, практические, лабораторные и т.п.) с учетом специальности, особенностей контингента группы, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т.п. В библиотеке и на сайте организации имеются учебные, учебно-методические материалы, которые знакомят обучающихся с правилами оформления конспектов уроков, контрольных, курсовых и дипломных работ по действующим стандартам. В библиотеке и учебно-методическом кабинете постоянно действуют тематические выставки.

5. Кадровые, выражающиеся в наличие высококвалифицированных преподавателей, а также в организации курсов повышения квалификации преподавательского состава в разных формах, в том числе в виде «круглых столов», семинаров по вопросам организации самостоятельной работы студентов . При проектировании самостоятельной работы каждый педагог техникума имеет возможность воспользоваться методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов, которые разработаны методической службой техникума. Рекомендации содержат вопросы планирования, организации самостоятельной работы, контроля за качеством её выполнения, конструктор учебно-познавательных заданий, материал по классификации видов самостоятельной работы и примерные нормы времени для реализации этих видов. В техникуме проводятся «круглые столы», семинары – дискуссии, семинары- диспуты, обучающие семинары для педагогов, направленные на изучение позитивного опыта работы , повышение качества организации самостоятельной работы, например: «Технология организации самостоятельной работы», «Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в ПОО», «Планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов в системе управляемого самостоятельного обучения» и т.д.

6. Содержательные, предполагающее разработку программ курсов и консультаций для студентов. В техникуме проводятся курсы, которые помогают обучающимся в организации своей учебной и внеучебной самостоятельной работы, направленной на профессиональное становление личности, например: «Методика самостоятельной работы студента», «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» и др. Преподавателями техникума проводятся консультации: групповые, индивидуальные, письменные, устные, интерактивные .

7. Технологические, выражающееся в использование инновационных технологий, интерактивных форм обучения: деловых игр, телекоммуникационных проектов, предполагающих работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте. Среди современных технологий в контексте ФГОС СПО - 3 педагоги техникума при организации самостоятельной работы студентов в первую очередь используют технологии развития критического мышления, кейс-метод, метод проектов, технологию «портфолио» и др. Современные педагогические технологии дают возможность кардинально реформировать мотивационную, деятельностную и оценочную составляющие самостоятельной работы.

Таким образом, опыт организации самостоятельной работы студентов в нашем техникуме показал, что грамотно организованная самостоятельная работа студентов при соблюдении указанных условий способствует повышению уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов и качества выполнения самостоятельных работ, что влечет за собой и повышение качества обучения.

Библиографический список

1.Зимняя, И. А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя / – М.: Логос, 2003.

2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе / С.И. Архангельский / – М., 1980.

3. Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе [Текст]/ А. Г. Молибог/ - Минск: Высшая школа, 1975.

4. Гарунов, М. Г. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов [Текст] / М. Г. Гарунов / Материалы всесоюзного совещания-семинара. - Пермь: Изд-во ПГУ, 1979.

5. Иоганзен, Б. Г. Контроль как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении [Текст] / Б. Г. Иоганзен / – М., 2005.

6. Ананьина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н. В. Ананьина / Образование. Карьера. Общество. - 2014. №4-1(40). - С.51 - 55.

7. Затеева, Т. Г. - Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / Т. Г. Затеева / Дискуссия- 2014. №2 . - С 85 - 89.

8. Соколова, М. Г. Внеаудиторная самостоятельная работа по химии как важный элемент формирования профессиональной компетентности будущего специалиста лесного хозяйства в ССУЗе [Текст] / М. Г. Соколова, С. В. Митрофанов / Инновационное развитие профессионального образования. – 2012. № 1. – С. 97 - 101.


УДК 378.14

Муренцева И.К., Хохлов В.И.

Проблемы организации самостоятельной работы студентов

Постановка проблемы. Одной из составляющих Болонского процесса , к которому Украина присоединилась в 2005 году, является увеличение числа часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, при одновременном сокращении часов аудиторных занятий.

Считается, что специалист с высшим образованием должен постоянно самостоятельно совершенствовать свои знания, чему соответствует концепция непрерывного образования, согласно которой человек должен учиться, как минимум, 20-25 лет. Имеется в виду, что студент должен получить навыки самостоятельного овладения знаниями, их пополнения и обновления. Сейчас из общего числа часов, отводимых, например, на изучение физики в Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА), самостоятельная работа составляет в среднем от 52% до 58%.

Вообще говоря, исходя из концепции непрерывного образования, это правильно. Специалист с высшим образованием должен учиться и пополнять багаж своих знаний всю жизнь. А для этого необходимо уметь самостоятельно приобретать знания. Все это правильно, но только в идеале. Эта благая цель наталкивается на препятствие: студенты не умеют (а часто и не хотят) работать самостоятельно. Этому их не научили в школе. Особенно трудно им овладеть знаниями по физике. Это связано с низким уровнем преподавания физики в средних учебных заведениях и в высших учебных заведениях 1-го и 2-го уровней аккредитации. Физика не входит в число обязательных предметов для выпускных экзаменов в этих учебных заведениях. Кроме того, она исключена из дисциплин вступительных экзаменов в высшие учебные заведения 3-го и 4-го уровней аккредитации (здесь приятное исключение – военно-инженерные вузы и некоторые факультеты инженерных ВУЗов). Все вышесказанное объясняет падение интереса к изучению физики в школе и соответствующее снижение уровня подготовки будущих студентов.

То же самое можно сказать и о многих других учебных дисциплинах.

Увеличение числа часов самостоятельной работы отвечает интересам руководителей вузовского образования, поскольку это позволяет сократить расходы на образование за счет сокращения профессорско-преподавательского состава. Такой подход приводит к отрицательному отношению преподавателей к расширению самостоятельной работы студентов.

Из общего числа часов, отводимых на изучение дисциплины, которые включаются в учебную программу и отмечаются в зачетных книжках студентов и в приложении к диплому, часы самостоятельной работы чаще всего являются фикцией. Реально активно могут быть использованы только часы аудиторных занятий (42-48% от общего числа часов), да и то при условии, что студент посещает все виды занятий и при этом активно участвует в учебном процессе.

Студенты очень часто воспринимают часы, отводимые на самостоятельную работу, как свободное время. Это означает, что необходима большая воспитательная работа среди студентов для осознания ими важности такого вида обучения, как самостоятельные занятия.

Именно на младших курсах при изучении фундаментальных дисциплин, к которым относится и физика, студент должен получить не только глубокие и прочные знания, но и умения и навыки применения их на практике, должна формироваться готовность к профессиональной деятельности. Трудности обучения на первых курсах объясняются, в основном, отсутствием у студентов сформированных навыков самостоятельной работы.

Отсюда следует вывод, что самостоятельной работе студентов нужно учить, чтобы время самостоятельной работы было временем активной учебы.

При уменьшении числа часов аудиторных занятий некоторые вопросы изучаются на лекциях и практических занятиях в очень сокращенном виде, а некоторые и вовсе не изучаются, а предлагаются студентам для самостоятельного изучения. Не имея навыков самостоятельной работы, студенты не в состоянии разобраться в таких вопросах. Времени, отведенного преподавателю на консультации, совершенно недостаточно для того, чтобы помочь студентам в овладении учебной программой дисциплины.

^ Анализ последних исследований и публикаций. На современном этапе возникает необходимость поиска новых технологий и методов преподавания. Одной из таких технологий является так называемое модульное обучение или модульно-рейтинговая система (МРС), идея которой возникла в 50-60-х годах XX века .

МРС соединяет в себе дискретность целей обучения, гибкую структуру учебного материала, дискретность и многоступенчатость контроля результатов обучения.

Основные дидактические принципы «традиционной» педагогики – активность; наглядность; систематичность и последовательность; доступность; связь теории с практикой – с помощью МРС дополняются новыми принципами: оперативности и гибкости; непрерывности и открытости; высокой эффективности и качества обучения; индивидуализации процесса обучения; ориентированности на конечный результат. Некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов обсуждены в статье .

^ Постановка задачи. Рассмотреть проблемы организации самостоятельной работы студентов. Предложить усовершенствованные ранее известные и новые методы организации и контроля самостоятельной работы студентов с учетом мнения студентов об этих методах.

^ Изложение основного материала. Модульно-рейтинговую систему обучения, которая достаточно эффективно проявила себя в высших учебных заведениях мира, необходимо разрабатывать и внедрять в практику в Украине. Это приводит к необходимости:


  • по-новому компоновать учебный материал, создавая модульный образ дисциплины;

  • разработать и предложить студенту разнообразные и альтернативные формы контроля;

  • создать систему оценивания качества знаний по более дифференцированной шкале для повышения точности оценки.
Перед преподавателем при этом стоят такие задачи:

  • определить направление самостоятельной работы студентов;

  • дать студентам необходимые методические указания;

  • обеспечить независимое обучение студента в рамках программы.
Мотивационные аспекты деятельности студентов состоят в высоком уровне индивидуализации, при котором каждый элемент учебной деятельности (посещение занятий, выполнение и защита лабораторных работ, выполнение самостоятельных модульных заданий, написание реферата, участие в научных конференциях и т. п.) оценивается соответствующим количеством баллов рейтинга.

Для оценки развития личности можно выбрать такие показатели: предметная оценка знаний студента, сложность выполненных заданий, творческая активность в процессе учебы, ведение конспекта, посещение лекций и лабораторно-практических занятий, срок сдачи модульных заданий, участие в научно-исследовательской работе и другие индивидуальные критерии.

На кафедре общей и экспериментальной физики УИПА разработаны и изданы методические пособия по изучению теоретического материала и по практическому решению физических задач.

Общая физика в УИПА изучается студентами инженерных и инженерно-педагогических специальностей, в основном, на протяжении трех семестров, поэтому весь курс разбивается на три части:

I часть - Механика. Молекулярная физика и термодинамика.

II часть – Электричество и магнетизм. Колебания и волны.

III часть – Основы квантовой физики. Атомная и ядерная физика.

Изданы учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов - модульные задания по I, II и III частям курса физики.

I и II часть содержат по 3 индивидуальных модульных задания по 30 вариантов, в каждый из которых включено 5-6 задач.

В III части 2 индивидуальных модульных задания по 30 вариантов, в которые включены 6 и 7 задач соответственно. Таким образом, уже в начале семестра каждый студент получает индивидуальные задания для самостоятельной работы. Выполнение этих индивидуальных модульных заданий оценивается при выставлении аттестационных оценок (обычно на 6-й, 11-й и 16-й неделях семестра).

Для более полной и объективной оценки знаний и умений студента необходим контроль выполнения домашних модульных заданий. При этом неминуемо возникает необходимость личного общения преподавателя и студента, так как преподаватель должен убедиться в самостоятельном выполнении студентом задания (или, на худой конец, в том, что студент разбирается в представленном им решении модульных заданий). Довольно часты ситуации, когда студент не знает ни формулировок использованных законов, ни даже смысла буквенных обозначений величин, входящих в формулы.

Как показывает опыт зарубежных стран, следует ввести в расписание такой вид занятий как «самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя», который должен учитываться в нагрузке преподавателей.

Очевидно, это предложение встретит возражения со стороны администрации ВУЗов и Министерства образования и науки, поскольку его реализация потребует дополнительных средств. Но если мы стремимся к повышению качества специалистов с высшим образованием, то нельзя экономить на образовании, иначе будет невозможно конкурировать не только с развитыми странами, но и со странами так называемого третьего мира. Нужно помнить пословицу: «Скупой платит дважды».

На таких занятиях студенты могут получить индивидуальную или групповую консультацию преподавателя по сложным вопросам учебной программы дисциплины и сдать индивидуальные домашние модульные задания.

Для экспресс–контроля знаний и самостоятельной работы студентов могут служить тестовые задания. На кафедре физики УИПА подготовлены и изданы задания к тестовому контролю (по трем темам в каждом из трех семестров). Эти задания индивидуальны: по каждой теме имеется 30 вариантов. Каждый из вариантов содержит 5 заданий, три из которых обычно представляют вопросы, на которые нужно выбрать правильный ответ из предлагаемых четырех ответов. Два других задания – это простые задачи, решение которых позволяет проверить, насколько студент ознакомлен с основными явлениями и законами физики.

В учебном процессе принимают участие две стороны: обучающие и обучаемые. А все новации в образовании, новые методы обучения создают либо сами обучающие, либо чиновники от образования. При этом редко принимается во внимание мнение обучаемых.

Мы провели опрос студентов с целью узнать их мнение о некоторых нововведениях в сфере образования. Не претендуя на научную строгость результатов опроса, приведем некоторое обобщенное отношение студентов к проблемам организации учебного процесса и самостоятельной работы.


  1. По мнению студентов, самым главным «плюсом» модульно-рейтинговой системы является более четкое структурирование, в отличие от традиционных технологий обучения, учебного материала – разбиение его на несколько составляющих (модулей), а также проверка знаний в соответствии с этим разбиением. При этом студент, так или иначе, вынужден учиться в течение всего семестра более равномерно, а не только во время экзаменационных сессий.

  2. Модульно-рейтинговая система предусматривает выставление оценки экзамена или зачета, исходя из среднего арифметического оценок за каждый из модулей данного семестра. Таким образом, модульно-рейтинговая система позволяет студенту, при условии, что оценка его удовлетворяет, не сдавать экзамен или зачет.

  3. В случае же, если оценка не удовлетворяет студента, он имеет возможность улучшить ее, сдав экзамен или зачет по данному предмету.

  4. Возможность выставления оценки по результатам сдачи модулей позволяет сдавать экзамен (зачет) по тому или иному предмету экстерном.

  5. Модульно-рейтинговая система повышает качество знаний по отдельным темам, так как объем изучаемого материала существенно меньше, чем за весь семестровый курс.

  6. Модульно-рейтинговая система позволяет уже на протяжении семестра, а не в ходе экзаменационной сессии, выявить неуспевающих студентов. Это помогает в работе деканатам и преподавателям-воспитателям.

  7. В модульно-рейтинговой системе отсутствует ярко выраженная карательная функция неудовлетворительных оценок. Модульно-рейтинговая система направлена на стимулирование достижений студента, а не на фиксацию его незнания.

  8. Принцип модульности помогает сделать обучение более дифференцированным. Оно учитывает индивидуальные особенности студентов и направлено на оптимальное интеллектуальное развитие каждого студента посредством структурирования учебного материала, подбора форм, приемов и методов обучения, соответствующих типологическим особенностям студентов.

  9. При использовании модульно-рейтинговой системы существенно увеличивается возможность так называемого глубокого погружения. Дело в том, что традиционные методы обучения используют только часть умственных механизмов студента и при этом самую слабую – пассивное внимание, логическую память и логическое мышление. При глубоком погружении начинают работать все основные механизмы психики: обостряются чувства, активно работают образное и логическое мышления, образная и логическая память, сознание и подсознание, воля и разум.
Кроме вышеперечисленных положительных сторон, студенты отмечают и отрицательные стороны модульно-рейтинговой системы, а именно:

  1. Главной отрицательной чертой модульно-рейтинговой системы считают увеличение объема изучаемого материала, отведенного на самостоятельное изучение. Не каждую тему по таким предметам, как высшая математика, физика или информатика, студент может самостоятельно усвоить без помощи преподавателя.

  2. Значительное сокращение количества практических, лекционных и лабораторных занятий может привести к недостаточному усвоению той или иной темы, а, возможно, именно эти знания пригодятся при изучении других дисциплин или при выполнении конкретной работы.

  3. Рейтинговая система, как таковая, мало эффективна. Студенты не стремятся занимать первые места в группе, на специальности или факультете. Основное внимание преподавателей обращено на неуспевающих студентов. Следовало бы каким–то образом поощрять отличных студентов.

  4. Отрицательно отношение студентов к контролю знаний с помощью тестирования. Они считают, что не по всем дисциплинам тестирование дает объективный результат. Применение тестов при оценке знаний по физике нельзя считать эффективным. Студент может знать ту или иную формулу или закон, но не иметь никакого представления, как применить эти знания при решении той или иной конкретной задачи. То же самое относится к таким дисциплинам, как высшая математика, информатика, начертательная геометрия и другие технические дисциплины. Проверка знаний посредством тестирования более приемлема для гуманитарных дисциплин.

  5. Следовало бы не сосредотачивать выставление аттестационных оценок по всем дисциплинам на одной неделе. Нужно учитывать график изучения каждой дисциплины, следя за расписанием лекций, практических и лабораторных занятий. По возможности оценивать знания за кредит (поскольку сейчас начинает внедряться кредитно-модульная система). Это позволило бы снять пиковую нагрузку на студентов во время аттестационных недель.

  6. Полезно было бы проводить экзамен по всему семестровому курсу для всех студентов. Это поможет установить прочные логические связи между отдельными темами, входящими в разные модули.
Предлагаем некоторые варианты организации самостоятельной работы студентов.

  1. В начале семестра преподаватель выдает список литературы изучаемого в данном семестре материала и список вопросов, разбитый на несколько частей, в соответствии с количеством модулей в данном семестре. Вопросы можно также разбить на части, в соответствии с оценкой, на которую претендует студент. При сдаче каждого из модулей преподаватель задаёт один из предложенных к самостоятельному изучению вопросов. Вопросы на оценку «3»: базовые термины или формулы. Вопросы на оценку «4» или «5» могут предполагать краткое изложение той или иной темы, с выводом отдельных формул, наличием примеров и т.д.

  2. В начале каждой лекции преподаватель диктует список литературы, в которой студенты смогут найти материалы данной лекции, и список необходимых терминов и формул (если предмет относится к техническим), которые студенту необходимо выписать в «Словарь терминов и формул». Заполняя «Словарь терминов и формул», студент тем самым повторяет изученный на лекции материал, что способствует запоминанию данного материала и позволяет развивать не только слуховую, но и зрительную память. На протяжении семестра преподаватель предлагает студентам несколько самостоятельных работ: материалы к самостоятельной работе студент должен представить в виде конспекта или в виде тезисов в тетради для лекционных занятий. Тетрадь для лекционных работ и наличие «Словаря терминов и формул» проверяется в конце семестра или на аттестационных неделях.

  3. В начале изучения материала модуля студенту выдается «Конспект самостоятельных работ студента», который проверяется на аттестационной неделе. Конспект может иметь вид таблиц, которые студенту необходимо заполнить, или материала с пропущенными терминами, словами и т.д. К каждому конспекту прилагается список литературы. Такой конспект можно использовать как для гуманитарных, так и для технических дисциплин. При этом представление материала в виде схем и таблиц позволяет студенту легче воспринимать изучаемый материал и ориентироваться в нём.

  4. Ведение контроля над самостоятельной работой студентов может осуществляться с помощью рейтинговой системы. При этом в виде поощрения лучших студентов могут выступать «забытые» грамоты, похвальные письма родителям, доски почёта и т.д.
^ Выводы и перспективы дальнейших исследований . Необходимо и далее совершенствовать методы организации и контроля самостоятельной работы студентов с учетом мнения обучаемых. Предполагается провести эксперимент по внедрению предложенных в данной статье мероприятий, способствующих повышению качества знаний студентов.

Каршинский государственный университет (Узбекистан)


Ключевые слова

самоорганизация и самоконтроль, когнитивный компонент математического, логического и интеллектуального развития, Samoorganizaciya and self-verification, Kognitivnyy component mathematical, logical and intellectual development

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Совершенствование учебного процесса на современном этапе выдвигает проблему организации и управления самостоятельна работа студентов на одно из первых мест. Для её эффективного решения важно проследить развитие учения о самостоятельной деятельности и преемственность в реализации его основных положений. Усвоение учебного материала, как свидетельствуют многочисленные психологические исследования и данные нашей экспериментальной работы, происходит наиболее результативно при включении его в структуру самостоятельной учебной деятельности студентов в виде взаимосвязанных учебных задач.

Текст научной статьи

Совершенствование учебного процесса на современном этапе выдвигает проблему организации и управления самостоятельной работа студентов (СРС) на одно из первых мест. Для её эффективного решения важно проследить развитие учения о самостоятельной деятельности и преемственность в реализации его основных положений. Если рассматривать данную проблему несколько шире - в отношении не только студентов, но учащихся вообще - то можно с уверенностью сказать, что она имеет богатую историю. Для обеспечения адекватности понимания нашего исследования целесообразно рассмотреть эволюцию понятий СР, а также определить исходные позиции и содержание терминов, которыми мы будем оперировать в дальнейшем. В современной философской, психологической, дидактической и методической литературе рассматриваются различные аспекты СР учащихся и студентов. Однако в решении некоторых вопросов наблюдаются определённые трудности. На наш взгляд это определение тоже относится к традиционному обучению, так как оно предполагает определяющую роль в организации этой деятельности преподавателя. В системе же развивающего обучения СР должна предполагать возможность руководства книгой, общения с сокурсниками, а при возможности со специалистами - в нашем случае математиками. Учебно-творческая работа, выполняемая студентом, не лишается статуса самостоятельности оттого, что автор проконсультируется у своего руководителя, побеседует с друзьями, то есть примет участие в целесообразном общении, которое не только в творческом, но и в учебном процессе является креативным. Учитывая всё это, в настоящем исследовании под СР понимается образовательный процесс, направленный на развитие способностей студентов сознательно ставить перед собой те или иные цели, задачи, планировать свою учебно-творческую деятельность, осуществлять её и объективно оценивать. Многоплановость учебно-творческой самостоятельной деятельности студента в процессе обучения геометрии проявляется в двух аспектах: 1) в усвоении студентом готовых знаний, теоретических положений творческой грамоты, методов и приёмов геометрии для того, чтобы на их основе включиться в решение творческих задач; 2) в формировании творческой активности и самостоятельности, выражающейся в самостоятельном решении студентом творческих задач, в нахождении новых приёмов их решения и т.д. В нашем понимании понятие «самостоятельная работа» имеет двоякий смысл. С одной стороны, СР - это работа, которую, студент выполняет самостоятельно, это объект его деятельности. Она предлагается студенту преподавателем или программой самостоятельной работы. С другой стороны, СР - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения, фантазии при выполнении студентом учебно-творческого задания, которое, в конечном счёте, приводит его к получению нового, ранее неизвестного ему знания или к углублению и расширению области применения уже полученных знаний. И в том и в другом случае СР способствует развитию интеллектуальных и творческих сил студента. Поскольку самостоятельность имеется в любом учебном процессе: студенты сами слушают объяснения преподавателя, сами наблюдают натуру, сами пишут этюды, это тоже есть СР, то специально отметим, что в дальнейшем мы будем вести речь о внеаудиторной или домашней СРС. В настоящее время наиболее распространено представление, что самостоятельная деятельность включает мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты. Мотив есть форма проявления потребности, побуждение к деятельности. Совокупность целей, мотивов, интересов, установок и отношения студентов к СР представляют их мотивационную готовность к этой деятельности. Мотивы, побуждающие к самостоятельности в обучении, служат важным фактором эффективности СРС. Практика и наблюдение показывают большую зависимость между степенью мотивационной готовности учащихся и успешностью их СР. Исследователи отмечают у каждого студента наличие специфической системы регулируемых мотивов, иерархически организованной, с выделением доминирующих и подчиненных мотивов. Чаще всего главным побудительным мотивом творчества выделяют стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. На основании всестороннего анализа психолого-педагогической литературы, наблюдений и бесед, проведённых в ходе исследования, можно представить следующие мотивы выполнения СР, присущие студентам ФМФ: - познавательные (стремление к новым знаниям и умениям); - мотивы саморазвития (стремление к постоянному самосовершенствованию); - долга (осознание необходимости); - честолюбия (повышение престижа); - социальной идентификации (стремление заслужить уважение окружающих людей: друзей, родителей, учителей); - эмоциональные (потребность выразить эмоциональные переживания); - эгоизма (преобладание материальных интересов). Наиболее значимыми для СРС по геометрии являются мотивы самореализации и познавательные мотивы. Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Таким образом, важной является задача создания необходимых для этого условий, мотивации студентов к упорной самостоятельной домашней работе. Правила мотивации аудиторной работы и домашнего задания одни и те же и одинаково правомерны как для обучения геометрии, так и в отношении любого другого предмета. 1. Если речь идёт о творческих заданиях, необходима интересная постановка проблемы. 2. В отношении тренировочных упражнений мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию профессиональных навыков. Мало кто из студентов не хочет уметь как можно больше. 3. Объявление оценок, коллективное обсуждение работ, проведение студенческих выставок выполняют определённую мотивирующую функцию. Здесь используется стремление каждого студента к признанию его успехов. Мотивирующими факторами являются личные качества студентов: любознательность и творческий интерес, эмоциональность, увлечённость, стремление к творческим достижениям, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности, личная значимость творческой деятельности, стремление к самообразованию и к самовоспитанию творческих способностей. Степень развития этих качеств характеризует мотивационно-творческую активность и самостоятельность студентов. Кроме того, для эффективной СР необходимо развивать в студентах способности к самоуправлению: целеустремлённость, способность к планированию и рациональному использованию времени, прилежание, самоконтроль и самооценку способностей и достижений. Хотя названные мотивы не исчерпывают их многообразия, они сильнее других стимулируют познавательную и творческую активность и самостоятельность студентов, будят у них желание работать, совершенствовать свои знания и умения. Когнитивный компонент представляет относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов студента: особенности памяти, мышления, уровень креативности и т.д. В наиболее чистом и ярко выраженном виде мышление выступает в самостоятельной деятельности студента именно там, где оно само доходит до новых знаний, открывает их, где налицо наблюдается процесс кумуляции знаний. Это происходит тогда, когда использование студентом знаний и навыков сопровождается осознанием не только цели деятельности и составляющих её действий, но и мотивов их выбора и способов достижения. Именно в этом случае мышление студента продуктивно, предполагает открытие новых знаний. В такой самостоятельной деятельности усвоение знаний и сам процесс их применения становятся источником развития творческого мышления. Формирование знаний студента берет свое начало в проблемной ситуации, в творческом познавательном поиске. Эмоционально-волевой компонент представляет сознательную организацию и саморегуляцию студентом своей деятельности и поведения, направленную на преодоление трудностей при достижении поставленной цели. Он содержит эмоциональную и волевую составляющие, а именно: - целенаправленность; - терпение, усидчивость, прилежание, способность к доработке, переделке и совершенствованию приобретенных или познанных возможностей и способностей; - способность к самоорганизации, то есть способность личности мобилизовать себя, целеустремленно, активно использовать свои возможностидля достижения поставленных целей; - способность к самовоспитанию, самовыражению и самореализации. Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самоорганизации личности служат физическое и психическое здоровье, самосознание, волевые качества личности и способности. Рефлексивный компонент включает в себя: - эмоциональную реакцию; - адекватность самооценки; - способность к самоанализу. Самоорганизация и самоконтроль, то есть сознательная работа над собой в целях совершенствования своего мастерства, играют особенную роль. Важнейшими составляющими самоорганизации являются ответственное отношение к делу, высокая заинтересованность в избранной специальности, развитое самосознание, творческое мышление. На основе анализа различных подходов к определению понятия «самостоятельная работа» применительно к обучению геометрии мы выделили наиболее существенные признаки этого процесса: наличие мотивации, цели, задания, отсутствие непосредственной помощи преподавателя во время выполнения работы, наличие опосредованного управления СРС. Основой СР является связь «цель - средство - контроль». Её успешность определяется способностью студента регулировать свои действия сознаваемой целью. Эти действия, направленные приобретение знаний, умений и навыков вызывают в поведении студента определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, выступающей одновременно и как побуждение, и как цель. Таким образом, СРС по геометрии, как и всякая другая деятельность, имеет следующую структуру: мотив, исполнение и контроль. В обобщённом виде в структуре СРС можно выделить: 1) содержательную сторону (знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений); 2) оперативную сторону (разнообразные действия, оперирование умениями, способами и приёмами); 3) результативную сторону (новые знания, навыки, способы решений; новый зрительный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности). Все они взаимосвязаны и должны быть учтены в процессе организации и выполнения СРС. Для эффективной организации СР важно изучение её структуры. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, представляющая множество упорядоченно связанных между собой элементов, составляющих определённое целостное единство. Следовательно, сущность структурного подхода к проблеме организации внеаудиторной учебно-творческой деятельности студентов состоит в целостном исследовании её строения и функционирования.