ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ. материал на тему

Аннотация: Рассмотрены современные подходы к организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт творческих объединений по работе с детьми и подростками с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, программы дополнительного образования, творческие объединения.

Развитие дополнительного образования детей в последние годы становится приоритетным направлением политики Российской Федерации. Получает дальнейшее развитие практика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии с приоритетами современной социальной политики, отраженных в «Стратегии 2020», одно из ключевых направлений развития образования и социализации детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребѐнка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К ним относятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и одаренные дети. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей. .

В рамках данной статьи мы попытаемся определить основные формы работы и направления программ дополнительного образования и обобщить опыт по включению детей с ограниченными возможностями здоровья, накопленный педагогами Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова.

Опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе дополнительного образования еще недостаточно изучен. Обращаясь к уже имеющейся практике работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ, можно сформулировать основную цель воспитания и обучения таких детей как социокультурную реабилитацию средствами разнообразной творческой деятельности, обеспечивающую включение детей с ОВЗ в социум. Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей применение. Особенно актуальной является приобретение опыта по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, в связи со значительным включающим потенциалом последнего. Так же инклюзивное дополнительное образование рассматривается как средство повышения конкурентной способности ребенка в борьбе за академические, творческие достижения и впоследствии на рынке труда.

Формы работы нашего учреждения с детьми с ОВЗ разнообразны: это проведение традиционных занятий и подготовка к конкурсным мероприятиям и фестивалям, а также это подготовка волонтѐров для работы с детьми с ОВЗ.

В ходе работы объединения пантомимы и пластики «Театр Ветра» в состав его участников были включены учащиеся школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что «Театр Ветра» - театр движения, свободы, силы, пространства – уличный, балаганный театр. Это театр, в который включено все – и актерское мастерство, и сценическая речь, и пластика, и танец, и пантомима, и клоунада, и акробатика с элементами эквилибристики, и искусство импровизации, и перфоменсы, и музыка, и изобразительное искусство. Для участия в нем требуется всестороннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное, эстетическое.

Сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают к соучастию, состраданию, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Еще один момент – в нашем современном мире появилось множество профессий, требующих творческого подхода. Это объединение создает максимальные условия для развития креативности и умения смотреть на мир, на избранное дело с «другого угла зрения», что помогает ребятам в дальнейшем, в выбранных ими профессиях.

На протяжении полутора лет дети из интерната в сопровождении воспитателя посещали занятия этого объединения. В рамках занятий возникла идея постановки конкурсного номера. Всем детям в зависимости от их возможностей были даны свои роли, с которыми каждый из них справился безупречно. В результате сценический номер был показан на городском конкурсе «Звѐздочки Саратова» и получил звание лауреата. Члены жюри этого конкурса были удивлены тем, что в номере на равных с обычными детьми участвовали дети с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ в нашем дворце творчества существует возможность не только реализовать себя в системе дополнительного образования, добиваясь высоких результатов и признания в различных видах творчества, но и раскрыть свои потенциальные возможности и способности в разных видах художественной деятельности, чтобы перейти впоследствии к профессиональному обучению по выбранному направлению. Так, интересна была работа педагога творческого объединения «Орфей», к которой привели ребѐнка-инвалида по зрению. В процессе обучения по дополнительной образовательной программе по академическому вокалу воспитанница с нарушением зрения этого объединения стала постоянным участником вокальных конкурсов различного уровня (от городских до международных), где получала высокие оценки членов жюри. Впоследствии она окончила Саратовский областной колледж искусств по классу академического вокала, а в настоящее время является студенткой Московского государственного института искусств.

Важность включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования состоит еще и в том, что в результате развития социальных и творческих навыков у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, облегчается процесс принятия самого себя и своего окружения, формируется позиция активного члена общества. Эта совместная работа детей с разными возможностями и способностями в условиях инклюзии обоюдовыгодна и необходима для обеих сторон – участников образовательного процесса, так как помогает не только ребятам с проблемами здоровья проходить успешную социализацию и самоактуализацию, открывая перед ними новые возможности, но и тем, кого мы относим к здоровым, поскольку учит их жить в мире и согласии с теми, кто рядом, учит их сопереживать, оказывать помощь и поддержку. Как правило, у последних значительно меняются жизненные ценности и их жизненная позиция.

В качестве примера можем привести проект «Рука в руке» творческой лаборатории детского лидерства «Синегория». Одним из основных направлений деятельности организации является социальное проектирование. Имея большой опыт в работе с подростками, организаторы проекта сфокусировали своѐ внимание на низком уровне гендерной социализации подростков, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. В качестве целевой аудиторией данного проекта были выбраны учащиеся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организаторы проекта предположили, что после участия в тренингах и праздниках, посвященных 23 февраля и 8 марта, у воспитанников школы-интерната повысятся коммуникативные навыки и уровень гендерной компетентности, что окажет положительное влияние на их социализацию. Работа над проектом прошла успешно, ребята получила ожидаемые результаты, а самое интересное, то, что по результатам работы участники проекта выпустили сборник методических рекомендаций, где описали свои впечатления, проблемы и пути их преодоления. Вот некоторые впечатления участников-волонтѐров:

«Новые навыки волонтерской деятельности я получила в ходе работы с воспитанниками школы-интерната V типа, т.е. с детьми, страдающими нарушениями речи. Эти дети воспринимают мир по-другому. Эта работа дала мне возможность понять и почувствовать важность выражения чувств и мыслей людей. Это способствовало изменению моего восприятия мира. Я научилась лучше понимать окружающих. У меня повысился уровень эмпатии к инвалидам». (Максимова Владлена (Онест)).

«Мы работали с детьми из школы-интерната V вида, т.е. - с детьми, которые страдают нарушениями речи. Проведя с ними ряд занятий, я пришла к выводу, что эти ребята более интересны, изобретательны и некоторые из них даже более одарены, чем учащиеся общеобразовательных школ. Мне было приятно работать с ними, и я намерена продолжать эту работу». (Ефимова Мария (Маруся)).

«Я понял, что каждый из нас – индивидуален, а в подростковом возрасте формируется личность человека. Эти ребята ничем не отличаются от нас с вами, а наша поддержка во время прохождения подросткового периода является для них особенно важной». (Гливенко Дамир (Хави)).

По результатам участия в проекте у воспитанников школы-интерната наблюдалось повышение уровня гендерной компетентности и, как следствие, улучшение уровня социализации подростков. Реализованный проект может иметь дальнейшее развитие, заключающееся в том, что «синегорцы» планируют заинтересовать воспитанников школы-интерната волонтерской работой, а также задействовать их при подготовке мероприятий различного уровня.

Всѐ это говорит о том, что дети с ОВЗ могут быть успешно интегрированы в дополнительное образование. Они находят интересующее их объединение, достигают высокого творческого успеха, помогающего преодолеть психологические последствия нарушений тех или иных функций, сформировать устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности, что может стать основой дальнейшего профессионального выбора. И, наконец, совместная деятельность различных по состоянию здоровья участников творческих объединений способствует действенной интеграции детей с ОВЗ, принятию их со стороны здоровых сверстников и выстраиванию равноправных межличностных отношений.

Следует отметить, что обязательным условием успешного включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования является мастерство педагогов. Именно педагог формирует у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого дополнительной образовательной программой, стимулирует к достижению высоких результатов. С помощью педагога между всеми участниками образовательного процесса выстраиваются доброжелательные отношения, нацеленные на одно общее дело.

Таким образом, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование общества, системы социальных отношений. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три составляющих успеха включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования.

Список литературы

1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.

2. Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. //«Внешкольник» № 5 (155). М. 2013 г.

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

1

Одним из направлений совершенствования процесса социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является разработка модели системы дополнительного образования, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью. Нарушения деятельности анализаторов, опорно-двигательного аппарата, познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья обосновывают необходимость разработок содержания дополнительного образования, направленного на совершенствование нарушенных качеств. Материалы отечественных исследований неполно представляют модели дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ Проекта «Повышение квалификации специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в части реализации учебного пособия по социально-бытовой адаптации в 2017 году».

социальная адаптация

специальное образование

дети с ограниченными возможностями здоровья

1. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов: учеб. для учреждений высш. профессионального образования / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: Прометей, 2017. – 578 с.

2. Об основных итогах обследования в сфере дополнительного образования и спортивной подготовки детей по Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site /population/obraz/Analit_spravka.pdf (дата обращения: 21.09.2017).

3. Уровень жизни / Численность получателей ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) по Российской Федерации // Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/population/level/# (дата обращения: 21.09.2017).

4. Образование в 2014 году // Оперативная информация. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 15.09.2017).

5. Образование в 2016 году // Оперативная информация. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 21.09.2017).

6. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук: 13.00.03. – Москва, 2009. – 434 с.

7. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования / И.В. Евтушенко // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Спутник+, 2014. – С. 58-78.

8. Евтушенко Е.А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей / Е.А. Евтушенко // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 4. – С. 341-348.

9. Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: дис… канд. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 2010. – 224 с.

10. Евтушенко Е.А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста / Е.А. Евтушенко // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С.12-15.

11. Олигофренопедагогика / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. 400 с.

12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

13. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей / И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, Л.П. Фальковская // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www..10.2017).

14. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога / И.В. Евтушенко // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1 (25). – С. 57-66.

15. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования / И.В. Евтушенко, И.И. Евтушенко // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 26-27 июня 2014 г.). – Москва, 2014. – С. 130-136.

В настоящее время реализуется совершенствование системы нормативно-правового обеспечения общего, специального и дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Федеральный закон № 273-ФЗот 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; Распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15)) .

Согласно современным представлениям дополнительное образование, как специфический вид образования, направленное на реализацию образовательных потребностей человека в совершенствовании интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и (или) профессиональных качеств, не предполагает повышение уровня образования. В процессе дополнительного образования происходит развитие творческих способностей детей и взрослых, потребностей в формировании культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья, а также организация их свободного времени. Дополнительное образование детей повышает их адаптированность к жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р, содержание дополнительных образовательных программ направлено на: а) создание условий, необходимых для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения; б) удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательном, художественно-эстетическом, духовно-нравственном, физическом, исследовательском развитии; в) формирование и совершенствование творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; г) обеспечение духовно-нравственного, правового, патриотического, трудового воспитания; д) формирование культуры здорового образа жизни, безопасности, укрепление здоровья; е) подготовку спортсменов, в том числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

Согласно Порядку организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, организации реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учетом добровольности, интересов обучающихся, по индивидуальным учебным планам и в объединениях дополнительного образования, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), одноуровневой или разно-уровневой подготовки в форме клубов, секций, кружков, лабораторий, студий, оркестров, творческих коллективов, ансамблей, театров. Занятия в объединениях проводятся в массовых, групповых, подгрупповых и индивидуальных формах технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. Длительность занятий определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы определяется образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возраста, особенностей здоровья.

Нынешняя ситуация характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ОВЗ. В начале 2010 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в России насчитывалось 541 825 детей-инвалидов, 1 января 2015 года количество детей-инвалидов составляет 603 074 человек (с учетом численности детей-инвалидов по Крымскому федеральному округу), 1 января 2017 года количество детей-инвалидов увеличивается до 632 273 человек . Данные Министерства образования и науки свидетельствуют о том, в 2014 г. в общеобразовательных организациях доля обучающихся с ОВЗ составляла 3,2 %, детей-инвалидов - 1,7 % от общей численности обучающихся ; в 2016 г. данное соотношение составляет: 3,8 % и 1,8 % соответственно . Учитывая тот факт, что общий контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) в 2014 г. составлял 14 091 600 обучающихся, 450 931,6 - обучающиеся с ОВЗ / 239 557,2 обучающиеся дети-инвалиды; в 2016 г. контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) возрастает до 15 217 400 обучающихся, из них 578 261 обучающихся с ОВЗ, 273 913 обучающихся с инвалидностью. Из общей численности студентов, обучающихся в 2014 г. по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, численность студентов с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов составляла 25 200 человек , а в 2016 г. сокращается до 18 400 обучающихся . Обучение студентов с инвалидность и/или с ОВЗ по адаптированным образовательным программам в 2016 г. реализовывалось для 11,2 % обучающихся .

Основу современной методологии и концептуальных положений роли дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой в психическом развитии и формировании личности детерминирует социальная обусловленность педагогического взаимодействия . К основным положениям данной концепции относятся: а) социальная адаптация детей с ОВЗ - это специально организованный педагогический процесс, прогнозируемый конечный результат которого - гибкое реагирование личности на изменения общественной жизни, в ходе овладения ребенком с ОВЗ опытом культуры, накопленным предшествующими поколениями, с учетом имеющихся возможностей самого ребенка, при обязательном взаимодействии с педагогом, родственниками, ближайшим окружением, сверстниками; б) несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормативным развитием; в) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия специальных образовательных условий; г) педагогическая деятельность педагогических работников, реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, предусматривает сочетание образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и лечебно-оздоровительных технологий ; д) закономерностями социальной адаптации детей с ОВЗ в дополнительном образовании выступают: цель, задачи, содержание, соответствующие запросам общества, государства, требованиям норм морали, традициям; ее результаты опосредованы согласованными действиями различных специалистов, влиянием факторов образования; активность детей с ОВЗ в процессе социальной адаптации будет зависеть от учета их возможностей, интересов, эмоционально-личностного взаимодействия, направленного на формирование оптимистической установки; эффективность социальной адаптации может быть определена степенью самостоятельности, инициативностью ребенка с ОВЗ, содержанием просоциальной деятельности; е) ключевую роль играют три фактора социальной адаптации детей с ОВЗ: 1) разнообразные виды деятельности детей с ОВЗ - учебная, игровая, трудовая, общественная; 2) различные виды педагогической деятельности - управление, социализация, обучение и воспитание, преодоление имеющихся нарушений развития; 3) детский коллектив как общность, способствующая формированию положительных личностных качеств детей с ОВЗ (адекватная оценка общественных процессов, интересы, предпочтения, поступки, одобряемые обществом); ж) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования базируется на системном понимании данного процесса и предполагает реализацию группы общих, частных и специфических принципов; дифференциация их предусматривает: общие закономерности образования, особенности процесса социальной адаптации как вида образовательной деятельности, своеобразие социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования; з) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает использование урочной и внеурочной деятельности и связанное с ними межличностное взаимодействие со сверстниками с нормативным развитием, способствующим более успешной интеграции в общество .

Содержанием процесса социальной адаптации детей с ОВЗ являются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный (потребности, мотивы, интересы к социальному самосовершенствованию, социальные ценности); когнитивный (система социальных представлений и понятий о явлениях и событиях общественной жизни, элементах нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию); эмоционально-волевой (эмоциональные переживания сущности социальной действительности; волевые проявления, как готовность личности с ОВЗ противостоять возникающим затруднениям при реализации социально-значимых целей); деятельностный (адекватная оценка и самокритичность; соблюдение норм и принятых в обществе правил поведения; осмысленное решениевозникающих проблем; умения и навыки добровольной и осознаваемой социальной деятельности) .

Стержневым компонентом модели социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования является цель : достижение успешной социализации детей с ОВЗ. В идеальном виде социализацию можно представить как формирование разносторонне развитой личности, сочетающей в себе нравственные установки, художественные способности и физическое совершенство, готовой к самостоятельной жизни и участию в производительной деятельности. Модель предусматривает реализацию следующих задач : формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом. Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает реализацию общедидактических и специфических принципов : природосообразности, культуросообразности, гуманизма, социального партнерства, коллективизма, единства диагностики и коррекции, раннего начала психокоррекционных мероприятий, индивидуализации и дифференциации, учета коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса.

Природосообразность определяет необходимость отношения к ребенку как составной части природы, учет его возрастных, половых, физиологических особенностей, а также максимальное использование природных факторов, объектов живой и неживой природы для формирования экологического мышления и природоохранной деятельности. Культуросообразность предполагает использование в процессе социальной адаптации достижений культуры, «введение в культуру ребенка с ОВЗ »: ценности человечества, общенациональные традиции, местные обычаи регионов, территорий. Подчеркивается важность приобщения детей с ОВЗ как к собственной национальной культуре, так и к культуре народов совместного проживания, способствующего формированию понимания, уважения к языкам, традициям, обычаям других национальностей, дружелюбия. Гуманизм определяет отношение к ребенку с ОВЗ как к равноправному участнику образовательного процесса, а не как пассивному объекту внешнего воздействия, с учетом его интересов, потребностей, возможностей. Гуманистический характер дополнительного образования предполагает свободу творчества, активности ребенка с ОВЗ. Воспитывающая, формирующая функция педагога дополнительного образования становится ведущей по отношению к его контролирующей, обучающей и информационной функциям. Социальное партнерство , коллективизм предусматривают создание ученического коллектива, позволяющего детям с ОВЗ расширить социальный опыт, создать условия для продуктивного и комфортного социального самоопределения, адекватного взаимодействия, активизировать социальную адаптацию, самореализацию, творческое самовыражение. Единство диагностики и коррекции в социальной адаптации детей с ОВЗ предусматривает возможность эффективности коррекционно-педагогической работы только на основе своевременного выявления имеющихся отклонений, определения перспектив психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка. Раннее начало психокоррекционных мероприятий предполагает учет сенситивных периодов развития ребенка с ОВЗ. Несмотря на специфику, дети с ОВЗ способны к развитию, которое отличается качественным и количественным своеобразием. Приоритетное значение для успешной социальной адаптации детей с ОВЗ имеют специальные условия, учитывающие компенсаторные возможности организма. Содержание адаптированных дополнительных образовательных программ должно способствовать преодолению присущих детям с ОВЗ одних нарушений развития, либо ослаблению других, благодаря чему более эффективно происходит процесс социальной адаптации. Чем раньше начинается осуществление психокоррекционных мероприятий, тем выше их результаты . Индивидуализация и дифференциация процесса социальной адаптации состоит в вариативности применения педагогом различных форм и методов дополнительного образования с целью достижения успеха в работе с каждым ребенком. Индивидуализация предусматривает разностороннее изучение интересов, потребностей, возможностей каждого ребенка, так как в силу неоднородности проявлений нарушенного развития все дети индивидуальны. Распределение детей с ОВЗ, при фронтальном обучении на условные подгруппы в соответствии с их успешностью в овладении требованиями адаптированной дополнительной образовательной программой, составляет содержание дифференцированного подхода . Учет коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса. Недостаточно внимания уделяется коррекционно-компенсаторным и лечебно-терапевтическим свойствам дополнительного образовательного процесса, который в большинстве случаев рассматривается как нечто второстепенное, развлекательное. Специально организованный охранительный педагогический режим дополнительного образования способен не только мобилизовать защитные механизмы организма, активизировать потенциальные, не в полной мере раскрытые возможности, но и повысить готовность детей с ОВЗ к социально значимым поступкам, интенсифицировать познавательные процессы, моделировать положительные эмоциональные переживания, улучшить психическое самочувствие, укрепить соматическое и нервно-психическое здоровье .

Выводы. В качестве ожидаемых результатов социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования рассматриваются: повышение качества жизни, востребованности на рынке труда, эффективности трудоустройства; повышение эффективности и результативности расходов бюджетного финансирования посредством внедрения унифицированных подходов к дополнительному образованию лиц данной категории; повышение активности; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе; оптимизация процесса доступности дополнительного образования, за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся. Прогнозируемыми непосредственными результатами дополнительного образования детей с ОВЗ в социальной адаптации детей с ОВЗ на разных возрастных этапах являются: увеличение количества образовательных организаций, реализующих специальные условия дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; повышение квалификации специалистов, занимающихся дополнительным образованием детей с ОВЗ; профилактика вторичных нарушений социального характера; повышение качества жизни и средней продолжительности жизни лиц с ОВЗ; повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ; увеличение участия лиц с ОВЗ в различных социальных проектах; внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ.

Библиографическая ссылка

Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27126 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Специфика реализации рассмотренных в параграфе 2.2. теоретических положений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в сфере дополнительного образования проявляется в нескольких вариантах включения их в процесс освоения дополнительных образовательных программ.

Целесообразность реализации того либо иного варианта зависит от ряда факторов, наличие или отсутствие которых обусловливает его выбор ребенком, родителями или специалистами сферы дополнительного образования. Чтобы подобрать наиболее подходящий для обучающегося способ включения в процесс освоения дополнительной образовательной программы, стоит ответить на ряд вопросов.

  • 1. Насколько ограничены возможности ребенка? В параграфе 2.1 мы рассмотрели основные группы, на которые можно разделить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Безусловно, категория, к которой относится обучающийся в зависимости от своих психофизиологических особенностей, имеет определенное значение при выборе варианта получения дополнительного образования. Но, как показывает анализ опыта, наиболее значимой является степень выраженности имеющихся у ребенка ограничений. С этой точки зрения возможны три варианта освоения обучающимся дополнительной образовательной программы:
  • 1) в детском образовательном объединении, создаваемом на базе организации общего или дополнительного образования, т.е. вместе с детьми, не имеющими ограничений возможностей здоровья. Данный вариант реализуется в том случае, если отклонения в развитии ребенка не накладывают существенного отпечатка на его возможности и позволяют ему освоить дополнительную программу при условии помощи со стороны педагога дополнительного образования и других специалистов. Примером реализации данного варианта может служить описанная выше ситуация с девочкой, успешно занимавшейся в студии «Глиняная игрушка» вместе со здоровыми детьми;
  • 2) в детском образовательном объединении, создаваемом на базе организации дополнительного образования, коррекционного класса или образовательного учреждения для детей, имеющих отклонения в психофизиологическом развитии, не позволяющие им получать дополнительное образование вместе со здоровыми сверстниками. В качестве примера можно привести занятия в коррекционной разновозрастной группе «Юный парикмахер», созданной на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 82 г. Ярославля. Посещать занятия могут учащиеся с пятого по одиннадцатый класс во внеурочное время, педагог работает с ними и в группе, и индивидуально, используя технологию проектной деятельности, которая позволяет обучающимся, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, успешно осваивать основы парикмахерского искусства;
  • 3) в процессе индивидуальной образовательной деятельности, организованной педагогом дополнительного образования. Этот вариант выбирается тогда, когда ребенок в силу имеющихся проблем не может осваивать дополнительную программу, систематически посещая групповые занятия, и находится на домашнем обучении. Основой для работы с детьми данной группы может стать индивидуальное проектирование, организуемое педагогом в процессе индивидуальных занятий на дому или в рамках дистанционного общения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но даже в этом случае не стоит пренебрегать организацией социального взаимодействия ребенка, для чего следует периодически включать его в ситуацию общения с другими людьми, например в рамках презентации или выставки проектов, создаваемых другими детьми.

Стоит отметить, что обозначенные варианты могут быть интегрированы. Например, часть дополнительной образовательной программы ребенок может осваивать в группе, а часть - в рамках индивидуальной образовательной деятельности. Также возможно совместное проведение некоторых занятий объединений, в которых занимаются дети с ограниченными возможностями, с участием их сверстников, не имеющих проблем со здоровьем.

  • 2. Каковы возможности образовательной организации, в которой ребенок получает основное образование? Рассматривая выше варианты получения дополнительного образования, которые могут быть выбраны ребенком или родителями в зависимости от степени ограничения возможностей здоровья, мы упоминали, что реализовываться они могут на базе общеобразовательной или специальной (коррекционной) школы или организации дополнительного образования. Исходя из этого, можно выделить следующие варианты освоения дополнительной образовательной программы:
  • 1) обучающийся и родители могут выбрать одну из программ, реализуемых педагогами дополнительного образования, на базе школы, в которой учится ребенок. Например, специальная (коррекционная) школа-интернат № 82 г. Ярославля предлагает своим ученикам следующий перечень дополнительных образовательных программ: «Домашний парикмахер», «Студия анимационных фильмов “Оживляй-ка, поживей”», «Компьютерные игры», «Компьютерный контроль», «Театральная студия» и т.п. Указанные программы реализуются в разновозрастных группах для детей, интересующихся определенным видом деятельности;
  • 2) ребенок и родители выбирают дополнительную образовательную программу, реализуемую во взаимодействии организаций общего и дополнительного образования. Данный вариант возможен в том случае, если в школе, где обучается ребенок, нет интересующей его и родителей программы, но администрация образовательного учреждения, заинтересованная в удовлетворении потребностей обучающихся, устанавливает контакт с педагогами дополнительного образования и организует (на своей базе или на базе находящегося рядом учреждения дополнительного образования) занятия для своих учеников. Например, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 77 VIII вида администрацией совместно с педагогами центра дополнительного образования организованы занятия по программам «Спортивные игры», «Прикладное искусство», «Оригами», «Музыка», «Танцкласс», «Семейный досуг». Указанный перечень определялся в рамках проведенного педагогами опроса детей и родителей ;
  • 3) детям и родителям предоставляется возможность выбора дополнительной образовательной программы, реализуемой в рамках сетевого взаимодействия нескольких общеобразовательных организаций. Указанный вариант может быть использован школами, находящимися в сельской местности. В данном случае для удовлетворения интересов ребенка и оптимизации работы с детьми с ОВЗ на базе каждой школы, включенной в систему взаимодействия, специалистом реализуется определенная дополнительная образовательная программа, осваивать которую могут желающие из числа обучающихся во всех образовательных организациях района. Таким образом, даже при отсутствии в школе интересующей обучающегося дополнительной образовательной программы и невозможности овладения ею на базе организации дополнительного образования в силу территориальной удаленности создаются условия для удовлетворения потребностей ребенка и организации работы с ним специалиста, а кроме того, значительно расширяется круг его общения.

Хотя чаще встречается описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями в сфере дополнительного образования, организованной на базе центров дополнительного образования, следует отметить, что организации общего образования обладают не меньшими возможностями для реализации дополнительных образовательных программ и могут удовлетворять потребностям обучающихся, привлекая педагогов дополнительного образования для проведения занятий на своей базе.

  • 3. С какой целью будет осваиваться дополнительная образовательная программа? Если, отвечая на первые два вопроса, мы рассматривали по большей части организационные варианты реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ, то данный вопрос напрямую связан с содержательной составляющей возможного варианта работы с обучающимися данной категории в сфере дополнительного образования. Анализ опыта включения детей с ограниченными возможностями в процесс освоения дополнительных образовательных программ позволяет выделить следующие варианты:
  • 1) дополнительные образовательные программы, нацеленные прежде всего на трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ОВЗ. Данный вариант дополнительного образования реализуется в большинстве специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций. Например, в специальной (коррекционной) школе-интернате № 82 г. Ярославля обучающиеся могут выбрать и освоить (если позволяют имеющиеся проблемы в развитии) любую из пяти профессий: швея, столяр, обувщик по ремонту обуви, художник росписи по дереву, вязальщица трикотажных изделий;
  • 2) дополнительные образовательные программы, ориентированные на социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант реализуется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования и предполагает развитие творческого потенциала обучающегося в рамках доступной ему деятельности и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в коллективе (в том числе и во взаимодействии со здоровыми людьми). Также стоит отметить и компенсаторную составляющую указанного варианта, поскольку возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком- либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть весь спектр его возможностей, тем самым отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
  • 3) коррекционные дополнительные образовательные программы, предназначенные в первую очередь для компенсации слабых сторон ребенка, оказывающие ему помощь в формировании определенных, значимых для успешного личностного развития качеств.

Пример

На базе центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаев- ского муниципального района Республики Мордовия создана школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда». В рамках учреждения реализуется коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих общеобразовательные организации (в силу ограниченных возможностей) и специальные учреждения (поскольку в районе они отсутствуют). В школе с обучающимися работают педагоги дополнительного образования, психолог, педагог-дефектолог, логопед.

Обозначенные выше варианты предполагают наличие у педагога дополнительного образования компетенций, позволяющих ему в полной мере реализовывать содержание определенной дополнительной образовательной программы: первый вариант требует владения навыками в рамках какой-либо профессии, второй предполагает сформированные умения в творческой сфере, третий предусматривает наличие специальных логопедических, дефектологических, психологических знаний.

Стоит отметить, что выделение обозначенных выше вариантов достаточно условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями, обязательно содержат и коррекционную составляющую.

Таким образом, ответив на три обозначенных выше вопроса, можно конкретизировать характеристики оптимального варианта получения дополнительного образования ребенком, исходя из его возможностей, желаний и интересов, а также особенностей образовательного пространства.

Однако перечень возможных вариантов организации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования может быть дополнен вариантами интеграции ребенка данной категории в образовательное пространство школы или центра дополнительного образования.

Опираясь на предлагаемые Л. В. Байбородовой варианты организационного решения проблем обучения детей с ограниченными возможностями, можно выделить следующие способы реализации дополнительных образовательных программ для детей данной категории на базе образовательной организации :

  • 1) организация реализует дополнительную образовательную программу для всех детей с ОВЗ, проживающих в муниципальном районе (пример реализации такого варианта был приведен выше);
  • 2) дополнительная образовательная программа, реализуемая для группы детей одного возраста с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации;
  • 3) дополнительная образовательная программа, реализуемая в разновозрастной группе детей с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации;
  • 4) дополнительная образовательная программа, реализуемая образовательной организацией как для здоровых детей, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при этом для последних разрабатываются индивидуальные планы ее освоения;
  • 5) индивидуальные проекты в сфере дополнительного образования, реализуемые детьми с ОВЗ под руководством педагога дополнительного образования на базе школы, где они обучаются, или организации дополнительного образования.

Описанные варианты организации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования иллюстрируют наличие достаточно широкого спектра возможностей реализации дополнительных образовательных программ для рассматриваемой категории обучающихся.

Вместе с тем специфика работы педагога дополнительного образования с ребенком с ОВЗ обусловлена не только выбранным вариантом реализации образовательной программы: на организацию работы в дополнительном образовании также оказывает влияние модель включения в образовательную деятельность.

Авторы и разработчики проекта Департамента образования г. Москвы «Разработка педагогических технологий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования» на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе организаций дополнительного образования, выделяют три таких модели :

  • а) модель интеграции, опирающаяся на концепцию нормализации;
  • 6) модель инклюзии, основанная на социальной модели инвалидности;
  • в) культурологический подход к включению детей с ОВЗ, опирающийся на концепцию реабилитации детей с ОВЗ творческими видами социокультурной деятельности.

Реализуемая модель накладывает отпечаток на характеристики условий, которые должны быть созданы для обучающихся данной кате-

гории в образовательной организации (в том числе с помощью программ сопровождения). В табл. 2.2 представлена характеристика условий, создаваемых в рамках той или иной модели.

Таблица 2.2

Модели специальных образовательных условий

Культурологический подход

Модель

интеграции

Модель

инклюзии

Философско- методологический базис

На основе развития культурно-исторической концепции Л. С. Выготского

Концепция нормализации

Социальная

Включение в собственное культурное развитие и формирование основ активного участия в социальной среде

Нормативная социализация на основе культурной ассимиляции индивида

Успешная социализация в муль- тикультурной социальной среде на основе принципа уважения культурных отличий

Результаты

(качество,

индикаторы)

Создание включающей социокультурной развивающей среды (один из индикаторов включения - длительность пребывания в программе; индикаторы развития подбираются индивидуально для каждого включаемого ребенка)

Достижение результатов, ориентированных на общие социальные и культурные нормы, всеми детьми, включенными в программы

Формирование толерантного отношения к особенностям другого человека, готовности к межкультурной коммуникации

Специальные образовательные условия

Специфика специальных образовательных условий определяется результатом, планируемым в рамках каждой модели. Специальные образовательные условия:

  • 1) программы (адаптированные, авторские, комплексные и др.);
  • 2) подходы;
  • 3) методы;
  • 4) методики;
  • 5) формы (проекты, исследования, экскурсии, кейс-стади и пр.);
  • 6) материально-технические условия;
  • 7) психолого-педагогическая поддержка и сопровождение

Окончание табл. 2.2

Модели специальных образовательных условий

Культурологический подход

интеграции

инклюзии

Функция образовательных программ

Программы дополнительного образования проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования

Дополнительное образование определяется как средство достижения внешних по отношению к процессу образования целей

Участие в образовательных программах ставит целью включение в создаваемую с их помощью социальную среду обитания и культурное развитие личности

Участие в образовательных программах является средством получения профессии, средством достижения субъективного жизненного благополучия

Участие в образовательных программах является средством формирования социальной компетентности в муль- тикультурной среде (толерантности, принятия другого и т.п.)

Реализуемые

ценности

Ценность развития

Ценность нормы

Ценность различий

Приоритеты образовательного процесса

Направленность на создание комплекса жизни; поливариантность, разноуровневость используемых программ

Единство требований к освоению учебных дисциплин ко всем участникам образовательного процесса

Приоритет качества отношений участников образовательного процесса

Способ социальной организации образовательной среды

Совместное творчество социокультурной общности участниками интегративного коллектива

Адаптация ребенка к системе образования, культурная ассимиляция

Адаптация системы образования к ребенку, культура толерантности

Авторы моделей специальных условий, представленных в табл. 2.2, отмечают, что определяемые для моделей характеристики обозначены по признаку приоритетности проявления при их использовании, но могут быть реализованы в рамках любой из моделей при условии приспособления их под ее цели и задачи . Покажем на примерах реализацию описанных моделей в практике дополнительного образования.

  • См.: Девяткова Т. А. Эффективные способы повышения мотивации овладениядетьми с умственной отсталостью видами дополнительного образования, значимымидля их успешной социализации и социальной адаптации // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования / подред. А. Ю. Шеманова. С. 57-74.
  • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования / под ред. А. Ю. Шеманова. С. 18.
  • 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные.
  • 6. Научные основы специальной педагогики: экономические и правовые.
  • 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.
  • 8. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
  • 9. Выдающиеся ученые-дефектологи – научная деятельность и вклад в развитие дефектологической науки.
  • 10. Личность педагога системы специального образования.
  • 11. Основы дидактики специальной педагогики.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.
  • 13. Содержание специального образования.
  • 14. Принципы специального образования.
  • 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  • 15. Технологии специального образования.
  • 16. Методы специального образования.
  • 17. Формы организации обучения.
  • 18. Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
  • 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  • 20. Современная система специальных образовательных услуг.
  • 21. Психолого-медико-педагогическая комиссия как диагностико-консультативный орган: нормативно-правовая база, цели, задачи, состав.
  • 22. Медико-социальная профилактика нарушений в развитии.
  • 23. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 24. Медико-педагогический патронаж детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 25. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 26. Школьная система специального образования.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 28. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 29. Система начального, среднего и высшего профессионального образования для лиц с отклонениями в развитии.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.
  • 31. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 32. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
  • 33. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
  • 34. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 35. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
  • 36. Интегрированное и инклюзивное образование.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.

    Система дополнительного образования, получила развитие в 90-е годы 20 века. Учреждения дополнительного образования разделяют детей по их индивидуальным способностям и интересам. Для большинства детей создаются оптимальные условия обучения, в которых они реализуют свои способности, осваивают новые программы.

    Деятельность учреждений дополнительного образования, детей строится на принципах: дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образования личности, возможности адаптации ее к современной социокультурной среде.

    Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей характеризуется особенностями: занятия проводятся в свободное от учебы время; нарушения слуха не является причиной для отказа от приема в учреждение дополнительного образования; обучение организуется на добровольных началах всех сторон; психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется стандартами; допускается переход уч-ся из одной группы в другую.

    Таким образом, образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования имеет развивающий характер , направлен на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

    Основная задача педагога дополнительного образования - воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

    В учреждениях дополнительного образования возможно применение вариантов дифференциации: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация (делят по уровням познавательного интереса); профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей.

    Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. При этом часто используют технологию проблемного обучения, которая предполагает следующую организацию: педагог создает проблемную ситуацию, организует поиск путей ее решения; ученик ставится в позицию субъекта обучения, разрешает проблемную ситуацию, приобретая новые знания, способы действия. Главное в технологии- направленность обучения на речевое общение. Основной метод обучения – диалог, речевое общение. Главная методическая особенность - субъектная позиция личности.

    Лицо с ОВЗ - лицо, имеющее физический и/ или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

    Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

    Система дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

    Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

    Обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся;

    Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    Профессиональную ориентацию учащихся;

    Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

    Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    формирование общей культуры учащихся.

    Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по следующим направленностям (профилям):

      естественнонаучное, включая эколого-биологическое

      техническое творчество, включая робототехнику

      туристско-краеведческое

      художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.)

      физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт)

    Программы дополнительного образования нуждаются в адаптации для детей с ОВЗ.

    Задачи адаптации программы связаны с решением проблем:

    Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

    Организация индивидуального маршрута в детско-взрослых сообществах по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка;

    Развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

    Помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

    Выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);

    Оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

    Основные направления реализации адаптации программ дополнительного образования детей

    Важнейшей задачей участия ребёнка инвалида в программах дополнительного образования является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Основным направлением адаптации программы дополнительного образования детей является обеспечение и сопровождение развития творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.

    Методы, используемые для адаптации программы дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

    Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по программам дополнительного образования;

    Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;

    Проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях программ дополнительного образования;

    Организация знакомства представителей детско-взрослого сообщества, в том числе в дистанционном режиме;

    Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения;

    Проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;

    Организация экскурсий, в том числе имеющих образовательную направленность;

    Дистанционные формы участия в программе и взаимодействия с детско-взрослым сообществом.