ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Педагогическое сопровождение развития одаренных детей. Педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы

Татьяна Мамаева
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Исследования отечественных психологов подтверждают : количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей .

Что такое одаренность ?

Одаренность - это системное , развивающееся в течение жизни качество психики , которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В психолого -педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром типичных психофизиологических и социально- психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность , тем больше психологических проблем само актуализации и социальной адаптации она вызывает.

Сейчас давайте разберем виды одарённости . Какие ни бывают, и немного их раскроем. Существует множество вариантов типов одарённости , но я остановилась вот на этих.

Интеллектуальная (развитие всех высших психических функций : память, мышление, воображение и т. д.)

Академическая (отличается от интеллектуальной тем, что здесь может быть развит показатель только одного учебного предмета; математике, биологии, иностранном языке). По другим предметам может быть неважная успеваемость.

Организаторская (эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими).

Художественная (литературное, изобразительная, музыкальная, хореографическая) .

Психомоторная (спортивная) (координационные способности, память на основные параметры движений, мышечная сила, вестибулярные ощущения и восприятия, выносливость, ловкость).

Все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей с повышенными возможностями, которые требуют психологического сопровождения , поэтому дети с признаками одаренности сталкиваются с такими трудностями как :

1. Очень большая загруженность занятиями, нехватка времени.

2. Трудности в общении с педагогами и со сверстниками. Недостаточно развитые социальные навыки.

3. Завышенная самооценка (эгоцентризм) .

4. Трудности адаптации в группе.

5. "Зацикленность" на интересующем предмете, вследствие этого "скучность" этого ребенка для сверстников, так называемый "ботаник".

6. Закомплексованность, застенчивость и как следствие - отверженность.

7. Неумение подать себя.

8. Прессинг на детей со стороны родителей (слишком высокие требования) или наоборот сверхопека.

И так как наше ОУ переходит на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, а Стандарт направлен на решение следующих задач :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Обеспечение разных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Формирование общей культуры личности детей , в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

Свою работу с одаренными детьми я строю следующим образом : первоначально это конечно наблюдение, анализ творчество и диагностика. Каждый ребенок обследуется набором психологических тестов : я использую психолого -диагностический-комплекс Чупрова, ПДК включает три методики :

«Угадай-ка» (Получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания, как устойчивость переключаемость и распределяемость).

Матрицы Дж. Равена (Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления).

Словесные субтесты. (Словесные задания позволяющие установить степень сформированности понятий, обобщений, логических операций).

Методика «Два домика» (Методика предназначена для определения социального статуса ребенка в группе и определения межличностных отношений).

Моя задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления, личностные характеристики, психодинамические свойства личности , степени эмоциональной устойчивости и т. д. На основе диагностики составляется карта одаренного ребенка , и даются рекомендации педагогам по составлению индивидуальных маршрутов. Педагоги также заполняют анкеты. Родителям предлагается заполнить экспресс-анкету. Проводятся консультации, изготавливаются памятки.

Всю свою непосредственно образовательную деятельность, я провожу в виде мини-тренинга. Каждый тренинг начинается в кругу, взявшись за руки, с общего приветствия.

На одном из первых занятий мы выстраиваем ассоциативную цепочку между настроением и цветом. Разукрашиваем экран настроения - СЕРДЕЧКО. На каждом последующем занятии экран пополняется одним смайликом - это позволяет определить не только уровень эмоционального благополучия ребёнка, но и позволяет ребёнку учиться рефлексии (анализировать своё состояние «здесь и сейчас» и находить причинно-следственные связи).

Одарённым детям нелегко работать в коллективе, поэтому часто провожу игры, которые не только способствует развитию у ребёнка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания, но и приучает ребёнка к соблюдению этических норм, правил общежития.

После каждой деятельности (рисования, создания коллажей, исполнения какой-либо роли) прошу ребёнка положительно оценить кого-нибудь из товарищей и объяснить за что, для того чтобы дети прислушивались и были внимательны к высказываниям другого человека.

Данная работа позволяет детям чувствовать себя более уверенно, раскрепощённо, легко вступать в контакт со взрослыми и детьми.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ Жаркова Виктория Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска На современном этапе развития одной из актуальных проблем образования является сопровождение одарённых детей. Эта проблема обусловлена тем, что крайне сложно в силу отсутствия специальных программ обучения для таких детей интегрировать их в среду нормально развивающихся сверстников так, чтобы они могли комфортно развивать свои способности. На данный момент в теории обучения и мировой педагогической практике выделяется несколько направлений разработки содержания учебной деятельности для детей с одарённостью. Как указывает Ю.З. Гильбух, в качестве основной точки отсчёта выступает содержание образования их «нормальных» сверстников. Исходя из этого, формируется два основных подхода к решению проблемы обучения и развития одарённых детей. Первый подход базируется на изменении количественных характеристик, второй подход – на изменении качественных характеристик. Содержанием количественных характеристик является, в первую очередь, объём и темп, или интенсивность, обучения. Качественные характеристики определяются через подачу учебного материала (алгоритмизированный, эвристический и другие способы) . В соответствии с этим, осуществляется организация процесса обучения детей с одарённостью. В условиях обычной общеобразовательной школы проблема одарённости является, скорее, случаем исключительным, чем «рядовым», и поэтому очень часто учителя не владеют в достаточной мере информацией о том, как эффективно организовать процесс обучения, какие существуют подходы, которые учителя могли бы взять за основу в организации своей работы с детьми. В связи с этим, мы предприняли попытку провести теоретический анализ данных подходов и стратегии. Выделяют целый комплекс стратегий. Рассмотрим каждую из них. Стратегия «ускорения» предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала – это означает, что одарённые дети изучают учебный материал гораздо быстрее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данная стратегия характеризуется как положительными, так и отрицательными сторонами. С одной стороны, у одарённых детей формируется их собственный темп развития, который позволяет им развиваться в соответствии с их способностями, знаниями, умениями и навыками, поскольку обучаясь в том же темпе, что и их нормально развивающиеся сверстники, они «теряют время», и многие специалисты, изучающие эту проблему, считают, что «ускорение» темпа обучения позволяет одарённым детям оптимизировать темп собственного обучения и повышать эффективность обучения как такового и повышать

уровень интеллектуально­творческого развития (Н.М. Мякишева) . Недостатком данной стратегии является то, что она требует от педагогов дополнительной разработки содержания, которое не предусмотрено программой обучения, по которой обучаются сверстники. Следующей стратегией является стратегия «интенсификации». Она предполагает изменение не темпа обучения, а увеличение объёма или интенсивности обучения. Эта стратегия выступает альтернативой предыдущей стратегии и для одарённых детей, которые опережают своих сверстников по уровню умственного развития, у них может отмечаться дисбаланс с другими сферами развития. Например, умственное развитие является выше норма, а физическое развитие соответствует нормы либо может отставать от нормы. Такая дисгармония является распространённым явлением для одарённых детей, поэтому данная стратегия, как отмечает Н.П. Миронов, реализуется в двух вариантах: горизонтальной и вертикальной интенсификации . «Горизонтальная» интенсификация предполагает дополнение учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него, курсами и предметами. «Вертикальная» интенсификация предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом и ориентирована на качественно иной уровень подготовки, то есть происходит углублённое изучение учебных дисциплин или отдельных учебных предметов. Данные варианты организации обучения одарённых детей также получили практическое распространение. Например, наибольшей популярностью пользуются три вида обогащения учебных программ, предложенные автором Дж. Рензулли. Его система рассматривает содержание во временном аспекте, и один вид обогащения материала сменяет другой, происходит поуровневое обогащение. Обогащение также делится на два вида – «горизонтальное» обогащение и «вертикальное» обогащение. Для традиционной школы наиболее подходящим является вариант «горизонтального» обогащения путём добавления специальных учебных занятий по программам, особенно по тем разделам, которые у одарённого учащегося могут быть в норме либо чуть ниже нормы и по тем разделам, по которым он явно превосходит в развитии своих сверстников. В этом направлении выделяют стратегию «обучения мышлению», которая предполагает развитие именно творческого мышления, специально направленному развития креативности, интеллектуальных функций и познавательной деятельности. Стратегия «социальная компетенция» характеризуется тем, что у одарённых детей формируются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, поскольку чаще всего эти дети имеют определённые трудности во взаимодействии со своими сверстниками или трудности в поведении. На уровне «вертикального» обогащения также выделяется ряд стратегий. В этом направлении происходит не только модернизация учебного плана, но и изменение содержания преобразовательной деятельности в целом.

Стратегия «индивидуализации» направлена на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности одарённых детей. Стратегия «исследовательского обучения» направлена на активизацию обучения, придания ему исследовательского творческого характера, развитие познавательной деятельности. Стратегия «проблематизации» предлагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить, и поэтому их обучают умению видеть проблемы с помощью комплекса специальных методических приёмов (Н.Ю. Синягина) . Таким образом, обобщая данные теоретические представления об основных подходах к сопровождению одарённых детей, мы можем сделать вывод о том, что в работе с одарёнными детьми, учитель общеобразовательной школы может пойти в разных направлениях. При этом наибольшее значение имеет работа с личностью одарённого ребёнка, содействие его социальной адаптации, формирование у него наиболее слабосформированных навыков социального плана, а также развитие высокоразвитых интеллектуальных функций творческого мышления и т.д. При этом основная работа заключается в работе с содержанием учебного процесса приёмами и методами работы с этими детьми. Литература 1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. 120 с. 2. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа.­2004.№ 6. С.33­42. 3. Мякишева Н.М. Личностные детерминанты развития детской одаренности // Одаренный ребенок.­2007.№6. С. 52­58. 4. Синягина Н.Ю. Роль педагога в развитии одаренности младшего школьника // Одаренный ребенок.­ 2005. №4. С. 26­36. 5. Щебланова Е. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.­2001.№1. С.150­156.

Ксения Румянцева
Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении

Из опыта работы .

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

в дошкольном образовательном учреждении .

Добиться успеха не означает,

что Вы должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что Вы должны делать то же,

что и все, только исключительно хорошо.

Колин Тернер

В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране , являются Национальный проект «Образование » , проект «Наша новая школа» , Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В проекте ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска» на 2013-2018 г. г. имеет подпрограмму «Талантливые дети Рыбинска» , где ключевой идеей является создание условий для оптимизации процесса сопровождения одаренных детей и обеспечения возможностей для наращивания и проявления их одаренности .

Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования , в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей .

В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 г . Рыбинск с 2014 года были созданы условия для обеспечения деятельности по работе с одаренными детьми . В детском саду создан Центр «Радуга талантов» для детей города с признаками одарённости . Организована деятельность по управлению процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми . Ведется целенаправленная, планомерная и систематическая работа всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников . Работа организована по 6 направлениям (развитие творческих, музыкальных, физических, интеллектуальных, математических, лидерских способностей детей ). Также ведется работа по оказанию психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (20-25 детей в год ) . Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста , соответственно программа рассчитана на 2 года.

В рамках данной деятельности мною была разработана программа по осуществлению психолого - педагогического сопровождения детей с проявлениями одаренности , которая строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности , а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка.

Неправильное воспитание одаренных детей в ДОУ и дома может повлечь за собой ряд проблем. Поэтому работа с такими детьми должна быть соответственной и правильной. Они связаны, в первую очередь, с более быстрым темпом развития и, соответственно, обучения одаренных детей . Это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников, проблемы составления программ обучения и выработки критериев оценки достижений ребенка.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования , как поиск, как практическую деятельность, как опыт , посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования , необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Основное направление моей работы заключается в оказании своевременной психолого -педагогической поддержке детям и семьям воспитанников по преодолению трудностей в социальном и психическом здоровье ребенка посредством коррекционно-развивающей и педагогической работы по профилактике и коррекции в их психическом и личностном развитии.

Организованная мною деятельность с одаренными детьми (как педагога-психолога ) встраивается в общий процесс работы ДОУ , на всех ее этапах. Данная программа предусматривает организацию работы в рамках трех этапов : первый этап – диагностико - ориентировочный; второй этап - коррекционно - развивающий; третий этап – контрольно - поддерживающий.

Вся работа по психологическому сопровождению участников образовательного процесса строится следующим образом :

На начальном этапе работы проводится :

Изучение уровня интеллектуального развития детей (изучается характер самооценки у ребенка, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, его социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);

Изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности , личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье и многое другое).

На следующем этапе проводятся занятия по психологическому просвещению и повышение психологической компетентности , как родителей, так и педагогов.

С детьми проводится работа по развитию и коррекции социального и эмоционального интеллекта, а также организуются психологические встречи , на которых они знакомятся с правилами общения, способами выхода из трудных ситуаций.

На последнем этапе, в качестве подведения итогов, проводится анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта .

В работе с одарёнными детьми использую разнообразные формы .

С детьми – игры -обследование (исследование, опросы, проективное рисование, наблюдения, индивидуальные и групповые занятия, игры и упражнения, просмотр и обсуждение, чтение и обсуждение; ситуативные беседы (создание ситуаций, свободные диалоги с детьми в играх, занятия с элементами песочной терапии, олимпиады, проектная деятельность.

Взаимодействие с педагогами и родителями осуществляется через организацию и проведение клубов, практикумов, «школы для родителей» , мастер-классов, тренингов, гостиных, бесед, презентаций, устных журналов, анкетирования и т. д.

Процесс деятельности организован как в индивидуальной, так групповой форме.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с проявлениями одаренности , планирование методической работы с педагогами и просвещение родителей проводится по индивидуальному маршруту в зависимости от анализа конкретной ситуации (разработан учебно-тематический и перспективный план работы ).

Комплексное сопровождение детей с проявлениями одаренности осуществляется воспитателями и специалистами образовательного учреждения , которые ведут дневник одаренного ребенка и осуществляют взаимодействие с семьями воспитанников.

Также на базе ДОУ организован консультационный пункт, где родители (законные представители) в частном порядке могут получить квалифицированную помощь педагога-психолога и других специалистов ДОУ. Консультационная помощь оказывается родителям (законным представителям, чьи дети посещают и другие детские сады.

Таким образом , организованная нами в ДОУ работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с проявлениями одаренности , способствует :

Созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями;

Развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, что обеспечивает своевременное выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей;

Развитию когнитивно - личностных способностей одаренного ребёнка , что повышает его способности адаптироваться к собственной одаренности , адекватно принять ее и максимально использовать для собственного развития;

Формированию волевых качеств, саморегуляции у детей с проявлением одарённости , что играет важную роль в развитии ребенка;

Организации условий для охраны и укрепления психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия через устранение негативных личностных проблем ребёнка и поддержку благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей ;

Обеспечению психолого -педагогической поддержки детям, семьям воспитанников и педагогам, что способствует повышению компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах развития и образования детей .

В подтверждении вышесказанному хочется отметить, что все одаренные дети нашего дошкольного учреждения очень активно принимают участие в муниципальных и областных конкурсах и олимпиадах. Успешно выступают (участвуют) и занимают призовые места. Детям вручены сертификаты, грамоты и дипломы за участие олимпиадах различного уровня.

Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста -1 ,3 место (2014 г) дошкольников «Умка» - 3 место (2015 г) ; муниципальная интеллектуальная олимпиада дошкольников «Танграмм» - участие (2015 г) ; муниципальная научно - практическая конференция «Шаг в будущее : Совенок» - дипломанты (2015 г) ; участие в муниципальной олимпиаде «Чудесная палитра» - 2 место (2015 г) ; фестиваль «Фейерверк талантов» и «Театральное половодье» - участие (2015 г) ; мастер-классы в рамках муниципальной Мастерской инновационного опыта (2014-2016 г, городская ежегодная Спартакиада ДОУ (2010-2016 г) ; IX областная конференция «Открытие юных» -2 место. (2016 г) ; участие к концерте на день города (2016 г) .

Вся организованная деятельность с одаренными детьми и продукты этой деятельности наше муниципальное дошкольное учреждение представляет на Ярмарке инновационных продуктов на муниципальном, областном и международном уровне, в том числе в рамках данного направления представлена и продукты моей деятельности. За активное участие детский сад награжден грамотами и дипломами. Это диплом за участие в Ярмарке инновационных продуктов 2007 год; диплом за Малый приз общественного жюри на Ярмарке инновационных продуктов", 2015 год; грамота за лучший инновационный продукт в г. Ростове, 2015 год; грамота победителя Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Братске, 2016 год.

Юлия Юрина
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

«Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования ».

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Проблемы детской одаренности , развития творческого мышления дошкольников являются актуальными для современного дошкольного образования . Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям . Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.

Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования .

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями , которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей , на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников . Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми , следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого – педагогические особенности развития , реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности , разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми , способствующую развитию интеллекта и креативности.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение . Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации . Сопровождение означает содействие ! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом , учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности.

Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути.

Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов :

этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов и склонностей, одаренности . Информация поступает от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе, воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей . Педагог-психолог совместно с воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития , построения развивающей работы . Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок педагогов и родителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности ребенка , а также выделить детей , высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт. С детьми используется пакет диагностических методик (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений, с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений дошкольного образования : социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое . При этом, диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, - диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет - до 20 минут, для 6-7 лет - не более получаса).

второй этап – уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого -педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка . Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах , и определяют группу сопровождения , условия для развития одаренного ребенка . Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения , разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности . В «Дневнике » специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка .

третий этап - создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка , заявки родителей о развитии одаренности их ребенка , заведующая ДОУ создает в детском саду условия для развития одаренных детей : открывает кружки, студии. При этом использует внутренние ресурсы, воспитателей детского сада, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования . Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у одаренного ребенка , как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии , которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности. Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

четвертый этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка . На этом этапе психологи , педагоги и другие специалисты проводят в середине и конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития . Педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка : выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др. Все данные воспитатели регистрируют в индивидуальном «Дневнике сопровождения развития ребенка » .

Таким образом , выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка . Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования . Создание условий , помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС . Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей .

Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей . Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость . Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сугутская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Педсовет №2 Директор МОУ «Сугутская СОШ»

Программа

психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

Падусев А.В.

Глухова А.А.

Тинюкова А.П.

Срок реализации:

2012-2016годы
Сугуты 2012
1. Пояснительная записка.
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Работа с одаренными детьми ведется давно (это и проведение школьного этапа предметных олимпиад, и конференции проектно-исследовательских работ для учащихся начальной и основной школы, участие учащихся в муниципальном этапе предметных олимпиад и районной конференции проектно - исследовательских работ, подготовка детей к участию в республиканских конкурсах, интеллектуальных играх), однако нет единых подходов, нет системы работы. Одним из направлений работы способствующих повышению мотивации – является работа с одаренными детьми.

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем детстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал посёлка, района, области и государства в целом.
Поэтому школе необходим проект , включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Актуальность:


  1. В школе отсутствуют условия по реализации программы “Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

  2. Есть противоречия между необходимостью поддержки одаренных детей и отсутствием программы поддержки и научно – методического сопровождения программы “Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей” ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей” объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Основополагающими являются проблемы:


1. Каковы технологии выявления способностей одаренных детей.

2. При специально созданных условиях могут проявиться профессиональный личностный рост мастерства педагогов при работе с одаренными детьми.


Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, повышенный уровень их развития, обеспечивающие успешное выполнение деятельности, обуславливающие широту возможностей человека, достижение высоких результатов.

3. Каковы условия реализации программы “Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

Цель программы : выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей.

Задачи:


  1. Разработать механизм выявления одаренных детей

  2. создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей

  3. расширять возможности для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  4. обеспечить повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми

  5. разработать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

  6. оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и развитии одаренного ребенка

Гипотеза: если создать необходимые организационные и психолого-педагогические условия для всех субъектов образовательного процесса, то это будет способствовать развитию личности ребенка, повышению мотивации к учению, дальнейшему самоопределению
Сроки реализации: 2012-2016 учебный год

Основные мероприятия программы:


  1. Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание и обновление банка данных

  2. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся

  3. Создание постоянно действующей системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми.

  4. Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов

  5. Участие в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях

  6. Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами сайта школы

  7. Поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций.

Программа включает следующие блоки:
I. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей:
- диагностика способностей детей;
- формирование банка данных об одаренных учащихся;
- осуществление мониторинга личностного развития учащихся, создание портфолио;
- оказание необходимой и оперативной помощи психолога.

Деятельность психолого-педагогической службы должна способствовать формированию стойкой положительной мотивации обучающихся к достижению успеха в каком-либо виде деятельности.

Формы работы:
- развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, психологические тесты, анкетирование, тренинги личностного роста, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, оказание помощи по профессиональному самоопределению.

Предполагаемый результат:


  1. Разработка и реализация программы «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.

  2. совершенствование системы работы с одаренными детьми

  3. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

  4. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов

  5. стимулирование мотивации развития способностей школьников

  6. проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся

  7. увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью

  8. увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей пред­полагает реализацию следующих его направлений:

Диагностического;

Консультационного;

Развивающего;

Коррекционного.

Исследователи особо выделяют также такое важное направление деятельности как педагогическое просвещение и образование , направленное на формирование педагогической культуры, развитие компе­тентности учащихся, педагогов, родителей.

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специали­стов образовательных учреждений.


Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

Диагностическое направление направленно на изучение индиви­дуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.


Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проек­тированию собственного жизненного пути.

Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:


  • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников , способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • снижение уровня тревожности;

  • формирование адекватной самооценки;

  • обучение методам релаксации и визуализации.
Основные направления развивающей ра­боты с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуаль­ной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

При проведении коррекционной работы специалисты систе­мы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.

Педагогическое просвещение и образование . Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого- педагогического со­провождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, со­трудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.

Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам. К работе с одаренными детьми педагоги должны быть особым образом подготовлены. В.С. Юркевич отмечает, что педагог, выбирает работу с одаренными детьми зачастую потому, что определенные характеристики одаренности в той или иной мере характеризуют и его самого (яркие познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т.д.) .В силу этих причин педагог нередко оказывается на грани работы « на износ». Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий важных для работы в данном направлении: организация специальных клубов , где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.

В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровож­дения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятель­ности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проекти­рование) и экспертиза образовательных программ .

В образователь­ной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и вос­питанию личности одаренного ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно- потребностных характеристик.

Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение и проблематизация, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предпола­гает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

Реализация программы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема чему и как их учить , как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким особенностям относятся следующие:

способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к понятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не содержательной частью.

Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

° учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать

интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

° дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

° необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в школу. С одной стороны , ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школы). Однако такая форма наименее эффективна.

Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем дискомфорта и пробелов в обучении.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

I этап – диагностико-прогностический, методологический

(2012-2013 год)

на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Мониторинг одаренности.

Создание:

 банка данных по одаренным детям;

 банка творческих работ учащихся;

 банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

Организация:

 системы дополнительного образования;

 творческого экзамена;

 внеклассной работы по предмету;

2 этап: деятельностный (2013-2015годы)

 Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

 Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

 Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

 Внедрение метода проектов.

 Учет индивидуальных достижений в психограмме .

 Переход на систему портфолио.

 Проведение выставок детского творчества.

 Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

 Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

 Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

2.Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе.

Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.

Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

3.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Выбор форм и методов работы.

Направления работы психолога с одаренными детьми

1. Первичная диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения.

2. Психодиагностика по стандартизированным тестовым заданиям и с помощью игровых и тренинговых методов.

3. Глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка.

4. Создание школьного банка данных одаренных детей.
Психодиагностический минимум:

1 класс

Цель – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий.

1. Методика Л.А. Ясюковой «Готовность к обучению в школе»

2. Методика «Социально-психологическая адаптация», Автор З.М. Александровская


2 класс