ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Личностно профессиональные изменения за время практики. Студенты мгоу но5 (2 группа)

1

В статье обсуждаются проблемы подготовки учителя начальной школы в условиях прикладного бакалавриата. Описаны инновационные формы учебного процесса, обеспечивающие самоопределение студентов, получение ими личностного опыта, формирование их профессионального самосознания. Показано, что важнейшим условием решения задачи профессионального самоопределения является погружение студентов в реальную педагогическую практику, начиная с первых дней обучения. Выявлены особенности организации педагогической практики студентов для развития их профессионального самосознания: 1) начальное игровое погружение в педагогическую проблематику, 2) ее сетевой и межвозрастной характер, 3) непрерывность, 4) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра. Усложнение традиционных задач педагогической практики по мере взросления студента (от первичного столкновения с педагогической реальностью через пробы с сопровождением к самостоятельному педагогическому действию) параллельно ведет к усложнению и детализации образа себя как будущего педагога. Доказано, что сочетание классического университетского обучения и постоянной педагогической практики приводит к возможности интеграции студентом теории и практики и повышает уровень профессионального самосознания будущего педагога.

профессиональное самоопределение

подготовка учителя начальных классов

практика

1. Ефлова З. Б. Позиционирование педагога как требование и проблема внедрения ФГОС нового поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. Вып. 1. Начальное образование: соответствие стандарту. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. – 386 с. – С. 307-313.

2. Лаврентьева Е. А. Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 54–60.

3. Лукина А. К. Особенности мотивации студентов – будущих педагогов //Материалы международной научно-практ. конф. Достижения высшей школы 15–22 ноября 2014 г. София, 2014.

4. Попованова Н. А., Шадрина М. А. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 2. – С.82-88.

5. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

6. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 320-336.

7. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Реформа образования в России требует нового учителя, носителя гуманистических ценностей, владеющего современными образовательными технологиями. Современный этап общественного развития в России характеризуется высоким уровнем неоднородности детского сообщества, что требует от учителя толерантности, способности к распознаванию проблем ребенка и выбору (поиску, созданию) адекватных средств их решения . Роль учителя начальной школы, по нашему мнению, заключается не только в создании условий для развития и становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности , но, прежде всего, в эмоциональном развитии, формировании позитивного самоотношения и самооценки, уверенности в себе, умения устанавливать отношения со сверстниками. Э. Эриксон называл этот период «трудолюбие против чувства неполноценности» .

Успешность профессиональной подготовки будущих педагогов определяется осознанностью выбора будущей профессии, адекватностью представлений студентов о содержании педагогической деятельности, о тех качествах личности и профессиональной компетентности, которыми они должны овладеть. Н. А. Попованова и М. А. Шадрина показали, что значимым компонентом профессиональной компетентности будущего педагога является личностный опыт студента, который может быть сформирован только при его включении в реальную профессиональную деятельность .

Целью нашей работы стало выявление особенностей организации практики будущих учителей начальных классов для создания условий профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов.

Материалом для написания статьи послужили данные опросов студентов прикладного бакалавриата Сибирского федерального университета (СФУ) по профилю «Учитель начальных классов», проведенных в 2014-2016 гг., студенческие дневники практик, их рефлексивные отчеты об учебных событиях, материалы студенческих творческих отчетов о завершенном этапе практики. Работа велась в рамках эксперимента.

Методы исследования: опрос, полуструктурированное интервью, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов (дневников практик, рефлексивных отчетов, творческих презентаций).

Опрос о мотивах поступления студентов-первокурсников СФУ по профилю «Учитель начальных классов» от 2014 года показал, что только 8% поступивших не испытывали колебаний, а 2/3 опрошенных испытывали серьезные сомнения в выборе будущей профессии. Треть опрошенных выбрали это направление в силу невозможности получения той профессии, которую им действительно хотелось бы получить. Ведущим мотивом выбора направления обучения для 82 % опрошенных является «работа с людьми», что позволяет говорить об общегуманитарной направленности большинства студентов .

В первые дни учебных занятий 2014 и 2015 годов нами был проведен опрос студентов - будущих учителей начальных классов относительно их представлений о качествах личности, важных для педагогической деятельности. Важнейшими были названы такие качества, как: профессионализм, компетентность , терпимость, тактичность, доброта, организаторские способности, авторитетность, справедливость, человечность, ответственность, порядочность. За общегуманистическими образами педагога у студента пока нет представления о сущности педагогического труда, о тех требованиях, которые предъявляет педагогическая профессия к её носителю. Это тормозит развитие адекватной учебной мотивации студента и его проектирование собственного профессионального развития .

Средством обогащения индивидуального опыта студента может быть реализация программ прикладного бакалавриата, смысл которого - обучение через раннее включение студентов в реальную педагогическую деятельность и создание условий для рефлексии этой деятельности. Этот подход делает возможным работу в «зоне ближайшего развития» самого студента. Приобретение студентами опыта взаимодействия с детьми и с будущими коллегами, опыта педагогической деятельности дает связь теоретического обучения и непосредственной практики. Этапность и событийность учебного процесса, когда событие понимается как оформление завершенного этапа учебной или практической деятельности, позволяет обеспечить осмысленность деятельности студента на практике .

В целях построения более адекватного образа профессионала и обеспечения более глубокого понимания смысла педагогической профессии был проведен интенсивный семинар (организационно-деятельностная игра), состоящий из нескольких этапов:

  • Запуск игрового действия.
  • Поиск путей решения игровой проблемы.
  • Выделение профессионально-педагогического содержания игры.
  • Выход из игрового действия на самопознание и обнаружение собственных установок на профессиональное образование.
  • Знакомство с дисциплинами и местами практики в 1 и 2 семестрах, уточнение и присвоение образовательных задач.

Для того чтобы практика студентов-педагогов обеспечивала построение адекватного образа профессии, самопознание и профессиональное самоопределение студентов-первокурсников, она должна быть построена с учетом их возрастных особенностей, а также особенностей их социальной ситуации. Мы видим три характеристики студенческой педагогической практики, существенно влияющих на становление и развитие профессионального самосознания будущих учителей: 1) непрерывность в течение всего учебного семестра; 2) возможность для сотрудничества со студентами других курсов и других ступеней образования; 3) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра.

Прежде всего, практика должна быть непрерывной, т. е. продолжаться на протяжении всего учебного года. Непрерывность практики обеспечивает развития способности студента строить со-бытийную общность с учениками и педагогами школы, формирует чувство ответственности, позволяет видеть плоды и результаты собственной деятельности.

Важная особенность этой практики - ее межвозрастной и сетевой характер. На практику одновременно выходят студенты различных курсов бакалавриата и магистратуры, а также студенты педагогического колледжа. Такой подход позволяет обеспечить: 1) взаимную представленность различных студенческих возрастов и уровней образования; 2) само- и взаимообучение через совместное решение задач практики, участие в совместной деятельности; 3) формирование способности к совместной педагогической деятельности.

Третья важная особенность этой практики - её органичная включенность в целостную систему учебной деятельности студента, включающую такие элементы: «учебный предмет» - «практика» - «событие» - «исследование» - «рефлексия» - «постановка вопроса». Учебный предмет даёт некоторое теоретическое знание, которое становится присвоенным только в результате проверки его на практике, открытии и переоткрытии его в собственной исследовательской деятельности. Поэтому в рамках каждого учебного предмета студентам формируется задание, которое студент выполняет на практике, закрепляя тем самым полученное знание, осваивая применение знания в реальной педагогической ситуации. Качество выполненного задания, а также образовательный прирост студента отслеживается преподавателем учебной дисциплины. Вместе с тем выполнение заданий на практике, участие в организации жизнедеятельности детей в школе ставят перед студентом новые вопросы и проблемы, ответы на которые он ищет в ходе теоретического обучения.

Задачи практики меняются по мере взросления студента. В первом семестре основная задача - «почувствовать» ребенка и себя во взаимодействии с ним. Это осуществляется за счет организации свободного времени школьников, проведения активных перемен, помощи в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, помощи в выполнении детских домашних заданий. Групповое выполнение большинства заданий практики дает возможность «деятельного» знакомства с одногруппниками и студентами других ступеней образования, что обеспечивает впоследствии качественное учебное, профессиональное и личное общение. Первичное деятельное столкновение с педагогической реальностью дает возможность студенту избавиться от массы иллюзий; увидеть школу уже не учеником, но возможным будущим учителем. Это ведет к уточнению собственных представлений о труде учителя, об ученике, о своем месте в этой школьной реальности.

Задача практики второго семестра - понять урок и его внешнюю организацию; совершить реальное действие с группой детей во внеурочном пространстве, что обеспечивает укрепление студента в своем педагогическом самоопределении, дает представление о педагогическом сотрудничестве и запускает новый виток внутриличностной работы студента.

В третьем семестре происходит углубление задач предыдущих семестров, а также разработка проекта собственного урока и проба его проведения. Общая задача практики этого этапа студенческой жизни - профессионально-педагогическое самоопределение студентов, проба установления доверительных отношений с ребенком во внеурочной деятельности, наблюдение за деятельностью учителя, проба организаторского действия с группой детей.

В течение 4-8 семестров на практике традиционно будущие педагоги усваивают и отрабатывают методики и технологии построения учебного процесса в младшей школе, постепенно наращивая свой исследовательский потенциал. Задачи педагогического самоопределения должны стать сопутствующими и цементирующими их профессионального инструментального оснащения.

На всех этапах практики большое внимание уделяется развитию рефлексивных способностей студентов: от них требуется не только описать проведенные мероприятия, заполнить дневник практик, но и ответить на вопросы о собственных затруднениях, способах их разрешения, взаимодействии в группе студентов, отношениях с наставниками практики, с родителями учеников, с администрацией. По итогам семестровой практики проводятся совместные студенческие конференции, где будущие учителя в минигруппах в форме творческих презентаций размышляют о достигнутом и неудавшемся. Важно, что конференция, так же как и практика, межвозрастная и сетевая: есть чему учиться друг у друга, создавая прототип собственного профессионального сообщества.

По итогам практики первого года обучения более 80 % студентов отметили, что они проводили внеучебные мероприятия, активные перемены, психологические исследования; 63 % - осуществляли наблюдение за деятельностью учителя, детьми и их взаимодействием; почти половина оказывали помощь в выполнении домашних заданий во время работы группы продленного дня, работали с документами, и т.д. Таким образом, очевидно, что деятельность студентов была достаточно разнообразной и охватывала различные компоненты профессиональной деятельности учителя.

Отвечая на вопрос о развитии компетенций в ходе практики, значительная часть студентов отмечала развитие коммуникативных, организаторских способностей, инициативности, самостоятельности, стрессоустойчивости. Четвертая часть студентов отметили, что уже могут применять на практике знания из психологии личности, социальной психологии и теории учебной деятельности, т.е. из того, что узнали на учебных дисциплинах, а у 12 % повысился интерес к дальнейшей работе с учениками, к профессии учителя. Также студенты отметили, что стали более уверенными, сдержанными, «волнение при общении с классом ушло», стали внимательно относиться к детям, к каждому ребенку, стали более опытными, больше узнали о жизни класса - 35 %, 8 % отметили, что приобрели необходимые знания по организации развивающих уроков.

Также появились новые трудности, которые студенты не отмечали в течение прохождения практики, но заговорили о них в конце года, а именно: агрессивное поведение детей, в основном мальчиков, и неумение с ним справиться - эту сложность отмечали более трети студентов. Пятая часть студентов испытывала трудности в работе с детьми-инофонами, фиксировали недостаток своих компетентностей в этой сфере. Эта отсроченная фиксация затруднений ценна и может говорить о внутреннем усложнении образа ученика и ребенка и образа себя как ответственного за изменения в этом ученике, ребенке.

Отрадно, что значительная часть студентов стали осознавать роль ответственности в деятельности педагога. Они отмечают, что педагог закладывает фундамент, основу для становления личности ребенка, что «от педагога зависит будущее ребенка», «педагог начальных классов - это вторая мама». Причем, на втором курсе значительно увеличивается количество студентов, которые считают, что «профессия педагога очень ответственная», и отмечают развитие этого качества у себя. В опросе в конце 3 семестра студенты отметили, что практика помогает им лучше понимать детей, видеть свои пробелы в знаниях, развивать профессионально важные качества.

Надо отметить, что практика повлияла и на изменения отношений студентов с преподавателями университета - руководителями практики: почти вдвое (с 80 до 45 %) уменьшилось количество тех, кто не понимает, как выполнять задания практики, около 40 % отметили, что им стало «проще, так как они имели опыт, и знали конкретную цель практики»; многие стали отмечать возникновение совместной работы со школьными учителями, здесь прослеживается положительная динамика. Если во втором семестре только 12 % студентов отмечали наличие доверительных отношений с учителями, то по итогам 3-го семестра 25 % студентов отмечают, что «учитель стал больше нам доверять» и «пришло понимание, что наставник всегда готов нам помочь». Это важный момент, который говорит нам о встраивании студентов в учебно-профессиональное педагогическое сообщество, о создании событийной общности и сотрудничества между учителем и студентом-практикантом. От учителя в первую очередь студент получает основную помощь и приобретает необходимые навыки, нужные в педагогической сфере. Практикант наблюдает за учителем, учится у него, анализирует его действия и пробует сопоставлять и применять эти действия к себе.

По последним опросам с 23 % до 40 % выросло количество студентов, точно принявших решение стать учителями. Все из этих 40 % в своих самоотчетах на вопросы о причинах своего решения отмечают положительную роль практики: описывают из своей учебной практики ситуации-вызовы, ситуации успеха, ситуации-удивления.

Однако также существенно увеличилось количество «сомневающихся» - с 23 % до 35 % от общего числа студентов. Мы считаем это также положительной динамикой развития профессионального самосознания будущих педагогов. Это говорит об их серьезном отношении к выбору будущей профессии, к содержанию педагогического труда, развитии рефлексивных способностей, роль которых необычайно важна в деятельности педагога .

Воздействие практико-ориентированных форм учебной работы и собственно педагогической практики на профессиональное становление студентов - будущих педагогов многопланово. Можно выделить общие, типичные результаты:

Уточнение студентами конкретных знаний о профессии педагога, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

  1. Постановка студентами ценностно-смысловых вопросов педагогической деятельности, профессионально-педагогическое самоопределение, осознание своих возможностей в осуществлении педагогической деятельности.
  2. Вхождение в педагогическую среду и культуру, развитие рефлексивных способностей, социальных и профессионально- педагогических компетенций
  3. Формирование у студентов установки на учебу, на осмысление своих ресурсов и дефицитов как профессионала.
  4. Группообразование, знакомство, формирование студенческой событийной общности, являющееся важным условием личностного развития студентов.

Библиографическая ссылка

Лукина А.К., Волкова М.А., Воронина Н.Б. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24252 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Отчет по педагогической практике

студента 5 курса гр. 522

географического факультета

Гусева Александра Михайловича,

проходившего педагогическую практику в СОШ № 1 г. Саратова

Руководитель практики

от факультета ________________ Т.Д. Крысанова

Преподаватель практики ________________ Г.Г. Медведева

Руководитель группы

студентов ________________ Л.Ю. Горшкова

Саратов 2010

Ведение

Студент по специальности «География», при освоении образовательно-профессиональной программы педагогического профиля должен пройти педагогическую практику. Практика была пройдена в период с 29 августа по 3 ноября 2010 года в одной из школ г. Саратова – МОУ СОШ № 1.

Целями практики явились:

    закрепление полученных знаний по уже пройденным дисциплинам, связанным с преподавательской деятельностью;

    получение опыта работы с детьми под руководством учителя в школе.

В процессе практики решаются следующие задачи:

Закрепление и углубление методических знаний, их применение;

Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

Развитие профессиональных личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; такт; гуманное отношение; культура общения и т.д.);

Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии и потребности в самообразовании;

Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности;

Ознакомление с современным профессиональным опытом.

Научным руководителем практики от учебного заведения была учитель географии Г.Г. Медведева.

  1. Учебная работа

За время прохождения педагогической практики мною было проведено 10 уроков, 2 из которых во внебазовом 10 «Б» классе.

Обучение проводилось по учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл. – М., Дрофа, 2005. – 318.

Были проведены уроки в 7 «Б» классе по следующим темам:

    Рельеф Земли

    Обобщение по теме «Литосфера» Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты

    Климатообразующие факторы

    Климаты Земли

    Обобщение по теме «Атмосфера»

    Воды Мирового океана

    Схема поверхностных течений

Проведены уроки в 10 «Б» классе по следующим темам:

    Государственный строй стран

    Политическая география

Во время проведения уроков мною были подготовлены две контрольные работы по пройденным темам. На первой контрольной, ученикам был роздан материал контрольной работы, напечатанный на отдельных листах. Учащиеся должны были ответить на вопросы и подписать рисунок. На второй контрольной учащиеся писали на отдельных листах по вариантам. Работы рассчитаны на весь урок. Для закончивших раньше учеников, предусматривалось дополнительное задание.

В ходе подготовки конспектов возникали затруднения, в частности, недостаточно полно раскрыты темы в тексте учебника. Дабы свести этот недостаток к минимуму, приходилось прибегать к использованию других источников информации. Наиболее ценным источником с точки зрения получения новых данных по той или иной теме послужила сеть Интернет и детская энциклопедия серии «Аванта+».

В планировании и организации уроков большую помощь оказала учитель географии, Медведева Галина Геннадьевна. Несколько слов о кабинете географии. Кабинет в целом светлый, чистый. В классе старая, деревянная доска, также есть компьютер и проектор. В целом, класс приспособлен к проведению уроков по географии.

Стиль общения с учениками был основан на активном методе взаимодействия с учащимися и был весьма демократичным. Все проводимые уроки были достаточно спокойными.

При изучении нового материала я задавал ученикам наводящие вопросы, как бы заинтересовывая их темой урока. Кроме того для более лучшего восприятия информации учащимися, мной использовался широкий спектр методов обучения: объяснения, беседа, иллюстративный материал презентаций и энциклопедии.

Я думаю, что учащиеся проявили интерес к моим урокам. Это достигалось благодаря использованию различных средств обучения, в том числе и презентаций.

  1. Воспитательная работа

Реализация учебных задач невозможна без воспитательной работы. Целью этой работы в школе является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. При прохождении практики мной был изучен опыт работы различных преподавателей базового класса по воспитанию учащихся в процессе обучения.

Особое внимание было обращено на проводимую воспитательную работу учителей русского языка, алгебры и конечно географии. На основе их опыта были изучены основы организации процесса обучения на уроке, осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся, проблемы воспитания в подрастающем поколении, а также усвоение нравственных норм в обществе (таких как – уважение к человеку, проблемы общения в коллективе, и проч.).

Много полезной информации об учащихся дала классный руководитель, Галина Геннадьевна Медведева. Благодаря этой информации было составлено определенное представление о вверенном классе. Это впоследствии позволило быстрее «найти общий язык» с классом, постараться более глубоко применить личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Проблемы, возникающие по ходу практики, в основном были связаны с недисциплинированным поведением учеников во время уроков. По моему мнению это было вызвано недостатком опыта в управлении коллективом, а так же моей низкой способностью к управлению в целом. Тем не менее, случаи неподобающего поведения учеников на моих уроках были достаточно редкими, поскольку большая часть класса проявляла интерес к предмету.

По итогам практики были составлены психолого-педагогические характеристики отдельного ученика и класса в целом. При составлении характеристик большую помощь оказала классный руководитель.

В рамках воспитательной работы была оказана помощь в организации проведения плановой эвакуации учеников из здания школы. Была проведена беседа с учащимися по поводу их осведомленности о техники пожарной безопасности.

Заключение

После прохождения практики в СОШ №1, мной был получен опыт по преподаванию в общеобразовательном учреждении. Этому способствовал выбор учебного заведения и полученные знания в Университете.

На сегодняшний день СОШ № 1 это 34 педагога, среди них: 78% имеют первую и высшую квалификационную категорию; 6 учителей награждены знаком «Отличник народного образования», «Почетный работник образования»; 1 - Заслуженный учитель РФ, 1 - учитель награждён знаком Губернатора области «Надежда Губернии», 1 - был помещен на районную Галерею Почёта. 3 - победителя конкурса Лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках национального проекта «Образование».

В школе проводится районная научно-практическая конференция «Шаг к успеху» для обучающихся 5–8 классов и школьная конференция для 1 – 11 классов. Музейная комната «Соколовая гора» неоднократно становилась победителем городских конкурсов. В школе существует Детская общественная организация «Содружество» (5-11 кл.) и «Пчельник» (2-4 кл.).

Развита сеть дополнительного образования: детский музыкальный театр «Радуга»; ВИА «Гелиос»; детская музыкально-художественной студия «Улыбка»; танцевальный коллектив «Эдельвейс»; художественная студия «Гармония»; литературный клуб «Проба пера», выпускающий детскую литературную газету «Соколова гора». На начало 2009/2010 учебного года – 400 учеников, 18 класс-комплектов.

В СОШ № 1 наряду с новыми молодыми специалистами преподают высококвалифицированные учителя с многолетним опытом работы. Это помогает молодым учителям совершенствовать свои навыки, в тоже время опытным педагогам отрадно видеть в стенах школы своих выпускников, ныне ставших им коллегами. Они оказали неоценимую помощь в прохождении практики.

Нельзя сказать что школа оснащена всеми инновационными технологиями, но это не является препятствием для обучения.. Кроме того, школе организован пропускной режим, при этом проникновение внутрь здания посторонних людей, а также выпуск детей без разрешения учителей, либо родителей невозможен. Ведется видеонаблюдение за входом в школу.

Для прохождения педагогической практики были организованы необходимые условия. Небольшие неудобства доставила периодическая смена расписания в сентябре.

Особых проблем при прохождении практики не возникало. Основной причиной затруднений было отсутствие должного опыта в областях преподавания географии, а также психологии и педагогики. Достижению больших результатов должно способствовать дальнейшее совершенствование знаний и умений в профилирующих областях.

Список использованных источников

    География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2005. – 318

    Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7кл. Н.А. Никитина. – М., Вако, 2006. – 288

    Экономическая и социальная география мира. 10 кл. В.П. Максаковский. – М., Просвещение, 2005. – 350

    http://www.rusedu.ru/detail_2825.html

    Энциклопедия для детей. Геология. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2002. – 688

    Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2000. – 704

    Географический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1988. – 241

Приложения

Приложение №1. Самоанализ урока по физической географии

Предмет: География материков и океанов

Тема урока: Климатообразующие факторы

Ф.И.О. учителя: Гусев Александр Михайлович

Число учащихся по списку: 25 человек

Класс: 7 «Б»

Присутствует: 24 человека

Цели и задачи урока:

    Продолжить формирование представлений и знаний об Атмосфере и климате Земли.

    Познакомить учащихся с основными типами воздушных масс и постоянными ветрами.

    Сформировать представление о зависимости между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления.

Тип урока: комбинированный.

Анализ урока:

Материал урока соответствует требованиям программы, и объяснение материала направлено на достижение поставленной цели. Материал для данного урока был взят из учебника по географии: География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2005. И из брошюры «Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны», автор Н.А. Никитина 7 класс. – М., ВАКО, 2006.(В помощь школьному учителю). Тип урока – комбинированный. В начале урока учитель приветствовал учеников и поставил цели и задачи предстоящего урока, что заняло примерно 3 минуты. Тема и число были написаны на доске. Таким образом, учащиеся были осведомлены, чем они будут заниматься на уроке. Проверка домашнего задания была в форме устного индивидуального опроса и заняла 8 минут. Всего было опрошено 4 ученика, ответы были не у всех полными и некоторые требовали помощи учителя. Выбор учеников был обусловлен недостатком у них оценок, а также некоторое равнодушие к изучаемому предмету. Затраты времени, на мой взгляд оказались оптимальными: на объяснение нового материала осталось достаточно времени. Затем шло объяснение нового материала – 25 минут. Оставшиеся 5-8 минут были отведены на закрепление полученных знаний, подведение итогов урока и выставление оценок.

    Методический компонент урока:

На уроке применялись следующие методы обучения: рассказ, элементы беседы, работа с картографическим и схематическим материалом.

    Деятельность преподавателя.

В начале урока учителем были поставлены цели и задачи предстоящего занятия. Таким образом, учащиеся были осведомлены, чем они будут заниматься на уроке. Затем проводился опрос учащихся по пройденной теме «Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты», далее последовало объяснение нового материала. Рассказ учителя сочетался с общением с классом. Учитель направлял размышления учеников в нужное русло, продолжая объяснение новой темы.

    Деятельность учащихся.

Почти все ученики на уроке были внимательны (лишь за некоторым исключением), проявляли интерес к изучаемой теме, активно принимали участие в беседе. Качество ответов было на достаточно высоком уровне (но все, же иногда требовалась помощь учителя), была видна подготовка домашнего задания учениками, в целом учащиеся показали хорошие остаточные знания из курса 6 класса и пройденной ранее темы.

    Вывод.

Поставленные цели и задачи урока были реализованы, учащимся была дана необходимая информация по теме «Климатообразующие факторы».

Приложение №2. Анализ урока по физической географии

Предмет: География материков и океанов

Тема урока: Как люди открывали мир

Ф.И.О. учителя: Медведева Галина Геннадьевна

Число учащихся по списку: 25 человек

Класс: 7 «Б»

Присутствует: 25 человек

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с историей географических открытий.

Тип урока: Лекция

Учитель четко сформулировал тему урока. Число и тема зафиксированы на доске. Подготовка класса заняла 5 минут.

Изучение нового материала опиралось на подготовленную лекцию учителя по выбранной теме. На лекцию отводилось 30 минут. В процессе чтения лекции особых проблем как с дисциплиной, так и с изучаемым материалом не возникало.

Преподаватель заранее точно сформулировал те аспекты материала, которые должны освоить учащиеся. Перед уроком был сделан акцент на то, что после урока будут выборочно собраны тетради и поставлены оценки за работу на уроке.

В связи с правильно выполненными деталями, внимание учеников к новой теме не было потеряно. В конце урока было дано домашнее задание в устной форме, что заняло 5 минут.

Педагогические

  • Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    ... по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя ... школами и студиями, школами искусств, спортивными школами ... по масштабам игровая деятельность. Как свидетельствует педагогическая практика ... , Кемерово, Саратове , Ставрополе, Перми... персональные отчеты . ...

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

    Направление:«Педагогическое образование»

    Профиль «Начальное образование»

    3 курсза очная форма обучения

    Продолжительность - 06.04 - 23.04. 2015 года

    Цель практики: Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности:знакомство будущих учителей начальной школы с основными формами и методами деятельности педагогических коллективов, овладение основными умениями и навыками учебно-воспитательной, методической и научной деятельности, необходимыми для дальнейшей работы.
    Деятельность педагога профессионального обучения является сложной и многоаспектной, отсюда одна из задач педагогической практики - адаптация к условиям профессиональной деятельности, развитие интереса к профессии, формирование педагогического мышления и в конечном итоге выработка индивидуального стиля деятельности.

    Задачи практики:

    • углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла;
    • формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
    • овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
    • изучение способов и средств профессионально-педагогической коммуникации;

    способствовать приобретению практических умений и навыков планирования и организации деятельности педагога учебного учреждения.

    Требования к отчету по практике.

    Отчет должен содержать:

    • Дневник по практике с индивидуальным планом и его выполнением.
    • Конспект-анализ (исследования) по наблюдению и практической деятельности (тема, содержание, результаты, выводы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и т.д.), утвержденный преподавателем базы практики и методистом факультета.
    • Общий отчет о проделанной работе . В нем отражаются личностно-профессиональные изменения, произошедшие в студенте за время практики (личностно-профессиональный рост студента, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.), оценка собственных возможностей как профессионала.
    • Анкета-отчет характеристику с места прохождения практики, в которой указана предварительная оценка за практику. Документ подписывается заведующей или старшим воспитателем и заверяется печатью дошкольного учреждения.

    Студенты-практиканты после прохождения практики должны представить:

    • отчет по приведенному образцу - конспект исследования
    • дневник практики;
    • анкета-отчет;
    • характеристику с места прохождения практики.

    а) основная литература:

    1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. Гриф МО РФИздательство: Московский психолого-социальный университет. - М.: МПСУ, 2010. - 448 с.
    2. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 639 с.

    б) дополнительная литература:

    1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.
    2. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М., 1997. - 351 с.
    3. Крейг П. Психология развития / П. Крайг. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.
    4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин; под ред. Б.В. Вульфова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Просвещение, 1986. - 206 с.
    5. Мудрик А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2006. - 472 с.
    6. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 5-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 606 с.
    7. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розун - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

    в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

    1. http://www.ychitel.com/ "Учитель". Педагогический журнал. Предназначен для учителей, преподавателей, воспитателей учебных заведений и внешкольных учреждений всех форм, типов и уровней. На сайте - новости российского образования; анонсы публикаций и тексты некоторых из них; законодательные документы об образовании; образовательные методики и педагогический опыт; материалы по правовому обучению.
    2. http://www.vestnik.edu.ru - Сайт журнала «Вестник образования».
    3. http://www.mon.gou.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
    4. http://www.ug.ru/ "Учительская газета". На сайте представлены публикации газеты и материалы ее приложений.
    5. http://www.uroki.net Uroki.net. На страницах этого сайта можно найти следующую информацию: сценарии школьных праздников, классные часы, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ, лицеев, гимназий.
    6. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Cистема предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Имеется также "Глоссарий терминов по образованию" и система новостей образования.
    7. http://www.den-za-dnem.ru Школа: день за днем. Педагогический альманах. На сайте представлены новости образования и календарь памятных дат; сведения об образовательных учреждениях; материалы к воспитательным мероприятиям и библиотека электронных текстов.
    8. http://ru.wikipedia.org . Википедия - свободная энциклопедия.
    9. http://www.voppsyl.ru/about/subscribe Вопросы психологии (электронный).

    10.http://cyberleninka.ru/ Киберленинка.

    1. http://elibrary.ru . Научная электронная библиотека LIBRARY.RU.
    2. http://www.twirpx.com/files/ Электронная библиотека.

    Права и обязанности студентов-практикантов

    Студент-практикант имеет следующиеправа:

    • выбор типа учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и тематической направленностью его научной работы (курсовой, ВКР и т. д.);
    • обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения и социальному педагогу, пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;
    • обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;
    • присутствовать на открытых занятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;
    • изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;
    • выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;
    • собирать в ходе практики материалы для курсовых, выпускных квалификационных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу,
    • вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете,
    • творчески выполнять любое задание,
    • на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

    Вобязанности студента входит:

    • организовывать свою практическую деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка базы практики;
    • выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;
    • находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы, установленному в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;
    • вести ежедневно дневник практики;
    • своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;
    • сдать документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры);
    • присутствовать на установочной и заключительной конференции;
    • пройти медицинское обследование.

    В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики.

    Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший практику в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

    Конспект-исследования

    Конспект-исследования

    1. Характеристика образовательного учреждения
    1. Вид образовательного учреждения.
    2. Адрес.
    3. Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения.
    4. В каком здании расположено, имеющаяся территория и её оборудование.
    5. Реализуемые программы (комплексные, парциальные, технологии, методики).
    6. Сведения о педагогических кадрах в классе (количество, образование, квалификация, педагогический стаж работы).
    7. Количество начальных классов.
    8. Предметно-развивающая среда в классе (соблюдение принципов её создания, обеспеченность материалами и оборудованием в соответствии с возрастом детей, реализуемой программой).
    9. Развивающая среда образовательного учреждения (наличие дополнительных помещений, их функция, оборудование, использование в воспитательно-образовательном процессе с детьми).
    10. Связь с социумом (с какими учреждения школа сотрудничает, с какой целью).
    11. Участие школы в мероприятиях города (района, области).
    1. Анализ - исследование физкультминутки в классе
    1. Какое место занимает физкультминутка в режиме дня школьника.

    2. Основные требования к проведению физкультминуток.

    1. Сколько времени заняла физкультминутка?
    2. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений.
    3. Каково качество выполнения детьми упражнений. Замечал ли учительнеправильное выполнение и как он реагировал на это?
    4. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.
    5. Опишите поведение учащихся во время проведения физкультминутки.
    6. Какое сопровождение использовал воспитатель при проведении физкультминутки. Как закончилась гимнастика.
    7. Поберите упражнения для проведения физкультминуток, с помощью методической литературы. Проведите под контролем учителя Опишите подробно.

    3) Анализ поведения детей на перемене

    1. Основные задачи перемены в учебной деятельности школьника.

    2. Основные правила поведения учащихся на перемене.

    3. Реакция учителя и учащихся на звонок перед переменой.

    4. Опишите поведение детей во время перемены.

    5. Использовались ли подвижные игры на перемене, опишите какие, все ли участвовали.

    6. Подберите и проведите, используя литературу, игры для отдыха детей во время перемены. Опишите, подробно (цель, задачи, включенность учащихся)

    4) Исследование урока

    1. Организация детей на уроке.

    2. Название, задачи, цель урока.

    3. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

    4. Тон учителя, его речь.

    5. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

    6. Был ли материал, даваемый учащимся трудным или наоборот, не достаточно трудным?

    7. Сколько детей обращалось за помощью к учителю.

    8. Как и в какой форме оказывал учитель помощь учащимся на уроке?

    9. Как дети слушали объяснения учителя в начале занятия, в середине и в конце?

    10. Какие методы и приемы использовал учитель в работе с детьми?

    11. После занятий побеседовать с учащимися, какие уроки им нравятся и почему?

    12. Подобрать с помощью методической литературы одно занятие. Название, цель, задачи. Провести под контролем учителя. Описать подробно.

    5) Провести классный час

    Схема проведения классных часов.

    1. Определить тему, цель и задачи классного часа.
    2. Провести подготовительную работу с учащимися (индивидуальные занятия, подбор литературы и т.д.)
    3. Продумать оборудование и использование наглядности.
    4. Спланировать ход проведения:
    • Вступительная беседа;
    • Постановка проблемы;
    • Обсуждение темы. Высказывания учащихся.
    • Проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий);
    • Делаем выводы.
    1. Подвести итоги.

    Схема анализа классного часа

    1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной
      работы классного руководителя (классного воспитателя).
    2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их
      личностный смысл для каждого школьника.
    3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

    а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

    б) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

    в) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

    4. Ход классного часа:

    а) убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и
    задач классного часа;

    б) соответствие содержания, тематической направленности и
    технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

    в) педагогическое мастерство классного руководителя в прове-дении классного часа: педагогическая культура, такт, обще-ние, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа;
    рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

    5. Итоги классного часа:

    а) достижение цели и задач классного часа;

    б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприя-тия, их причины;

    ДНЕВНИК СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

    Студент(-ка)_____________________________________________________________________

    (имя, отчество, фамилия)

    Форма обучения _________курса________группы____________________

    профиля________________________________________________________________________

    квалификации (степени) бакалавр__________________________________________________

    (нужное подчеркнуть или вписать)

    направляется на __________________________________________________________практику

    (вид практики)

    в (на) __________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    (организация, предприятие, адрес)

    Период практики

    с «___»________________20___ г.

    по «___» ______________20___ г.

    Преподаватель-руководитель практики ______________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    (должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия)

    Кафедра ________________________________________________________________________

    Телефон ___________________ e-mail _____________________

    Образец ведения дневника практики

    ОтчЁт

    о прохождении __________________________________ практики

    вид практики (учебная, производственная, педагогическая, преддипломная)

    Место прохождения практики ____________________________________

    сРОКИ ПРАКТИКИ:__________________________________________________

    Руководители практики:

    от (направляющей стороны)______________________/__________________________ (подпись) (фио, должность)

    от (принимающей стороны)_____________________/________________________________

    (подпись) (фио, должность)

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка за практику____________________________________________________________

    Обучающийся-практикант___________________________ ______________________

    (Ф.И.О.) (подпись)

    Руководитель организации ______________________ ____________________

    (Ф.И.О.) (подпись)

    Отчет о прохождении учебной практики сдан «______» ________________20__г.

    Оценка________________________________________________________________

    Руководитель практики от (направляющей стороны)___________________________________

    ___________________

    (подпись)

    ОТЧЕТ-АНКЕТА

    ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

    1. В свободной форме опишите 1-2 ситуации, произошедшие лично с Вами на практике или при Вашем участии, которые Вам показались затруднительными (с детьми, преподавателями, родителями, администрацией)
    2. Опишите трудности и ошибки (если таковые имели место) в Вашей учебной практике.
    3. Каковы причины затруднений?

    а) Недостаток знаний.

    б) Недостаток практических умений.

    в) Свойства и качества личности.

    г) Недостаточная помощь педагога.

    д) Другое (напишите).

    4 . Готовы ли вы к работе в качестве педагога (воспитателя)

    а) Да. б) Не вполне. в) Нет.

    1. Если «НЕТ или НЕ вполне», назовите причины.
    2. В чем вы видите положительное влияние практики?

    а) В возможности применять знания, полученные в вузе.

    б) В получении практических умений.

    в) В возможности проверить правильность выбора профессии.

    г) Другое (напишите).

    1. В чем вы видите недостатки практики?

    а) В плане практики.

    б) В коротком отрезке времени, отведенном для практики.

    в) Другое (напишите).

    1. Довольны ли вы практикой?

    а) Вполне. б) Скорее доволен, чем нет.

    в) Скорее нет, чем да. г) Недоволен.

    1. Что, на Ваш взгляд, Вам больше удается в профессиональном общении и взаимодействии (с детьми, преподавателями, родителями)
    1. Ваши предложения, пожелания по совершенствованию практики.

    Характеристика-отзыв студента,прошедшего учебную практику

    Характеристика

    На___________________________________________________

    (Ф.И.О. студента)

    о прохождении учебной практики в учреждении №_______________

    1. Владение современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников, способность к педагогическому творчеству, умение применять их в работе с детьми.
    2. Умение управлять детским коллективом, индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям.
    3. Качество и объем общественно полезной работы (оформление методического кабинета, пополнение его материалами, изготовление стендов и выставок).
    4. Отношение к практике, к своей профессии и к сотрудникам учреждения (организованность, дисциплинированность, доброжелательность, самокритичность, ответственность, инициативность и др.).
    5. Предложения по совершенствованию педагогической деятельности студента-практиканта.

    Руководитель учреждения №

    ББК: 74.5 УДК: 378.147.88

    Исакова Т.Б., Исхаков Р.Х.

    ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

    IsakovaT.B., IskhakovR.H.

    PERSON-ORIENTED APPROACH IN THE EVALUATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS

    Ключевые слова: личностно ориентированный подход, практика, профессиональные компетенции, профессиональное становление, рефлексия, самооценка.

    Keywords: learner-centered approach, practices, professional competence, professional formation, reflection, self-evaluation.

    Аннотация: в статье описывается личностно ориентированный подход в оценивании профессионального становления студента себя как специалиста в условиях практики. В статье представлены критерии личностной самооценки студента себя как специалиста в условиях практики.

    Abstract: the article describes the learner-centered approach in the evaluation of the professional development of the student himself as a specialist in the conditions of practice. The article presents the criteria of personal self-assessment the student himself as a specialist in the conditions of practice.

    В центре внимания современной педагогической науки и практики находится процесс социального и профессионального становления молодежи, связь формирования социально-значимых личностных качеств молодого человека с профессиональной подготовкой. Эта идея сформулирована в Концепции

    модернизации российского образования.

    Смена когнитивной и деятельностной парадигм образования на компетентностно-контекстную и личностно-развивающую обуславливает необходимость разработки и применения новых форм и методов организации учебно-познавательной

    деятельности студентов. Актуальным становится использование методик, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, творческого решения проблем, представления креативных идей, исследования ролевых моделей.

    Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность

    образования, его прагматический,

    предметно-профессиональный аспект. Такой подход демонстрирует

    необходимость подтверждения знаний умениями.

    Центральное место в организации образовательного процесса должно отводится практике. Во время учебно-ознакомительной практики происходит первичное непосредственное знакомство с организацией будущей профессиональной деятельности, при этом будущие профессионалы не пассивно наблюдают, а активно анализируют данную

    деятельность. Перед прохождением практики студенты, наряду с другими заданиями, получают установку на анализ достоинств и недостатков организации процесса профессиональной деятельности. Результаты своих наблюдений

    практиканты фиксируют в дневнике практики, где отводятся специальные графы для замечаний и предложений. Кроме того, опыт учебно-ознакомительной практики является прекрасным уроком для будущего специалиста, так как

    он получает возможность учиться на чужих успехах и неудачах, что в дальнейшем, в производственной практике, поможет ему достигать наилучших результатов. Таким образом, учебно-ознакоми-тельная практика

    практика способствует развитию умений наблюдать за процессом, конструктивно оценивать его, анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые феномены, что является составляющим культуры самообразования.

    Следующий этап работы

    предполагает самостоятельное

    переосмысление выявленных проблем, анализ причин их возникновения, предложение способов их устранения и профилактических мер. Для

    осуществления указанных видов деятельности необходимо проявить поисковую активность, актуализировать знания, провести сбор и анализ теоретического материала, проявить проектировочные и конструктивные способности. На этом этапе разрабатывается проект решения одной из профессиональных проблем, который в дальнейшем представляется на

    конференции, предваряющей

    производственную практику.

    Конструктивная критика предложенных проектов позволяет предварительно откорректировать их, что помогает достичь наилучших результатов при их апробации. Далее происходит

    исследование эффективности

    предложенного проекта решения профессиональной проблемы на практике.

    Во время производственной практики студенты не просто упражняются в проведении различных видов профессиональной деятельности, они приобретают первый опыт исследовательской, экспериментаторской, новаторской деятельности.

    Производственная практика завершается конференцией, на которой излагаются результаты деятельности, организуется обмен мнениями о проведенной работе. Ценность этого этапа работы в плане развития культуры самообразования состоит в возможности иметь первую

    практику анализа, систематизации и обобщения результатов собственной деятельности.

    Более того, современное

    профессиональное образование по подготовке специалистов

    профессиональной сферы «Человек-Человек» тенденциозно направлено на формирование у студентов компетенций по личностно ориентированному подходу в своей будущей профессиональной деятельности.

    Это возможно, если во время практики реализуется личностно ориентированный подход по отношению к клиентам, с которым взаимодействует наш студент-практикант. Мы студентов ориентируем на то, что бы они учитывали при работе с клиентами их типологические особенности при решении их проблем. Данный концепт всеми осознаваем и понимаем и есть положительная динамика в

    профессиональном становлении студентов как специалистов.

    Но в настоящее время актуализируется и другой концепт. Очень важно не только то, что происходит с клиентом на его личностном уровне, но и что происходит со студентом уже на его личностном уровне после

    взаимодействия и взаимоотношений с клиентом, то есть после оказании помощи клиенту в целом или после единичного акта действия. С одной стороны, клиент получает профессиональную помощь и испытывает в итоге удовлетворение или не удовлетворение своих потребностей на личностно-социальном уровне и, с другой стороны, студент то же получает удовлетворение или не удовлетворение от выполненной им работы, но уже на личностно-профессиональном уровне. В студенте происходят, на сознательном или на бессознательном уровне, профессио-нально-личностные изменения.

    В связи с этим практика, как составляющая учебного процесса, меняет свои содержательно-организационные концепты, усиливая ее личностную значимость в профессиональном

    становлении студентов как специалистов1

    На основании этой концептуальной позиции должны измениться подходы к критерию оценивания степени успешности прохождения студентом практики.

    Акцент оценивания сменится с контрольно-оценочных параметров, на личностно-ориентированные.

    Внешняя оценка осуществляется специалистами, которые по роду своей деятельности отвечают за

    профессиональное становление студентов как специалистов. Она всегда субъективно, зависит от многих профессиональных, личностных,

    ситуационных влияний на данную оценку. Очень важно насколько сам студент оценивает свой уровень готовности к будущей профессии. Очень важны его субъективные ощущения по отношению себя как специалиста, профессионально-личност-ные переживания по поводу своей готовности к будущей работе. Это возможно при проведенной личностной рефлексии, а точнее профессионально-личностной рефлексии2.

    При профессиональной подготовке специалистов в условиях вуза возникает необходимость организации помощи в профессионально-личностной рефлексии студентов.

    Главный вопрос не сколько «чего сделал и как сделал», а как личностно повлияло то «чего и как сделал» студент на него самого как будущего специалиста.

    На каждом этапе определенного вида практики происходит не только профессионально-когнитивное, но и личностно-про-фессиональное приращение.

    Для успешной организации практики необходимо откорректировать рабочие программы по практике -

    1 Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

    2 Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. -С. 10-14.

    добавить анкеты по личностной самооценке студента себя как специалиста в условиях практики.

    Управленческая система любого учреждения по социальной защите это

    есть изначально производство, где присутствует взаимодействие,

    взаимоотношение, посредничество между основными участниками (специалист, клиент), где есть система номенклатур служебных документов, где есть организационно-исполни-тельная система, где социальная помощь реализуется через нормативно-правовую систему

    законодательных документов и все это является содержанием системы

    профессиональных компетентностей

    специалистов.

    Критерии оценивания личностно-профессионального изменения студента как будущего специалиста должны отражать основные базовые

    производственных умения, которые относятся к категориям профессиональной компетенции: коммуникативных,

    правовых, организационно-

    управленческих, документных,

    консультационно-информационных.

    Организационно-содержательно личностно-профессиональную рефлексию можно реализовать на основе личного анкетирования студента по этим критериям.

    Структура заданий должна быть системной, выстроена с учетом принципа динамизма.

    Студенты отвечает на поставленные структурированные вопросы на основе своих субъективных ощущений.

    Орган изац ионн о-управл ен ческая компетенция

    Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной

    компетенции: клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать

    административно - исполнительскую (таблица 1). реализацию спроектированной помощи

    Таблица 1 - Степень сформированности организационно-управленческой компетенции

    1 Степень уверенности в способности самостоятельно спроектировать и организовать исполнительскую реализацию этой помощи Высокая Низкая Затрудняюсь ответить

    2 Вы уверенно себя чувствуете при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

    3 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

    4 Способны ли принимать ответственные решения по отношению к другим людям Да Нет Затрудняюсь ответить

    5 Сформированы ли волевые качества, способствующие завершению начатого дела по оказанию социальной помощи Да Нет Затрудняюсь ответить

    6 Вы способны убедить клиента в необходимости выполнения рекомендаций специалистов по решению его социальной проблемы Да Нет Затрудняюсь ответить

    7 Какие качества необходимы для успешного управленца

    Правовая компетенция

    Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: клиенту (ребенку) можно помочь на основе знаний государственной законодательной

    системы социальной защиты; без знаний законов, решение проблемы останется только на уровне эмоциональных переживаний (таблица 2).

    № п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

    1. К ак часто при решении проблемы Вы применяли законы Часто Редко Никогда

    2. Появилась ли уверенность в социальной защищенности самого себя на примере решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь

    3. Появилась ли уверенность, что законы действенны и работают в нашем государстве Да Нет Затрудняюсь

    Таблица 2 - Степень сформированности правовой компетенции

    4. Уровень правовой компетентности до Изменился Не Затрудняюсь

    практики и после практики изменился положительно изменил ся

    Служебно-документная компетенция

    Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции:

    помощь будет реализована, если студент знает, как документально оформить нормативно-правовое оказание помощи (таблица 3).

    Таблица 3 - Степень сформированности служебно-документной компетенции

    № п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

    1 Степень уверенности при заполнении служебного документа Высокая Средняя Низкая

    2 Я получаю удовольствие от правильно оформленного служебного документа Да Нет Затрудняюсь ответить

    3 Правильно оформленный документ является условием успешности решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь ответить

    4 Аккуратность оформления служебных документов сформировало мою внутреннюю дисциплину Да Нет Затрудняюсь ответить

    Консультационно-информационная компетенция

    Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: способность на основе теоретико-

    практических знаний проконсультировать клиента по его проблеме, дать адекватно целесообразные рекомендации, приводящие к положительному исходу решения его проблемы (таблица 4).

    Таблица 4 - Степень сформированности консультационно-информационной компетенции

    № п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

    1 Достаточно ли вы владеете логикой консультирования клиентов по его социальной проблеме Да Недостаточно Затрудняюсь ответить

    2 Насколько вы выдержаны и спокойны при консультировании клиентов Выдержан Не выдержан Затрудняюсь ответить

    3 Насколько вы сильно эмоционально сопереживаете с клиентом по его проблеме Сильно Нисколько Умеренно

    4 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации о необходимости исполнения клиентом профессиональных рекомендаций Да Нет Затрудняюсь ответить

    5 Учитываете ли при консультировании типологические особенности клиента Да Нет По необходимос ти

    насколько для вас важен жизненный опыт клиента необходимос ти

    7 Происходит ли обогащение вашего жизненного опыта знаний людей при консультировании клиентов по различным социальным проблемам Да Нет Затрудняюсь ответить

    Коммуникативная культура

    Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: правильно воспринять, преобразовать и

    сформулировать проблему, выраженную клиентом (ребенком) как обычно на основе его эмоционально-личностного

    переживания своей проблемы.

    Таблица 5 - Степень сформированности коммуникативной культуры

    № п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

    1 Мне нравится общаться с клиентом Да Нет Затрудняюсь ответить

    2 Степень уверенности в том, что вы сможете наладить коммуникацию с клиентом по решению его проблемы Высокая (сразу создаю контакт) Средняя (не сразу, но создаю контакт с клиентом Низкая (не стремлюсь создавать контакт с клиентом)

    3 Было ли у вас чувство пренебрежения (призрения, брезгливости) какому либо клиенту Нет, никогда Иногда Да

    4 Ждете ли вы эмоциональной реакции от клиента за выполненную (оказанную помощь) работу Всегда жду Никогда не жду, мне этого не надо Иногда

    5 Какую обратную реакцию вы получали от общения клиентом Положител ьную Негативную Безразличную

    6 Вы избегаете на прямую взаимодействовать с клиентом Нет Иногда Да

    7 В чем основа вашей уверенности / неуверенности общения с клиентом

    Итоговую личностную самооценку провести в таком варианте (таблица 6). студенту себя как специалиста можно

    Таблица 6 - Самооценка личностных умений

    № 1. Личностные умения качества Нужное подчеркн уть

    1 Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения 1 2 3 4 5

    2 Умение говорить с человеком на его языке, придерживаться согласованной и понятной собеседнику терминологии, не употреблять неизвестных ему терминов 1 2 3 4 5

    3 Умение наблюдать и чувствовать эмоциональное состояние клиентов (детей), учитывать их потребности и интересы 1 2 3 4 5

    4 Умение соблюдать стадии общения, социальную дистанцию 1 2 3 4 5

    5 Умение грамотно ориентироваться во времени общения: не затягивать консультацию ил общение, умение вовремя закончить диалог, сохранив доверительные отношения с клиентом (ребенком) 1 2 3 4 5

    6 Умение сопереживать и понимать проблемы клиента (ребенка) 1 2 3 4 5

    7 Умение быть искренним и открытым в общении 1 2 3 4 5

    8 Умение быть спонтанным и активным в профессиональном общении 1 2 3 4 5

    9 Умение проявлять конгруэнтность. Поведение не противоречит внутреннему содержанию 1 2 3 4 5

    10 Умение испытывать неподдельный интерес к людям 1 2 3 4 5

    11 Умение поддерживать человека и побуждать, воодушевлять его на решение проблемы Продолжение 1 2 3 4 5 5 таблицы 6

    12 Умение прогнозировать свое поведение и его последствия 1 2 3 4 5

    13 Умение брать ответственность на себя и когда необходимо передавать ее самому клиенту (ребенку) 1 2 3 4 5

    14 Умение активно слушать 1 2 3 4 5

    15 Уметь справляться с своими чувствами - обидой, раздражением, виной 1 2 3 4 5

    16 Уметь предотвращать конфликты и конструктивно с ними справляться 1 2 3 4 5

    17 Умение мотивировать на изменение неконструктивного поведения 1 2 3 4 5

    18 Умение справляться со стрессом, преодолевать трудности и разочарования без разрушения себя и сохраняя позитивную жизненную позицию 1 2 3 4 5

    19 Уметь влиять на иррациональное поведение и закреплять позитивное поведение - конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

    20 Уметь изменять нежелательное поведение и закреплять позитивное поведение- конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

    21 Умение уважать мнение другого и не навязывать свое 1 2 3 4 5

    22 Умение не проявлять излишнего любопытства, не нарушать границ частной жизни 1 2 3 4 5

    23 Сохранять интерес к профессиональному развитию 1 2 3 4 5

    2. Лист профессиональной самооценки

    События, вызвавшие профессиональную гордость и удовлетворение События, вызвавшие досаду и профессиональное неудовлетворение

    Можно, конечно, провести какую-то многостороннюю диагностику в конце всех видов практик, но тогда будет виден только окончательный результат, а для нас, преподавателей вуза, важно именно определить динамику профессионального становления студента как специалиста в условиях практики.

    При положительной динамике студент в большей вероятности пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике студент в меньшей вероятности пойдет работать по специальности, но если и пойдет по специальности, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.

    На основе анализа личностно-профессиональной самооценки студентом себя как будущего специалиста можно

    сделать вывод о его личностной готовности к профессиональной деятельности, что позволит корректировать учебно-профессио-нальную траекторию

    профессионального становления в условиях вуза.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

    2. Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. - С.10-14.

    1

    Жиркова З.С. 1

    1 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск

    Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

    педагогическая практика

    профессиональная деятельность

    мониторинг

    формирование

    рефлексия

    результат

    1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.

    2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

    3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

    4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

    5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

    Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

      Практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

      Выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

    Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

    Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

    К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

    Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу-чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

    В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

    На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

    В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

      Способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

      Разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

      Формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

    Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

      Развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

      Формирование предметной области, рефлексивной культуры;

      Овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

    В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

    Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

    Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

    В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».

    Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» .

    Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

    Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

      Контроль образовательного процесса;

      Его оценку по различным параметрам;

      Аттестацию образовательного процесса в целом.

    Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности .

    Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

    Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной , при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

    Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

    Пункты анкеты

    2006-2007 учебный год

    2007-2008 учебный год

    2008-2009 учебный год

    2009-2010 учебный год

    2009-2011 учебный год

    1. Цель эксперта

    2. Уверенно владеет учебным материалом

    3. Качественная речь

    4. Ненасильственные приемы обучения

    5. Устанавливает межпредметные связи

    6. Использует:

    а) социальный опыт

    б) раздаточные наглядные материалы

    в) динамические дидактические материалы

    7. Дает разноуровневые задания

    8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

    9. Поощряет:

    а) инициативу и самостоятельность обучающихся

    б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

    10. Реализует экзистенциальную направленность образования

    11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

    12. Во время заканчивает урок, занятие

    13. Использует приемы педагогических технологий:

    а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

    б) проблемного обучения

    в) диалогового обучения

    г) рефлексивного обучения

    д) коллективной мыслительной деятельности

    е) здоровьесберегающие методики

    В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока-зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

    Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

    По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

    В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

    Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

    В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

    Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

    Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

    Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

    Библиографическая ссылка

    Жиркова З.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 360-364;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»