ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Добрыня никитич и змей горыныч чему учит. «От древнерусского эпоса к современной мультипликации» (на примере сравнительной характеристики былины «Добрыня и Змей» и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»)

Русская народная сказка "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"

Жанр: обработка русской народной былины.

Главные герои сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" и их характеристика

  1. Добрыня Никитич, русский богатырь. Красив и строен, силен, умен, образован. Нравом спокоен, воспитан. Очень честный и справедливый, бесстрашный.
  2. Мамелфа Тимофеевна, мать Добрыни. Вдова, очень мудрая и опытная женщина. Все знает, во всем сына поддерживает.
  3. Князь Владимир, грозен, сердит, ругается, угрожает.
  4. Змей Горыныч, гадюка трехголовая. Самоуверенный, наглый разбойник. Жестокий и безжалостный. Лжец и клятвопреступник.
План пересказа сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
  1. Добрыня Никитич и его матушка
  2. Купание в Пучай-реке
  3. Появление Горыныча
  4. Бегство коня
  5. Греческая шляпа с песком
  6. Обещание Горыныча
  7. Похищение Забавы
  8. Пир в Киеве
  9. Слова Алеши Поповича
  10. Задание князя
  11. Плеточка матери
  12. Дедовский конь
  13. Конец змеенышей
  14. Трехдневная битва
  15. Снова плеточка
  16. Змеиная кровь
  17. Освобождение пленников
Кратчайшее содержание сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Однажды отправился Добрыня кататься на коне, да решил в Пучай-реке искупаться
  2. Только в реку залез, Змей Горыныч прилетел, но Добрыня его греческой шляпой с песком побил
  3. Змей Горыныч похищает Забаву Путятишну, а князь Владимир отправляет Добрыню биться со Змеем
  4. Мать дает Добрыне плеточку из семи шелков и коня деда
  5. Добрыня топчет змеенышей и убивает Змея Горыныча
  6. Добрыня чуть не тонет в крови Змея, но спасает всех пленников и Забаву Путятишну.
Главная мысль сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Если начал дело, обязательно его закончи, чтобы возвращаться не пришлось.

Чему учит сказка "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Сказка эта учит быть честным, добрым, сильным. Учит стоять за родную землю на смерть, защищать стариков и детей, спасать женщин. Учит не верить лживым речам врагов. Учит слушаться родителей и не нарушать своего обещания.

Отзыв на сказку "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Эта сказка, былина, мне очень нравится. В ней главный герой, Добрыня Никитич, спасает молодую и красивую царевну от страшного Змея. Добрыня в сказке показан очень сильным, смелым и справедливым. Мне нравится и его мама, которая точно знала, что может понадобиться сыну, не плакала и не охала, а помогала Добрыне одолеть Змея.
Сюжет сказки очень динамичный и захватывающий.

Пословицы к сказке "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Богатыря узнаешь на поле брани.
Обещать дело человеческое, а не выполнить - чертовское
За великими подвигами следует великая известность.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Жила возле Киева вдова Мамелфа Тимофеевна и сын ее, богатырь Добрыня. Нраву Добрыня был тихого, ласкового, но умен и образован.
Вот однажды решил съездить Добрыня к Пучай-реке искупаться, да только матушка его отговаривает, плохая то река. Пообещал Добрыня не купаться, а просто по бережку прокатиться.
Оделся, лук, копье взял и поехал на коне. А жарко стало, позабыл Добрыня свое обещание. Разделся, оружие и одежду на бережку сбросил, купаться полез.
И понравилась ему Пучай-река - прохладная и спокойная. Но вдруг - гром, тучи - летит Змей Горыныч. Увидел Добрыню, обрадовался. Хотел сразу убить. Да Добрыня под воду нырнул, до берега доплыл к оружию кинулся. А только нет оружия - конь испугался Змея и ускакал, и все оружие унес.
А Змей Горыныч летит, огнем дышит. Взял тогда Добрыня шляпу греческую набил песком, да отшиб Горынычу одну голову. Повалил, бить начал. А Змей умоляет не убивать, обет дает на Русь не летать, матерей не сиротить.
Отпустил Добрыня Змея, а тот сразу в Киев полетел, да Забаву Путятишну унес. Увидел Добрыня Змея с царевной, запечалился. Стал в Киев собираться, опять мать не слушает.
Приехал в Киев, а там стол от еды ломится, да все грустные сидят. Никто не хочет на гору Сорочинскую ехать, со Змеем биться.
Тут встал Алеша Попович, да заложил Добрыню - мол, братался он со Змеем.
Рассердился князь Владимир, посылает Добрыню со Змеем биться, грозит голову срубить.
Совсем запечалился Добрыня, домой возвратился, матери про приказ рассказывает. А та спать его укладывает, да плеточку из семи шелков шьет.
Утром послала мать Добрыню в конюшни за дедовским конем Буркой, который 15 лет в стойлах стоял. Потом плеточку дала, да наказала Добрыне плеткой той коня хлестать, чтобы Бурушка змеенышей подавил.
Поехал Добрыня на гору Сорочинскую. А там змеенышей видимо-невидимо. Стали они ноги коню оплетать. Хлестнул Добрыня Бурушку плеткой, тот на дыбы взвился, да всех змеенышей перетоптал.
Тут сам Змей Горыныч летит, огнем дышит. Начали они с Добрыней биться. Три дня бились. Стал Змей уже одолевать, да Добрыня про плеточку вспомнил, и давай Змея хлестать. Повалил гада на землю, да все головы поотрубал.
Крови со Змея налилось море. Стоит Добрыня в крови, замерзает, земля кровь не принимает. Стал он землю плеточкой хлестать, расступилась земля, ушла кровь змеиная.
Пошел Добрыня к пещерам змеиным. Сорвал двери, смотрит, народу в пещерах множество, и русских и с чужих земель. Всех выпустил Добрыня, а в двенадцатой пещере и Забаву Путятишну отыскал. Освободил царевну, домой повез, в Киев.
А все вокруг славят русского богатыря Добрыню Никитича.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"

Добрыня Никитич - второй по значению богатырь былин киевского цикла . Он пришел на смену древнему Дунаю, однако он не только богатырь-змееборец, но и богатырь-дипломат. В ряде былин Добрыня выполняет различные дипломатические поручения князя Владимира.

В былине "Добрыня и Змей" он совершает ратный подвиг - одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора. Былина начинается рассказом о том, как мать не велит Добрыне ездить на Пучай-реку купаться:

Добрынюшке-то матушка говорила, Да Никитичу-то матушка наказывала: "Ты не езди-ка далече во чисто поле, На ту на гору да Сорочинскую, Не топчи-ка ты младых змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русских, Не куплись, Добрыня, во Пучай-реке - Пучай-река очень свирепая, Середняя-то струйка как огонь сечет". 2

С этого сказочного запрета обычно начинаются сказки. Так же как в сказке, Добрыня не слушается совета матери и далеко заплывает. В этот момент налетает на него Змей:

Ветра нет, да тучу наднесло, Тучи нет, да будто дождь дождит, А дождя-то нет, да только гром гремит, Гром гремит да свищет молния. Как летит Змеище Горынище А тыех двенадцати о хоботах. 3

Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его "хоботы" и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнает, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну.

Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он представляет нового героя, выступающего за общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея:

Тогда Добрыня во нору пошел, Во те во норы да во глубокие. Там сидит сорок царей, сорок царевичей, Сорок королей да королевичей, А простой-то силы - той и смету нет. Тогда Добрынюшка Никитинич Говорил то он царям да он царевичам И тем королям да королевичам: "Вы идите нынь туда, откель принесены. А ты, молода Забава дочь Путятична, Для тебя я эдак теперь странствовал, Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, А ий ко ласковому князю ко Владимиру". 4

Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. Во всех былинах раскрываются эти черты его облика.

Читайте также другие статьи по теме "Русский героический эпос. Былины" :

  • Былина "Добрыня и Змей"

Богатырь Добрыня Никитич живет под Киевом вместе с матерью, вдовой Мамелфой Тимофеевной. Все любили Добрыню за его силу, добрый нрав и веселый характер.

Как-то в жаркий день отправился он к Пучай-реке искупаться, и там напал на него Змей Горыныч. Стали они биться. Отбил Добрыня одну голову Змею, и начал тот пощады просить. Пообещал Змей Горыныч, что больше не станет русских людей в плен брать. Поверил ему Добрыня и отпустил.

Однако Змей тут же полетел в Киев и похитил там племянницу князя Владимира по имени Забава Путятишна. Увидел это Добрыня и поскакал в Киев, где князь повелел ему отправиться на гору Сорочинскую и спасти Забаву.

Узнала про это Мамелфа Тимофеевна, опечалилась, но виду не подала. Наутро велела она Добрыне вывести из стойла дедова коня Бурку и оседлать его. И дала сыну плетку-семихвостку.

Приехал Добрыня к змеиному логову, а там ползают змееныши. Стал Бурка их топтать, но их было много, обвили они ноги коню, тот сдвинуться не может. Тогда Добрыня ударил его меж ушей плеткой-семихвосткой, и у Бурки силы появились. Потоптал он всех змеенышей до последнего.

Тут и Змей Горыныч прилетел, и начался у них бой, который длился целых три дня и три ночи. И победил Добрыня врага. Еще три дня ждал богатырь, пока земля впитает всю кровь Змея, а потом отправился к пещерам змеиным. Освободил там множество народа, а среди них и Забаву. Посадил ее на коня и отправился в Киев.

Так русский богатырь освободил родную землю от страшного врага и выполнил волю своего князя.

Картинка или рисунок Былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Морская душа Соболев

    В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.

  • Краткое содержание Карамзин Бедная Лиза

    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» начинается с рассказа автора о своих прогулках по Подмосковью. Он описывает красивую природу, любуется видами. Прогуливаясь в очередной раз, он приходит к развалинам монастыря.

  • Краткое содержание Страна Муравия. Твардовский

    Дед главного героя – Никиты Моргунка, очень часто рассказывал внуку о некой стране Муравии. Никита решает поехать найти эту волшебную страну. По рассказам деда страна Муравия славится как мир свободы и мир справедливости.

  • Краткое содержание Севильский цирюльник Бомарше

    На одной из улиц Севильи граф ждет момент, когда из окна покажется вещь, предназначенная его любви. Граф очень богат, поэтому е видел настоящей любви, большинство дам позарились на его деньги и владения

  • Краткое содержание Лермонтов Ашик-Кериб

    Михаил Лермонтов передал в прозе прекрасную турецкую сказку со всем колоритом этой страны: имена, реалии, верования… Всё это создаёт атмосферу восточной сказки

Добрыня и Змей

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налеты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змееныши. Еще не велела она купаться в Пучай-реке.

Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеенышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. “Богатырское его сердце распотелося”. Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она “кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!”. В ту же минуту небо заволакивает черная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.

Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост – “по весу тот колпак; да целых три пуда”. И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достает булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеенышей.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.

Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу “без драки-кровопролития”.

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжелый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белешенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка – старого, но верного и еще доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня – долго и очень тщательно: “Седлал Бурка в седлышко черкасское, Он потнички да клал на потнички, Он на потнички да клал войлочки, Клал на войлочки черкасское седлышко, Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, Он тринадцатый клал до ради крепости…”

Матушка вручила сыну шелковую плетку, наказав, когда змееныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плеткой.

Так оно и случилось. Змееныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шелковой плеткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеенышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: “Черт ли тя нес да через Киев-град!” После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: “Молодой Добрыня сын Никитинич! Дрался со Змеей ты трое суточки, Подерись со Змеем еще три часа: Ты побьешь Змею да ту проклятую!”

Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерется еще три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: “расступись-ка, матушка-сыра земля ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную”.

Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идет в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради нее предпринял весь этот опасный поход: “Для тебя я эдак теперь странствовал, Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, Ай ко ласковому князю ко Владимиру”.

Добрыня и Маринка

Ефимья Александровна заклинает сына: когда тот пойдет гулять по Киеву, избегать переулка, на котором живет королевична Марина Кайдальевна. Она уже завлекла своими волшебными чарами множество знатного и простого народу и всех безжалостно загубила. На ее счету погубленные девять русских богатырей, и Добрыню может ждать та же участь.

Гуляя по городу, Добрыня поначалу действительно сторонится запретного места. Но на глаза ему попадается нежно воркующая голубиная пара. Добрыня чувствует, что это не настоящие голуби, а наваждение нечистой силы. Он без колебаний пускает в голубей каленую стрелу. Но стрела пролетает мимо цели и попадает в косое окошко высокого терема. Это и было окошко Марины Кайдальевны, лукавой чаровницы.

Добрыня, не мешкая, отправляется прямо в этот терем – забрать свою стрелу. Когда он предстает перед хозяйкой, то слышит сахарные приветливые речи: “Ах ты душенька, Добрыня сын Никитинич! Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!”

Богатырь не поддается обольщениям и с достоинством отвечает Марине, что он ей “не полюбовничек”, поворачивается и выходит на широкий двор. Маринушка пускает в ход свои колдовские чары: “А стругает тут следочки да Добрынины, Рыла тут во печку во муравлену И сама же к следочкам приговаривает: Горите вы, следочки да Добрынины Во той во печке во муравленой. Гори-ко во Добрынюшке по мне душа!”

Колдовство срабатывает. Добрыня возвращается в горницу, кланяется коварной красавице и соглашается “сделать с ней любовь”. Но Марина решает отомстить Добрыне, превращает его в златорогого тура и выпускает в чисто поле. Тур несется вперед, производя вокруг страшное разорение. Он вытаптывает сначала стада мирно пасущихся гусей, потом лебедей, потом овец и коров, наконец, уничтожает табун коней. Владения, по которым он проносится, принадлежат родной Добрыниной тетке премудрой Авдотье Ивановне. Каждый раз после очередного бедствия с вверенной им птицей и скотиной пастухи приходят к Авдотье Ивановне с жалобой на страшного и мощного тура. Авдотья Ивановна прозревает истину и печально признает, что это не тур, а ее любимый племянник, заколдованный ведьмой Мариной. Авдотья Ивановна решает противопоставить злым чарам свои добрые.

Она оборачивается сорокой и летит к ведьме, которую упрекает в проделках, а затем просит вернуть Добрыне прежний богатырский облик. В противном случае тетка грозит Марину тоже обернуть сорокою, что тут же и выполняет.

Марина-сорока летит в поле, находит там золоторогого тура и садится к нему на рога, нашептывая: если Добрыня согласится пойти с ней, Мариной, под венец, она вернет ему человеческий облик. Добрыня, понявший, что стал добычей ведьмы, решает схитрить. Он дает ей обещание жениться: “Сделаю я заповедь великую, я приму с тобой, Марина, по злату венцу”.

Колдунья превращает его снова в богатыря, а сама становится девицей. Они являются к князю Владимиру с просьбой о благословении. Затевается богатая свадьба. Добрыня дает тайный наказ перед пиром: “Ай же, слуги мои верные! Попрошу у вас же чару зелена вина, Вы попрежде мне подайте саблю вострую”.

Когда богатырь остается с Мариной наедине, она снова берется за колдовство. Сначала ведьма оборачивает Добрыню горностаем, затем соколом, заставляя ломать когти и крылья и потешаясь над его бессилием. Измученный Добрыня-соколик обращается к Марине с просьбой дать ему отдых и позволить выпить чарку. Марина превращает его в добра молодца, не ожидая никакого подвоха. Добрыня тут же кличет слуг и произносит условную фразу. Слуги “поскорешенько” подают ему острую саблю, и богатырь, не мешкая, сносит ведьме голову – за ее “неумильные” поступки.

Наутро отдохнувший после жаркой бани Добрыня Никитич сидит у крыльца. Проходящие мимо соседи, князья да бояре, поздравляют его с женитьбой и слышат ответ по всей правде: “Я вечор же, братцы, был женат не холост, А нынче я стал, братцы, холост не женат. Я отсек нонь Марине буйну голову За ейны было поступки неумильные”.

Окружающие не скрывают радости по поводу такого исхода дела. Все наперебой благодарят богатыря, избавившего город от злой и коварной колдуньи, которая извела, помимо королей с королевичами и князей с князевичами, еще девятерых славных русских богатырей. Не говоря уже о бессчетных жертвах простого “народушку да черняди”!

Добрыня Никитич и Василий Казимирович

Князь Владимир устраивает знатный пир, на который съезжаются многочисленные гости. Всем хватает изысканных яств и доброго вина. Сам хозяин прохаживается по зале и задумчиво оглядывает шумное застолье. Затем обращается к собравшимся с вопросом: кто сослужит ему службу великую? Кто съездит в дальнюю землю Половецкую и свезет царю Батуру дань, не плаченную двенадцать лет?

Гости начинают хорониться друг за друга и стыдливо помалкивают. Наконец из толпы выходит удалой молодец в зеленых сафьяновых сапожках и кланяется Владимиру. Это богатырь Василий Казимирович. Он дает князю слово: “Послужу я тебе верой-правдою, Позаочи-в-очи не изменою Я свезу твое золото и серебро, Я свезу твой скатный жемчуг, Свезу сорок сороков ясных соколов, Свезу сорок сороков черных соболей…”

После этого зарока Василий Казимирович уходит с пира, повесив буйну голову в кручине. Посреди широкой улицы он встречает Добрыню Никитича. Тот интересуется причиной печали, но Василий лишь, “ровно бык”, проходит мимо. Лишь с третьего захода удается Добрыне доискаться до случившегося. Он сам догадывается, что произошло, и напрямую спрашивает Василия: “Али ты захвастался куда ехати?” Добрыня обещает другу, все еще хранящему угрюмое молчание: “Я не выдам тебя у дела ратного, И у того часу скоросмертного!”

Услышав подобное, Василий бросается Добрыне на грудь, обнимает его, называет своим старшим братом, признается, что действительно не сдержался на пиру и расхвастался перед всеми, а теперь пора держать ответ за бахвальство. Добрыня решительно говорит, что они не повезут от князя никакой пошлины, а сделают наоборот – попросят дани “от собаки Батура Батвесова”. Богатыри братаются и идут вдвоем в белокаменные палаты к князю Владимиру, где продолжается честной пир.

Молодцев встречают с подобающим почетом, усаживают за один стол с самим князем, подносят им доброго вина, “не малы чары – в полтора ведра”. После этого богатыри излагают князю свой план и просят его написать собственноручное письмо Батуру с требованием о пошлине. Владимир исполняет их просьбу, затем благословляет обоих молодцов, и те отправляются в дорогу. На богатырских конях Добрыня и Василий мгновенно скрываются из виду и вскоре достигают земли Половецкой.

На вражеской территории друзья ведут себя смело и уверенно. Спешившись, они не привязывают коней и без спросу входят прямо в терем Батура Не поклонившись хозяину, они заносчиво сообщают, что привезли дань от князя Владимира, и тут же Василий достает из кармана “ярлыки скоросписчаты” – письмо князя. Прочитав это письмо, Батур свирепеет. Он вкрадчиво заявляет Василию, что тот больше не уйдет из его дома. Но Василий не пугается угроз: “Я надеюсь на мати чудную, пресвятую Богородицу, Надеюсь на родимого на брателка, На того ли братца на названого, На Добрыню ли на Никитича”.

И действительно, трижды Батур расставляет Василию коварные ловушки – и трижды Добрыня принимает на себя удар. Сначала он садится играть с Батуром в кости и обыгрывает его. Потом Добрыня побеждает Батура в состязаниях по стрельбе из лука Наконец, раздосадованный хозяин вызвал молодцев на борьбу – и снова Добрыня одерживает верх, несмотря на то что Батур призвал на помощь множество татар. Василий вооружается белодубовой осью и бросается на помощь названому брату. Батур, испугавшись, выбегает на крыльцо и зычным голосом кричит о пощаде: “Вы оставьте мне хоть на приплод татар! “

В результате татарин соглашается отдать князю Владимиру дань за двенадцать лет, лишь бы богатыри убрались восвояси. Нагруженные богатой добычей, Василий и Добрыня едут в Киев и с почтением предстают пред княжеские очи. Служба сослужена исправно, царь угощает их от сердца и кланяется за их богатырскую отвагу до сырой земли: “Послужили вы мне верой-правдою, Верой-правдою неизменною”.

Добрыня Никитич, его жена и Алеша Попович

После многих удалых, но и кровавых подвигов Добрыня Никитич закручинился от раскаянья. Он обратился к матери с горькими словами упреков: лучше бы ты не рожала меня, я не убивал бы тогда неповинных душ, не сиротил малых детушек, не проливал крови понапрасну. Мать ответила ему со сдержанным достоинством: я и рада была бы, молвила Ефимья Александровна, “спородити” тебя “таланом-участью” в Илью Муромца, силой в Святогора-богатыря, смелостью в Алешу Поповича. Но ты, сын, других статей – таких, какие пожаловал Бог.

После этих слов, в стремлении побыть в одиночестве и развеять злую тоску, Добрыня оседлал коня и собрался в дорогу. Его проводили мать и молодая жена Настасья Никулична Стоя у правого стремени, она кротко спрашивала Добрыню, когда ждать его обратно домой. Муж наказал дожидаться его три года, а если к той поре не вернется, ждать еще три года.

Единственное условие, которое ставит при этом Добрыня, – ни в коем случае не выходить за его названого брата Алешу Поповича И вот мать и жена остаются в мучительном этом ожидании.

Так проходят шесть долгих лет. Добрыни нет. И единственную весть о нем привозит Алеша Попович: он сообщает, что Добрыня убит, что сам видел его простреленное тело в чистом поле. Добрыню горько оплакивают, а затем князь Владимир начинает заводить с молодой вдовой Настасьей речи о новом замужестве: “Ты поди замуж хоть за князя, хоть за боярина, Хоть за русского могучего богатыря, Хоть за смелого Алешу за Поповича”.

Настасья низко кланяется и смиренно отвечает: она ждала мужа шесть лет, как он велел, но будет ждать еще шесть. Если Добрыня не вернется, она согласна выйти замуж во второй раз.

Проходит еще шесть лет. От Добрыни по-прежнему нет ни весточки. Князь Владимир возвращается к отложенному уговору. Настасья отвечает согласием – она выбирает из всех женихов Алешу Поповича.

Третий день идет свадебный пир, после чего предстоит узаконить брак венчанием в церкви. В это время Добрыня проезжает где-то у Царь-града. Конь под ним спотыкается, вызывая гнев богатыря. Однако верный конь отвечает человеческим голосом: он упреждает Добрыню, что сегодня должно состояться венчание Настасьи с Алешей Поповичем. Вскипевший от ярости Добрыня пришпоривает Бурка – и вот уже в одно мгновенье конь переносит его через горы и равнины, через реки и озера, проносится через ограду его старого терема и останавливается у самых дверей.

Без спросу и докладу Добрыня стремительно проходит в палаты к Ефимье Александровне и, перекрестившись, низко кланяется ей. Мать не узнает его после стольких лет разлуки. Вбежавшие следом слуги кричат, что неизвестный гонец ворвался без спросу. Гость рассказывает, что накануне встретился в Добрыней. Мать укоризненно говорит, что Добрыня давно убит и что Алеша Попович тому свидетель.

Не показывая волнения, гость передает наказ Добрыни узнать о его любимой жене. Мать отвечает, что сегодня Настасья венчается с Алешей Поповичем. Гость обращается с последней просьбой – также ссылаясь на завет Добрыни: дать ему хозяйское скоморошеское платье и яровчатые гусли.

Переодевшись скоморохом, Добрыня Никитич идет на княжеский двор и проходит прямо к буйному застолью. Недовольный его непочтительностью князь хмуро указывает ему место за печкой среди скоморохов. Добрыня ударяет по струнам, и мелодия завораживает всех присутствующих. Все на пиру замолкают и слушают. В благодарность незнакомца приглашают пересесть из угла за княжеский стол. Сам Владимир предлагает гусляру выбрать любое из трех почетных мест: “Первое место – сядь подле меня, Другое место – супротив меня, Третье место – куда сам захошь”.

Гость выбирает третье – садится на скамью прямо напротив молодой новобрачной, просит поднести ему чару вина, опускает в нее свой золотой перстень и протягивает чару Настасье, прося ее непременно выпить до дна.

Настасья выпивает чару единым духом и узнает обручальное кольцо мужа. Тогда она решительно заявляет на весь пир: “Ведь не тот мой муж, да кой подле меня, А тот мой муж, кой супротив меня: Сидит мой муж да на скамеечке, Он подносит мне-то чару зелена вина”.

Настасья выбегает из-за стола, падает мужу в ноги и просит простить ее. Добрыня снисходительно отвечает, что готов извинить ее короткий женский разум, но его дивят князь и княгиня, сосватавшие жену при живом муже. Владимир со стыдом признается в своей оплошности. За ним просит о прощенье у названого брата Алеша Попович. Но Добрыня не спешит с прощеньем. Он досадует не столько на любовь Алеши к Настастье, сколько на обман – на то, что Алеша привозил весть о его смерти и заставил горевать о нем мать и жену как о погибшем. “Так по этой вине, братец, тебя не прощу”, – заключает Добрыня и задает лукавому Алеше богатырскую трепку. Так бесславно заканчивается эта женитьба для Поповича.

Добрыня же с Настасьей в мире и согласии возвращаются домой к матери.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Былины о Добрыне Никитиче

Былины об Алеше Поповиче Алеша Попович и Тугарин Змеевич Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Read More ......
  • Социальные идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками: герой былин защищает честь и достоинство родины, он беспощаден к врагам. Главный город на Руси, которому богатыри служат, – Киев. Здесь сосредоточилась русская слава и мощь. Столь же прославлен Read More ......
  • 1.Русское народное устное творчество. 2.Художественные особенности русской былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. 3.Роль былины в жизни людей. Былины, или древние сказания, или старины, как их называли до XIX века, представляют собой одно из направлений фольклора. Они часто исполнялись нараспев под Read More ......
  • Чудик Главный герой рассказа, Василий Егорыч Князев, работает киномехаником в селе. За свои тридцать девять лет жизни он много раз попадал в нелепые и смешные ситуации. Именно за эту его особенность жена, как и многие знакомые, называет его Чудик. Это Read More ......
  • Исторические песни “О Щелкане Дудентьевиче”, “О Михаиле Козаринове”, “О взятии Казани” . Исторические песни немного отличаются от былин. Правда, некоторые богатыри напоминают разных исторических героев, но в былинах все фантастично-сверхъестественно. В исторических же песнях воспеваются исторические события и лица, часто Read More ......
  • Василий и Василиса В своем произведении “Василий и Василиса” Григорий Ефимович Распутин рассказывает о взаимоотношениях между супружеской парой. Автор описывает особенности национального характера и поднимает философские проблемы взаимопониманий людей друг с другом. Все действие произведения происходит в селе, а главные Read More ......
  • Краткое содержание Былины о Добрыне Никитиче

    - Былина – Добрыня и змей.

    Детские сказки в диафильмах (диафильмы для чтения) для детей. Былины о Добрыне Никитиче – Былина – Добрыня и змей. Сказочный фольклор, художник П. Багин. Детские клипы, презентации Елены Молчановой, mol4alena.

    Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:
    – Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?
    Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.
    А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:
    – Захочу – Добрыню целиком сожру! или – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!

    Былина – Добрыня и змей.

    Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:
    – Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.
    Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.
    Приходит домой, а Киев-град печален стоит.
    – Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.
    Отвечают ему люди киевские:
    – Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!

    Былина – Добрыня и змей.

    Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.
    Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:
    – Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.
    Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая.
    – Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?
    Отвечал ей Добрынюшка:
    – А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого!

    Былина – Добрыня и змей.

    И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.
    Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.
    – Выходите, – кричит, – люди русские! Убита Змея Добрынею!
    Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел.
    Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.
    Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью:
    Спасибо тебе, Добрынюшка, – один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!
    И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.