ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Тренинги интернета на повышение мотивации студентов. Современные проблемы науки и образования

Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут. Причин может быть несколько.

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Индивидуальный подход

Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух. В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух. У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.

Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.

1. Показываем пример

Вспомните свои школьные годы, поделитесь опытом. Что именно вас больше всего интересовало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш сын или дочь? Расскажите, какие сложности вставали перед вами, как вы их преодолели. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.

Оглянитесь на тех, кто находится рядом с вами. На примере людей, которые в жизни многого добились, объясните ребёнку в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят. Для этого необходимо очень постараться, добиться таких же результатов можно только благодаря полученным знаниям.

2. Постановка цели

Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.

3. Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»

Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.

4. Результат, который можно увидеть уже сейчас

В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.

У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.

5. Про эффективность пряников

Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.

Метод пряника действует гораздо эффективнее, чем стимулирование кнутом. Систематические наказания, принуждение делать уроки дадут обратный результат. Особенно это касается малышей начальных классов. Психологи рекомендуют подобрать для ребёнка то, чему он, безусловно, обрадуется. Неплохо обговорить заранее, каков будет подарок. Не стоит поощрять его в процессе достижения результата. И разумеется, в случае провала о вознаграждении речи идти не должно.

Чем сложнее цель и чем больше усилий на неё затрачено, тем значительнее должно быть поощрение. Наметившийся прогресс, более высокие оценки в четверти – повод для поощрения. Что может послужить наградой – каждый решает сам.

Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу. Процесс получения знаний и хорошие оценки потеряют свою значимость.

6. Увлечённость

Бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Все школьные предметы одинаково любить невозможно. Но если некоторые из них (или даже один) заинтересуют школьника, то это существенно повысит эффективность процесса получения знаний по всем предметам. Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.

Увлечённость предметом в значительной степени зависит от того, насколько доходчиво педагог объясняет изучаемый материал. Но и роль родителей тут далеко не последняя. Если вы вместе посещаете соответствующие возрасту ребёнка театральные спектакли, музеи, выставки, интерактивные площадки, такие мероприятия расширяют его кругозор.

Если подросшие дети считают, что определились со своей дальнейшей специализацией, то часто они начинают игнорировать непрофильные предметы. Важно объяснить, что это ошибка, которая в дальнейшем может привести к непредсказуемым результатам. Ведь каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Подберите примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость. Найдите увлекательные книги, необычный материал по изучаемому вопросу.

7. Самомотивация

Кто с детства привык ставить перед собой цели, тому и в дальнейшем проще будет овладевать новыми знаниями, ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным. Вопрос особенно актуален для детей переходного возраста. У подростка может ослабеть желание учиться и понимание необходимости получения полноценного образования. Правильная и достаточная самомотивация:

  • повышает интерес к учебному процессу;
  • улучшает дисциплину;
  • облегчает понимание и усвоение нового материала;
  • повышает уровень оценок по всем предметам.

Не стоит ждать следующего понедельника, чтобы начать заниматься, искать отговорки, ссылаться на отсутствие желания, усталость, какие-либо другие причины. Надо сделать это прямо сейчас. Это может на время лишить комфорта, зато не будет повода для лени. Не стоит ждать, что проблема исчезнет в одночасье – со временем мозг адаптируется, усилий для самопринуждения потребуется всё меньше и меньше. Возможно, самая первая маленькая победа над собой станет предвестником дальнейшего взлета. Тем более что учеба в школе занимает не так уж и много времени.

Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров и ухищрений со стороны родителей даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.

8. Организация рабочего места и распорядок дня

Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, эргономичный стул, верно подобранное освещение, стеллаж или тумба для учебников, тетрадей, альбомов, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж влияет на желание учиться!

Во время занятий в онлайн-школе и в период приготовления домашнего задания постарайтесь, чтобы посторонние звуки не отвлекали от учёбы: прикройте окно, выключите телефон, максимально приглушите звук телевизора.

Не откладывайте задания на потом. Никто не знает, что случится дальше: отключат электричество, поднимется температура, зададут дополнительные уроки, появятся непредвиденные дела. Но и всё сразу делать не стоит. От переутомления понижается уровень концентрации внимания. Да и мотивация к учёбе от этого заметно страдает. Лучше всего равномерно распределить нагрузку, ставить перед школьником реально выполнимые цели, соответствующие его возможностям.

Заключение

У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.

Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

(эссе, основанное на опыте обучения

иностранным языкам)

(с) Йозейф Догнал (Dohnal Josef ), 2017

кандидат филологических наук, доктор философии, доцент философского факультета, Институт славистики, Университет им. Масарика; доцент кафедры русистики философского факультета,

Университет им. св. Кирилла и Мефодия, г. Брно, Чешская Республика

Аннотация. Эссе, основанное на личном опыте автора, касается вопроса мотивации студентов университетов на примере Чешской Республики. Подчеркивается основополагающая роль мотивации студентов в учебном процессе и факт, что мотивация студентов добиваться отличных результатов падает. Автор пытается дать характеристику трем факторам, которые, по его мнению, играют в этом процессе важную роль. Во-первых, это факт, что студенты не считают знания основной предпосылкой для успешной карьеры. Во-вторых, это внедрение убеждения, что студент = заказчик, и связанной c ним тенденции переносить ответственность за результаты процесса обучения больше на преподавателя, который становится «поставщиком» информации. В-третьих, это постоянно нарастающее количество университетов и вузов, которые по экономическим соображениям вступают в «гонку за средствами», то есть пытаются привлечь по возможности больше студентов, понимающих, что это меняет их статус в системе.

Свою роль играют и постоянные изменения, связанные с тенденцией непрерывно работать над «инновационными проектами», которые иногда вместо систематической работы вносят в процесс обучения скорее нарушения, нежели усовершенствования. Результатом является падение мотивации и преподавателей, и студентов и связанная с ними определенная мера недоверия с обеих сторон и ухудшение результатов процесса обучения.

Ключевые слова: мотивация, стимуляция, процесс обучения иностранным языкам, знания, предпосылки успешной карьеры, система «студент = заказчик», количество университетов.

Мотивация — это основа любой самостоятельной деятельности. Мотивация означает вложение человеком своих ресурсов, таких как энергия, время, знания, талант, воля и т.д. в достижение желаемой цели. Нет сомнения, что мотивация — это ключевое условие эффективного процесса обучения/познания, оно касается и всех предметов, преподаваемых в университете или школе. Кроме того, мотивация (или ее недостаток) чаще всего является основной предпосылкой успешной совместной работы учащегося с учителем или преподавателем и, одновременно, частой причиной недоразумений. В чем их причина? Учителя рассчитывают и полагаются на высокую мотивацию учащихся — они уверены, что учащиеся стремятся получить максимально возможное количество информации, максимум умений, т.е. что их мотивация высока. Но действительность разочаровывает их, т.к. учитель или преподаватель сталкивается со слабой мотивацией обучающихся в ежедневной деятельности — и на занятиях, и в домашней подготовке к ним. С другой стороны, ученики и студенты не удовлетворены процессом обучения — их жалобы чаще всего касаются того, что многие учителя не в силах эффективно передать знания и умения, что довольно часто формулируют так, якобы преподаватели не были способны «научить меня/нас чему-либо», ожидая, что преподаватель в процессе обучения вкладывает в них знания и умения, так сказать, без самостоятельного труда студентов, без их усилия.

Что получается в результате? Участники обеих сторон процесса обучения разочарованы и чувствуют непонимание потребностей друг друга . Если ключевое (базовое) условие для эффективного процесса обучения/познания не срабатывает, возникает необходимость разобраться в причинах такого явления более основательно, используя комплексный подход. Нужно организовать соответствующее исследование, попытаться глубже понять причины несовпадения интересов и подходов учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Оказывается, что в настоящее время очевиден недостаток подобных комплексных научных исследований, а те, что существуют, как правило, содержат в своих выводах общеизвестную информацию или общие факты о том, что мотивация необходима, что студенты требуют «новые формы обучения», что преподавателям надо «более активно возбуждать мотивацию студентов к обучению» и т.п., не затрагивая действительные причины проблемы. Довольно часто исследователи интересуются вопросом мотивации только с одной стороны — со стороны студентов. Мы попытаемся изложить свою точку зрения, основанную на почти

40-летней практике преподавания иностранного языка и литературы в высшей школе.

Для более глубокого понимания проблемы «включения» мотивации в процесс обучения/познания необходимо обозначить различия между мотивацией и стимуляцией.

Мотивация — это внутренний процесс, основанный на сугубо личных мотивах, т.е. импульсах, побуждающих человека прикладывать усилия и приближающих носителя мотивов к достижению определенных целей или удовлетворению потребностей его собственными силами, его энергией, по его же воле. Так, мотивация, имея внутренние, отчасти психологические причины, не может быть внедрена извне, снаружи, другим человеком.

Мы можем говорить о том, что ответственность за мотивацию лежит полностью на самом человеке (иногда это называется «внутренняя мотивация» или «самомотивация»).

Другие — в том числе и преподаватели — могут лишь стимулировать — то есть называть, вызывать, поддерживать, развивать извне те импульсы, которые индуцируют мотивацию

(в некоторых источниках это называется «внешней мотивацией»). Значит, соединение, взаимодополнение мотивации и стимуляции — это желаемая предпосылка действительно эффективного процесса обучения, из чего следует, что за эффективность процесса обучения отвечают обе стороны — и преподаватели, и студенты .

Любой человек в любой момент своей жизни связан с окружающим миром и является частью его сложной структуры вместе с другими людьми, животными, природой, технологиями, политикой, экономикой, культурой и т.д. И все окружающие процессы имеют прямое или косвенное воздействие на жизнь человека. Эти элементы влияют на мотивацию человека посредством стимуляции: стимуляция рождает мотивы к той или иной деятельности на сознательном или подсознательном уровнях. Если мотив достаточно силен, то есть, человек считает его достаточно важным для себя, то появляется мотивация, которая вызывает внутренний подъем, прилив энергии, которую человек хочет потратить на достижение мотивирующей его цели.

Это лишь самое начало деятельности. Воля (влияющая на количество энергии, выделяемой на конкретный мотив, на удовлетворение потребности, на преодоление препятствий) должна быть сильной настолько, чтобы ей подчинилось все поведение человека и выстроилось в цепочку действий по достижению конечной желаемой цели. Однако энергия на этом пути не «гарантирована» для всей цепочки действий — в какой-то момент мотив может ослабнуть, потерять первоначальную важность для личности, может и ослабеть воля, так как нужные усилия, по разным причинам непосильные индивиду. Появление других, более сильных мотивов или непреодолимых преград могут помешать человеку в достижении цели, время или какой-то другой ресурс может быть рассчитан неверно — многое может стать причиной того, что мотивационная энергия иссякнет.

Таким образом, говоря о процессе обучения любому предмету в школе или университете (например, иностранному языку), необходимо учитывать и мотивацию, и стимуляцию, и факторы, влияющие на оба этих процесса. Если какая-либо из этих частей окажется слабой или отсутствующей, добиться нужного результата на практике будет или невозможно, или он не будет соответствовать задуманному изначально. Мы считаем, что разница между вышеупомянутыми понятиями — мотивацией и стимуляцией — не до конца определена и понята исследователями за последние два десятка лет. Под мотивацией — по крайней мере в чешском научном сообществе — чаще всего ошибочно имеются в виду те или иные аспекты стимуляции; мы часто читаем о «передаче учителем мотивации учащимся», о том, что «учитель должен мотивировать», быть «мотиватором», что мотивировать — это обязанность учителя или преподавателя. Однако забывается, что учитель (как внешний фактор) может учащегося лишь стимулировать, но не мотивировать, ведь путь от стимуляции к мотивации, к побуждению внутренних мотивов студентов не прямой и короткий, ведь мотивация — это внутренний личностный процесс.

Обратим внимание на мотивацию к обучению студентов высших учебных заведений. Каковы мотивы, приводящие их в университеты? Это диплом как подтверждение (на всю последующую жизнь) способности сдать все необходимые экзамены? Это сумма теоретических знаний и способность впоследствии трансформировать их в практические навыки в профессиональной деятельности? Это своеобразный статус (или привилегия), связанный с университетской степенью? Это шанс зарабатывать больше денег после окончания вуза? Можно найти много других мотивов, заставляющих студентов поступать в вуз и учится там (мы сталкивались и с признанием: «Мне пока не хотелось на работу, учиться в вузе приятнее»). Как видно по перечисленным возможным мотивам, само по себе получение теоретических знаний и практических умений не всегда является главным источником мотивации для студентов. С другой стороны, задача учителя — показать значимость и предмета, и конкретных знаний и передать эти знания и конкретные умения учащимся, т.е. с его точки зрения целью/мотивом не являются ни диплом, ни деньги, ни что-либо другое.

Итак, преподаватель принимает во внимание только часть потенциальных мотивов студента , предполагая, что студент заинтересован в предмете, в знаниях и умениях, связанных с этим предметом, — и только эта часть (преимущественно) становится содержанием комплекса стимулирующих инструментов преподавателя. Преподаватель не может отвечать за все остальные индивидуальные по своему характеру цели, которых хочет достичь студент и о которых преподаватель вряд ли может знать. Как может учитель в случае, когда конкретные знания и умения не являются целью, а лишь средством для достижения другой цели, узнать об этом и использовать это для стимуляции деятельности? Более того, если студент сам осознает, что не только знания и умения, получаемые в университете, но и другие факторы (связи, фаворитизм, удача и др.) могут привести к желаемой цели, то зачем ему/ей верить всему, что говорит учитель, принимать стимулирующие импульсы и положительно на них реагировать? Это означает, что даже если преподаватель выполняет свои обязательства и должным образом стимулирует студентов в рамках данного предмета, в конечном счете, результаты всей деятельности будут зависеть от внутренней реакции студента.

Преподавателю невозможно приспособиться к разным целям студентов и соответственно им изменять свою деятельность и стимулирование так, чтобы каждый студент чувствовал активизацию в учебном процессе, мотивацию на достижение своей личной цели. Это тем сложнее, чем больше личные цели студентов не совпадают с идеализированными представлениями преподавателя. Если, скажем, студент ставит своей целью «только бы сдать экзамен, диплом же нужен, а об остальном отец позаботится», то вряд ли преподаватель способен на стимуляцию в данном направлении. От студентов необходимы собственная воля и активность в реагировании на стимулы преподавателя — если такого нет, то нельзя упрекать преподавателя в отсутствии его стимулирующего поведения по отношению к студентам .

Мы подошли к решающему вопросу наших рассуждений: какая сторона более ответственна за результаты процесса обучения — преподаватель или студент ? Это не простой вопрос, и ответ на него не лежит на поверхности. Согласно нашим убеждениям, необходимо различать:

1. Зону ответственности преподавателя , который должен работать по образовательному плану, выполнять задачи по подготовке лекций, семинаров так, чтобы студенты пришли к определенной системе знаний, обладали конкретными знаниями (понятий, закономерностей) и умениями, предлагать это студентам, указывая на то, что является обязательным (и для экзаменов, и для практики), а что дополнительным; он, разумеется, прежде всего в ответе за выполнение целей учебной программы, за развитие определяемых в ней знаний и умений.

​ ​

2. Зону ответственности студента, который, выбрав данную специальность, обязан воспринять обязательную часть информации, содержащуюся в образовательном плане программы, подготовиться к экзаменам и, следуя своей мотивации, выбрать другие (дополнительные) импульсы воздействия учителя на учащегося, скрытые в образовательном процессе. У студентов есть возможность спрашивать дополнительную информацию у преподавателя по вопросам, к которым есть особый интерес — таким способом они могут удовлетворить своим специфическим интересам, помогая тем самым преподавателю соединить требования программы с их личными мотивами.

Мы видим, что ответственность разделена — обе стороны процесса обучения/познания отвечают за результат. И это кажется настолько очевидным, что любые дополнительные рассуждения будут излишними.

Проблема в том, что современная система образования не в полной мере принимает во внимание упомянутые выше факты . Все чаще и чаще мы сталкиваемся с убеждением, что студент — это «потребитель», а преподаватель — это «поставщик образовательных услуг» в процессе обучения/познания. Такое убеждение подразумевает идею того, что преподаватель должен удовлетворять образовательные потребности учащихся. А студент потребляет, пользуется предоставленными «товарами», пусть эти «товары» и абстрактны по своей природе. За этой базовой идеей отношений «поставщик-потребитель» кроются и многие другие последствия. Бóльшую часть ответственности за результаты процесса обучения/познания в этих отношениях несет преподаватель. Он не только отвечает за организацию образовательного процесса, используемые методы, выбор материалов (учебников, пособий и др.) и дополнительных источников обучения, но и за конечный результат — за усвоение знаний и умений. Но процесс обучения базируется не только на том, что информация предоставлена, что умение тренируется, но и на том, как с этой информацией поступает студент. Если он не запомнит, не усвоит — в ответе ли преподаватель?

На преподавателе кроме того лежит и ответственность за инновационные методы обучения, постоянные переквалификации, новые (инновационные, усовершенствованные и т.д.) образовательные проекты, которые сегодня все чаще требуются в университетах. Это типично для всех предметов и дисциплин — и увеличивающееся количество самых разных проектов, в которые должны быть вовлечены студенты, провоцируют развитие чувства нестабильности, с одной стороны, и ощущение некомпетентности преподавателей, которые должны снова и снова улучшать свои («неудовлетворительные?») навыки обучения, с другой. Как следствие этого, студенты сопротивляются включению в слишком большое количество разных видов деятельности, которые, кстати, отвлекают внимание от систематических занятий, и, что хуже, студенты перестают доверять своим учителям, которые кажутся им недостаточно квалифицированными . И в целом потребители-студенты считают неудовлетворительным такой процесс образования.

Есть и другие факторы, провоцирующие недоверие студентов преподавателям.

Достаточно часто студенты слышат, что процесс обучения/познания должен быть увлекательным, даже развлекательным, что им предстоит приятно проводить время в университете. Они потребители — и они в таком положении, что имеют право решать, насколько увлекательным было то или иное занятие, насколько «хорошо» подготовился к нему преподаватель. Учитель — как поставщик услуг — обязан приложить все усилия для достижения этой цели. Если на каком-то занятии, по мнению студента, будет слишком много информации (кстати, сколько это?), слишком строгая дисциплина, слишком много упражнений или новых слов и понятий, слишком много грамматики, т.е. слишком много требований, то студенту не будет весело на таком занятии, то есть оно не будет увлекательным. Даже если это занятие приведет к нужным, запланированным результатам, мнение студента о неудовлетворительном процессе обучения/познания не изменится.

Преподаватель будет виновен в использовании «неправильных» методов, в том,

что недостаточно «развлекал» обучаемых, т.к. студентов не вдохновило это занятие. Неудивительно, что в последнее время самыми непопулярными предметами считаются математика, физика, химия — именно те предметы, в которых надо овладеть точными знаниями, в которых нельзя выдумывать, в которых ошибка или незнание видны сразу;

в области обучения иностранным языкам то же самое касается грамматики. По мнению многих студентов, грамматику надо было бы исключить из программ, так как она не нужна, ведь самое важное — это непосредственная коммуникация, хотя бы с ошибками, незнанием лексики… Но в таком случае возникает (только отчасти обостренный) вопрос: "Нужны ли — для практики, для профессиональной карьеры студента — знания и умения, предполагаемые программой обучения, или нужно чувство приятного?" И если честно, то мы не представляем, чтобы каждая работа (обучение — это ведь студенческая работа) всегда доставляет только удовольствие и что работать будут не по заданным целям, а так, чтобы работникам было прежде всего приятно…

Чтобы не смотреть на проблему односторонне, отметим, что иногда студенты правы : преподаватели не говорят с ними о целях, о применяемых методах и их преимуществах, об условиях, в которых эта цель может быть достигнута. Преподаватели иногда считают излишними в самом начале процесса обучения разговоры, поясняющие, как будет этот процесс организован и почему выбраны именно эти методы и средства, почему программа обучения составлена именно таким образом. Обе стороны — и преподаватели, и студенты — должны знать планируемые результаты, желание достичь нужной цели повышает их мотивацию. Поэтому появляется необходимость в конце процесса обучения проверять, действительно ли достигнуты образовательные цели (не в каком-нибудь отчете, а на деле). Тесты, экзамены, семинарские работы — это лишь промежуточные этапы, но они нужны для проверки того, насколько цели программы достигнуты в процессе её освоения. По сути дела, ни в вузе, ни в процессе обучения, а только потом, на практике, студент может узнать, была ли программа обучения и её цели составлены действительно целесообразно и со знанием того, что нужно на практике . Курьезными считаются вопросы, задаваемые студентами о том, насколько данный предмет нужен для их будущей профессии, ведь большинство из них не знают, на какой должности, в каком учреждении и т.д. будут работать. Как в таком случае они могут отвечать, если не знают наверняка, что их ждет дальше? Пример из другой отрасли: если медики стали бы утверждать, что анатомия не нужна, а нужна лишь тренировка операций, то анатомию исключили бы из программы или свели к минимуму, так как она не развлекает, а вынуждает знать и называть все точно, да еще все это запоминать? Почему тогда в отношении грамматики в обучении иностранным языкам мы склонны думать и действовать так?..

Важную роль играет еще один фактор, специфичный для процесса изучения иностранных языков, это факт того, что этот процесс обязательно должен быть непрерывным , — студенты должны тренировать навыки, связанные с иностранным языком, ежедневно.

Это значит, что они должны делать домашнее задание, причем не для своего преподавателя, а для самих себя. Если нет ежедневных занятий, то результаты (= навыки) — неудовлетворительны. Во-первых, «клиент» (= студент) отказывается от того, чтобы его заставляли делать то, чего он не очень хочет, т.е. студент часто не работает, не упражняется так, как предполагает преподаватель. Во-вторых, философия «потребитель-поставщик» противоречит этой практике — клиент потребляет то, что ему предоставляет поставщик, но если говорить о домашних заданиях, то здесь «потребитель» становится собственным «поставщиком», так как студент сам задает себе работу и сам же проверяет, выполнил ли он задания или нет. Он использует инструменты (информацию, процедуры, продемонстрированные навыки и т.д.) для самостоятельных тренировок. Если нет ежедневной работы, нет и результата (знания лексики иностранного языка, применения грамматических правил, речевых навыков, …), значит, в незнании виноват сам студент. Но на практике винят в первую очередь преподавателя, так как он «не научил». Без результатов нет и мотивации — но кто в таком случае виноват в отсутствии результатов? (Если спортсмен не тренируется, как следует, в неудаче виноват только тренер?).

В системе образования, по-нашему убеждению, нужно с самого начала четко определить и всем объяснить, в чем состоят роли преподавателя и студента и что студенту иностранных языков нужно будет напряженно работать даже дома .

Задача непростая: в последние годы мы не раз сталкиваемся с убеждением, действующим прежде всего в системе основных и средних школ, что домашние задания для учеников/студентов должны быть сведены к минимуму. Почему? Во-первых, у ученика/студента есть право на достаточное свободное время, а домашние задания «крадут» у него это время. Во-вторых, оказывается, что домашние задания подчеркивают социальное неравенство: родители одних учеников/студентов создают идеальные условия для занятий дома, помогают и снижают любую другую нагрузку на сына/дочь, в других семьях такой возможности нет. Это значит, что нужно ориентировать всю систему образования на тех, кому дома не помогают… И это укрепляет убеждение, что школа (читайте: «преподаватель») обязана привить ученику/студенту все знания и умения, не включая в этот процесс домашнее обучение. Система «клиент-поставщик» таким способом укрепляется в сознании и учеников/студентов, и их родителей. Тенденция к исключению домашних заданий (читайте: «самостоятельных волевых усилий») приводит к риску формирования крайне слабых навыков самостоятельной работы вне школы, с которыми потом студенты поступают в вуз. Не работающие дома не справляются с требованиями в вузе, обвиняя в неудаче преподавателей или систему образования («нас не научили»). Обвиняя других, студент не чувствует своей доли ответственности, не развивает свою мотивацию. То есть в этом факторе также кроются причины снижения мотивации (это так, ведь чем лучше результаты, тем выше мотивация).

Третья причина проблем с мотивацией — административная . Согласно государственной политике (согласованной с политикой Евросоюза), процент граждан государства с высшим образованием должен быть по возможности высоким (в идеале = 40%). Смысл заключается в том, что чем выше процент образованных людей, тем выше экономический потенциал данной страны. Мы можем наблюдать своеобразное состязание государств по достижению этого показателя. Государственные власти, ответственные за образование, оценивают всю образовательную систему и отдельно взятый университет по проценту успевающих студентов: чем выше процент успеваемости, тем лучше университет, тем ближе цель (читайте: «количество дипломов, которое легко измерить»). При этом нет обязательных общих критериев оценки выпускника — чего он должен достичь в том или ином вузе по данной специальности, каков минимум его знаний/умений. Это вызывает всеобщую гонку за университетскими степенями (т.е. за процентами успеваемости), но не за знаниями и умениями.

Эта гонка начинается уже в основной и, прежде всего, в средней школе. В Чешской Республике количество мест в школах, предлагающих среднее образование, превосходит ежегодную рождаемость приблизительно в 1,3-1,4 раза. Каковы последствия?

Школы соревнуются в приеме учащихся, предлагая лучшие условия обучения, и доказывают это более высоким процентом успешных учеников по сравнению с другими школами-конкурентами. Для того, чтобы достичь этих процентов, очень часто занижаются требования к ученикам . Ученики видят, что не их усилия, а усилия преподавателей важны для активизации процесса обучения, борьбы за знания, для того, чтобы превзойти результаты других. Последствия: с одной стороны, отсутствие конкуренции среди школьников (для всех же есть где учиться), с другой — необходимость снижать уровень требований, чтобы дать возможность менее одаренным ученикам (или менее мотивированным к усилию) справиться с задачами обучения, успешно учиться. Оба этих фактора крайне отрицательно влияют на мотивацию: ученикам не нужно прикладывать особых усилий, ведь учителя и так все сделают сами, т.к. вынуждены добиваться хороших показателей . Чем ниже число учащихся в школе, тем ниже требования к ним. Четырех лет в такой обстановке достаточно, чтобы у студента осталось минимум мотивации к его же собственной активности в комплексном процессе обучения/познания.

Сохранить такое небрежное, «расхлябанное» отношение к обучению в средней школе, затем принести его с собой в университет достаточно просто. При этом наблюдается стремительный рост количества университетов в последние 2 десятилетия. В некоторых вузах происходит то же самое, что и в средних школах, — вузам необходимы студенты любой ценой и на любых условиях. И вряд ли что-то можно изменить: если будет недостаточное количество студентов, университет закроют, если он государственный; а если вуз частный, то экономические показатели действуют еще сильнее. Сейчас преподавателю крайне сложно стимулировать студентов, когда они прекрасно понимают, что наличие/отсутствие работы у преподавателя зависит именно от студента . Он/она — это главный источник дохода преподавателя.

И согласно образовательной программе преподаватель обязан передать свои квалифицированные знания, т.к. ему за это платят. Однако, если преподаватель станет экзаменовать и строго требовать предусмотренных программой целевых знаний, то понизит успеваемость студентов и может даже уменьшить количество студентов, но тогда уменьшится и сумма денег, от которой зависит и его зарплата, и существование вуза как таково. Только самые сильные университеты могут в такой обстановке позволить себе удерживать знания/умения своих студентов на необходимом высоком уровне.

Нет сомнений, что такое состояние вещей оказывает влияние на мотивацию студентов; никто не заставляет их усердно трудиться, они знают, что университеты нуждаются в них и что путь к получению диплома будет несложным. И учитель оказывается заключенным в тюрьме критериев экономической эффективности, в сложном двойственном положении: если он/она действительно любит свое дело и хочет работать со студентами, то абсолютно все время будет тратить на подготовку лекций и занятий (семинаров, консультаций, учебных пособий и так далее). И в этом случае он/она будет не в состоянии заниматься саморазвитием — принимать участие в программах повышения квалификации и международного обмена, писать и публиковать свои исследовательские работы, заниматься проектной деятельностью, обновлять дважды обновленные программы обучения. Многие преподаватели чувствуют переутомление, недостаточное уважение в свой адрес и их желание на качественное обучение студентов падает, они чувствуют демотивацию. Опасный круг замыкается — как может перегруженный, утомленный административными требованиями (отчетами, таблицами, проектами, …) и не могущий их изменить, т.е. демотивированный преподаватель стимулировать студентов, которые отвыкли (или их отучили?) мотивировать самих себя?

Одним из способов повышения мотивации студентов, на наш взгляд, является повышение мотивации преподавательского состава . Если учитель будет организатором образовательного процесса, если он не будет зажат в рамки экономических и административных критериев, которые не всегда содействуют образовательной деятельности, то он/она будет свободнее в выборе методов обучения, соответствующих студенческим потребностям и талантам, сумеет подобрать механизмы стимулирования студента для усердной, целенаправленной работы, для достижения намеченных в образовательных программах результатов и исключить студентов, которые не справляются с требованиями образовательных программ. Другая важная предпосылка повышения мотивации студентов — это рост доверия студентов к программам обучения и к преподавателям, сознание того, что по данной программе нужно работать, так как только она может привести к желаемым знаниям и умениям. Третьим условием является признание того, что стимуляция со стороны преподавателя нуждается в дополнительном усилии со стороны студента, т.е. признание нужной доли ответственности обеих сторон процесса обучения.

Основной для понимания обеими сторонами процесса обучения могут стать слова «учителя народов» Яна Амоса Коменского: «Подойди сюда, дитя, учись быть мудрым», т.е. «Приходи, студент, я помогу тебе всем, что в моих силах, но учиться — это только твоя работа»…

Библиографический список

1. Kroupová M.; Budíková M. Analýza neúspěšnosti bakalářského studia matematiky. In: 14th International Conference on Applied Mathematics APLIMAT, 2015 February 3–5, 2015, Bratislava, материалы международ. конф. Bratislava: Slovenská technická univerzita 2015, с. 525–532.

2. Čihounková J.; Šustrová M. Analýza obtíží při průchodu studiem a její konsekvence ve vysokoškolském poradenství. In: Vysokoškolské poradenství versus vysokoškolská pedagogika. сб. науч. тр. Praha: ČZU v Praze 2009. c. 120–125.

3. Phillips Spurling T. A Study of Motivation and Self–Efficacy in University Students –study–of–motivation–and–self–efficacy–in–university–students Motivation and Goals. –andgoals. Дата обращения 14. 01. 2016.

4. Motivation: Lost Or Just Misplaced? –life/support/counseling–and–psychologicalservices/motivation–lost–or–just–misplaced. Дата обращения 14. 01. 2016.

5. Afzal H.; Ali I,; Khan M. A.; Hamid K. A Study of University Students’ Motivation and Its Relationship with Their Academic Performance; статья в науч. журнале. International Journal of Business and Management Vol 5, No 4 (2010), Дата обращения 14. 01. 2016.

6. Florian H.; Müller J. L. Conditions of university students´ motivation and study interest Дата обращения 14. 01. 2016.

7. Blašková M;. Blaško R. Motivation Of University Teachers And Its Connections Human Resources Management & Ergonomics Volume VII 2/2013; статья в науч. журнале. Дата обращения 14. 01. 2016.

Выходные данные:

ДОГНАЛ Й. Мотивация университетских студентов (эссе, основанное на опыте обучения иностранным языкам) [Электронный ресурс] / Метеор-Сити: научно-популярный журнал, 2017. N 2. Спец. выпуск по материалам заочной международной интернет-конференции «Проблемы филологических исследований» (8.02–8.03.2017, ЮУрГГПУ, г. Челябинск). С. 35–43. URL.

Как найти нужную мотивацию для учебы? Для студентов учебная мотивация – очень важный фактор успеха и настоящего, и будущего. В то время как и прокрастинация – враг всех студентов.

Интересные лайфхаки для мотивации к учебе студенту можно найти на нашем телеграм-канале . Здесь мы расскажем, почему учебная мотивация так важна и что бывает, если ее нет.

Как повысить мотивацию к учебе

Мы можем сказать, что верим в себя и во что бы то ни стало добьёмся успеха. И это будет правдой.

Мотивация ключ к успеху

Мотивация – это побуждение к действию, психофизический процесс, задающий направленность поведения человека.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Первая нас не очень интересует. А вот поговорить о второй гораздо интереснее.

Правильная мотивация – твой бро

Итак, как мотивировать себя учиться?

  1. Нужно любить свое дело. Лучшая мотивация учиться это любовь и интерес к своей специальности. Насилие над собой – неблагодарная вещь, поэтому прислушивайтесь к себе. Если прирожденный художник будет учиться на бухгалтера, постоянно заставляя и «перешагивая через себя», то, возможно, он и станет неплохим специалистом. Но отсутствие мотивации к учебе, желания развития и удовольствия от своего дела человек не получит никакого.
  2. Верить в то, что все получится. Будьте уверены в себе. Как сказал гитарист известной группы Led Zeppelin Джимми Пейдж: « верить в себя совсем не обязательно, главное верить в то, что ты делаешь» .
  3. Не смотреть на других. В первую очередь старайтесь вырасти над самим собой. Постоянное сравнение себя и своих успехов с успехами других людей может породить такие черные чувства, как зависть и злоба. Или вы можете чрезмерно расслабиться и пренебречь делами. Ценная энергия, необходимая для плодотворной работы, улетучится. Как не потерять или даже вернуть мотивацию к учебе? Мы не говорим отказаться от борьбы и соперничества. Просто в первую очередь соревнуйтесь с самим собой. Михаил Барышников был уверен в следующем: « Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам» .
  4. Не бояться трудностей. Вспомните, ради чего вы работаете, и принимайтесь за дело с новыми силами. Например, Мохаммед Али однажды сказал, что ненавидел рутинные и однообразные тренировки каждый день. Но именно осознание того, что без этих тренировок ему не стать чемпионом, и позволило ему не отлынивать, а в последствие «порхать как бабочка и жалить как пчела». Где найти лучшую мотивацию для учебы, как не в самой учебе?
  5. Работать и учиться в спокойной, «здоровой» обстановке. Изолируйте все раздражители: мобильный телефон, телевизор и прочие гаджеты. Если пропала мотивация к учебе, сконцентрируйтесь на конкретной задаче, не отвлекаясь на постороннее, и вы увидите положительный результат уже очень скоро. При правильном настрое дело пойдет на лад гораздо легче и быстрее.
  6. Почаще выходить из зоны комфорта и не бояться неудач. Ведь поражения – это бесценный опыт, который делает вас сильнее. Это, пожалуй, самое важное в том, как повысить мотивацию к учебе.

Прокрастинация – не твой бро

Злейший враг и антипод мотивации – прокрастинация.


Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию дел на потом. В том числе очень важных и срочных дел.

Приведем еще одну мотивирующую цитату Джорджа Бернарда Шоу.

Сделай так, чтобы получить то, что ты хочешь, иначе тебе придется любить то, что ты имеешь.

Напоследок, предлагаем посмотреть искрометное видео на тему « Мотивация» от Джорджа Карлина. Из него вы узнаете, что делать, если нет мотивации к учебе и где ее взять на весь учебный год.

Дорогие друзья, искренне желаем вам повысить мотивацию к учебе, а также верить в себя! Конечно, постоянный контроль и работа над собой требуют больших усилий. Иногда просто необходимо расслабиться, чтобы не « перегореть» . Если в такой момент вы не успели выполнить учебную работу, вспомните о нас и сервисе студенческой помощи . Zaochnik всегда готов поддержать вас и вашу репутацию в трудную минуту.

УДК 378.147.227

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

В. Е. Мельников

MOTIVATION TO TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS AS PSYCHOLOGICAL AND

PEDAGOGICAL PROBLEM

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Раскрываются основные аспекты мотивации как психолого-педагогического феномена. Рассмотрены различные психологические модели мотивации. Даны характеристики внешней и внутренней мотивации. Предложены современные способы стимулирования студентов к обучению в вузе.

Ключевые слова: мотивация, мотив, виды мотивации, мотивация к обучению, способы повышения мотивации студентов к обучению в вузе

The article describes main aspects of motivation as psychological-pedagogical phenomenon. Different psychological models of motivation are considered. Characteristics of external and internal motivation are given. Some ways to stimulate students to study at the University are proposed.

Keywords: motivation, motive, types of motivation, motivation to learn, ways of increase of motivation of students to study at the University

Подготовка специалистов, которые способны адаптироваться к жизни в обществе с изменяющимися социально-экономическими условиями в XXI веке, стала наиболее важной проблемой обучения студентов в современном вузе. Значимым становится переход высшего образования к парадигме «высшее образование на протяжении всей жизни», а также большое значение придается усилению роли понимания, интерпретации, сохранения, развития и распространения национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и их разнообразия. При этом требуется достижение сбалансированности когнитивного освоения обучающимися учебных дисциплин и способности к коммуникации.

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед преподавателями вузов, является создание таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли бы осваивать максимально возможное количество знаний и уметь их творчески применять в решении практических проблем. Современный выпускник вуза должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо развивать интерес обучающихся к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система высшего профессионального образования требует соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов требованиям современных образовательных стандартов. В связи с этим проблема профессиональной мотивации студентов к обучению в вузе приобретает сегодня особое значение.

Одна из основных проблем современной педагогики высшей школы - отсутствие интереса студентов учиться, получать знания. Поступая в вуз, абитуриенты хотят получить определенный объем знаний для дальнейшей жизни или удовлетворения собственных потребностей, но со временем у одних мотивация к учебному процессу исчезает, не успев проявиться, а у других - по разным причинам утрачивается со временем. Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению становится актуальной в современном вузе. Только поняв механизм формирования мотивационной сферы студента, преподаватели смогут эффективно управлять процессом обучения, повышая интерес обучающихся к изучению дисциплин по выбранной профессии. Используя педагогические и психологические механизмы мотивации, преподаватели университетов смогут повысить качество образовательного процесса и его результатов. При этом гармонизируются отношения в системе преподаватель - студент и обучающиеся осознанно относятся к своим потребностям и строят планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Термин «мотивация» (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, или побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Впервые данный термин употребил в своей работе «О четверояком корне закона достаточного основания» А.Шопенгауэр (1813) .

Сегодня мотивация понимается учеными по-разному. Например, мотивация по В.К.Вилюнасу

Это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. К.К.Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов.

Исторические исследования изучения проблемы мотивации прошли от естественнонаучных моделей к гуманитарным (социокультурным и антропологическим) моделям. Рассмотрим данные модели более подробно.

Начальные теоретические модели мотивации

Модели З.Фрейда и У.Макдугалла, ранних бихе-виористов (поведенческая концепция мотивации) Д.Уотсон, Э.Толмен, К.Хал, Б.Скиннер, И.П.Павлов. Такие модели строились на принципиально естественнонаучной (биологической) основе природы человека, поэтому их появление относят к натуралистическому периоду, когда психология мотивации не затрагивала контекста личности. И вплоть до 1930-х годов главными вопросами исследований считались темы про природу и содержание понятия мотива и мотивации. Эти исследования полностью совпадали с вопросами о природе человека, а мотивационные проявления рассматривались как следствие этой природы, которые интерпретировались с точки зрения биологической составляющей.

Начало гуманизации психологического знания о мотивации человека совпало с возникновением в 1930-е годы психологии личности, которая не разрушала естественнонаучные (биологические) подходы, а дополняла их. Это направление получило название «Теория роста», или «Гуманистическая психология» (в российской психологии). Оно представлено такими психологами, как К.Голдштейн (создатель теории самоактуализации, согласно которой способности организма определяют его потребности), А.Маслоу (создал и развил иерархию потребностей), К.Р.Роджерс. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Следствием этого стало выдвижение новых идей: переход от фрейдовского причинного объяснения к целевому у А. Адлера; введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психологии у К.Г.Юнга; взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид мира» Г. Мюррея и введения идеи контроля над мотивационными процессами через их опосредствование у Л.С.Выготского .

На этом втором, антропологическом, этапе психология мотивации практически совпадает с психологией личности. Кроме того, основным содержанием большинства теорий личности выступает как раз модель мотивации, движущих сил поведения и развития (теории Э.Фромма, А.Маслоу, В.Франкла, А.Адлера и других исследователей) .

Во второй половине ХХ века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера и др. . К этому времени начинают появляться новые динамические модели (необихевиористские исследования мотивационного обуславливания, новаторские подходы школы

К. Левина, психодинамические работы) в отличие от ранее существовавших статических моделей мотивации. К этому ситуационно-динамическому этапу (середина 1950-х - конец 1960-х гг.) можно отнести также работы Ж.Нюттена, А.Н.Леонтьева и Д.Н.Узнадзе, которые исследовали вопросы мотивации в разрезе проблем общей структуры и динамики человеческой активности. Одним из отличительных новшеств этого подхода стала идея смысловых связей как основы для разворачивания мотивационных процессов (М.Босс, А.Н.Леонтьев, Ж.Нюттен) .

Четвертый и последний этап психологии мотивации характеризуется тем, что на первый план выступают проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции. При этой модели мотивации, существующие когнитивные процессы, опосредующие механизмы мотивации, смещаются на сознание и личность в целом.

Итак, мотивационная структура человека имеет сложную структуру и двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой - социальные. Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферу человека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера любого человека определяет общую направленность личности.

В современной педагогике рассматриваются два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация характерна тем, что факторы ее вызывающие и дающие оценку успешности, находятся вне человека. В данном случае речь идет об удовлетворении четвертого уровня потребностей в пирамиде А.Маслоу. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества - в виде намеков, указаний, подсказок, требований, принуждений. В результате учебная деятельность осуществляется как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Особенностью внутренней мотивации является то, что факторы, вызывающие активность и оценивающие результат, находятся внутри человека и позволяют осуществлять саморазвитие в процессе обучения. Это высший уровень потребностей человека - потребность в самоактуализации. Если мотивация достижения конкретного успеха вписывается в общее стремление человека к самоактуализации, то она никогда не потеряет своей актуальности, независимо от внешних обстоятельств.

Мотивация обучения - средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Главным звеном мотивации является побуждение -поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. С этим термином перекликается понятие «мотивация к учебной деятельности» - на-

правленная деятельность, побуждающая получать новые знания. Это может быть одним из ключевых факторов успеха в достижении поставленной цели. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. При этом мотивов для обучения много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и объединяться, формируя сложные моти-вационные системы.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системы его отношений к личности студента; в-пятых, - спецификой учебной дисциплины .

Словосочетание «мотивация к обучению» включает в себя такую движущую энергию внутри человека, которая приводит человека в состояние активных действий в тех обстоятельствах, в которых он занимает пассивную роль в принятии решений. Мотивация к обучению связана как с эмоциями, так и эмоциональными состояниями. Эмоции в конечном итоге и обеспечивают стремление либо отвращение к какой-либо деятельности, запускают внутренний двигатель активности. Мотивы, включающие механизм действий, зарождаются под воздействием эмоций.

Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения в вузе. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. При этом мотивация к обучению зависит от особенности личности и социальных ролей индивидуума.

Многочисленные научные исследования показали, что результаты учебной деятельности студентов, будущая карьера и связанная с ней заработная плата, а также социальный статус, в значительной степени отдалены по времени и не служат ориентиром для них. Анкетирование обучающихся в российских университетах показывает, что для большинства студентов обучение в вузе служит фактором для получения свидетельства об образовании и для возможности устроиться на хорошее место, а также желания расширить свой круг общения. Поэтому мотивы личного характера, на наш взгляд, в формировании отношения студентов к учебной деятельности, самообразованию и личностному развитию в настоящее время имеют решающее значение. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть высокая мотивация к обучению.

По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотивации студентов:

Познавательные мотивы (приобретение но-

вых знаний, возможность стать более эрудированным);

Социальные мотивы (подразумевают долг, ответственность, понимание социальной значимости учения и выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

Прагматические мотивы (намерение иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);

Профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

Эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

Статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

Коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

Утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);

Учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)

Неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Основной задачей современного вуза является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а документа о высшем образовании, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. приобрести значимость для учащегося. Мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студента к учебному процессу и обучению в целом, позволит повысить его научно-исследовательский и творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни развитию своей компетенции, ни развитию личности как профессионала.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов к обучению определяет отношение студента к его образованию. Можно выделить несколько ступеней включённости студента в процесс обучения: отрицательное, нейтральное и положительное отношение к обучению.

Отрицательное отношение к обучению можно охарактеризовать бедностью и узостью мотивов.

Здесь возможно отметить слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, а не на учебу, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям. Нейтральное (безразличное) отношение к учению предполагает наличие способностей и возможностей у обучающегося при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Так можно говорить о способном, но не желающем учиться студенте. Положительное отношение к обучению характерно тем, что происходит постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования. Студента характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности .

В педагогической науке существует множество методов повышения мотивации студентов к обучению. Перечислим некоторые из них:

Активное использование ИТ-технологий (интернет-форумы, онлайн-курсы и т.п.);

Симулированные ситуации реальной жизни в процессе обучения (ролевые игры);

Создание благоприятного психологического климата для развития личности;

Расширение возможности самореализации и введение индивидуальной траектории обучения студентов.

При такой организации образовательного процесса студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Для повышения мотивации студента к обучению необходимо проектировать новые учебные программы на инновационных принципах обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что мо-тивационная сфера личности студента имеет сложную двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой - соци-

альные. Структура мотивации складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В целом, мотивационная сфера человека определяет общую направленность личности. Именно мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студента к обучению, позволит повысить его образовательный потенциал. Как мотивировать студентов к обучению - это важный вопрос, который ставится перед преподавателями современных вузов, потому что именно будущие специалисты являются основой развития экономики и главным потенциалом стабильного развития общества.

1. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. 672 с.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 178 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 480 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 392 с.

6. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.

7. Каменская Е.Н. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 155 с.

8. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

1. Shopengauer A. O chetveroyakom korne zakona dostatochnogo osnovaniya. Mir kak volya i predstavlenie . Works in 2 vols, vol. 1. Moscow, 1993. 672 p.

2. Vilyunas V.K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka . Moscow, 1990. 178 p.

3. Vygotskiy L.S., Davydov V.V. (ed.). Pedagogicheskaya psikhologiya . Moscow, 1999. 480 p.

4. Maslow A. Motivatsiya i lichnost" . Saint Petersburg, 1999. 478 p.

5. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel"nost" in 2 vols, vol. 1 . Moscow, 1986. 392 p.

6. Leont"ev D.A. Sovremennaya psikhologiya motivatsii . Moscow, 2002. 343 p.

7. Kamenskaya E.N. Osnovy psikhologii . Rostov-on-Don, 2003. 155 p.

8. Markova A.K. et al. Formirovanie motivatsii ucheniya: Kn. dlya uchitelya . Moscow, 1990. 192 p.

Иногда сложно приступить к делу, когда вам предстоит выполнить тонны домашней работы. Если разделить задания на небольшие, выполнимые цели, то справиться с работой будет значительно проще. Также важно настроиться и составить план действий. Забудьте про нелюбимый распорядок и начните мыслить творчески. Выберите оптимальный образ действий и приступайте к работе. Так, начинать лучше заблаговременно, чтобы не пытаться все успеть в последнюю минуту, но не нужно слишком ругать себя за промедление.

Шаги

Возьмите на себя ответственность

    Не ругайте себя слишком сильно за привычку откладывать дела. Если вы постоянно медлите или вам трудно начинать работу, то попытки отчитать себя только ухудшат ситуацию. Не пытайтесь обвинять или наказывать себя в качестве мотивации. Подобные поступки лишь утомляют и отвлекают. Будьте великодушны к себе в трудные минуты. Признайте проблему, но помните, что проблемы - это нормально, а вы стремитесь исправиться.

    • Не сравнивайте себя с другими одноклассниками, которые получают хорошие оценки. Каждый из нас учится и работает по-своему, поэтому сосредоточьтесь на своих потребностях и способностях, а также перестаньте думать о чужих успехах.
  1. Отпустите свои переживания и прекратите сопротивляться. Попробуйте метод свободного письма или начните вести дневник, чтобы понять свои переживания из-за учебы или конкретные факторы, которые мешают вам приступить к делу. Выпускайте пар с друзьями и одноклассниками. Выпустите факторы стресса из своей головы и отложите негативные чувства в сторону. Сделайте глубокий вдох и скажите себе - пришло время изменить свой образ мыслей и начать работать.

    • Если хотите выговориться подруге, убедитесь, что она готова слушать, а вы не будете отвлекать ее от учебы.
  2. Расскажите свой план действий близкому человеку. Когда составите план действий, расскажите о нем другу, однокласснику или родственнику. Скажите, что вы хотите кратко проговорить свой план и заранее выявить проблемы или сложности. Попросите человека контролировать вас, временами спрашивать об успехах или проверять, как вы справляетесь с заданиями.

    • Обучение - это очень индивидуальная и уединенная работа, но ответственность перед другими людьми будет мотивировать вас.
    • Договоритесь с одногруппником или соседом по комнате следить за успехами друг друга.
    • Скажите подруге, что вы сможете встретиться, если успеете закончить уроки до определенного времени. Вряд ли вы захотите расстроить подругу и пропустить встречу, поэтому используйте это желание встретиться в качестве мотивации учиться.
  3. Работайте в учебной группе или с репетитором, чтобы иметь обязательства перед людьми. Если работа в группе не мешает вам учиться, то работайте с другом или найдите учебную группу. Важно обсудить предпочтительный стиль обучения и другие аспекты до начала работы, чтобы проверить вашу совместимость. Поставьте ряд совместных целей и определите, как и когда они должны быть достигнуты. Если работа в группе не для вас, то найдите репетитора, с которым можно выполнять домашние задания. Договаривайтесь о занятиях наперед и рассматривайте подобные встречи как сроки выполнения задач.

    Выберите подходящий режим работы

    1. Оцените, какие рабочие привычки чаще позволяют вам достичь успеха. Подумайте, какие именно окружающие условия и навыки позволяют вам успешно запоминать материал и получать хорошие оценки на экзаменах. Вам комфортно работать в тишине и одиночестве или в общественном месте вроде библиотеки или кафе? Оцените, как вам проще запоминать факты: когда вы просматриваете собственные конспекты лекций или же работаете с учебником и анализируете старые контрольные работы? Определите такое сочетание факторов, которое позволит вам максимально позитивно, продуктивно и сосредоточенно работать, чтобы в будущем всегда учиться в подобных условиях.

      • Вспомните свои прошлые попытки учиться, которые принесли хорошие и плохие результаты. Так вам будет проще понять, какие факторы помогают вам или мешают успешно работать.
      • Создайте свою индивидуальную систему, чтобы учеба приносила меньше стресса.
    2. Сосредоточьтесь на долгосрочных целях и пользе обучения. Ежедневная учеба изнуряет, но не нужно зацикливаться на отрицательных аспектах. Настройтесь на позитив - представляйте себе пользу, которую принесет усердный труд. Мысленно представляйте, как вы получаете отличную оценку за контрольную работу, похвалу учителя или гордитесь своим табелем за год. Позвольте этим приятным чувствам наполнить вас изнутри, чтобы изменить свой взгляд на учебу.

      Разделяйте работу на меньшие цели и задачи. Ставьте конкретные цели для каждого занятия по предмету. Разделяйте масштабные цели на меньшие, выполнимые задачи. Определяйте конкретные и достижимые цели, которые можно выполнять по очереди. Таким образом вы будете двигаться вперед, а успешное выполнение каждой цели позволит испытывать чувство удовлетворения в конце каждого занятия.

      • Большой объем работ и бесконечных заданий обескураживает. Вместо мыслей: «Сколько нужно времени, чтобы со всем справиться?» - спросите себя: «Сколько я успею сделать за два часа?»
      • Вместо попытки прочитать всю книгу за один подход задайтесь целью прочитать одну главу или 50 страниц за один раз.
      • При подготовке к контрольной работе сегодня рассмотрите свои конспекты и записи за первую неделю учебы, а завтра сосредоточьтесь на материалах второй недели.
    3. Расположите задачи в порядке от простых к сложным или от меньших к большим. В зависимости от нежелания работать или сложности предметов можно выбрать такой порядок выполнения, при котором снизится уровень стресса и возникнет желание приступить к делу. Попробуйте выполнять задания от самого маленького к самому масштабному, от самого простого к самому сложному или наоборот, чтобы ваши задачи постепенно упрощались. Также можно выполнять задания согласно учебному расписанию.

      • Выбранная логичная система позволит не тратить силы на принятие решений и вам будет проще переключаться между заданиями.
    4. Определяйте крайний срок или окно в расписании для каждого задания. Разделите все задачи на выполнимые цели и попытайтесь интегрировать в свое расписание. Если вам комфортно работать в жестких условиях, то определите время начала и завершения работы над каждым заданием. Для гибкости можно определить крайний срок выполнения каждой задачи и выбирать по масштабности или уровню сложности. В любом случае каждый день планируйте время для занятий.

    Настройтесь и подготовьте рабочее место

      Прогуляйтесь или подвигайтесь, чтобы настроиться на позитивный лад. Избавьтесь от плохого настроения с помощью кратковременной физической активности. Прогуляйтесь по улице 10 минут, чтобы подышать свежим воздухом. Приседайте или танцуйте под любимую песню в спальне.

      Освежитесь и переоденьтесь в удобные вещи. Если вы ощущаете вялость и отсутствие желания учиться, примите холодный душ или умойтесь. Выберите одежду из мягкой ткани, которая приятна к коже. Колючие бирки или тугая резинка на поясе будут отвлекать вас от работы. Одежда должна быть комфортной и вашего размера. Учитывайте температуру в помещении и при необходимости держите под рукой теплые вещи. Если у вас длинные волосы, соберите их в хвост на затылке для хорошего обзора.

      • Вещи не должны ощущаться как пижама, иначе вы начнете засыпать за работой.
    1. Приведите в порядок рабочее место и разложите учебные материалы. Ваш стол в спальне или столик в кафе нужно привести в порядок и убрать лишнее. При необходимости отложите вещи в сторону, чтобы разобраться с ними позже. На свободном столе разложите учебники, конспекты, тетради, ручки, маркеры, бумагу для заметок и другие необходимые материалы.

      • При выборе рабочего места старайтесь избавиться от любых отвлекающих факторов. Садитесь спиной к холодильнику или окну, если они мешают вам сосредоточиться. Работайте за разными столами с подругой, если вы отвлекаете друг друга.
      • Рабочее место должно быть приятным и комфортным, чтобы вы хотели проводить здесь время. Украсьте стены фотографиями, поставьте рядом комнатное растение и возьмите удобное кресло.
    2. Включите компьютер и закройте все ненужные вкладки перед началом работы. При работе на ПК закройте окна или вкладки, которые не относятся к учебе. Подготовьте необходимые документы в формате PDF. Если у вас ноутбук, работайте возле розетки, чтобы аккумулятор не разрядился и не отвлекал вас от учебы.

      Выключите или переведите телефон в беззвучный режим. Во время учебы не нужно отвлекаться на групповые чаты с друзьями или отвечать на звонки родственников. При необходимости следует заранее предупредить всех, что вы собираетесь учиться и будете недоступны. Переведите свой телефон в режим «Не беспокоить» или выключите.

      • Уберите телефон в ящик, чтобы периодически не поглядывать на экран.
    3. Пейте воду и не забывайте подкрепиться. Пейте много воды и возьмите с собой бутылку с водой, чтобы не испытывать жажду. Поставьте рядом с собой блюдо с арахисом, злаковыми батончиками или свежими фруктами, чтобы всегда была возможность успокоить урчащий желудок и пополнить запас сил.

      • Старайтесь не заниматься сразу после плотного обеда, иначе можно расслабиться и заснуть.
      • Не откладывайте ужин в качестве награды, иначе пустой желудок будет отвлекать от работы. Под рукой должны быть полезные закуски, чтобы вы могли перекусить.
      • Не используйте вредную пищу, блюда быстрого приготовления и кондитерские изделия. Такие продукты кратковременно заряжают энергией, которая быстро сходит на нет.
    4. Слушайте приятную музыку. Выбирайте композиции без слов или хорошо знакомые вам песни, чтобы не отвлекаться. Поставьте альбом на повтор или выберите большой список песен, чтобы не тратить время на подбор композиций.

    Приступайте к делу

      Заставьте себя приступить к делу на несколько минут, чтобы унять тревогу. Если вас пугает объем предстоящей работы, то напомните себе: нужно лишь начать и дальше будет проще. Для начала выберите самую простую и незначительную задачу. Например, просмотрите список новых слов в течение пяти минут или испробуйте метод «помидора». Устанавливайте таймер на 25 минут для каждой задачи. Время пройдет быстро, а вы ощутите удовлетворение от выполненной работы.

      • Через пять минут нервные центры мозга, которые бьют тревогу при нежелании начинать работу, придут в состояние покоя.
      • В методе «помидора» каждый промежуток времени продолжительностью 25 минут называется помидором, а между помидорами можно установить таймер еще на пять минут для отдыха.
      • Если 25 минут не хватит, то продолжайте работать после звукового сигнала, ведь ваша цель уже достигнута - вы начали работать.
    1. Создайте персонализированное учебное пособие по каждому предмету. Это полезно в том случае, если учитель не предоставил вам учебное пособие или текущее пособие не подходит под ваш стиль обучения. Создайте такое пособие, которое соответствует вашим потребностям. Используйте обучающие карточки, списки всех необходимых тем или перечни вопросов, которые могут встретиться на экзамене. Работайте с учебником, чтобы составить вопросы для повторения или переформулируйте название каждого параграфа в вопрос.

    2. Используйте мнемонические приемы для запоминания фактов. Мнемонические приемы - это простые словесные подсказки, которые помогают запоминать информацию. Помимо прочего, можно создавать акронимы, чтобы запоминать списки слов или идей, сочинять песенки и стихотворения, чтобы запоминать важные имена и даты из истории или сюжет романа для урока литературы. Идеи для мнемонических приемов можно находить в интернете или придумывать самостоятельно.

      • Например, запомнить цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) можно по первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
      • Используйте шуточные рифмы вроде: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам, а медиана - это обезьяна, которая лазает по сторонам и делит их напополам», чтобы запомнить геометрические определения.
      • Еда - это хорошая награда, но старайтесь не лакомиться большим количеством продуктов с высоким содержанием сахара в самом начале занятия, иначе может резко понизиться уровень сахара в крови. Сладостями лучше подкрепиться в самом конце занятия.
      • Если наградой служит короткий перерыв, то помните, что вам нужно будет продолжить работу. Ограничьте перерыв во времени и не поддавайтесь мыслям вроде: «Еще пару минут, и все».
    • Если вам нужна помощь, то не бойтесь обратиться к учителю или преподавателю! Посещайте факультативные занятия или спросите после урока, когда можно подойти с вопросом. Также не забывайте задавать вопросы на занятиях, чтобы показать свое желание и мотивацию учиться.
    • Здоровый ночной сон позволяет лучше запоминать информацию во время занятий. Старайтесь спать хотя бы 8 часов каждую ночь.
    • Стремитесь делать грамотные записи во время занятий и использовать одну тетрадь для одного предмета. Конспект будет полезен при выполнении домашних заданий и при подготовке к экзаменам.