ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности. Волевые качества личности Список литературы Влияние занятий дзюдо на развитие волевых качеств юных спортсменов

В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.

Сила воли

На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли - обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.

Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность и настойчивость

Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый. При этом настойчивый человек не всегда целеустремленен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий).

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели. Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия.

Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

В русском языке словом "воля" обозначается еще и свобода (пример: "Выпустить животное на волю... Дать волю рукам..."). Воля как психический процесс обозначает свободу, способность человека к совершению тех или иных действий. Если человек, находящийся в неволе (за решеткой), не имеет возможности заняться, например, подводным плаванием - в силу внешних факторов, то безвольный человек не имеет возможности заняться подводным плаванием из-за того, что ленив и боится воды.

Поэтому важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность - способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не "перегорит" на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

Решительность проявляется в отсутствии излишних колебаний, сомнений в борьбе мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное - эффективность проявляется в своевременном и быстром принятии решений. У любого действия, поступка есть промежуток времени, как бы предназначенный для этого действия или поступка, то есть это - наиболее оптимальное время. Решительность - это способность действовать тогда, когда надо, а не тогда, когда хочется.

Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек - можно сказать - предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится. Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости - в самом широком смысле этого слова.

Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий. Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова "Тяжело в учении - легко в бою". В самом "бою" (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на "авось" или свою интуицию.

Качество самоконтроля

Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.

Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Развитие волевых качеств

Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения и чисто инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы. Почти сразу начинаются внутренние конфликты - между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку. Если ребенок видит, что, например, папа по утрам делает гимнастику, преодолевая собственную лень и желание поспать подольше, то можно предполагать, что он "заразится" этим стремлением делать то, что надо, а не то, что хочется. Если ребенок наблюдает, как его родитель безуспешно борется со своими вредными привычками (курением, пьянством, обжорством...), то у него может рано сформироваться уверенность в том, что есть такие слабости, которые не побороть.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Уже с первого класса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать математику, то может стать ученым или инженером, если у него будут успехи по русскому языку, он может стать писателем или журналистом, если будет сильным и выносливым, то может стать спортсменом или военным. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Именно в школе развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. В свою очередь, следует это тоже отметить, целеустремленность и настойчивость являются чуть ли не самыми главными личностными качествами школьника, способствующими его обучению (самый яркий пример этому - Ломоносов).

Большое значение для развитии воли имеет увлеченность ребенка. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное. Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как конструирование или творческая деятельность, занятиями в спортивной секции, особенно такими, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного "Я", принимает на себя полноту ответственности за свои действия.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Волкова Олеся Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры Делового иностранного языка Шумакова Наталия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой Делового иностранного языка

Сибирский государственный аэрокосмический университет им.ак. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия olesyavl. volkova@mail т, shumakovana@sibsau. т

В статье рассмотрены специфические особенности и взаимосвязь процесса социализации и особенностей формирования волевых качеств личности современного подростка. В числе значимых факторов, определяющих направленность и ход процесса социализации, выделено формирование духовной составляющей личности подростка, как основа, детерминирующая становление воли. В числе внешних факторов подробно рассмотрено влияние среды. Приводятся психолого-педагогические аспекты социализации подростка. Представлена попытка рассмотреть заявленные феномены через комплексный, интегра-тивный подходы.

Ключевые слова: подросток; личность; возрастные особенности; социализация; воля.

THE CONNECTION OF SOCIALSATION PROCESS AND WILL-POWER DEVELOPMENT IN TEENAGE PERIOD

Olesya Volkova, candidate of Psychology, associate professor of Business language department Natalia Shumakova,

candidate of pedagogical science, associate professor, Head of Business foreign languages department

Siberian state aerospace university named after academician M.F. Reshetnev olesyavl. volkova@mail. ru, shumakovana@sibsau. ru

The article concerns the age specification and specialties of modern teenagers" socialization process and their connection. One of the mentioned age specialties is decreasing level of personal willpower development that determines the list of problems in social activity of a teenager. The social development and will-power formation are being studied through complex and integrative methodology.

Keywords: teenager; person; age specialties; will-power; socialization.

Повышенный интерес современной теории и практики к проблематике социализации и адаптации подростков связан с очередным кризисом в системе воспитания.

Сложившиеся социокультурные условия (смена общественного строя, изменение социального состава населения страны, становление новой образовательно-воспитательной парадигмы с пристальным интересом к проблемам социализации) позволяют отечественным ученым-педагогам, психологам прицельно заняться изучением социализации подростка с целью совершенствования системы воспитания и образования подростка, как феномена современной психологической и педагогической науки. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социально-культурной деятельности.

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех кризисных возрастов. Его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит переход от социальной не-

зрелости к социальной зрелости. Успешное становление подростка, а в последующем молодого человека, как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и обретение им своей социальной роли.

Подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности, специфический характер социализации, идентификации в системе современной культуры.

Исследуя взаимодействие феномена социализации и развития волевых качеств современного подростка, необходимо проанализировать, что подразумевается под феноменом «социализация», конкретизировать, какое понимание данного феномена мы закладываем в основу нашей работы, а также определить рамки подросткового периода.

Согласно самому общему определению - социализация это «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками, приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» . В современной научной литературе, как западной, так и отечественной, этот термин получил широкое распространение, хотя единого подхода к его трактовке так и не сложилось. Психологические и педагогические исследовательские теории, изучающие проблемы личности, исходя из своих крайних приоритетов - предпочтения факторов среды над личностными факторами и наоборот - не смогли дать полного научного объяснения сложному процессу социализации личности, а также не выявили в этом процессе степень значимости такого фактора как активность личности.

В философии, социологии и психологии социализация рассматривается как совокупность всех социальных процессов. Растущая личность не просто усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, но постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни.

Таким образом, под социализацией - мы понимаем процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности . В

основном этот процесс естественный и неконтролируемый, но он может стать управляемым, если индивид получает помощь со стороны определенных лиц (агентов социализации). В системе образования он может быть социально контролируемым и составляет проблему и задачу воспитания, что является остро актуальным в подростковом периоде.

Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э. Эриксон особо выделяет этот возраст, так как он характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других (самоидентификации) . Ребенку на данном этапе предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе .

Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» - как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты. В данной работе возрастные рамки подросткового возраста определяются периодом от 14 до 20 лет.

Для объективного исследования процесса социализации необходимо выделить теоретико-методологические принципы анализа сущности, структуры, механизма и форм данного социального явления. Предпосылками, составляющими суть вхождения индивида в общество, являются социальные условия его жизни, общественные отношения, деятельность человека, посредством которой он изменяет социальную среду и свою собственную сущность, свои идеалы, взгляды, поступки. Методологически значимым является М.И. Шиловой о том, что социаль-

ная определенность социализации личности есть результат не пассивного восприятия личностью воздействия среды, а противодействие ей и взаимодействие с нею . В процессе социализации личностью подростка с помощью волевых усилий постоянно преодолевается критическая разница между «реальным Я» социального субъекта и его «идеальным Я», являющимся основанием успешности человека.

Структурно социальная среда может быть представлена совокупностью ролей и статусов, которые общество предлагает человеку, совокупностью социальных институтов, в пределах которых он формирует социальные качества, реализует социальные роли и приобретает желаемые социальные статусы. Элементами социальной среды в процессе социализации выступают ценности, социальные нормы, знания, навыки, умения. Социальная среда охватывает социальные технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм, а также конкретные события, которые могут повлиять на процесс социализации личности.

В процессе социализации психофизические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой - превращаются в социально значимые свойства личности. В процессе социализации формируется личность человека как носителя социальных отношений. Он выступает не только как объект, но и как субъект социализации, действуя независимо от ожиданий других, реализуя свои потребности и способности, себя как личность, в контексте идеальных представлений о результате формирования себя, как члена общества согласно уровню развития собственных волевых качеств личности. Следовательно, социализация личности есть результат не пассивного восприятия, воздействия среды, а самоотождествления со средой через социальную деятельность. Личность подростка, находящегося в студенческом возрасте, подвергается воздействию многих факторов социализации.

Психическое развитие личности рассматривается большинством исследователей как динамичный процесс качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новые психические образования на основе и посредством дифференциации прежних структур. Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного

интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста .

Сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека является студенческий возраст. За время обучения, при наличии благоприятных условий у подростков происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памят

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

СТЕПАНОВА НАТАЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА - 2014 г.

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

    ДРОБЫШЕВА Т.В., ЖУРАВЛЁВ А.Л. - 2010 г.

  • В работе рассматриваются механизмы формирования волевых качеств юных спортсменов в процессе занятий дзюдо. На основе анализа научно-методической литературы предпринимается попытка проранжировать различные волевые качества по степени значимости для младших школьников, занимающихся дзюдо. Материалы статьи раскрывают механизмы положительного влияния занятий дзюдо на формирование значимых для детей младшего школьного возраста волевых качеств, позволяющих добиться спортивных успехов.

    Короткий адрес: https://сайт/140125362

    IDR: 140125362

    Список литературы Влияние занятий дзюдо на развитие волевых качеств юных спортсменов

    • Бабаян, К.Л. Об относительной значимости волевых качеств для представителей различных видов спорта/K.Л. Бабаян//Психология физического воспитания и спорта. Тезисы докладов к VIII Всесоюзной конференции. Часть I. Ленинград 14-17 марта 1973 г. -М., 1973. -С. 24-26.
    • Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов/К.П. Жаров. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -151 с.
    • Колешао, А.А. Борьба/А.А. Колешао//Эмоционально-волевая подготовка спортсменов/Под ред. А.Т. Филатова. -Киев: Здоровья, 1982. -С. 96-110.
    • Мартыненко, А.Н. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Н. Мартыненко; СГАФК. -Омск, 2002. -24 с.
    • Ого, Махито. Дзюдо. (Основы. Методика)/Махито Ого. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -208 с.
    • Пуни, А.Ц. Психология формирования личности в физическом воспитании и спорте/А.Ц. Пуни/Психология физического воспитания и спорта/Под ред. Т.Т, Джамгарова. А.Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -С. 82-91.
    • Семёнов, А.Г. Спортивная борьба. Основные направления научных исследований/А.Г. Семёнов; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб, 2003. -С. 136-141.
    • Скрябин, Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости/Н.Д. Скрябин//Спортивная и возрастная психофизиология./Под ред. Е.П. Ильина. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. -С. 98-109.
    • Шумилин, А.Г. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Г. Шумилин; КГПУ. -Красноярск, 2003. -19 с.
    • Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли/Е.П. Щербаков. -Омск: изд-во «Омская правда», 1990. -255 с.
    1

    Целью исследования является разработка методики развития волевых качеств у гиревиков 15–17 лет, выявление и научное обоснование педагогических условий ее эффективной практической реализации. В течение одного учебного года в формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 28 гиревиков, в том числе 15 атлетов составили контрольную группу, 13 – экспериментальную. Всего за время эксперимента в каждой группе испытуемых проведено по 240 учебно-тренировочных занятий, направленных как на развитие волевых качеств, так и овладение технико-тактическими действиями, совершенствование физической подготовленности в соревновательных упражнениях гиревого спорта. Развитие волевых качеств гиревиков в контрольной группе проводилось в рамках традиционной модели учебно-тренировочного процесса, в экспериментальной – на основе реализации разработанной нами методики и педагогических условий волевой подготовки гиревиков. Установлена высокая педагогическая эффективность реализации в учебно-тренировочном процессе спортивной школы разработанной технологии с учетом комплекса педагогических условий развития волевых качеств гиревиков 15–17 лет. Педагогическими условиями волевой подготовки являются создание условий для переживания чувства удовлетворенности от процесса и результатов занятий гиревым спортом, единство и взаимосвязь развития волевых качеств с остальными сторонами спортивной подготовки, учет качественного своеобразия содержания и величины препятствий и трудностей, присущих гиревому спорту и индивидуальным различиям в уровне развития волевых качеств.

    спортивная школа

    гиревой спорт

    волевые качества

    методика тренировки

    педагогические условия.

    1. Симень В.П. Особенности развития волевых качеств гиревиков в процессе тренировочной деятельности / В.П. Симень, Г.Л. Драндров, Д.В. Щербина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 77–78.

    2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.

    3. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 216 с.

    4. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. – М.: Советский спорт, 2014. – 312 с.

    5. Зефирова Е.В. Психологические критерии прогнозирования успешности выступлений спортсменов (на примере спортивных единоборств): автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 23 с.

    6. Катаев И.В. Психологическая предстартовая подготовка спортсменов-гиревиков // Актуальные проблемы развития гиревого спорта в России и за рубежом: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Омск, 16–17 октября 2014 г.). – Омск: ООО «Образование Информ», 2014. – С. 23–29.

    7. Волков П.Б. Психорегуляция в гиревом спорте мастеров в условиях нестандартных проявлений двигательных способностей / П.Б. Волков, А.П. Сагайдачная // Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта: сб. науч. статей / под ред. В.П. Сименя. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 44–56.

    8. Поручиков В.В. Психологическая подготовка гиревиков в соревновательном периоде / В.В. Поручиков, А.С. Якименко // Матер. научн.-практ. конф. – Харьков: ХДУФК им. Г.Р. Державина, 2016. – С. 34–37.

    9. Симень В.П. Совершенствование методики психологической подготовки гиревиков в структуре поэтапной многолетней спортивной тренировки / В.П. Симень, Г.Л. Драндров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. – № 2 (90). – С. 177–184.

    Введение. Спортивная деятельность связана с постоянным преодолением различных препятствий объективного и субъективного характера, выступающих для спортсменов биодинамическими и психологическими трудностями. Поэтому систематические занятия спортом, с одной стороны, требуют достаточно высокого уровня развития волевых качеств, адекватных содержанию препятствий и трудностей, с другой - создают благоприятные условия для их проявления и развития. Гиревой спорт, как и остальные виды спорта, характеризуется специфическими препятствиями и трудностями, обусловленными особенностями его содержания, и специфическими требованиями к уровню развития отдельных волевых качеств .

    Анализ различных подходов к изучению воли и ее развитию, представленных в учебно-методической литературе, позволяет рассмотреть многообразные проявления воли, ее связь с индивидуально-психологическими особенностями человека.

    Стиль волевой активности у спортсменов не зависит от вида спортивной деятельности и гендерных различий . Волевая подготовка спортсменов осуществляется успешно, если процесс воспитания воли органически связан с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств, интеллектуальной подготовкой. В процессе воспитания волевых качеств у спортсменов решающими факторами являются нацеленность на высшие достижения, повышение тренировочных требований, ориентация на преодоление растущих трудностей, создание мотивационной сферы и дополнительного смысла действия .

    В ряде диссертационных исследований научно обосновываются психологические критерии прогнозирования успешности выступления на соревнованиях, особенности волевой активности представителей различных видов спорта, специфика формирования волевой регуляции и саморегуляции деятельности спортсменов-единоборцев и др.

    Применительно к гиревому спорту изучались критерии психического утомления в процессе выступления на соревнованиях , средства и методы регулирования предстартового и соревновательного психического состояния , раскрывались особенности мотивов и волевой подготовленности высококвалифицированных гиревиков.

    Опираясь на практический опыт и здравый смысл, можно утверждать, что спортсмену нужны в совокупности все волевые качества в большей или в меньшей степени развития в зависимости от вида спортивной деятельности, и поэтому воспитание их с учетом спортивной деятельности должно входить в основное содержание подготовки спортсмена.

    В современной спортивной психологии не существует единой классификации волевых качеств. Вопросы строгого разграничения роли волевых качеств в различных видах спорта на сегодняшний день не разработаны. Выявление доминирующих волевых качеств спортсменов в отдельных видах спорта позволит конкретизировать целевые установки учебно-тренировочного процесса.

    В предыдущих исследованиях, выявляя показатели развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет, нами установлено, что лица, занимающиеся гиревым спортом, независимо от спортивной квалификации и гендерных различий, отличаются высоким уровнем развития целеустремленности, настойчивости и упорства. Уровень развития остальных качеств: смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания - примерно одинаков и достоверно ниже (Р<0,01) показателей целеустремленности, настойчивости и упорства.

    Наряду с этим в теории и методике гиревого спорта проблема педагогических условий развития волевой сферы гиревиков 15-17 лет остается недостаточно разработанной. Это создает определенные трудности при программировании и организации учебно-тренировочного процесса гиревиков на этапах многолетней спортивной подготовки.

    Реферативный обзор научно-методической литературы выявил, что в теории и практике гиревого спорта существует противоречие между необходимостью достижения российскими спортсменами высоких соревновательных результатов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет - с другой.

    С учетом этого противоречия был сделан выбор темы нашего исследования и определена ее проблема: при каких педагогических условиях обеспечивается эффективное развитие волевых качеств у гиревиков 15-17 лет?

    Цель исследования: разработать методику развития волевых качеств у гиревиков 15-17 лет, выявить и научно обосновать педагогические условия ее эффективной практической реализации.

    Объектом исследования является процесс общей психологической подготовки гиревиков 15-17 лет в условиях спортивной школы.

    Предмет исследования - педагогические условия развития волевых качеств у спортсменов 15-17 лет на занятиях гиревым спортом.

    Методы и организация исследования. Для достижения выделенной цели применялся комплекс методов исследования:

    • теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
    • методики психодиагностики;
    • формирующий педагогический эксперимент;
    • методы математической статистики.

    Для практического обоснования эффективности разработанной нами методики и комплекса педагогических условий был проведен формирующий педагогический эксперимент в спортивных школах Чувашской Республики с участием двух групп гиревиков 15-17 лет.

    В контрольной группе (КГ) было 15 испытуемых, в экспериментальной (ЭГ) - 13 гиревиков.

    Общая продолжительность эксперимента составила один год: с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года. Занятия проводились три раза в неделю. Всего за время эксперимента было проведено по 240 учебно-тренировочных занятий в каждой группе испытуемых, направленных как на развитие волевых качеств, так и овладение технико-тактическими действиями, совершенствование физической подготовленности в соревновательных упражнениях гиревого спорта.

    Развитие волевых качеств гиревиков в КГ проводилось в рамках традиционной модели учебно-тренировочного процесса. Развитие волевой сферы гиревиков ЭГ проводилось на основе реализации разработанной нами методики и педагогических условий волевой подготовки гиревиков.

    В начале и по окончании педагогического эксперимента у испытуемых обеих групп определялись показатели волевых качеств.

    Результаты исследования и их обсуждение. При разработке методики развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет в условиях спортивной школы мы актуализировали четыре связанных между собой блока:

    1. Методологический, включающий фундаментальные принципы в русле гуманистических идей (субъектность и свобода).

    Принцип субъективности означает, что образовательная деятельность определяется не только образовательной и воспитательной системой спортивной школы, но и уникальной индивидуальностью каждого спортсмена, поскольку каждый спортсмен включен в учебный процесс как субъект, ответственный за его результаты. Такое включение реализуется на основе самоопределения спортсмена в его спортивной деятельности.

    Мы установили, что субъективная позиция спортсменов невозможна за пределами реализации принципа свободы.

    Множество психологов подчеркивает связь волевых качеств с субъективным положением и свободой человека. В этом смысле воля возникает, когда человек способен отражать свои влечения, может как-то отнестись к ним. Для этого индивидуум должен быть способен подняться над своими влечениями, сделать выбор между ними, осознавая себя как субъект. В результате человеческие действия определяются не непосредственно влечениями, как естественными силами, а им самим.

    Появление воли, следовательно, неразрывно связано со становлением личности как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно и произвольно определяет свое поведение и несет за это ответственность.

    1. Целевой блок, характеризующийся обучением теоретических и практических основ психологического тренинга и аутотренинга.

    В теоретических занятиях формировался комплекс теоретических знаний и соответствующая компетентность в области развития и саморазвития творческой личности и ее волевых качеств. Также были представлены цели и задачи в рамках каждого тренингового и аутотренингового занятия.

    На практических занятиях весь комплекс промежуточных целей и задач ориентирован на развитие волевых личностных качеств гиревиков, а также их способности творчески улучшать свои волевые качества, в зависимости от динамики активности и нагрузок.

    В результате достижения поставленной цели преодолеваются возникающие трудности и препятствия. Значимость цели и уровень волевых мотивов определяют, какие трудности способен преодолевать человек. Немаловажным условием воспитания воли в подростковом возрасте является сохранение во что бы то ни было дальнейшей перспективы, конечной цели деятельности. Этому способствует формирование высших мотивов деятельности, принципов морали и убеждений, воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга. Очень важно видеть этапы достижения долгосрочной цели, наметить непосредственные перспективы, решить конкретные проблемы, которые приведут к созданию условий для достижения конечной цели.

    1. Содержательный блок, который включает содержательно-информационный и содержательно-ценностный психологические условия.

    Одним из системообразующих компонентов модели волевых качеств личности являются мотивы. В подростковом возрасте потребностями выступают потребности в самоутверждении и самовыражении, потребности в свободе и информации, а также потребность быть личностью.

    Немаловажное значение в процессе развития воли играют эмоционально-духовные качества и ценностные ориентации. Поэтому взаимодействие спортивного психолога и спортсмена были обусловлены терминами ценностей-идеалов, которые составляли духовное и моральное содержание на основе ведущих этических и образовательных ценностей - «свободой» и «творчеством».

    1. Технологический блок характеризует конкретные формы психологического воздействия с целью развития волевых качеств.

    В технологическом блоке фундаментальным является демократический стиль общения с представлением проблемы в изучаемых аспектах в форме обсуждения, применение в практической работе для формирования волевых качеств тренингового и аутотренингового воздействия. Технологическая стратегия реализации этих условий потребовала быть спортсмену помещенным в центр процесса развития, чтобы преобразовать свое положение от пассивного объекта к активной субъективной позиции.

    Методика развития волевых качеств характеризуется тремя этапами развития волевых качеств с учетом принципа постепенности (от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному).

    Методика волевой подготовки также характеризуется регулярностью реализации тренировочной программы, соревновательных установок, постоянным прибавлением более сложных препятствий и трудностей, использованием самих соревнований и соревновательного метода в тренировочных занятиях.

    На всех этапах нравственно-волевого становления личности коллективная работа с гиревиками 15-17 лет сочетается с индивидуальной.

    • создание условий для переживания чувства удовлетворенности от процесса и результатов занятий гиревым спортом;
    • единство и взаимосвязь развития волевых качеств с остальными сторонами спортивной подготовки: физической, функциональной, технической;
    • учет качественного своеобразия содержания препятствий и трудностей, присущих гиревому спорту;
    • дифференциация величины препятствий и трудностей с учетом индивидуальных различий в уровне развития волевых качеств.

    Исследование было направлено на практическое обоснование эффективности методики развития волевой сферы с учетом выявленных в ходе теоретического анализа комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование в системе волевой подготовки гиревиков спортивной школы в возрасте 15-17 лет.

    Установлено, что в начале педагогического эксперимента волевые качества гиревиков КГ и ЭГ имели недостаточную степень развития и существенно не различались между собой (табл. 1).

    Таблица 1

    Показатели волевых качеств испытуемых в начале педагогического эксперимента, баллы (Х±d)

    Тестовые упражнения

    Контрольная, n=15

    Экспериментальная, n=13

    Целеустремленность

    Смелость и решительность

    Настойчивость и упорство

    Выдержка и самообладание

    Показатели волевых качеств гиревиков КГ и ЭГ в конце педагогического эксперимента представлены в таблице 2.

    Таблица 2

    Показатели волевых качеств испытуемых после педагогического эксперимента, баллы (Х±d)

    Тестовые упражнения

    Группа и количество испытуемых, показатели волевых качеств

    Контрольная, n=15

    Экспериментальная, n=13

    Целеустремленность

    Смелость и решительность

    Настойчивость и упорство

    Самостоятельность и инициативность

    Выдержка и самообладание

    Установлено, что в ЭГ показатели развития волевых качеств личности гиревиков были существенно выше: целеустремленности - от 17,68±2,41 до 19,14±1,72 балла; смелости и решительности - от 15,76±2,01 до 15,96±2,01 балла; настойчивости и упорства - от 17,23±2,41 до 19,45±1,63 балла; самостоятельности и инициативности - от 14,74±2,45 до 16,74±1,57 балла; выдержки и самообладания - от 15,28±2,23 до 16,85±1,31 балла.

    Высокий уровень развития волевых качеств наблюдается в целеустремленности, настойчивости и упорстве (Р < 0,05). Уровень развития остальных качеств: смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания - примерно одинаков и достоверно ниже показателей целеустремленности, настойчивости и упорства.

    Это объясняется нами тем, что лица, занимающиеся гиревым спортом, в соревновательной и тренировочной деятельности чаще сталкиваются с препятствиями и трудностями, требующими проявления целеустремленности и настойчивости. В спортивной деятельности гиревиков в меньшей степени представлены ситуации, которые требуют проявления смелости и решительности - гиревой спорт не относится к экстремальным видам соревновательных упражнений. Гиревые упражнения выполняются по стандартной двигательной программе в относительно постоянных условиях, что не требует от спортсмена проявления самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания.

    Заключение. На теоретической основе исследования была разработана методика, предполагающая в рамках целостного учебно-воспитательного процесса поэтапное формирование волевых качеств личности гиревиков 15-17 лет в процессе занятий гиревым спортом, движение от менее развитого до более высокого уровня, превращение внешних побуждений во внутренние. Процесс формирования волевых качеств гиревиков 15-17 лет включал три связанных между собой этапа. Первый этап охватывал от 1 до 6 месяцев воспитательной работы с юными спортсменами. Этот этап характерен применением воспитывающих волевые качества ситуаций низкой сложности. Второй этап охватывал примерно 6-12 месяцев. На этом этапе положительно зарекомендовали себя формирующие волевые сферы ситуации средней степени сложности. Третий этап в основном охватывал второй и третий год обучения. Научные материалы на этом этапе подчеркивают педагогическую эффективность формирования волевых качеств на основе включения гиревиков в так называемые ситуации большой степени сложности. На всех этапах волевого формирования личности гиревика 15-17 лет коллективная работа с детьми сочеталась с индивидуальной.

    Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую педагогическую эффективность реализации в учебно-тренировочном процессе спортивной школы разработанной нами технологии с учетом комплекса педагогических условий развития волевых качеств у гиревиков в возрасте от 15 до 17 лет.

    Библиографическая ссылка

    Симень В.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ГИРЕВИКОВ 15–17 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27618 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Подобные документы

      Воля как важный фактор морального развития личности. Упрямство, главные особенности воспитания дисциплинированности у детей. Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств учеников.

      реферат, добавлен 18.01.2015

      Влияние семьи и других качеств на самооценку у подростков. Роль семьи в развитии и становлении личности подростка. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Развитие личности в школьном возрасте. Методика исследования самооценки подростка.

      курсовая работа, добавлен 07.10.2009

      Воля как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей на пути к цели. Структурная единица действий. Овладение человеком собственными процессами. Совокупность условий вызывающих активность субъекта.

      курсовая работа, добавлен 16.11.2014

      Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

      реферат, добавлен 13.04.2009

      Адекватность самооценки личностных качеств у мужчин и женщин. Половые различия в определении значимости качеств личности. Результаты исследования оценки своей внешности студентами. Психологические факторы, влияющие на самооценку субъективного возраста.

      реферат, добавлен 29.11.2009

      Теоретические подходы к изучению воли. Произвольные и волевые действия. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия. Нарушение волевого контроля. Характеристика отдельных волевых качеств, связанных с целеустремлённостью и их развитие.

      реферат, добавлен 30.11.2010

      Исследование философско-литературного, клинического и экспериментального исторических периодов в изучении личности. Анализ составляющих структуры личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации, социальных установок.

      контрольная работа, добавлен 11.03.2011

      Волевые качества - устойчивые, независимые от ситуации, психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Классификация и развитие волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, выносливость).

      контрольная работа, добавлен 24.11.2009

      Значение особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте. Частота встречаемости уровней развития силы воли среди студентов.

      статья, добавлен 15.05.2017

      Исследование предпосылок, условий и движущих сил психического развития человека с момента рождения до глубокой старости. Описания динамики развития познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Анализ основных свойств формирования качеств личности.