ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Роль преподавательского потенциала в развитии образования кратко. Роль образования в развитии трудового потенциала

Отрасль образования готовит квалифицированные кадры для всех отраслей экономики, в т.ч. и для себя. Подготовку преподавателей и воспитателей для всех ступеней образовательных учреждений осуществляют научно-педагогические кадры вузов. К профессорско-преподавательскому персоналу относятся должности декана, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Численность профессорско-преподавательского персонала вузов РФ, тыс. чел.

Рост потребности в профессорско-преподавательских кадрах для вузов и других учебных заведений способствовал развитию университетской системы образования, (см. таблицу).

Число университетов увеличилось главным образом за счет переименования институтов. Число университетов классического типа в 1994 г. составило 46, т.е. менее трети. В первой половине 90-х годы численность студентов снизилась, затем вновь начинала увеличиваться.

Являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной. Задумывая ту или иную деятельность, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий. На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.

К таким факторам можно отнести следующие:

1. Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов.

2. Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка.

4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификаты и т. д. является необходимым условием для осуществения большинства видов внебюджетной деятельности.

5. Регион расположения учебного заведения определяет внешние условия его функционирования –демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию и т. д.

6. Оборудование. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечение заказов на исследования и разработки, предостановления широкого спектра различных услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.

7. Производственные мощности. Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов, поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

8. Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий , реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета.

9.Библиотечный фонд. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10.Помещения. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации это приносит доход.

11.Кадры. Наличие достаточного количества профессорского-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема учащихся на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектора специальностей и направлений подготовки.

12.Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов.

13.Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения.

В народном образовании рыночные отношения возможны и необходимы, но их сфера неизбежно будет ограничена целым рядом объективно действующих факторов. Такой ограниченный рынок не сможет выявить истинную цену большинства образовательных услуг. В этих условиях возникает необходимость в разумном, регулирующем воздействии государства на рынок образовательных услуг через механизмы ценообразования. Научно-методической основой такого регулирования должна стать организация расчета и утверждение нормативных цен на образовательные услуги, определяемые суммой двух составляющих: нормативной себестоимостью и нормативной прибылью. Эти составляющие рассчитываются по нормам и нормативам, соответствующим общественно необходимым затратам ресурсов, которые требуются для производства образовательных услуг. В связи с этим нормативные цены теоретически должны совпадать с истинными ценами, определямыми свободным рынком. На практике же возможно их несовпадение, обусловленное несовершенством методик расчета цен и нормирования.

Определение нормативных цен на образовательные услуги необходимо для решения задач установления:

1) предельно допустимых цен с целью защиты потребителей;

2) норм отраслевого и бюджетного финансирования учебных заведений (прямое финансирование);

3) размеров пособий обучающимся, предназначенных для оплаты образовательных услуг (непрямое финансирование учебных заведений);

4) исходной базы при формировании договорных и свободных рыночных цен.

Основной структурной составляющей цены любого товара является себестоимость, для расчета которой в настоящее время применяются принципиально различные методы. Большинство из них основано на учете фактических или плановых затрат. Использование фактической или плановой себестоимости при расчете нормативной цены недопустимо, так как при этом реализуется затратный подход, который, как известно, побуждает производителя к обоснованному увеличению затрат ресурсов.

Среди опубликованных известен пока лишь один метод расчета нормативной себестоимости образовательных услуг. Он разработан НИИ высшего образования в 1989 г. применительно к высшим и средним специальным учебным заведениям. Разработаны также методики расчета нормативной себестоимости и цены подготовки специалистов, которые прошли апробацию в Гособразовании СССР, Минфине СССР и ряде вузов.

23. Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.

В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности. Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений , и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.

Налог - общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом.

Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы.

1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)

2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)

3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)

4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).

Объектами налогообложения в сфере образования , как, впрочем, и в других сферах, являются:

* обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

* выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

* прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

* объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

Налоговые льготы:


  1. Скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

  2. Изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя.

  3. Налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков.

  4. Налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.
Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица

24

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Принадлежность человека к различным профессиям проявляется в образе его мышления и особенностях деятельности. Е.А. Климовым была предложена классификация, согласно которой, профессия педагога относится к тем профессиям, основным предметом которых есть другой человек. Кроме того, педагогическая профессия выделяется среди других повышенным чувством ответственности и долга, особым образом мыслей ее представителей.

Основная особенность, отличающая профессию педагога от всех остальных специальностей класса «человек-человек» - это то, что профессия является как управляющей, так и преобразующей. Обладая в качестве цели собственной деятельности желанием преобразования и становления личности, педагог управляет процессом эмоционального, интеллектуального, физического развития личности, формирования ее внутреннего духовного мира.

Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности , будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени.

Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.

С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая предмет онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него.

Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.

Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников.

А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием

Отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

25.Оплата труда вузовских работников.

В рыночной экономике расчет численности персонала и, соответственно, средств на оплату труда на предприятиях частной собственности отличается от планирования этих показателей в бюджетных организациях. Основными показателями по труду являются, как правило: численность персонала, темпы роста производительности труда, фонд заработной платы, величина средней заработной платы, система окладов и тарифных ставок. В частных предприятиях меняется роль и место этих показателей, поскольку для рынка не имеет значения, какой фонд заработной платы сложился на том или ином предприятии и каков показатель средней заработной платы; важен показатель расходов на персонал, отнесенный к единице изделия, с одной стороны, а с другой - установление допустимой величины расходов на персонал, являющийся базой для планирования других показателей по труду. Отправной точкой для планирования заработной платы на государственных предприятиях является фонд заработной платы, утверждаемый министерствами или ведомствами, при этом подобный подход приводит к следующим негативным последствиям: - обесценению рабочей силы в государственных предприятиях и учреждениях; - снижению мотивационных возможностей заработной платы; - сохранению уровня бедности в регионах. Характерной чертой российского общества стала возросшая дифференциация среднемесячной заработной платы не только между отраслями, регионами и предприятиями , но и между частными и государственными организациями. Значительно выше средней по стране ее уровень в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях, ниже - в сельском хозяйстве, перерабатывающей и легкой промышленности. В бюджетной сфере, в частности в системе образования, столь же низкий уровень заработной платы, как и на предприятиях агропромышленного комплекса. Кроме того, структура заработной платы разбалансирована: надтарифная часть во многих организациях превышает базовую (тарифную), в результате нарушаются пропорции в оплате труда между работниками. При оценке качества и сложности труда работников частной сферы и государственных предприятий внесен элемент субъективизма, который создал перекосы в оплате труда работников различных категорий и профессиональных групп работников предприятий (рис. 1): Учитывая негативные явления в планировании заработной платы, рассмотрим на примере высших учебных заведений недостатки и преимущества планирования оплаты труда работников. Уровень оплаты труда работников государственных учреждений высшего профессионального образования сегодня необоснованно ниже заработной платы работников внебюджетного сектора экономики. Действующая на основе Единой тарифной сетки система оплаты труда работников бюджетной сферы при всем многообразии форм выплат имеет существенные недостатки: - она жестко зависит от минимального размера оплаты труда, который значительно ниже прожиточного минимума; - отсутствует четкая привязка уровня оплаты труда к результатам профессиональной деятельности. Известно, что от уровня квалификации работников вузов, качества их работы в значительной степени зависит динамика развития всей системы образования страны и в дальнейшем развитие производств ее регионов. Сложность задач, которые стоят перед работниками высшего образования, предопределяет повышенные требования к кадровому обеспечению и, соответственно, к системе оплаты труда. В России высшее образование представлено 655 государственными учреждениями, в которых занято свыше 800 тыс. работников, из них 155,3 тыс. кандидатов и 37,3 тыс. докторов наук. Среднемесячная заработная плата работников высшей школы ниже средней заработной платы работающих в экономике (табл. 1). Динамика среднемесячной заработной платы Таб. 1 В последние годы в результате недостаточного бюджетного финансирования материальная база высших учебных заведений существенно устарела, что сказывается на предоставлении гражданам качественных и доступных услуг. Для достижения этой цели в рамках приоритетных национальных проектов, в том числе в образовании, осуществляется реформирование сети государственных учреждений, модернизация их технического оснащения и кадрового обеспечения. Особенно остро стоит проблема совершенствования системы оплаты труда. В связи с этим Правительство Российской Федерации разработало ряд нормативных документов о совершенствовании заработной платы работников федеральных государственных учреждений и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений…

26.Роль преподавательского потенциала в развитии образования.

Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) провела в Дакаре (Сенегал) Всемирный образовательный форум (WEF), который подчеркнул ключевую роль преподавателей в достижении целей программы «Образование для всех». В мире наблюдаются две тенденции, которые существенно повлияют на мировые образовательные системы. Первая – это ускоренный рост знаний и технологий, трансформирующий все аспекты деятельности глобального сообщества и экономики. Вторая тенденция – растущая нехватка преподавателей как в развивающихся, так и в развитых странах. По оценкам ЮНЕСКО, необходимо около 15–35 миллионов новых преподавателей для достижения целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» . Это приводит к необходимости разработки стратегий и политики и выделения ресурсов в странах для подготовки и удержания преподавателей, что продиктовано образовательными требованиями общества XXI века.

Во многих странах стоит не только проблема нехватки преподавателей, но и задача обновления знаний и умений имеющегося преподавательского состава. Требования к тому, что должны знать и уметь преподаватели , постоянно растут. От них требуется изучать новый образовательный контент, педагогику и технологический инструментарий. Однако зачастую ресурсов для реализации долгосрочных профессиональных нужд преподавателей недостаточно, и даже если такие ресурсы есть, у преподавателей, как правило, недостаточно свободного времени для посещения семинаров по причине загруженности их рабочего графика.

Дополнительная проблема заключается в новых требованиях жизни, работы и образования в XXI веке. Гражданам, студентам и трудящимся XXI века необходимо:


  • уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире в условиях глобализации;

  • обладать способностью к независимости и самостоятельности;

  • уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.

Необходимо исследовать новые стратегии и методы для решения проблем развития образования и повышения квалификации преподавателей. Всемирный образовательный форум отметил особо важную роль, которую могут играть дистанционное обучение и информационно-коммуникационные технологии в развитии образования и повышении квалификации преподавателей. E-обучение, не будучи панацеей, представляет собой важный ресурс для повышения квалификации преподавателей. E-обучение может обеспечить нынешний и будущий преподавательские составы доступом к богатым информационным ресурсам, курсам, инструментарию, программам обучения, онлайновым сообществам, а также обеспечить возможности сотрудничества с другими работниками образования по всему миру . В очень краткие сроки e-обучение стало одним из наиболее динамично развивающихся компонентов сектора высоких технологий . Оно оказало существенное влияние на высшее образование. В настоящее время большинство школ в развитых странах обеспечивают доступ к интернету в классах. На основании этих тенденций для разработчиков политики и стратегии очень важно оценивать потенциальную ценность e-образования для подготовки и обновления навыков преподавателей с тем, чтобы они, в свою очередь, помогали в подготовке обучающихся к успешной работе в экономике XXI века.

E-образование имеет целый ряд преимуществ для повышения квалификации преподавателей, включая:

Основной рекомендацией Европейского саммита по е-обучению для стран-участниц было увеличить инвестиции в непрерывную профессиональную подготовку работников образования с тем, чтобы помочь им в освоении приложений и педагогики e-обучения. Использование e-обучения в качестве инструмента развития образования, однако, ставит важные вопросы перед правительством и научными учреждениями, относящиеся к политике, финансированию, практике преподавания, исследованиям, технической инфраструктуре и поддержке. В ответ на многочисленные требования организации сбалансированного обсуждения возможностей и проблем, связанных с e-обучением и развитием образования, ЮНЕСКО подготовила книгу, предназначенную для помощи представителям образовательных министерств и ведомств, факультетам образования и школам в плане осмысления ключевых проблем, стратегий и новых подходов к использованию e-образования в качестве инструмента развития образования.

Коноплева Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Володарский филиал ГБОУ АО СПО "Астраханский государственный политехнический колледж"
Населённый пункт: Астраханская область Володарский район п.Володарский
Наименование материала: Методический проект
Тема: "Развитие педагогического потенциала"
Дата публикации: 17.11.2015

Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Астраханской области ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Педагогический проект

«Развитие педагогического потенциала»
Выполнила: Коноплева Людмила Васильевна, преподаватель г.Астрахань 2015 г.
Педагогический проект «Развитие педагогического потенциала» Данный проект представляет собой материалы из опыта работы по вопросу развития профессионально- педагогического потенциала. Внедрение проекта в работу позволяет сделать процесс управления развитием профессионально – педагогического потенциала более продуктивным, способствует развитию ОУ, сплочению коллектива, развитию потенциальных возможностей каждого педагога. В условиях модернизации образования назрела необходимость в создании новой модели школьной методической службы. Это обусловлено и государственной политикой модернизации образования и теми проблемами и противоречиями, которые возникают: - между существовавшей системой методической работы и потребностью школы в инновациях; - между сложившейся организационной структурой, формами работы и необходимостью в создании условий, которые способствуют профессиональному и личностному развитию педагога. Разрешение названных проблем в контексте развития методической службы связано, прежде всего, с качеством педагогических ресурсов и управлением этим качеством. Переход на новые федеральные стандарты начального общего и основного общего образования предусматривает новый уровень подготовки учителей, который обеспечивается за счет метапредметного направления содержания методической работы. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
Цель проекта:
создать условия для развития профессионально – педагогического потенциала учителя и его реализации в условиях модернизации образования
Задачи:
Изучить научно – методическую литературу по теме; Определить содержание и структуру педагогического потенциала, а также механизмы его функционирования; Разработать модель развития профессионально- педагогического потенциала; Выявить педагогические условия реализации модели и экспериментально проверить эффективность ее функционирования. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определены пути модернизации российского образования. Одним из направлений инициативы является «Развитие учительского потенциала. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей». Это связано с тем, что современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений: и в использовании новых программ и пособий, и в содержании образования, и в применении новых педагогических технологий. В таких условиях учитель должен обладать целым рядом качеств, позволяющих решать профессиональные задачи. Поэтому нам необходим – учитель - профессионал. Понятие «П едагогический потенциал» трактуется как «средства, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, использованы для достижения определённой цели, решения какой-либо задачи». Ведь какие бы изменения не происходили в образовании, педагог по-прежнему остается одним из основных носителей общественного прогресса, главным стратегическим и технологическим ресурсом. От его профессионализма, нравственных ценностей и интеллекта зависит не только качество образования, но и наше будущее. Осознание его приоритетной роли в преобразовании общества требует повышенного внимания к вопросам развития педагогического потенциала с тем, чтобы педагогические кадры соответствовали требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Изучая данный вопрос, можно сделать вывод, что профессионально – педагогический потенциал можно представить следующим образом:
Профессионально – педагогический потенциал Профессиональные знания, умения, навыки Профессиональная компетентность Рассматривая профессионально – педагогический потенциал как систему работы методической службы, предоставляется возможность управлять ее развитием. В школе создана комфортная образовательная среда, которая является своеобразной стартовой площадкой для развития кадрового потенциала. Ватинская общеобразовательная средняя школа оснащена компьютерной, интерактивной техникой на 100% , есть выход в Интернет, систематически пополняется библиотечный и медиафонды. Большинство учителей работают в специализированных кабинетах. Новой инновационной модели школы нужен и новый учитель. Педагоги понимают, чтобы достичь профессионального успеха, необходимо профессионально развиваться. Мы стремимся к тому, чтобы повышение квалификации педагогов в первую очередь отражалось на повышении качества образования учащихся. Одним из важных показателей, характеризующих качественный состав педагогических кадров, является их образовательный и квалификационный уровень. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Управление развитием потенциала основывается на следующих положениях: -ведущая роль принадлежит самому педагогу; -развитие происходит в совместной профессиональной деятельности педагогов, администрации, коллег других образовательных учреждений. Управление потенциалом состоит: -в возможности проявления профессионально-личностного творчества педагогов; -в реализации свободного выбора путей освоения образовательного пространства; -в санкционировании активности и «инициативы снизу», вовлечении большего количества педагогов в управленческую деятельность; -в создании условий для укрепления и развития способности к социальной адаптации при изменении условий обучения, труда, жизни; стимулировании творческой продуктивности и саморазвития педагогов. Одним из основных факторов управления качеством образования в нашем учреждении является демократический стиль управления (руководитель + педагоги), что позволяет принимать управленческие решения, направленные на развитие потенциала педагогов. Для максимального развития педагогического потенциала большое внимание уделяем таким факторам деятельности педагогов как:
перспективность
- престижность освоения новой педагогической технологии, акцентирование внимания на творческом характере работы, возможности профессионального роста и самосовершенствования;
защищённость
- создание комфортного социально-психологического климата, установление благоприятных отношений в сферах педагог – обучающийся, педагог – педагог, педагог – руководитель; Деятельностная Социальная компетентность Личностная компетентность Индивидуальная

коллективизм
- взаимоинформирование педагогов, участие каждого в планировании работы и реализации сообща принятых решений;
саморазвитие и карьерное продвижение -
предоставление педагогам условий для интеллектуального и профессионального роста;
самореализация
- предоставление возможности для реализации творческих замыслов, проявления своих способностей к разработке инновационных идей. Управленческие функции
,
способствующие реализации проекта:
диагностико-аналитическая функция
связана с познанием и самопознанием личности и профессионально-педагогической деятельности, её результатов, социально- психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.;
проектно-конструктивная функция
проявляется в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива, определении близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального потенциала, мастерства педагогов, самосовершенствования;
изыскательно-инновационная функция
связана с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, управленческих технологий, эффективных методов и приёмов развития потенциала педагогов;
организационно-регулирующая функция
проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного социально-психологического климата в нём; нахождении наилучшего практического применения способности и потенциала каждого члена педагогического коллектива; в организации и саморегуляции профессиональной деятельности педагога;
стимулирующая функция
выражается в активизации, стимулировании развития потенциала педагогов, его совершенствовании; формирования потребности в профессиональной самореализации;
информационно-нормативная функция
проявляется в оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики школьного воспитания, передового опыта общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с изменениями в функциональных обязанностях педагогов и т.п.
Этапы реализации проекта
№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные
I этап (2015-2016 учебный год)
1 Диагностика профессиональной подготовки учителя Сентябрь Методист 2 Диагностика уровня профессиональной компетентности учителя Октябрь Руководители МО 3 Диагностика педагогических затруднений в работе учителя Сентябрь Методист 4 Анализ профессионального поля: заполнение карт профессиональных затруднений учителя Ноябрь Методист 5 Создание временных проблемных групп, разработка плана по выявленным проблемам Ноябрь Методист, руководители АГПК 6 Составление карты индивидуального образовательного маршрута Декабрь Педагоги спец.дисциплин 7 Групповые и индивидуальные В течение года Методист
консультации 8 Ярмарка методических идей Февраль Педагоги 9 Диагностика профессионального успеха и затруднений Апрель Методист
II этап (2015-2016 учебный год)
1 Участие учителей в работе постоянно действующего семинара «Педагогическое мастерство» Октябрь, декабрь, февраль, апрель Методист 2 Разработка рабочих программ по учебным предметам, факультативным и элективным курсам Сентябрь преподавател и – предметники 3 Разработка программ по воспитательной работе Сентябрь Классные руководители 4 Разработка контрольно – измерительных материалов для проведения контроля знаний Сентябрь, декабрь, май Руководители филиалов 5 Участие учителей в работе творческой лаборатории по теме « Технология проблемного обучения», «ИКТ как способ повышения качества знаний учащихся» Октябрь, ноябрь, январь, февраль, март Руководитель филиала 6 Повышение квалификации через курсовую подготовку по выявленным проблемам В течение года Методист 7 Повышение квалификации через аттестацию В течение года Методист 8 Дни мастерства по реализации современных педагогических технологий Декабрь, февраль, март Методист, педагоги школы 9 Проведение дня диагностики регулирования и коррекции по проблеме «Развитие творческого потенциала учителя» Апрель Руководители ВПГ 10 «Круглый стол» по обмену опытом Май Методист
III этап (2015-2016 учебный год)
1 Участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» Ноябрь Хасанова А. Н., Сафуанова Г. Х. 2 Участие в конкурсе педагогических инициатив по использованию ИКТ Декабрь Землянушина А. Ю. 3 Диссеминация передового педагогического опыта (публикации статей) Октябрь, март Гамза О. А., Шамионова С. В., Карпенко Е. А.
В процессе реализации проекта:
- повышается качество знаний учащихся; - формируются предметные и ключевые компетенции; - возрастает познавательный интерес к предметам; - повышается рейтинг школы среди образовательных учреждений района; - повышается уровень профессиональной, педагогической, методической, технологической, информационной, дидактической подготовки. Конкурс педагогических инициатив по использованию информационно – коммуникационных технологий: 2010-2011 – I место (Шамионова С. В.), 2011-2012 – III место (Землянушина А. Ю.),
2012-2013 – III место (Землянушина А. Ю). Конкурс «Элита Российского образования» 2011-2012г. – диплом второй степени в номинации «Здоровьесберегающие технологии в образовании» 2008-2009г. – грант Президента РФ за высокий профессионализм, творческую инициативу (Шамионова С. В.) 2007-2008г. – грант Главы Володарского района в номинации «Образование и общество» (100.000 руб.), «Лучший родительский комитет» (30.000). Участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». 2008-2009г. – победа в номинации «Учитель – профессионал» (Шамионова С. В.), 2009-2010 – победа в номинации «Лучший конкурсный урок» (Никифорова А. Г.), 2011-2012 – приз зрительских симпатий (Сафуанова Г. Х). Участие в районной методической выставке 2009-2010 – сертификат за участие 2012-2013 – III место. 2012-2013 – грант премии Главы Нижневартовского района в номинации «Лучший социальный педагог образовательного учреждения» (Бактимирова К. К.). 2013-2014 - грант премии Главы Нижневартовского района в номинации «Лучший педагог» (Никифорова А. Г.). 2012-2013 – Всероссийский конкурс «Элита Российского образования» в номинации «Лучший урок» (Ильина Л. И.). Участие в районных методических конкурсах, фестивалях. 2009-2010 – III место за участие в конкурсе – фестивале «Методическая служба – новой школе». Публикации: - Гамза О. А. « Управление школой в условиях модернизации образования», «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» г. Тамбов, 2011г.; - Карпенко Е. А. «Проблемы экологического воспитания», «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» г. Тамбов, 2011г.; - Гамза О. А. «Проблемное обучение на уроках литературы», «Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке» г. Тамбов, 2012г; - Шамионова С. В. «Применение ИКТ на уроках физики», Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке» г. Тамбов, 2012г; - «Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы» (г. Нижневартовск, 2011г.).
Мониторинг

успеваемости и качества обучения учащихся студентов
Учебные годы Успеваемость Качество обучения 2010-2011 100% 44,25% 2011-2012 100% 47% 2012-2013 100% 48% 2013-2014 100% 50%
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе планируется разработка программы «Повышение квалификации учителей в условиях введения ФГОС ООО». Актуальность данной программы заключается в том, что в 2015 году образовательные учреждения перейдут на новые ФГОС ООО.

Предлагаю вниманию педагогической общественности выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методической работы школы. Думаю, редставленный материал будет интересен администрации школ. Буду благодарна за отклики. Автор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования

Г.А.Шейда

Заместитель директора школы по методической работе

(выступление на традиционной августовской конференции педагогических работников)

Вопрос совершенствования качества образования является актуальным как для российского образования в целом, так и для каждой конкретной школы в частности.

Система оценки качества образования в школе ставит определённые целевые ориентиры, которые являются планируемым результатом:

  • если речь идёт о материально- технической базе, то она должна быть достаточной и совершенной,
  • если кадры, то отличающиеся высокой квалификацией и мобильностью, умением находить такие способы воздействия на своих учеников, которые непростого современного школьника могут привести к пониманию важности процесса обучения.

Насколько же МКОУ СОШ № 20 г.Пласта соответствует выбранным критериям качества условий образования?

Эффективная организация учебного процесса опирается на прочную материально - техническую базу. Условия, которые созданы в нашей школе для осуществления образовательного процесса, позволяют организовать образовательный процесс на современном уровне.

Мы любим свою школу и стараемся не только приобрести новое, но и сохранить имеющиеся мебель и оборудование,

Великий А. Дистервег сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Каков собирательный портрет педагога в нашем учреждении?

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. В коллективе 51 педагог. Средний возраст – 40,5 лет, это возраст ответственных, зрелых, серьезных решений.

Образовательный ценз высок: 48 педагогов имеют высшее педагогическое образование (94%)

Уровень квалификации достаточно высок: 76% педагогов аттестованы на квалификационные категории.

Необходимо отметить, что количество педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию, возрастает.

Педагогических работников, прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет – 98%

Педагоги имеют награды и звания:

  • Почётные работники народного образования - 1
  • Отличники народного просвещения –1
  • Награждены Почётной грамотой Министерства образования РФ- 5
  • Почётная грамота Министерства образования Челябинской области – 13
  • Благодарность ЗСО Челябинской области – 2
  • Премия ЗСО Челябинской области – 1
  • Благодарность Политсовета ЧРО ВПП «Единая Россия» - 5
  • Грамоту управления образования -32

Профессиональный уровень коллектива позволяет осуществлять активную инновационную работу в содержании образования, в организации учебного процесса, в педагогических технологиях

Однако как в любом большом коллективе возникают проблемы

14 % педагогов - молодые специалисты со стажем работы до 5 лет, следовательно, априори они не могут быть аттестованы, что влияет на данный показатель.

32 % педагогов в возрасте до 35 лет, то есть в репродуктивном возрасте, это правильно, это счастье, но педагог на определенный период времени просто отстраняется от работы, потом опять проходит адаптацию на рабочем месте.

Важнейшим средством развития педагогического потенциала , соединяющим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, которая решает задачи всего педагогического коллектива и каждого конкретного учителя.

Задачи методической работы:

  • формирование ценностных установок и созидательной творческой педагогической среды;
  • создание инновационного поля и мотивационной среды учителя;
  • углубление и расширение знаний учителя, его профессиональных компетенций;
  • развитие креативного мышления педагога, его профессиональных ценностей

В школе через систему методических мероприятий проходит каждый педагог. Используются традиционные формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, методические семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

Каждый педагог в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме ШМО и школы. Итог этой работы - творческие отчеты, обобщение опыта перед аттестацией. Все материалы оформляются в портфолио и представляются на школьном и муниципальном конкурсе «Лучшее портфолио учителя».

Сегодня учителю необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И без педагогических технологий не обойтись. Учителями широко используются проектные, исследовательские, развивающие технологии обучения, проблемные творческие задания, учебно-исследовательская деятельность по всем предметам. Результатом такой работы становится представление открытых уроков во время ежегодного методического марафона «Приглашаю на урок», в котором принимают участие все учителя - предметники. В течение учебного года проводится еще и конкурс конспектов уроков, так как практика показывает, что сегодня учитель должен не только провести урок, но и уметь описать, как он владеет элементами той или иной педагогической технологии.

Перестройка содержания образования вносит достаточно серьезные изменения в обучение и воспитание школьников, что в свою очередь требует изменений деятельности учителя.

Этому способствует наполняемость учебного плана школы факультативными и элективными курсами. В течение последних лет в учебный план вводились курсы «Русская словесность», это обусловлено наличием квалифицированных кадров, рекомендациями инструктивно – методических писем министерства образования. На основе результатов системного мониторинга потребности в образовательных услугах мы обеспечили изучение русского языка, литературы, обществознания на профильном уровне при получении среднего общего образования. Для этого есть все предпосылки: кадры, информационная среда, материальные ресурсы. Учебный план среднего общего образования позволит углубить изучение вышеназванных предметов и завершить базовую подготовку учащихся по непрофилирующим направлениям образования. Оцениваются результаты учебных достижений старшеклассников на основе положений Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области. Мы считаем необходимым ввести процедуру промежуточной итоговой аттестации обучающихся, иначе говоря, независимую экспертизу 8-ых и 10 -го классов в рамках внутришкольной системы оценки качества образования.

Мы уверены, что данная процедура позволит повысить результаты ЕГЭ. В нашей школе они стабильные, мы ежегодно вручаем аттестаты всем учащимся, но результаты ЕГЭ могут быть более высокими.

В методической работе активно участвуют молодые учителя, которые находят поддержку администрации, коллег.

Опытные педагоги оказывают помощь молодым, система наставничества, которая действует школе, дает свои результаты. Мы убеждаемся, что конкурентоспособным может быть учитель любого возраста.

Возможность предъявить результаты своего труда дают конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный». Учителя нашей школы обязательно участвуют в муниципальных конкурсах и становятся призерами.

Важным условием повышения эффективности работы педагогов является сотрудничество с педколлективами других школ.

Мы проводим некоторые методические мероприятия с приглашением педагогов других школ района. Это большие межшкольные семинары для руководителей школ и учителей по темам: «Организация проектно – исследовательской работы с учащимися как один из методов формирования познавательного творческого потенциала учащихся» и «Современный урок».

Теперь каждый педагог сетевого сообщества, с одной стороны, является уникальным ресурсом сети, с другой - имеет возможность развивать свою профессиональную компетенцию за счет общих ресурсов.

Реализация модели взаимодействия школ открывает новые возможности для повышения качества образования. Такая образовательная среда позволит существенно расширить контакты педагогов, иначе выстроить свои индивидуальные маршруты самообразования. Тем более, что опыт сетевого общения есть: 70 % педагогов зарегистрированы в различных педагогических интернет - сообществах.

Большое количество изменений, происходящих в образовании, настоятельно требует от педагога готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях. Ученые считают, чтобы адекватно реагировать на изменения, нужно свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость .

Одна ведущая международная консалтинговя компания провела исследование, суть которого состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Оказывается, в успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё, кроме того, что учить детей. Именно дополнительное увлечение или хобби (туризм, дайвинг, цветоводство, рыбки и т.д.) делает учителя специалистом в ещё одной области, а это в свою очередь вызывает дополнительный интерес к личности педагога. Во время подготовки к районному семинару для руководителей школ, администрация предложила педагогам подготовить выставку изделий, выполненных ими на досуге. Экспонатов оказалось столько, что под выставку пришлось освободить целый класс. Учитель может все!

А участие педагогов в смотре художественной самодеятельности помогает выявить талантливых в исполнительском мастерстве. Таким образом, подтвердились слова, что талантов нам учительских не счесть. Поэтому я советую нам всем найти время для своих увлечений, чтобы легче перенести все сложные моменты повседневности.

Один философ сказал: «Чтобы найти себя - надо себя переделать». В стремительно меняющимся мире учитель обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, деятельного, творческого человека. Творчество, креативность - это самый главный фактор обновления качества образования. Педагогов, решивших развивать свой творческий потенциал, не сломают никакие стандарты, ЕГЭ, эксперименты.


Пантелеева Ирина Валентиновна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ,

МБОУ гимназия №3, г. Грязи

Все, что происходит сегодня в сфере образования, направлено на выполнение одной из главных задач – повышение качества и эффективности образования.

Особое внимание хотелось бы уделить одному из направлений программы «Наша новая школа», а именно: «Развитие учительского потенциала» .

Управление современной школой – это один из сложных процессов. Руководителю образовательного учреждения необходимы не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но практические и теоретические знания из области менеджмента.

Все преобразования, происходящие сегодня в сфере образования, направлены на выполнение одной из главных задач – повышение качества и эффективности образования. А решить эту задачу под силу только профессионалам.

В чем же состоит профессионализм? Может быть, это доскональное знание предмета? Или способность чувствовать состояние ребенка? Или что-то еще? Профессионализм – характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа учителя. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач.

Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.

И первое из них – это комфортная образовательная среда учреждения, которая является стартовой площадкой для развития кадрового потенциала и включает в себя материальную базу учреждения, его техническое оснащение и финансовое обеспечение.

Мы делаем ставку на эффективную кадровую политику, способствующую созданию коллектива педагогов, готовых к творчеству и инновации. Именно поэтому создана целая система стимулов для сохранения лучших учителей и пополнения новым поколением педагогов, способных работать в современных условиях. Это - модель системы оценки качества образования, эффективно работает механизм по начислению стимулирующей части оплаты труда по результатам работы, что является основой повышения средней заработной платы. Таким образом, может быть решена задача доведения средней заработной платы педагогических работников до уровня средней по региону.

Стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы его научно-методическая деятельность. Для этого школа может принимать участие в опытно-экспериментальной работе «Апробация организационных механизмов введения Федерального государственного образовательного Стандарта основного общего образования», реализовывать, например, и программы «Одарённые дети, дети с повышенной мотивацией к учёбе», «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности» и другие. Работа с такими программами позволяет каждому учителю почувствовать, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников.

От образования человека зависят его личная и профессиональная судьба, и прогресс общества в целом. Наши выпускники поступают для продолжения обучения в различные образовательные организации, занимая в них бюджетные места, выбирают для себя востребованные на сегодняшний день специальности, чтобы впоследствии принести несомненную пользу стране и обществу, родной стране.

Безусловно, этому способствуют высокие показатели выпускников на государственной итоговой аттестации.

Особое внимание необходимо сосредоточить на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, таким образом реализовывать программу «Доступная среда»

Радует возросшая в последние годы активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя.

Подтверждением высокого профессионализма педагогов являются достижения их учеников.

Одно из важнейших направлений кадровой политики гимназии – распространение результативного педагогического опыта. Оно осуществляется на семинарах, конференциях, путём публикаций и издательской деятельности педагогов и их учеников.

Инновационной модели школы нужен и новый учитель. Значит ли это, что прежнего учителя надо сбросить с «корабля современности»? Ни в коем случае. Просто нужно перейти к формуле, по которой живут в цивилизованном мире, - «образование через всю жизнь».

Наши педагоги сегодня уже поняли: чтобы достичь профессионального успеха, недостаточно однажды окончить вуз и почивать на лаврах до пенсии, будучи убежденным в своих раз и навсегда полученных знаниях. Именно поэтому необходимо системно проводить работу по повышению квалификации и по аттестации кадров.

Все вышеперечисленное позволяет успешно решать вопросы повышения эффективности образования в условиях модернизации образовательной среды школы.

Список литературы

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2.Десять признаков профессионала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elenalazarenko.ru/page26.html